План самообразования на тему "Развитие эмоционально-творческой личности, средствами музыкотерапии»
материал на тему

Цель: Расширить представления об эмоциях; формировать умение выражать эмоции под музыку движениями; развивать умение детей различать эмоционально-образное содержание музыкальных пьес; совершенствовать навык снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Задачи:

1. Изучение материала по развитию эмоциональных и выразительных движений детей в музыкальной деятельности.

2. Продумать методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания, подобрать специальные музыкальные произведения.

3. Использовать в работе теоретический и практический материал по обучению  детей дошкольного возраста эмоциям.

4. Создание эмоциональной сферы с помощью дидактических, подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2016g_novoe.doc137.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ«АЛЕКСЕЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 6

 «ПЧЕЛКА» АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

 РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 _______________________________Н.А.Тарасова

Введено в действие приказом № _____

от «____»________  2016 года

План  работы музыкального руководителя по самообразованию.

Тема:  «Развитие эмоционально-творческой личности,

средствами музыкотерапии»

начало работы по плану 2015 – 2016уч. год,

окончание работы 2017 – 2018 уч. год.

Музыкальный руководитель: Долгова Н.А.

пгт. Алексеевское

Музыкальный руководитель:  Долгова Наталья Алексеевна

Образование: высшее

Тема: «Развитие эмоционально-творческой личности средствами музыкотерапии»

Работа начата: 1.09. 2015г.

Предполагаемая дата окончания работы: 30.05.2018г.

"Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы" (Г. М. Науменко)

Цель: Расширить представления об эмоциях; формировать умение выражать эмоции под музыку движениями; развивать умение детей различать эмоционально-образное содержание музыкальных пьес; совершенствовать навык снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Задачи:

1. Изучение материала по развитию эмоциональных и выразительных движений детей в музыкальной деятельности.

2. Продумать методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания, подобрать специальные музыкальные произведения.

3. Использовать в работе теоретический и практический материал по обучению  детей дошкольного возраста эмоциям.

4. Создание эмоциональной сферы с помощью дидактических, подвижных игр.

Актуальность.

Музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Не даром ее называют "зеркалом души человеческой", "эмоциональным познанием", "моделью человеческих эмоций"

(В. В. Медушевский) : она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение - это наши эмоции. Эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка.

Музыка занимает важное место в жизни ребенка. Она воздействует на его эмоциональную сферу, вызывая богатые переживания. Малыш чувствителен к музыкальной гармонии, ритму. Поэтому у него формируется умение чувствовать настроение музыкального произведения и вкладывать в него определенное содержание, что лежит в основе музыкальности.

Ожидаемые результаты.

- эмоционально отзываться на музыку;

- мимика и пантомимика выразительны, умеет передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, восторг, настороженность, тревога и т. д., умеет выразить свои движения в словах;

- изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом;

- умеет анализировать небольшие музыкальные произведения (характер музыки, средства выразительности).

- получает необходимые умения, эмоциональность на занятиях.

Сроки реализации-3 года.

Этапы работы.

Подготовительный этап

№ п/п

Мероприятия

Практические выходы

Сроки

1

Размещение информации на стенде для родителей об эмоциональном развитии детей.

Информационно-наглядный материал

В течении года 2015-16.

2

Диагностика детей по восприятию музыкальных произведений.

Диагностика

Октябрь

3

Анкетирование родителей

Анкета

Ноябрь

4

Изучение методической литературы по развитию эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкотерапии.

Литература

В течении года

5

Подбор классической музыки для детей дошкольного возраста

Фонотека произведений

В течении года

6

Выбор оборудования для предметно-развивающей среды

ПРС

В течении года

7

Разработка перспективного плана работы по эмоциональному развитию детей на 2015-2018 учебный год.

Перспективный план

Сентябрь 2015г.

8

Разработка плана работы по совместной деятельности.

План по совместной деятельности

Сентябрь, 2015г.

9

Участие родителей в  изготовлении  демонстрационного  материала

Картотека игр на эмоциональное развитие

В течении года

Основной этап

№ п/п

Мероприятия

Место проведения

Практические выходы

Сроки

1

Подбор и своевременное оснащение предметно-развивающей среды.

Музыкальный зал

Оборудование и картотека

2015-2018уч.год

2

Проведение консультаций для родителей.

