Исследовательская деятельность дошкольников.
статья (старшая группа) на тему

Хабибуллина Файруза Фанисовна

Интеллектуальные умения формируются постепенно  в активной повседневной жизни. Его полноценное развитие зависит от разнообразной и интенсивной поисковой деятельности. Для того ,чтобы дети не потеряли интерес  к окружающему миру важно вовремя поддержать их стремление  исследовать все и вся, вовремя объяснять и отвечать на интересующие их вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Хабибуллина Файруза Фанисовна,                                               воспитатель МБДОУ«Детский сад

                          №18 «Улыбка» г.Азнакаево.

Исследовательская деятельность дошкольников.

«Самое лучшее открытие – то,

которое ребенок делает сам!»

Ральф У. Эмерсон

Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к адекватным методам познания и рефлексии собственного мышления и поведения, что выражено в повышенном внимании к исследовательским методам обучения и к проектированию. Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.Познавательно-исследовательская деятельность является основным видом  деятельности наряду сигровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной. Как известно, акцент в дошкольном образовании перенесен с усвоении конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.В процессе формирования у детей дошкольного возраста интеллектуально познавательных умений  педагог решает, в первую очередь, следующие задачи:

  • обучает детей системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов.
  • формирует умение сравнивать, группировать,  обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.

   Мы знаем, что интеллектуальные умения формируются постепенно в активной повседневной жизни. Его полноценное развитие зависит от разнообразной и интенсивной поисковой деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся, вовремя объяснять и отвечать на интересующие их вопросы. Нужно создать такие условия, где ребенку предоставляется, возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?». Это помогает ему думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Знания и умения усваиваются все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в ДОУ. Наша задача - так строить деятельность детей, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

Мы знаем, что в старшем дошкольном возрасте продолжается обогащение опыта по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций. Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, разработали перспективный план опытов и экспериментов, в группе создали соответствующую образовательную среду, центром которой является экспериментальный уголок, которому дали название «Лаборатория Мудрой Совы». В уголкеимеется необходимое и интересное оборудование, разнообразный материал для исследований, элементарных опытов.Тетушка Сова рассказала нам о своей лаборатории, показала лабораторную посуду, простые приборы, знакомила объектами живой и неживой природы. Напомнила о правилах поведения в ходе экспериментов и опытов, о мерах безопасности при работе с оборудованием. В уголке книг дети постоянно находили новые книги, справочники, энциклопедии, иллюстрированные книги и журналы о животных, птиц, растений, доступные для детского восприятия информативные тексты, художественную литературу. Чем больше дети получали информацию, тем больше появлялись у них вопросы. Вместе с Тетушкой Совой искали на них ответы. Наши дети тоже проявили активность в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов. С детьми проводили эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например, организуя стирку в кукольном уголке, решили проверить, где быстрее высохнет белье: на улице или на батарее, и почему? Вспоминая сказку «Три поросенка» искали ответ на вопрос: «Почему домик Наф-Нафа не смог разрушить Волк и почему?». Исследовали солому, прутик и кирпичик. Дети пробовали на них дуть, пробовали ломать. В результате исследования пришли к выводу: для строительства дома самый надежный материал –это кирпич. Также провели исследование свойства воды, песка, воздуха, магнита. Знакомя детей со свойствами снега, обращали внимание детей на связь между температурой воздуха и состоянием снега, на его защитные свойства. Узнали, какие бывают снежинки и что с ними происходит, когда они падают на землю, почему снег скрипит под ногами. Дети рассуждали на такие темы как «Что было бы, если зимой не будет снега, а летом не будет дождя».Также узнали, как готовят соки, варенье, джем. Что из них полезнее и почему. Ежедневно искали ответы на разные вопросы о живой и неживой природе. Следует отметить, что при проведении опытов с объектами живой природы мы придерживаемся главного правила: «Не навреди».Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. Работая над проектом «Птицы зимой», мы  провели исследования с целью выяснения, каким кормом  нужно подкармливать птиц зимой, а какой корм вредит здоровью птиц. Дети были удивлены, узнав информацию,  что противопоказано давать птицам крошки черного хлеба. Он может забродить в желудке птицы и вызвать отравление. Предложили детям проверить. Взяли крошки хлеба,  намочили в воде, оставив на некоторое время, увидели, что крошки действительно набухли. Такой же эксперимент провели с перловой крупой, горохом и чечевицей. Ежедневно меняя корм на кормушках, которые нам смастерили папы, узнали, что из круп птицы охотно поедают овсянку и пшено. Синицы охотно клевали сало. В морозную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую погоду. Больше всего прилетали синицы, воробьи. И они появлялись в одно и тоже время. Синицы предпочитали кормушки из пластиковых бутылок, а воробьям понравились фанерные домики с крышей. Синицы вели себя скромно, аккуратно, что не скажешь о воробьях.

После длительных выходных, дети на прогулке заметили, что под рябиной снег имеет красно-оранжевый цвет. При обследовании снега увидели остатки плодов рябины. Дети догадались, что птицы в их отсутствии полакомились плодами рябины. У детей возник вопрос, что так привлекает птиц к рябине, что же именно они клюют, а что остается на снегу.  Решили провести  исследование в нашей лаборатории. Взяли плоды рябины, стекой аккуратно открыли ягоды, увидели семена. Они были настолько мелкими, пришлось рассматривать их через увеличительное стекло. Дети сделали вывод, что птицы едят только семена, а кожица плодов остаются на снегу под рябиной.Узнали много интересного из жизни птиц, самое главное, дети запомнили: как птицам сложно добывать корм из–под снега, как мы можем помочь им пережить холодный период года.

Устраивая огород на подоконнике зимой, с детьми находили ответы на вопросы: «Где лучше растет лук (в воде или в земле), «Что нужно делать, чтобы быстрее взошли семена?», «Что произойдет с рассадой, если ее не поливать?»

 Ни одна воспитательная или образовательная задачане решается без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Организуем «Дни открытых дверей», где родителям даем возможность «погружения» в жизнь нашего дошкольного учреждения, непосредственного участия в играх, занятиях, исследовательской деятельности.

Проводим консультации, разработали памятку родителям «Как помочь маленькому исследователю?». На информационном стенде «Хочу все знать»имеются материалы  с подробным описанием элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести с ребёнком в домашних условиях.Напоминаем родителям, о некоторых правилах, которые необходимо соблюдать при организации деятельности: учить ребенка действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций; не сдерживать инициативу ребенка; не делать за него то, что он мог сделать или может научиться делать самостоятельно; не спешить с вынесением оценочных суждений.

После занятий по экспериментированию дети с удовольствием рассказывают освоих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребёнком стало увлекательным занятием для многих семей. Увлеченно поработали дома родители со своими детьми, отвечая на вопрос: «Почему очищенный картофель без воды чернеет?». Дети увлеченно рассказывали о том, как они с помощью терки, картофеля и воды добывали крахмал, и мама им потом варила из крахмала кисель, добавляя вкусное варенье. Важно было то, что ответ на вопрос они нашли сами.

Исследовательская деятельность, является одним из самых эффективных путей для развития потенциала личности. Самое главное, вовремя поддержать ребенка, тогда из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.                           

Используемая литература:

-Арсеньева М.С. Значение детского экспериментирования для детей дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание. – 2012 - №4. – С. 54-57.

-Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012

-Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.

-Е.Е.Крашенников, О.Л.Холодова Развитие познавательных способностей дошкольников.Для занятий с детьми 4-7 лет М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей  группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой

Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...