Конспект ДОУ "Дымковская Игрушка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

ИринаСоколова

Конспект предназначен для детей старшей группы ДОУ для занятий по рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dymkovskaya_igrushka.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

Знакомить детей с историей дымковской игрушки, приобщать к истокам русской культуры. Расширять представления об особенностях узоров и цветового решения при раскрашивании дымковской игрушки.

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты. Развивать речь, творческую  активность в процессе изобразительной деятельности; чувство симметрии, ритма.  Обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

Оборудование для педагога:

Письмо, иллюстрации и изделия народного промысла, презентация, мультимедийная  доска, презентация «В мастерской дымковской игрушки»

Оборудование для детей:

Заготовки форм, кисти, краски баночки для воды, салфетки палитра.

Введение в ситуацию:                                                                                                                       Дети,  нам, в детский сад пришло письмо из села Дымково. Посмотрим, о чем  нам пишут.                                                                                                              Здесь загадка:

Солнце яркое встает,                                                                                                          Спешит на ярмарку народ.                                                                                                    Покупают люди сушки,                                                                                                         И отличные игрушки.

А какие, отгадайте:

Веселая белая глина,                                                                                                                                      Кружочки, полоски на ней,                                                                                                              Козлы и барашки смешные,                                                                                Табун разноцветных коней,                                                                                                              Кормилицы и водоноски,                                                                                                                       И всадники, и ребятня,                                                                                                              Собачки гусары и рыбки.                                                                                                                          Скорей, отгадайте, друзья,                                                                                                             Какие это игрушки?                                                                                                                                        - Правильно, это Дымковские игрушки.   Хотите узнать, почему их так называют? (Да!) Тогда послушайте сказку:

Чтение воспитателем сказки:

Жил-был царь. Как только узнает царь, что у кого-нибудь появилась новая игрушка, сразу забирает ее себе. Вот однажды ехал он по берегу реки Вятки, мимо Дымковской слободы и увидел игрушки - свистульки, которые делал местный мастер для детей, и захотел завладеть ими.  Детки заплакали, и царь пожалел их.                                                                                                                                                               Он спросил: «Кто делал эти забавные игрушки?»                                                                            «Да есть у нас мастер»,- ответили ему.                                                                                        «Ведите меня к нему немедленно! – приказал царь.                                                             Привели царя к мастеру в маленькую избушку. Царь сказал Даниле-мастеру: «Даю тебе неделю сроку, чтобы сделал ты мне все игрушки, которые умеешь делать, а не то, голова с плеч»! Запечалился мастер. На изготовление каждой игрушки уходило много времени: сначала игрушку нужно было вылепить,  обжечь в печи, затем раскрасить, покрыть глазурью, и снова обжечь в печи. Узнали местные жители о такой беде, пришли помогать Даниле мастеру. Одни лепят, другие обжигают, третьи раскрашивают (Данила мастер научил всех, кто пришел ему помогать,  своему ремеслу). К концу недели были готовы красочные игрушки: барашек, балалаечник, козлик, барышня, курочка, котик, индюк и многие другие.  Царю, игрушки  очень понравились и пошла слава об игрушках по всей земле. Стали люди из других городов и сел покупать эти игрушки. Так появилось название «Дымковская игрушка». (Во время рассказывания сказки, воспитатель показывает детям иллюстрации игрушек).

В старину у детей было мало игрушек, поэтому они очень любили дымковские, яркие, колоритные и звонкие.  Дымковские свистульки любили и взрослые. Они верили, что свистом отгоняют нечистую силу. Это происходило в  конце зимы во время праздничных гуляний – свистоплясок.

Физкультминутка. Игра «Угадай по голосу».

Дети становятся в круг (водящий в центре круга с завязаными глазам), берутся за руки, и, идя по кругу,  хором говорят:                                                                                                                          «Мы немножко порезвились,                                                                                                           Все  на шаг переместились.                                                                                          Ты загадку отгадай,                                                                                                                                         Кто позвал тебя, узнай!»

Дидактическая игра «Какая игрушка лишняя»  Воспитатель раздает детям карточки с изображением разных игрушек. Задача детей: найти игрушку на своей карточке, которая дымковской не является.

 - А  сейчас мы с вами побываем в гостя у дымковских мастеров.

Просмотр презентации «В мастерской дымковской игрушки.

Подготовка к самостоятельной изобразительной деятельности детей

Воспитатель предлагает детям рассмотреть элементы узоров дымковской росписи: волнистая линия, круги, мелкие и крупные точки, клетки дуги и анализирует с детьми цветовое решение.

                                                                                                                      Самостоятельная изобразительная деятельность детей

  Воспитатель дает детям заготовки с изображением игрушек, и предлагает украсить  их дымковской росписью с помощью гуашевых красок и намечает перспективу отправить рисунки царю письмом.

Самостоятельная деятельность детей.

Анализ творческих работ детей:

Воспитатель показывает всем работу Артема и комментирует:

Вот индюк нарядный,                                                                                                                    Весь такой он складный.                                                                                                                         У большого индюка -                                                                                                                Все расписаны бока.

(Аналогично и с другими детскими работами)

Индюк сказочно красив,                                                                                                                     Он напыщен и красив.                                                                                                     Смотрит свысока вокруг.                                                                                                       Птица важная индюк

У нее наряд красивый:                                                                                                                  Сидит кокошник горделиво.                                                                                                            Как лебедушка плывет,                                                                                                                      Воду  в дом она несет. (Водоноска)

Через горные остроги,                                                                                                                   Через сопки деревень,                                                                                                           Длинноногий, длиннорогий,                                                                                                    Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся,                                                                                                        Удержать не хватит  сил.                                                                                                                         И за хвост не удержаться,                                                                                                                Если вожжи упустил.

В Дымкове, за Вяткою рекою,                                                                                                          Драгоценный продолжая труд,                                                                                                               Не ища на старости покоя,                                                                                                     Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка,                                                                                                                      Расписал ему бока.                                                                                                                                  Кто-то расписал синицу,                                                                                                         Или красную девицу.

Слава вятским мастерам,                                                                                                                   И умелым их рукам!                                                                                                                                      Всем спасибо говорим,                                                                                                                       И за все благодарим!

Рефлексия.

Ребята, какая Дымковская игрушка вам больше всего понравилась?  Какие узоры  у вас лучше всего получились?

Молодцы! Вы все справились с заданием. Красиво расписали игрушки.                                Ваши работы мы отправим ценным письмом царю, пусть любуется и радуется.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Народная игрушка глазами детей"

конспект открытого интегрированного занятия  для детей старшего возраста....

Конспект "Новогодние игрушки"

Конспект "Новогодние игрушки"...

Конспект занятия "Игрушки"

Конспект занятия на тему: "Игрушки" для детей старшего возраста...

Конспект «Любимые игрушки». А. Барто.

Чтение и заучивание стихотворений Барто....

Конспект НОД "Игрушки вокруг нас"

Конспект НОД  "Игрушки вокруг нас"...

конспект занятия "Игрушки"

конспект занятия по речевому развитию в соответствии с ФГОС....