Группы ДОО

Конспекты консультаций

2015-2018 уч.год

3

Разработка картотеки по музыкотерапии

Музыкальный зал

Картотека

2015-2018 уч.год

4

Разработка конспектов занятий.

Музыкальный зал

Конспект занятий

2015-2018 уч.год

5

Выставка фотографий для родителей.

приёмная групп

Выставка

2015-2018 уч.год

6

Организация детей в совместной и самостоятельной  деятельности.

Музыкальный зал

Эксперименты, опыты.

2015-2018 уч.год

7

Развитие эмоционального развития детей средствами музыкотерапии (классической музыки)

Все группы

Эксперименты, опыты.

Ежедневно

8

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования  ns portal.ru)

Интернет

Обмен опытом

2015-2018 уч.год

Заключительный

№ п/п

Мероприятия

Место проведения

Практические выходы

Сроки

1

Проведение открытого занятия «Музыкотерапия – как средство коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности». 

Подготовительная

группа

Конспект занятия

Май, 2018г

2

Проведение диагностики по восприятию музыки

В группах

Диагностика

Май, 2018г

3

Фото-отчёт для родителей  «Музыка детских сердец»

Приёмная групп

Фотовыставка

Май, 2018г

3

Проведение итогового собрания для родителей.

Музыкальный зал

Протокол

Май, 2018г

4

Презентация проекта для педагогов ДОУ на пед.совете  «В гостях у Феи музыки»

Музыкальный зал

Презентация

Май, 2018г

Список используемой литературы.

  1. Ветлугина Н. А. "Методика музыкального воспитания в детском саду", М., "Просвещение", 1989г.
  2. Метлов Н. А. "Музыка детям", М., "Просвещение", 1985 г.
  3. "Музыка, движения, эмоции, игра" Н. Г. Куприна.
  4. "Психогимнастика" М. И. Чистякова.
  5. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. "В мире детских эмоций. " М.: Айрис-пресс, 2004.
  6. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" О. Н. Арсеневская: Учитель, 2011
  7. "Развитие ребенка в музыкальной деятельности" М. Б. Зацепина /Сфера, 2010/.
  8. Программа "Радуга" Т. Н. Доронова (раздел музыкальное восприятие)
  9. Радынова О. П. "Музыкальное воспитание дошкольников" М., 1994г.
  10. Буренина А. И. Программа "Ритмическая мозаика". М., 1994г.

Список музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности.

Классические произведения:

1. П.И.Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».

2. П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

3. И. Штраус. Полька «Трик-трак».

4. М.И. Глинка. «Детская полька».

5. А. Вивальди. «Зима».

6. П.И. Чайковский «Апрель».

7. Г.В. Свиридов «Музыкальный ящик».

8. Г.В. Свиридов «Веселый марш».

9. Н.А. Римский-Корсаков. Вступление «Три чуда».

10. Д. Чимароза «Концерт для двух флейт с оркестром», 2-я часть.

11. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае».

12. В.А. Моцарт «Музыкальная шкатулка».

13. Й. Гайдн «Детская симфония», 3-я часть, финал.

14. М.И. Глинка «Вальс-фантазия».

15. И. Штраус «Сказки Венского леса».

Детские песни:

1.«Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский)
2.«Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, А.Рыбников)
3.«Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский)
4.«Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский)
5.«Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский)
6.«Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин, М.Минков)
7.«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев)
8.«Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков)
9.«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев)
10.«Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков)
11.«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов)
12.«Танец маленьких утят» (французская народная песня)

 

Музыка для релаксации.

1. Колыбельные: «Тише. Тише», «Спи-засыпай, маленькая принцесса», «Ла Ле Лю», «Приход весны», «Музыкальная шкатулка», «Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Сколько звездочек на небе», «Спи, малыш мой, засыпай».

2. П.И. Чайковский «Октябрь».

3. Ц.А. Кюи Колыбельная.

4. Г.В. Свиридов «Грустная песенка».

5. Н.А. Римский-Корсаков» «Море» (финал 1-го действия оперы «Сказка о царе Салтане»).

6. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», сцена таяния Снегурочки.

7. К.В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика», «Мелодия».

8. М.И. Глинка. Ноктюрн ми-бемоль мажор.

9. Л.В. Бетховен Соната №14, 2-я часть.

10. Л.В. Бетховен «Сурок».

11. Ф. Шуберт «Аве Мария».

12. Ф. Шуберт Серенада.

 

 

Музыка для пробуждения после дневного сна

1. В.А. Моцарт «Музыкальная шкатулка».

