ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ
статья (старшая группа) на тему

Илларионова Лидия Васильевна

Воспитание духовной нравственности в детях является одной из важных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozhdestvenskie_chteniya_illarioenova.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

        Илларионова Л.В.,

воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад №35 «Родничок»

г. Губкин

Белгородская область

ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ

       Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учётом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества.  Воспитание духовной нравственности в детях является одной из важных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

        Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством – духовностью. Дошкольный возраст – период активного познания мира, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребёнок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всё последующую жизнь и упущения в этом возрасте не навёрстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

       Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребёнка. Воспитание     его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека.

       К сожалению, многие родители и педагоги утратили чёткие представления о закономерностях, определяющих развитие ребёнка в тот или иной период детства. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со  взрослыми и сверстниками.

       Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребёнку форму и нормы поведения. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру и другим людям. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей. Именно поэтому уделяем большое внимание работе с родителями, помогаем укрепить статус семьи в духовном становлении  личности ребёнка через родительские собрания, частные беседы, круглый стол, праздники.

       «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе... Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой»[2,с.4-7].

        Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог Сухомлинский В.Н усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.

       Работа нашего детского сада направлена на приобщение детей к православным традициям через изучение истории, отечественной культуры, своеобразии родного края и страны в целом.

        На занятиях познавательного цикла знакомим детей с историей своего города, Белгородским краем, народным костюмом, православными праздниками, людьми, прославившими нашу землю. Через сюжетно-ролевые игры приобщаем детей к традициям и быту русской семьи, труду. Экскурсии и целевые прогулки несут особую духовно-нравственную направленность, так как знакомят с историей нашего города, предметами старины.

      Большую помощь в ознакомлении детей с православной культурой оказывают художественные произведения. При выборе литературы стараемся учитывать следующие критерии: положительные персонажи,    в  которых воплощены идеалы добра, любви, милосердия, послушания, сострадания; отсутствие психологической агрессии.    

       В процессе воспитания ребёнка мы должны, прежде всего, обращать внимание на себя, помня, что не столько нашими словами, сколько нашими делами мы показываем пример и  прививаем ему те или иные ориентиры.  Драгоценное время детства необходимо использовать, чтобы ребёнок не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным ценностям, приобщился к делам милосердия, любви и сострадания к ближним.

      Литература:

  1.   Беляев, А.И. Беседы с родителями о воспитании детей в семье. М. Даниловский благовестник, 1997, -351с.
  2.   Сухомлинский, В.Н. Воспитание без наказаний. Правда-1998.№5.-4-7.

       

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение духовно-нравственного воспитания для детей дошкольного возраста

Цель нашей работы по данной теме является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в дош...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными ...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Важное значение духовно - нравственного воспитания в жизни ребёнка.

Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеят...

Тема: Духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности на занятиях.

В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое  воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и  сложной  проблемой, которая  должна  решаться  сегодня  все...

Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...