Практикум "Общение взрослого (педагога) с ребенком"
материал

Голубенко Светлана Васильевна

Для продуктивного простраивания общения "педагог-ребенок" представлены все способы взаимодействия с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie_vzroslogo_pedagoga_s_rebenkom.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по теме:

«Общение взрослого (педагога) с ребенком».

Как известно, педагогический процесс – это цепочка последовательных ситуаций. Сама же ситуация представляет собой совокупность условий, в которую входят содержание, средства общения, мотивы и цели субъектов деятельности. Признаки педагогической ситуации: открытость, информационная неструктурированность, изменчивость, многомерность, сложность, динамичность.

Какие виды педагогической ситуации характерны более всего? Выделим те, которые возникают по ходу выполнения детьми заданий на занятиях или в процессе свободной деятельности – игровой, трудовой; по поводу нарушения правил поведения; ситуаций в сфере эмоционально-личностных отношений между взрослым и ребенком. В этот перечень необходимо включить и халатное, недобросовестное отношение педагога к своим обязанностям, и те противоречия, которые возникают как между коллективом и администрацией, так и в самом коллективе.

Основной признак возникновения сложной ситуации между педагогом и детьми – противоречия. Возникают они в связи с расхождением цели, которую ставит взрослый, и цели, которую преследует дети. Вот почему так важно, чтобы педагог владел техникой анализа. Умение это позволит снизить число ошибок, избежать субъективизма в оценке поведения детей, выработать навыки самостоятельного решения.

Все способы взаимодействия педагога, как с коллегами, так и с детьми условно делят на продуктивные и непродуктивные.

К непродуктивным  относят репрессивные меры, так называемое «игнорирование ситуации» и «ролевое взаимодействие». Отметим: ни один из непродуктивных способов не способствует развитию положительных межличностных отношений, так как в их основе лежат «включенные» защитные механизмы психики. Продуктивные способы взаимодействия, естественно, создают между субъектами отношения долгосрочные, положительные, способствующие их личностному росту.

Что относят к продуктивным способам? Речь идет от «рефлексии», «выяснении мотивов», «стимуле изменить поведение». Так, под ситуацией «выяснение мотивов» следует понимать направленность на другого человека, эмпатическое взаимодействие с ним, прояснение его потребностей, чувств. Т

Какие виды, какие способы взаимодействия наиболее характерны для практики? (Разбираем с педагогами способы взаимодействия с примерами из собственных жизненных примеров). Разбирая продуктивные и непродуктивные меры, отметим:

- агрессию прямую – физические наказания, обвинения, угрозы, оскорбления – и косвенную – перенос агрессивного поведения на другого;

- раздражение, несдержанность в проявлении негативных чувств при малейшем возбуждении в невербальных формах поведения, вспыльчивость, демонстрируемую жестами, злобным взглядом, мимикой, интонацией;

- обиду в отношениях с окружающими за действительные или вымышленные действия;

- подозрительность, недоверие, необоснованную осторожность к окружающим.

«Игнорирование ситуации» как способ взаимодействия подразумевает такое поведение субъекта, при котором он делает вид, что ничего не происходит, - неприятная информация как бы пропускается мимо.

«Ролевое взаимодействие» зиждется на разнообразных манипуляциях, цель которых – изменить любым способом (или похвалой, или нравоучением, или категоричной оценкой) в выгодном для себя свете поведение другого человека.

Под «рефлексией» понимается способность обосновывать собственное поведение, осознавать свои потребности, чувства, мысли, понимать себя и видеть себя глазами других. Формула «Только тот, кто умеет понимать себя, может понять другого человека» применима к педагогу в том случае, если он принимает себя со всех сторон – как с сильной, так и со слабой. Позиция же «неприятие себя» обуславливает негативное восприятие окружающих, стремление занять авторитарную позицию.

Позиция «принимать себя» вовсе не означает, что человек обязан вести борьбу с самим собой, совершать насилие над собой. «Принимать себя» - это означает уметь в своих слабых качествах найти позитивную сторону или выявить такое качество, которое не вызывает отрицательных эмоциональных переживаний. Да, это нелегко. Да, для этого нужны определенные шаги к себе самому, необходимо осознать то, что происходит именно с тобой. Однако как? В психологии выделяют пять шагов рефлексии.

Первый шаг. Осознание того, что происходит с собственным телом. Телесные реакции первичны, поэтому именно эти реакции дают точную информацию о ситуации. Вначале человек краснеет, бледнеет, дрожит или, наоборот, расслабляется, чувствует прилив сил. Только потом «включается» анализ ситуации. Если при этом человек обращает внимание на то, что происходит с ним, с его телом, у него появляется возможность не допустить ошибки.

Второй шаг. Осознание собственных чувств и эмоций. Вербализация чувств в форме «Я-высказывание», с одной стороны, снимает эмоциональное напряжение, а с другой – дает возможность другому человеку лучше понять нас.

Третий шаг. Осознание собственных мыслей. Для примера приведем два высказывания. Сравнение покажет существенную разницу между ними. Первая фраза: «Я чувствую, что вы меня не понимаете» - нерефлексивна, в ней кроется скрытое обвинение. Вторая фраза: «Когда я думаю, что вы меня не понимаете, я теряюсь (волнуюсь, у меня опускаются руки, я удивлен, я расстраиваюсь и т.п.)» - отделяет чувства от мысли: «Когда я думаю, что вы меня не понимаете…». К тому же у каждого человека могут возникать разные чувства.