2. Дж. Россини «Кошачий дуэт».

3. К. Сен-санс «Куры и петухи».

4. А.Т. Гречанинов «Бабушкин вальс».

5. А.Т. Гречанинов «Материнские ласки».

6. Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда. Белка».

7. И. Штраус «Полька пиццикато».

8. Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля».

9. П.И. Чайковский Вальс фа-диез минор.

10. Р. Щедрин. Юмореска.

11.П.И. Чайковский. Танец маленьких лебедей.

12.Л.В. Бетховен. Соната №14, 2-я часть.

13.А.И. Хачатурян. Вальс к драме «Маскарад».

Перспективный план работы на 2015-2016 уч.г.

Сентябрь. "Развитие эмоциональной сферы".

Приобретение музыкального репертуара и литературы.

Изготовление пиктограмм по эмоциям.

Октябрь. Диагностика.

Использование дидактических игр, графических рисунков для выявления эмоциональных

особенностей дошкольников.

Ноябрь. "Музыкально-ритмическая гимнастика".

Подборка эмоциональных упражнений для танцевального творчества.

Декабрь. "Я – хозяин своих чувств".

Расширить эмоциональный словарный запас.

Индивидуальные занятия по выявлению эмоций с помощью песен-распевок.

Январь. "Условия для воспитания эмоциональной отзывчивости".

Изучение теоретического материала по данной теме.

Выступление на педагогическом совещании.

Февраль. "Насколько эмоционален ваш ребенок".

Провести анкетирование среди родителей.

Изучить литературу: "Эмоциональное развитие дошкольников".

Март. "Эмоциональная насыщенность игр на музыкальном занятии"

Практикум для педагогов дошкольных учреждений.

Составление картотеки по данной теме.

Апрель. "Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности".

Составить информацию для родителей.

Использовать результаты работы с детьми на праздниках.

Май. Диагностика.

Провести диагностику эмоциональной отзывчивости по Урунтаевой Г. А.

Качественные проявления по 3-х бальной системе:

1 балл - низкий уровень эмоциональной отзывчивости: ребенок отвлекается не слушает;

2 балла - средний уровень эмоциональной отзывчивости: внешние показатели проявляются

по инициативе взрослого, носят неустойчивый характер;

3 балла - высокий уровень эмоциональной отзывчивости: показатели проявляются ярко,

без инициативы взрослого.

Суммарный балл позволит определить уровень эмоциональной отзывчивости ребенка:

24-30 баллов - высокий;

20-24 балла - средний;

до 20 баллов - низкий.

Перспективный план работы на 2016-2017 уч.год

Месяц

Тема

Психо -эмоциональное упражнение

Игра на музыкальных инструментах

сентябрь

1 неделя

«Давайте познакомимся!»

Музыкальный этюд под музыку«Если добрый ты» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев.

Знакомство с детскими музыкальными инструментами.

2 неделя

«Давай дружить»

Музыкальный этюд под музыку

«Настоящий друг» из мультфильма «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б.Савельев.

Игра на деревянных ложках под р.н.м.

3 неделя

«Моя любимая игрушка»

Музыкальный этюд под музыку

"Марш деревянных солдатиков" Детский альбом П.Чайковский

Игра на барабане

4 неделя

«Моя любимая игрушка»

Музыкальный этюд под музыку «Новая кукла» Детский альбом П.И. Чайковский

Игра на треугольнике.

октябрь

1 неделя

«Опадают листья»

Музыкальный этюд под музыку А. Вивальди «Времена года»

Игра с разноцветными султанчиками

2 неделя

«Веселые путешественники»

Музыкальный этюд под песню «Веселые путешественники» С.Михалков, М.Старокадомский.

Игра на детских духовых инструментах

3 неделя

«Мои любимые сказки»

Музыкальный этюд под музыку «Избушка на курьих ножках» Мусоргский М.

Игра на металлофоне

4 неделя

«Мы любим цирк»

Музыкальный этюд под музыку Кабалевский Д. «Клоуны»

Игра на барабане и ударных инструментах.

ноябрь

1 неделя

"Моя любимая книга"

Музыкальный этюд к сказке "Колобок" под русские народные мелодии

Свободный выбор музыкальных инструментов к сказке

2 неделя

"Любимые мультфильмы"

Музыкальный этюд под музыку "Улыбка" В. Шаинский из мультфильма "Крошка енот"

Игра на колокольчиках и металлофоне

3 неделя

"Домашние животные"

Музыкальный этюд под музыку "Курочки и петух" К. Сен - Санс

Игра на деревянных ложках и барабане.

