В детский сад идти пора
статья на тему

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке,а для ребёнка

детский сад ,несомненно,является новым ещё не известным пространством,

с новым окружением и новыми отношениями.Каждый ребёнок привыкает по

 своему.Однако ,можно отметить некоторые закономерности:

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_s.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

В детский сад идти пора

Это утверждение выглядит неоднозначно - конечно,если взглянуть на него с

разных точек зрения.

Идти пора? "Мне необходимо найти работу после декретного отпуска,чтобы не

потерять место работы и хорошую зарплату".

Идти пора? " В детском саду быстро отучат от соски и памперсов".

Идти пора? "Малыш тянется к сверстникам ,он готов к общению".

Идти пора? " Надо развивать ребёнка,готовить его к школе".

Идти пора? Куда? Зачем? Без мамы? Бунтует душа того,кому предстоит изменить

обычный уклад жизни,кого впереди ждёт полная неизвестность.

Именно неизвестность прежде всего пугает родителей малышей.Они задают

десятки тревожных вопросов: как ребёнка встретят? Как он может справиться с

туалетом,одеждой?Не останется ли голодным? Не будет ли плакать?

Не заболеет ли? Какие люди будут о нём заботиться? - по принуждению или с

любовью к детям?

Опасения родителей имеют основания.Когда ребёнок приходит в д/сад

резко меняются условия его жизни : режим дня,температура помещения,

требования к одежде,характер питания,воспитательные воздействия,стиль

общения с окружающими.Всё это действует на малыша.

Медики,педагоги,психологи отмечают период адаптации к дошкольному

учреждению требует от ребёнка большого нервного напряжения.Поэтому иногда

период адаптации присходит настолько тяжело,что ребёнок заболевает.

Родители ищут причину болезни и обычно находят её в простуде,инфекции.

Но. Как показывает опыт,не редка ребёнок начинает болеть- т.к. болезнь это

ответная реакция ребёнка на психоэмоциональное напряжение,которая

угнетает защитные силы организма.Обычно здоровые дети привыкают к новым

условиям за несколько дней,и таких последствий у них не возникает.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке,а для ребёнка

детский сад ,несомненно,является новым ещё не известным пространством,

с новым окружением и новыми отношениями.Каждый ребёнок привыкает по

 своему.Однако ,можно отметить некоторые закономерности:

Во - первых,надо понимать,что до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности

общения со сверстниками,она пока не сформировалась.В этом возрасте

взрослый выступает для ребёнка как партнёр в игре,образец для подражания и

удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и

сотрудничестве.Сверстники этого дать не могут ,поскольку сами нуждаются в том

же.   Поэтому нормальный ребёнок не может быстро адаптироваться к яслям,

поскольку сильно привязан к матери,и её исчезновение вызывает бурный

протест ребёнка,особенно если он впечатлительный и эмоционально

чувствительный.

Дети 2 - 3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и

новыми ситуациями общения.

Эти страхи - одна из причин затруднённой адаптации,боязнь новых людей

и ситуаций приводит к тому,что ребёнок становится более возбудимым,

ранимым,обидчивым,плаксивым.

Мальчики 3 - 5 лет более уязвимы в плане адаптации,чем девочки,

поскольку в этот период они

больше привязаны к матери и более болезненно

реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит

легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают

на следующий парадокс: чем раньше ребёнок будет отдан в дошкольное

учереждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен

в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребёнок установит не

с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его

эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребёнок может не испытать

глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью,тем

труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут

преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребёнка.

Если адаптация к яслям или детскому саду не проихошла в течение

1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребёнком не всё в порядке и нужно

обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов, средний срок адаптации

в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в

старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Конечно, каждый ребёнок по - разному

реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные

в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери,

привыкшие к исключительному вниманию, не уверенные в себе.

Родителям,заметившим,что у их ребёнка проблемы с адаптацией,

можно посоветовать в первую очередь поговорить с воспитателем.

Ребёнку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны,т.к.другие

дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом,

излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет

серьёзным тормозом.

Осложняющим фактором адаптации являются и конфликты в семье,

необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные

черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками.

Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются,  

поэтому не могут быть принятыми в группе.

Если ребёнок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский

сад нужно не раньше 3 лет – девочку и 3,5 лет – мальчика.

Если ребёнок – единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи,

его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть

вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой.

Затем несколько дней можно приводить ребёнка в сад и забирать до начала

дневного сна. В зависимости т поведения ребёнка время пребывания нужно

постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные

эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребёнок чувствует себя скованно,

напряжно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной

невроза.

Основные принципы работы по адаптации детей

1.Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.

2.Постепенное заполнение групп (приём 2-3 малыша в неделю)

3.Неполное пребывание ребёнка в начальный период адаптации

(2-3 часа пребывания с мамой).

4.Гибкий режим пребывания ребёнка в детском саду(свободное время прихода,

дополнительные выхлдные дни)

5.Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.

6.Ежедневный контроль за состоянием здоровья,эмоциональным состоянием,

аппетитом,сном.

Тип личности ребёнка существенно обусловлен определёнными

условиями воспитания в семье,особенностями отношений,общения с ребёнком

организации его деятельности,характером оценок близких,стилем жизни семьи

и местом,которое в нём занимает ребёнок.

У родителей,плохо знающих специфику работы воспитателя,его

личностные качества,особенности общения детей в группе,- возникает предвзятое

негативное отношение,недоверие к сотрудникам д/сада.

за ребёнком не следят,воспитатели ничего не делают,дети сами по себе и т.д

Недоверие усиливает чувство тревоги,ожидание неприятностей.

В результате родители,часто выбирают диструктивную,стратегию адаптации:

игнорирование работы детского сада,демонстрация агрессии,конфликтное

поведение.

Непозволительно,чтобы мама занимала позицию наблюдателя,давала указания,

кртиковала в присутствии детей , в таких случаях обратиться к психологу,

методисту.

Адаптация ребёнка к детскому саду - это в первую очередь адаптация семьи.

Если родители будут доверять работникам детского сада,адаптация пройдёт

быстрее и легче.

Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты о ребёнке на основе

своих наблюдений.

Цель анкетирования-выявить представление родителей об индивидуальных

особенностях своего ребёнка.

Анкета для родителей

Ваш ребёнок скоро станет воспитанником д/сада.Он впервые переступит

порог учреждения,где ему придётся на некоторое время остаться без Вас.

Мы хотели бы предупредить нежелательные проявления ребёнка,помочь ему

легко войти в детский коллектив,быстрее наладить взаимоотношения с воспитат.

А для этого мы хотели бы лучше узнать и понять вашего ребёнка.

Расскажите о нём.

1. Ф.И.О.заполняющего анкету.

2. Фамилия,имя ребёнка.

3. Какое настроение чаще всего бывает у вашего ребёнка?(нужное подчеркнуть)

Бодрое,уравновешенное.Неустийчивое,раздражительное.Подавленное.

4.Какой у вашего ребёнка аппетит (нужное подчеркнуть)

Хороший.Избирательный.Неустойчивый.Плохой.

5.Как ваш ребёнок засыпает (Нужное подчеркнуть).

Быстрое ( до 10 минут),Неустойчивое,медленное.

6.Как спит  (нужное подчеркнуть).

Продолжительность сна соответствует возрасту,неустойчивая продолжительность

сна, не соответствует возрасту.

7. Умеет ли он самостоятельно играть?(нужное подчеркнуть)

Умеет,не всегда,самостоятельно не играет.

8.Легко ли идёт на контакт со взрослыми? Легко,избирательно,трудно.

9.Как переносит разлуку с матерью?

Легко,быстро успокаивается,тяжело.

10.Какие сложности вы испытываете в воспитании ребёнка.( указать).

Проанализировав ответы родителей,педагоги могут увидеть достижения

детей  в самообслуживании, в игре,обнаружить затруднения ребёнка и

выявить наиболее значимые проблемы его воспитания,которые волнуют

родителей.Результаты такого анализа позволят определить содержание

предстоящих встреч и выстроить разговор с учётом особенностей детей.

Родители должны ознакомиться с режимом дня дошкольного учрежден.

и постепенно скорректировать домашний режим ребёнка,а также выполнять

рекомендации педагов  по подготовке детей к поступлению в дошкольное учреж.

Советы родителям как помочь ребёнку легче пережить процес перехода

из дома в детский сад.

1.  Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним

детские парки и площадки,приучайте к игре в песочнице,на качелях,ходите на

дни рождения друзей,наблюдайте как он себя ведёт- стесняется,уединяется,

конфликтует,дерётся или легко находит общий язык,контактирует со сверстниками

раскован.

2. Познакомтесь с воспитателями группы заранее.

3. В первые дни посещения не оставляйте ребёнка одного,побудьте с ним.

4.Дайте ребёнку в садик его любимую игрушку,постарайтесь уговорить оставить

её ночевать в садике а на утро снова с нею встретиться.Если ребёнок на это не

согласен,пусть игрушка ходит вместе с ним,расспрашивайте,что с игрушкой

происходило в детском саду,кто с ней дружил,никто-ли не обижал.,таким

образом,вы узнаете о том как вашему малышу удаётся привыкнуть к детскому

саду.

5. Позаботьтесь о том,чтобы все вещи были максимально простыми и удобными

без лишних застёжек и пуговиц,обувь на липучках или на молниях.Освоить

шнурки ребёнку трудно,поэтому пусть учится завязывать их дома без спешки.

Вместо рубашки приготовьте водолазку,вместо кофты-свитер.В общем,главное

чтобы ребёнок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.

Чтобы ребёнку легко было убирать свои вещи,позабоьтесь о

петельках на одежде,удобных для ребёнка.Сделайте маркировку одежды.

Целесообразно указать не только имя и фамилия ребёнка,но и условный

символ,познакомить с ним малыша,чтобы он легко узнавал свою одежду.

Дома организуйте вешалку для верхней одежды так,чтобы она была доступна

малышу,и он сам мог самостоятельно после прогулки вешать свои вещи.

Не делайте этого за ребёнка ,но наблюдайте за выполнением требования,

помогайте,напоминайте,хвалите за то-что он сам,без напоминания убирает

свои вещи на место.

6.

Перед сном поставьте рядом с кроваткой ребёнка стульчик для одежды.

Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать её на стульчике,

и одевать то,что вы ему приготовили.

Стремитесь чтобы ребёнок знал названия одежды,правильно указывал на неё.

Поощряйте , используйте игровые приёмы (Мишка смотрит , как ты сам одеваешся

Не торопите ,сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий

терпения и многократных упражнений.

7. Наблюдайте за тем,как у него складываются необходимые умения и навыки.

Пользоваться индивидуальными предметами,вытирать ноги у входа,

опрятно есть,держать ложку в правой руке,пользоваться салфеткой,

здороваться и прощаться со взрослыми,выполнять элементарные правила на

улице и в помещении,не топтать зелёные насождения,бросать мусор в

специально отведённые места,аккуратно пользоваться туалетом,не выходить из

за стола ,не окончив еды, после неё говорить "спасибо" , не кричать, не машеть

другим детям во время игр, за столом, в спальне, при одевание,раздевание,

Проявлять внимание, сочувствие к сверстникам (делиться игрушками,

уступать), отзываться на просьбу другвоа ребёнка,помогать ему, называть

по имени отчеству своих воспитателей, знать своё имя, бережно относиться к

вещам и игрушкам.

Спокойно и самостоятельно играть, доброжелательность и с симпатией

относиться к товарищам по игре,совместно с другими детьми пользоваться

другими игрушками.

8. С воспитателем группы, куда поступит малыш,нужно познакомиться заранее,

сообщить ему каким ласковым словом называют ребёнка дома,рассказать о его

привычках и особенностях поведения.

9.Необходимо и в выходные дни,когда ребёнок дома,придерживаться режима

дня,принятого в саду.Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких

дней выбивают ребёнка из привычного ритма,вновь и вновь требуют от него

перестройки,а это даётся ему с большими трудностями,вызывают излишнюю

нервозность.

10.Если у ребёнка к моменту поступления в дошкольное учреждение,сохранилась

привычка к укачиванию,сосанию пустышки во время игры,то утучать от неё надо

постепенно.

11.Необходимо подготовить следующее:сменную обувь с удобной застёжкой,

бумажные платочки,два комплекта нижнего белья,запасную рубашку,платье,

пустой мешок для испачканной одежды.

Мы желаем вам успехов в подготовке к такому важному и волнующему

периоду в жизни малыша - это озночает , что он взрослеет.

Список литературы:

1.   Л.В.Белкина  "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"  

      ТЦ "Учитель" Воронеж  2006 г.

2.   Т.В.Иванова "Адаптация ребенка к ДОУ"

      ИТД "Корифей"  Волгоград  2009 г.

3.   Фромм А. Азбука для родителей  1991 г.

4.   О.И. Давыдова  "Адаптационные группы в ДОУ :

       Методическое пособие 2006 г.

5.    Л.Баданина - кандидат психолодических  наук

      "Дошкольное воспитание" № 5  2007 г.

6.    Е.В. Васильева "Дошкольное воспитание" 2006 г. № 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки ребенка к детскому саду "В детский сад идти пора"

Как следует готовить ребенка к поступ­лению в детский сад. Как надо вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад.Неко­торые рекомендации воспитателям и спе­циалистам,...

В детский сад идти пора, что нужно знать и уметь ребенку и родителю

Консультация поможет узнать для родителей, что должен знать и уметь ребенок придя в детский сад. Чем больше ребенок знает и умеет, тем легче пройдет у него адаптация....

В детский сад идти пора

Рекомендации родителям детей, которые идут в младшую группу...

"В ДЕТСКИЙ САД ИДТИ ПОРА"

Консультация для родителей...

Проект "Мама, папа, я в детский сад идти пора"

laquo;Мама, папа, я – в детский сад идти пора»Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский, групповойВозрастная группа: первая младшая «Колобок»Продолжительность: ...

для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети

для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...

Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «В детский сад идти пора»

Актуальность.Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные дл...