Четвертый шаг. Осознание собственных потребностей. Ответы на вопросы «Что я хочу?» или «В чем я нуждаюсь?» дают возможность четко сформулировать просьбу к другому человеку.

Пятый шаг – осознание собственных действий предоставляет возможность увидеть себя со стороны глазами других людей.

«Выяснение мотивов» - это такой способ, благодаря которому педагог имеет возможность понять чувства и  потребности каждого ребенка, заглянуть ему в душу. Представьте такую ситуацию: средняя группа, накрывают столы для ужина. Один из воспитанников, заглянув в тарелки, ложится на пол, прикрыв голову руками, и кричит: «Я это есть не буду!». Если педагог делает вид, что ничего не происходит, то его действия диагностируются как «игнорирование ситуации». Если констатирует: «Будешь так плохо вести себя, не пойдешь на прогулку» - уже как «репрессивные меры». А вот обращение: «Ты же умный мальчик, встань, пожалуйста, перестань плакать и съешь совсем немного» - это уже «ролевое взаимодействие». К «выяснению мотивов» отнесем такую фразу: «Тебе не нравится эта каша, ты боишься, что я заставлю тебя, ее есть?».

Стимул «изменить собственное поведение» направлен на признание собственной ошибки или неправоты, на проговаривание тех действий, которые могут изменить обстановку, разумеется, на положительный исход.  Однако признаемся: взрослые редко приносят извинения детям. Более того, не только ждут, но и часто требуют, чтобы дети просили прощения.

 С детьми надо разговаривать откровенно и честно, понимая их внутренний мир, разделяя их переживания. Минуты огорчения и обиды дети переживают так же сильно, как и взрослые. Как не процитировать строки из стихотворения И.П. Токмаковой:

Я могу и в углу постоять,

Час могу, два или пять,

Я не брал эту запонку красную.

Ну, зачем говорите напрасно вы!

Ребенок, которому приносят извинения, на всю жизнь запомнит этот справедливый акт. Поэтому ему будет легче осмысленно, а не под давлением или приказанием попросить прощение у взрослого. Прием оздоровит не только ситуацию, но и сами отношения, снимет напряжение, создаст условия для длительных положительных отношений.

Чтобы научиться продуктивным способом взаимодействия, педагог должен знать, применять на практике, как сказано выше, технику анализа способов взаимодействия с субъектами профессиональной деятельности. Алгоритм подобного анализа выглядит следующим образом:

  1. Записать ситуацию, затем в форме прямой речи ответить на вопрос: «Что я могла бы сказать ребенку в этой связи?». Формулировка дает возможность анализировать собственные высказывания и поведение.
  2. Поставить диагноз решению. Для этого необходимо каждое записанное предложение соотнести с одним из шести видов взаимодействия («репрессивные меры», «игнорирование ситуации», «ролевое взаимодействие», « рефлексия», «выяснение мотивов», «стимул изменить собственное поведение»). Тогда появится возможность увидеть соотношение общения – продуктивного или непродуктивного.
  3. Выбрать подходящий для решения ситуации продуктивный способ и подобрать необходимые слова.

Применима ли данная техника анализа на практике? Сошлемся на такой пример: Зима. Дети на прогулке. Педагог разъясняет: «Снег есть нельзя». И, тем не менее, один ребенок, как бы не слышав слов взрослого, начинает ходить по сугробам и слизывать снег с рукавиц. Что примерно может сказать в данной ситуации педагог: « Еще раз говорю: есть снег нельзя, ты заболеешь!». В этом высказывании кроются ролевые установки. Педагог не выходит за рамки своей социальной роли, поэтому фраза эта диагностируется как «ролевое взаимодействие». Если приказ звучит грозно: «Сейчас же, немедленно прекрати есть снег! Иначе я тебя накажу!», это уже «репрессивная мера».

Чтобы решить ситуацию продуктивно, необходимо определить, как действует ребенок: радостно? так, чтобы привлечь внимание взрослого? демонстрирует агрессию? Если он получает удовольствие, педагог проясняет мотив, которым он руководствуется: «Ты хочешь поиграть в интересную игру со снегом?» («выяснение мотива»). Если же делает назло, следует спросить: «Ты рассердился, потому что…?» («выяснение мотива»). Продуктивные способы взаимодействия развивают педагогическую чувствительность к детям и вызывают у них эмоционально положительный и интеллектуальный отклик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

Мини-сборник для взрослых (педагоги-родители) «Копилка знаний» (консультации, памятки, практикумы)

К сожалению, даже продвинутые в плане педагогических знаний родители часто ори­ентируются прежде всего на достижения де­тей в интеллектуальном развитии и не заме­чают многих нюансов в настроении ребён...

Организация совместной деятельности взрослых (педагоги ДОУ, семьи воспитанников) и детей по познавательно-речевому развитию на примере использования нестандартных технологий.

Аннотация. Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять себя другим, заи...

Консультация для педагогов и родителей Эффективное взаимодействие взрослого с агрессивным ребенком"

Консультация для педагогов и родителей "Эффективное взаимодействие взрослого с агрессивным ребенком"....

Консультация для педагогов «Здоровье ребенка - фундамент культуры будущего взрослого человека»

Консультация для педагогов «Здоровье ребенка - фундамент культуры   будущего взрослого человека»...