4 неделя

"Птицы"

Музыкальный этюд под музыку

«Лебедь» К.Сен-Санс

Игра на металлофоне

                                декабрь

1 неделя

"Дикие животные"

Музыкальный этюд под музыку

"Королевское шествие львов"К. Сен -Санс

Игра на шумовых инструментах

2 неделя

"Любимые сладости"

Музыкальный этюд под Музыку "Танец феи Драже" из балета "Щелкунчик" П. Чайковский

Игра на треугольнике, колокольчиках, бубнах.

3 неделя

"Дед Мороз"

Музыкальный этюд под музыку "Дед Мороз" Р. Шуман

Игра на ударных шумовых инструментах

4 неделя

"Новогодний бал"

Музыкальный этюд под музыку "Декабрь" из цикла "Времена года" П. И. Чайковский

Игра на колокольчиках.

                                январь

1 неделя

"Рождество"

Музыкальный этюд под музыку из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковский

Игра на детских духовых инструментах

2 неделя

"Зимние забавы"

Музыкальный этюд под музыку "Камаринская" П.И Чайковский

Игра на бубнах

3 неделя

"Герои любимых сказок"

Музыкальный этюд под музыку "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин, А.Рыбников

Игра на детских духовых инструментах

4 неделя

"Герои любимых мультфильмов"

Музыкальный этюд под музыку

«Антошка» Ю.Энтин, В.Шаинский.

Игра на деревянных ложках и детской гармошке

                          февраль

1 неделя

"Игра в лошадки"

Музыкальный этюд под музыку "Игра в лошадки" Детский альбом П. Чайковский

Игра на ксилофоне

2 неделя

"Буду солдатом"

Музыкальный этюд под музыку "Марш" С. Прокофьев

Игра на барабане

3 неделя

"Мой папа"

Музыкальный этюд под песню "Про папу" В.Шаинский

Игра на инструментах по выбору

4 неделя

"Тает снежок"

Музыкальный этюд под музыку «Утро»

Э Григ

Игра на гуслях и арфе

                               март

1 неделя

"Моя мамочка"

Музыкальный этюд под музыку "Мама" Детский альбом П. Чайковский

Игра на  музыкальных инструментах по выбору

2 неделя

"Весеннее настроение"

Музыкальный этюд под музыку "Март" Времена года П.И. Чайковский

Игра на металлофоне

3 неделя

"Звонкая капель"

Музыкальный этюд под музыку "Весна" А.Вивальди

Игра на треугольниках и колокольчиках

4 неделя

"Солнечные зайчики"

Музыкальный этюд под музыку "Утро" Э.Григ

Игра на колокольчиках и бубнах

                        апрель

1 неделя

"Птицы прилетели"

Музыкальный этюд под музыку "Песня жаворонка" П. Чайковский

Игра на детских духовых инструментах и маракасах

2 неделя

"Подснежник"

Музыкальный этюд под музыку "Апрель" Времена года П.Чайковский

Игра на колокольчиках и металлофоне

3 неделя

"Ручейки и реки"

Музыкальный этюд под музыку "Аквариум" К. Сен -Санс

Игра треугольниках и металлофоне

4 неделя

"Прогулка в лес"

Музыкальный этюд под "Звуки леса" природные звуки

Игра на музыкальных инструментах по выбору.

                                              май

1 неделя

"Цветочная поляна"

Музыкальный этюд под музыку "Вальс цветов"П.И. Чайковский

Игра на колокольчиках и треугольниках

2 неделя

"Солнышко и дождик"

Музыкальный этюд под музыку «Солнышко и дождик» А.П. Карасев

Игра на музыкальных инструментах по выбору.

3 неделя

"Воробушки"

Музыкальный этюд

под музыку "Воробей А. Руббах, "Воробушки" М. Красев

Игра на музыкальных инструментах по выбору.

4 неделя

"Здравствуй лето красное"

Музыкальный этюд

под музыку «Песенка Бременских музыкантов»Ю.Энтин, Г.Гладков.

Игра на музыкальных инструментах по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора".

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...

План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....

План самообразования воспитателя «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

      В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия лите...

План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора"

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...

План самообразованию по теме:" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей".2019-2020уч.год

Театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольника....