Мини-сборник для взрослых (педагоги-родители) «Копилка знаний» (консультации, памятки, практикумы)
методическая разработка на тему

Лаптева Жанна Владимировна

К сожалению, даже продвинутые в плане педагогических знаний родители часто ори­ентируются прежде всего на достижения де­тей в интеллектуальном развитии и не заме­чают многих нюансов в настроении ребёнка, его самочувствии. Ведь не секрет, что сего­дня многие родители жаждут проявления у детей одарённости и игнорируют проявле­ние у них эмоций и чувств.

Вместе с тем переживания детей могут служить отчётливым сигналом развивающе­гося негативного эмоционального состоя­ния, которое следует устранить как можно скорее. И это серьёзный повод для обраще­ния к педагогу-психологу.

Поэтому для ВАС уважаемые взрослые предлагается методическая подборка , где вы можете найти ответы на интересующие вас вопросы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мини-сборник55.13 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-сборник для взрослых (педагоги-родители)

«Копилка знаний»

(консультации, памятки, практикумы)

Когда родителям нужна встреча с психологом

       В штате большинства детских образовательных учреждений есть педагог-психолог. Однако не все родители знают, каковы функции этого специалиста, когда и по какому поводу следует к нему обращаться.

Одни родители ошибочно называют психолога психиатром (что вовсе не отражает реальных направлений его деятельности в условиях ДОУ) и потому считают посещение этого специалиста необязательным.

Другие, опасаясь раскрытия каких-то сложных сторон в психике своего ребёнка, на всякий случай отказываются от контактов с педагогом-психологом (даже подписывают известный в ДОУ документ - «Лист согласования»).

Третьи, наоборот, стараются подстраховать свою позицию воспитания частыми и детальными обсуждениями отдельных моментов в развитии сына (дочери) и поэтому обращаются к психологу чуть ли не каждый день.

Четвёртые узнают о педагоге-психологе только накануне поступления ребёнка в школу, когда его «успехи», отражённые в сводных данных по группе, становятся предметом интенсивного обсуждения на родительском собрании выпускников ДОУ.

 

Пока ребёнок, развиваясь и воспитываясь в семье, делает первые шаги (в буквальном смысле и в плане психического развития), за все его достижения отвечают родители.

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение (в настоящее время это не так просто, но наконец родителям повезло!) в семье начинают готовить его к новому образу жизни. Конечно, взрослые очень волнуются, так как наслышаны о тяжёлых буднях малышей, впервые приходящих в детский сад. Но если решение принято, самое время встретиться с педагогом-психологом. Зачем? Чтобы облегчить адаптацию ребёнка к новым условиям, новым людям, новому меню и т.д.

Педагог-психолог ДОУ занимается вопросами диагностики, профилактики или коррекции психического развития дошкольников всех возрастных групп. Во многих детских садах первое знакомство с родителями и ребёнком происходит при участии этого специалиста.

Педагог-психолог, используя методы и приемы организации малыша, может развернуть с ним общение или предложить элементарную игру. С родителями психолог обсудит проблему привязанности ребёнка к маме, характер контактов между ними (зрительный, тактильный и др.), наличие и особенности привязанностей к другим членам семьи. Обсудит, как сделать кратковременную разлуку с мамой будничной и не травмирующей малыша. Даже в ходе самой первой встречи педагог-психолог может дать ценные советы  родителям, как преодолевать сопротивление ребёнка, если он не захочет посещать детский сад; как дать ему понять, что взрослый доброжелательно к нему относится и разделяет его переживания; как использовать в этих целях совместную игру и в какие игры следует играть. 

Наконец ребёнок начал регулярно посещать младшую группу и уже без слёз каждое утро шагает «на работу» вместе с мамой, папой или бабушкой. В этот период могут возникнуть новые проблемы, преодоление которых также потребует обращения к педагогу-психологу. Один из наиболее явных поводов для такого обращения - изменение отношения ребёнка к детскому саду. Например, девочка, которая в течение полугода регулярно и с удовольствием посещала ДОУ, вдруг каждое утро стала говорить, что она хотела бы остаться дома. Нежелание родителей уступить вызывает у неё слёзы, жалобы на плохое самочувствие.

Тщательный анализ педагога-психолога (вместе с мамой!) всех сторон жизни ребёнка в группе позволит выявить подлинные причины изменения прежде позитивного отношения к детскому саду. А причины могут быть самые разные: конфликт с ровесниками, переживание неуспеха на отдельных занятиях, неосторожное, но обидное для ребёнка замечание педагога и даже зависть к чужим успехам. Выявив проблему, специалист поможет ребёнку с ней справиться.

Очень важно, чтобы, общаясь с педагогом-психологом, родители понимали: этот специалист призван быть на стороне ребёнка. Он поможет раскрыть сильные стороны его развития, если даже они не лежат на поверхности; выявить способности, которые дадут толчок в освоении образовательной программы; сформировать конкретные навыки - практические, игровые, интеллектуальные, социальные. При обнаружении каких-то слабых сторон в развитии ребёнка (медлительность или повышенная двигательная активность, невнимание, уход в фантазию и пр.) педагог-психолог порекомендует способы и приёмы, известные в современной психологической и педагогической практике. При этом он всегда будет открыт диалогу с родителями, готов к многократным встречам и обсуждениям индивидуальной динамики развития ребёнка.

Поводом для обращения родителей к педагогу-психологу могут быть и некоторые особенности поведения детей. Как правило, это страхи или явные симптомы тревожности, часто сочетаемые с нарушениями процесса засыпания и качеством сна ребёнка. Выявление причин такого поведения (при совместном обсуждении педагога-психолога с родителями) будет способствовать профилактике развития неврозов у ребенка. Педагог-психолог обязательно обратит внимание родителей на страхи детей, различающиеся по условиям их возникновения и по трудности их преодоления.

Одну группу составляют возрастные страхи, возникающие почти у всех детей. Объект страха в этом случае конкретен и понятен ребёнку (молния, гром, собака, волк, тёмная комната и пр.).

Другая группа - внушённые (суггестивные) страхи могут возникать не только у малышей, но и у детей постарше. Главным источником этих страхов являются взрослые люди, которые своим отношением, своими оценками и установками, обещаниями возможных наказаний провоцируют такие страхи. Таким образом, педагог-психолог поможет родителям понять, какова природа страхов их ребёнка, насколько они устойчивы и интенсивны, как их преодолевать и постепенно от них освобождаться.

Тревожность - более обобщённое и размытое состояние, возникающее у чувствительных и ранимых детей не в связи с конкретной ситуацией, а с генерализованной угрозой от самых разнообразных объектов и действий с ними. Такие дети часто говорят: «У меня не получится», «Я не смогу», «Я не знаю, как это сделать», даже не приступая к выполнению элементарного задания. Замечая проявления страхов или тревожности у своего ребёнка, родители вместе с педагогом-психологом должны провести большую работу: проанализировать их причины, детально описать их протекание, составить программу по преодолению существующих страхов и симптомов тревожности и профилактике возможных (как в условиях ДОУ, так и в условиях семьи).

Одной из достаточно серьёзных проблем, которая нередко требует незамедлительной встречи родителей с педагогом-психологом, является проблема взаимоотношений ребёнка со сверстниками, складывающееся в конкретной возрастной группе, очень неоднородно. В нём зарождаются предпочтения и симпатии, возникают отношения дружбы и привязанности.

Педагог-психолог, многократно посещая каждую возрастную группу, может разобраться во всех нюансах развития детских отношений. Иногда родители сами обращаются к нему с просьбой помочь ребёнку найти друзей в группе. Если взрослые действительно заинтересованы в построении активных и позитивных отношений своего ребёнка с другими детьми, вместе с педагогом-психологом они непременно найдут способы изменения сложившейся ситуации. И ребёнок обретёт своё место в коллективе сверстников.

К сожалению, даже продвинутые в плане педагогических знаний родители часто ориентируются прежде всего на достижения детей в интеллектуальном развитии и не замечают многих нюансов в настроении ребёнка, его самочувствии. Ведь не секрет, что сегодня многие родители жаждут проявления у детей одарённости и игнорируют проявление у них эмоций и чувств.

Вместе с тем переживания детей могут служить отчётливым сигналом развивающегося негативного эмоционального состояния, которое следует устранить как можно скорее. И это серьёзный повод для обращения к педагогу-психологу.

 

Если ребенок не хочет ходить в детский сад.

«Не хочу в детский са-а-а-д! Не пойду-у-у-у!». Эти душераздирающие вопли вы слышите теперь каждое утро. Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животик, голова, и вообще его тошнит от сада. В прямом и в переносном смысле слова. А в более тяжелых случаях у ребенка и в самом деле поднимается температура, появляются боли в животе и обостряются хронические заболевания.

Что же делать в такой ситуации? Для начала разобраться, почему ваш малыш ни за какие коврижки не соглашается приобщаться к детскому коллективу. А причин для этого может быть несколько.

Смена образа жизни

Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.

Выход

Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней. Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели.

Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.

Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.

Непривычная пища

Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.

Выход

Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.

Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.

Нелюбимая воспитательница

Это серьезная проблема, и в идеале ее хорошо бы решить еще до поступления ребенка в детский сад. Не зря же психологи рекомендуют перед тем, как определить малыша в то или иное учреждение, обязательно познакомиться не только с заведующей и с набором игрушек в группе, но и (что гораздо важнее!) с будущей воспитательницей. Именно она будет проводить с вашим ребенком большую часть времени. Иногда бывает так, что к одной воспитательнице дети буквально летят на всех парах, а к другой даже подходить не хотят, жмутся к маме.

Выход

Для начала выясните, почему ваш малыш не любит воспитательницу. Сделать это не так-то легко, ведь далеко не всегда маленький ребенок может рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Но вам придут на помощь специальные игры. Вечером, в спокойной обстановке поиграйте с малышом в детский сад с набором плюшевых зверушек или пластмассовых человечков. Вы узнаете для себя массу интересных подробностей! Пусть ребенок сам выберет для себя роль – будет ли он играть за себя самого, за своего «одногруппника» или за ту самую воспитательницу.

Когда вы уясните для себя смысл конфликта, попробуйте обсудить его с воспитательницей. Если же после этого не произойдет никаких положительных сдвигов (педагог жестоко обращается с ребенком, не слышит его, позволяет другим детям дразнить и обижать вашего малыша), то ситуация, увы, тупиковая. Придется подумать о смене детского сада или группы. Причем, в этом случае предпочтительнее сменить сад, чем группу, поскольку во всяком коллективе существует некая корпоративная этика – в том числе, и в детском саду.

Чужой среди своих

Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком. Это может быть индивидуальная особенность – просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей». Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу.

Выход

Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, придется, как всегда, брать дело в свои руки. Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, и попробуйте подружиться с его родителями. Чаще приглашайте их в гости. Возможно, поначалу, вам придется самой активно участвовать в их играх для того, чтобы ваш «дикаренок» постепенно и сам мог в них включиться.

Еще один важный момент переходного периода – приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно. Попросите папу или бабушку в ваше отсутствие придумать с ребенком увлекательную игру. Неплохой вариант – студия раннего развития, где дети постепенно вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием. Обращайте внимание малыша на то, как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют. Пойте, танцуйте вместе с ребенком, заряжайтесь положительными эмоциями!

Что делать нельзя

Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все-таки довели ребенка до дверей детского сада, но в последний момент ваше родительское сердце не выдержало и вы повернули вместе с ребенком обратно – это очень опасный путь. Малыш поймет, что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.

Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день (разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Ничего страшного, если первые недели или даже месяцы вы не будете оставлять его там на дневной сон. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, попробуйте забрать его после дневного сна.

Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.

Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?

Наиболее распространенный источник напряжения - это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.

Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило - он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.

Ребенок может соскучиться и по родителям - поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть. Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой - небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей - как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.

Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда. Музыкальная школа - это тоже большая нагрузка для ребенка, склонного к перевозбуждению.

А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком - к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум, брат или сестра, книги) - то и является для него источником стихийной психотерапии.

Детские страхи - ступеньки детства

                                     «А я совсем и не боюсь. Я не страхулька какая-то» 
                                                                                                 (Вика К., 3,5 года)


«Настоящее чудо детства в том, что дети, как правило, быстро вырастают из своих страхов благодаря огромным внутренним источникам надежды, здравомыслия и способности к самосохранению».

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира. Но! Обратите внимание! Если Ваш ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему не свойственны, проверьте, нет ли у него задержки психического развития. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи.

·                               Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов.

·                               В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет.

·                               В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры, т.д.).

·                               2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.

·                               В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).

·                               От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта , одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.

·                               В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.

 

Адаптация ребенка к детскому саду

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

 

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

v  Тревога, связанная со сменой обстановки (ребенок до 3 лет еще нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей)

и режима (ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).

v  Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

v  Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

v  Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

v  Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого — нервничать, плакать, капризничать.

v  Личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Способы уменьшить стресс у ребенка

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям.

Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить — вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

 

Типичные ошибки родителей

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

 

В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша — это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость — нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, — это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2—3 месяца.

Еще одна ошибка родителей — пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли "мамы" и "папы". Прежде всего им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок: проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша" с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению — это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Консультация для родителей и воспитателей

Готовим ребенка к школе

   В настоящее время все больше и больше детей нуждаются в дополнительных стимулирующих занятиях по коррекции познавательных функций. Развитие мышления не выступает самоцелью. 

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами.

v  Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ему весело учиться, он и учится лучше. Интерес — лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

v Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более легкий вариант.

Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку заданий, превышающих его интеллектуальные возможности.

v В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте его делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

v Дети дошкольного возраста плохо воспринимают повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при их проведении лучше выбирать игровую форму.

v Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

КАК РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ?

Внимание развивается постепенно и тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания — как интересного, так и не очень. Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений. Можно предложить следующие упражнения на внимание: «Сравни картинки, назови все различия (2 пары картинок, содержащие 10—15 различий)», «Покажи, что перепутал художник? (демонстрация картинок слепого содержания)», «Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая».

Для развития устойчивости внимания можно использовать газетный текст и предложить следующее задание: в каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни. Необходимо фиксировать время и ошибки, чтобы проанализировать результативность.

КАК РАЗВИВАТЬ ВОСПРИЯТИЕ?

Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. Трудным для старших дошкольников является восприятие времени — ориентация во времени суток, в оценке разных временных промежутков (неделя, часы, времена года и т.д.).

Для развития восприятия можно использовать следующие упражнения: «Узнай, кто это?» (предлагается фрагмент рисунка, по которому необходимо определить целое или его части), «Узнай, что нарисовано?» (в рисунках не хватает существенных деталей, надо узнать каких), «Золотой коврик» (залатать на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались), «Найти все одинаковые фигуры» (по 5 совершенно одинаковых и немного отличающихся),«Дорисуй геометрические фигуры», «Что ты делаешь утром, днем, вечером, ночью...?», «Назови приметы осени, зимы, весны, лета» (рисунки времен года).

КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ?

К 6—7 годам формируется словесно-логическое мышление. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение, т.е. все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификацию, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимости, способность рассуждать.  С детьми этого возраста можно проводить следующие игры: «Четвертый лишний» (из четырех предметов один не подходит по существенному признаку к остальным), «Что нарисовано неправильно» (сюжеты нелепицы), «Раздели на группы» (даны геометрические фигуры, отдельно надо отобрать треугольник, квадрат, круг, отдельно фигуры по цвету, форме и т.д.), «Разложи картинки по порядку» (что было сначала, а что потом — необходимо установить причинно-следственные связи).

Для развития гибкости ума можно предложить игру «Назови как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие» (назови слова, обозначающие деревья, относящиеся к спорту, обозначающие диких животных и т.д.).

Игры, развивающие мышление и сообразительность могут быть следующими.

«Как это можно использовать»

Предлагаем слово «карандаш» — ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет (рисовать, писать, как градусник для куклы, удочка, скалка и т.д.).

«Говори наоборот»

Взрослый предлагает: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой — маленький (веселый — грустный, быстрый — медленный)».

«Бывает — не бывает»

Называем какую-нибудь ситуацию и бросаем ребенку мяч. Он должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, если нет, мяч ловить не нужно. Например, кошка варит кашу; поезд летит по небу; собака ест косточку и т.д

КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ?

Приемы, помогающие запоминанию:

- если ребенок затрудняется повторить слова, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы вспомнить эти слова. То же самое можно попросить ребенка сделать и при прочтении фраз. Он сам выбирает, что и как будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему вспомнить прочитанное. Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания;

- прочитайте небольшой рассказ, затем попросите ребенка кратко пересказать содержание прочитанного.  Если он не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его при этом обращать внимание на отдельные специфические детали. Задайте вопрос: «О чем этот рассказ?» Отвечая на вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Затем снова попросите ребенка сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

Игры помогающие развить память:

Упражнение «Узнай фигуры»

Предлагаются 5 фигур. Необходимо посмотреть на картинки, крайняя слева — образец. Нужно определить и показать, какая из четырех последующих похожа на первую.

Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте простую фигуру (домик, квадрат), попросите посмотреть на нее внимательно в течение 2 с, затем закройте и попросите его повторить сложить так же. Усложните это упражнение, складывая фигуру из палочек разного цвета.

Игра «Я — фотоаппарат»

Предложите представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека. Внимательно рассмотрев, Что находится на столе, ребенок закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Старшим дошкольникам можно предложить игры на развитие речи.

«Потерянные вещи»

Необходимо дать полную характеристику каждому «утерянному предмету» (качественную: какой он? и по назначению: что им можно делать?), а остальные дети угадывают.

«Слово заблудилось»

Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используются не подходящие по смыслу слова. Надо правильно подобрать слово:

—на полу из плошки молоко пьет ложка (кошка);

—на поляне у дубочка собрала кусочки (грибочки) дочка;

—вкусная сварилась Маша (каша), где большая крошка (ложка) наша;

—на дворе большой мороз, отморозить можно хвост (нос).

Заповеди родителей

Дети не выбирают родителей, они принадлежат им фактом появления на свет. Поэтому очень важно, чтобы родители были приняты, узаконены собственными детьми. Это происходит обычно в отроческие годы, и горе тем родителям, которых дети в эти годы не признали своими родителями, заслуживающими уважение и любви.

Родители должны уважать своих детей, но, уважая детей, надо уважать и самих себя. Для этого в отношении с детьми руководствоваться следующими десятью заповедями.

1.     Принимайте ребенка таким, каким он есть.  Природа создает детей очень прихотливо и сложно, перемешивая в наследственном генном наборе ребенка качества и свойства многих десятков сотен предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети, прямо противоположные первым. И каждого ребенка, независимо от их качества, родители должны с любовью принять, ибо только деятельная любовь родителей поможет одним детям сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим скорректировать свои недостатки и проявить свои достоинства.

2.     Никогда не приказывайте по прихоти. Не вмешиваться в жизнь ребенка столько же опасно, как и в вмешиваться непрестанно. Изводить малыша по пустякам – значит оглуплять ребенка: он уже не сможет отличать мелочь от серьезного проступка. И то же время нельзя пройти мимо этого проступка, ибо ребенок не сможет выработать у себя понимание цены проступков, их последствия. Ребенку полезно испытать горечь ошибок и чувство вины за проступок, чтобы научиться отличать поступки и ошибки от проступков.

3.     Никогда не принимайте решения в одиночку: каждый родитель может вносить предложения, но принимать решения можно лишь при достижении между родителями единогласия. И отец и мать в равной степени обладают правом вето. Когда дети достигли дошкольного возраста, следует и их включать в обсужденеи5 семейных дело. Постепенно они должны получать не только право совещательного, но и решающего голоса в семейном совете.

4.     Собственное поведение родителей –  самый решающий фактор в воспитании детей. Особенно вредны для детей шумные и бурные скандалы между родителями: от них дети страдают больше, чем сами родители.

5.     Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит. Разговаривайте, вызывайте детей на разговор: о вашей работе, о домашних делах и счетах, о предстоящем отпуске и т.д. Спорьте, но уважительно и сохраняйте доброе отношение и доверие к тем детям, которые спорят с вами с уважением. Радуйтесь тому, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья - первая среда для приобщения ребенка к социальной жизни.

6.     Не допускайте никаких излишеств в подарках детям. Реклама – это бич – осаждает нас, наши дети в свою очередь, соблазнившись рекламой, осаждают нас. В результате разучившись отказывать детям, хотя отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от лишнего. Излишество в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению к обществу. Общество не может делать подарки – их надо заработать.

7.     Во всем нужно действовать собственным примером. Лишь пример, зовущий к подражанию, - это единственный способ завоевать уважение детей. трудно запретить взрослеющему ребенку не курить, если сам родитель курит. Нельзя добиться аккуратности и вкуса в одежде девочки, если мама сама неаккуратно и безвкусно одевается.

8.     Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща. Семья – это частная республика. Дети – члены этой республики, и все дела, все радости и беды должны быть общими. Обязанности в семье необходимо распределить. Мать должна быть организатором семейного дела, руководителем его, а не слугой.

В раннем детстве важно приучить детей к чистоте. Поэтому следует установить особые правила уборки, которые должны выполнять дети.

В ваших глазах и глазах детей режим должен быть целесообразным, разумным. Если вы требуете, чтобы дети в определенный час сходились к обеду и садились за стол вместе с другими, то они должны понимать, что такой порядок необходим, чтобы облегчить работу по приготовлению к обеду и уборке после обеда, а главное, чтобы всей семьей собраться вместе, поделиться своими мыслями и чувствами. Если вы требуете, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то они должны понимать, что это необходимо из уважения к труду людей, производящих продукты, из уважения к труду родителей, на деньги которых эти продукты покупаются.

9.     Держите двери дома открытыми. Дети не должны чувствовать, что они привязаны к дому веревкой. Они должны быть свободными, и чувствовать себя свободными. Двери дома должны быть открытыми для входа друзей детей, для входа детей в более широкий мир соседей, товарищей, друзей, подруг. Необходимо доверять детям, но они должны научиться быть свободными, ведь это совсем непросто. Деликатно, уважительно надо помочь детям выработать у себя чувство личной ответственности за свободный выбор. Если в семье доброе, уважительное отношение друг к другу, родители не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам, заинтересованным обсуждениям всех семейных и детских дел, дети ничего не будут скрывать от родителей, и родители сумеют вовремя предостеречь детей от необдуманных поступков.

10.           Устранитесь в положенное время. Конечно, грустно, когда дети покидают родное гнездо, но это необходимо для них. Им пришло время жить самостоятельно, и родители должны устраниться, не мешать им в этом. Ведь одно из назначений семье – выявить в каждом ребенке все лучшее, что в нем есть, развить и отдать это лучшее на общее благо. Воспроизводство жизни во всех ипостасях и её изменении к лучшему – общая и конечная цепь совместной жизни мужа и жены. А ваши дети, отделившись от  вас, начав свою самостоятельную жизнь, начнут новый цикл жизни, для того, чтобы жизнь никогда не кончалась.


КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С МАЛЕНЬКИМ ЛГУНИШКОЙ

● Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать ее.

● Выявите, малыш солгал безвинно или преднамеренно.

● Если преднамеренно, то почему? В чем виноваты вы? Кто при этом пострадал: вы, ваш ребенок или посторонний. Какая информация закодирована во лжи?

● Постарайтесь определить, какая эта ложь: ложь-нападение, ложь-защита, ложь-поплавок, ложь-фантазия, ложь во спасение, ложь-соломинка?

● Как только вам покажется, вы нашли возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помогать ребенку. Постарайтесь объяснить ребенку, что следует за ложью и почему необходима честность. Расскажите ему история о том, к чему приводит ложь и сколько может доставить неприятностей.

● Учите его говорить любую правду.

● Старайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки. Почаще поощряйте его, не скупитесь на похвалу.

● Не разжигайте ревность и соперничество между детьми в вашей семье.

● Нельзя предъявлять к ребенку завышенные требования. Заботы малыша должны быть только возрастными. Дела – посильные.

● Не опекайте ребенка чрезмерно.

● Когда малыш обманывает, подражая сверстникам, вмешивайтесь в его дружеские отношения и, если надо, прекратите их.

● Когда малыш копирует своей ложью вас, задумайтесь серьезнее об этом. Чтобы научить ребенка честности, необходимо самим быть честным.

● Запомните, что маленький лгунишка – большой психолог. И потому, как вы прореагировали на его обман, он судит, как на самом деле вы относитесь к нему.

 

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ, 
КОТОРЫЙ БЕРЕТ ЧУЖОЕ

Как только вы выявили, что ваш ребенок берет чужие вещи, не паникуйте. Это еще не значит, что он станет вором. Вы должны знать, маленькие дети не воруют в том смысле слова, как мы понимаем. У них свои взгляды на «свое» и «чужое», отличные от наших.

Ребенок не ворует, а берет. Берет при всех, чтобы поиграть, насладиться вещью. Он еще не понимает разницы между общественной и личной собственностью. Малыш еще не зрел, и опыт жизни пока не научил его таким понятиям. Вам необходимо своевременно раскрыть ему их смысл.

● Не выливайте на ребенка лавину отрицательных эмоций.

● Постарайтесь успокоиться и отыскать возможную причину воровства, как бы надежно она не была скрыта.

● Объясните ребенку разницу между своим и чужим, а также почему чужое брать нельзя. Объясните ему, что чувствуют другие дети, когда лишаются чего-либо, что он будет чувствовать сам, когда другой ребенок неожиданно присвоит себе его любимую игрушку или вещь.

● Пойдите вместе с ним и возвратите чужую вещь ее владельцу. Но сделайте все это так, чтобы малыш не чувствовал позора.

● Объясните ребенку, что если ему захочется взять чужое, он сможет взять его только тогда, когда получит на это разрешение.

● Не искушайте малыша соблазнами, делая доступным недоступное.

● Учите малыша ответственности за собственное поведение.

● Когда малыш ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психоневрологу и провести назначенную им коррекцию.

● Ребенок должен знать, что мама с папой не одобряют никакого воровства.

Если у вашего ребенка все в порядке, нет отклонения от нормы, он здоров, то это возрастное воровство окажется лишь мелким эпизодом в его жизни, исчезнув раз и навсегда в дальнейшем.

 

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЕНКОМ

● Быть очень деликатным с ним.

● Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания, насильно заставляя его проявлять активность.

● Все делайте так, чтобы малыш чувствовал себя защищенным и независимым от вас.

● Гасите тревогу по любому поводу.

● Повышайте уровень его самооценки.

● Учите, чтобы он уважал себя.

● Хвалите его и делайте ему комплименты.

● Формируйте уверенность в себе.

● Помогите найти ему все то, что в чем он превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков.

● Учите ребенка идти на разумный риск, уметь стойко переносить поражения.

● Тренируйте с ним навыки общения со сверстниками и взрослыми.

● Любыми способами поощряйте его игры со сверстниками.

● Помогите ему найти такого друга, который защищал его в среде сверстников.

● Не создавайте такие ситуации, в которых он бы ощущал себя неполноценным и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек.

● Будьте нежными с ним.

● Сочувствуйте ему.

● Поддерживайте его.

● Следите за тем, чтобы между вами и вашим ребенком было полное доверие.


КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ, 
ИСПЫТЫВАЮЩИМ СТРАХ

 

● Первым делом выясните причину страха.

● При выборе воспитательных мероприятий, учитывайте, что страх имеет непроизвольный, неосознанный характер.

● Помните, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой. Поэтому словесные убеждения неэффективны.

● Ни в коем случае не запугивайте ребенка (даже тогда, когда ему действительно может угрожать опасность).

● Обучайте терпимостью к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источнику страха (например, пусть ребенок сам запугает драчуна, которого боится).

● Не перегружайте ребенка пугающими его сказками и историями.

● Если малыш боится темноты и замкнутого пространства, тогда зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.

● Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть возьмет с собой в кроватку любимую игрушку.

● В некоторых случаях, у более старших детей, можно попытаться уменьшить страх при помощи стыда «Ты ведешь себя как маленький испуганный котенок».

● Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие таким образом, чтобы страшное показалось смешным или обыденным в повседневности. Например, если ребенок боится собак, то затейте ему игру в пограничника, где он будет с любимой собакой охранять границу. Или расскажите, как переживала собака, когда малыш убегал от нее, потому что она очень хотела с ним подружиться. Необходимо, чтобы после игры у ребенка было убеждение, что страх его напрасный.

● Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.

Консультации для воспитателей

«Новый взгляд на родительские собрания»

Общение родителей и педагогов в детском саду всегда проходило в таких формах, как педагогические беседы, тематические консультации, групповые и общие собрания. Они актуальны и сегодня, но их содержание и стиль проведения, на наш взгляд, нуждаются в обновлении.
К сожалению, истинный смысл собрания - встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы их решения, узнать о достижениях друг друга — нередко искажается. Собрание превращается в монолог сведущего в воспитании детей специалиста. Слушатель воспринимает такой монолог как нотацию.
Диалог - вот шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, среда для обмена духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует партнёрскую деятельность взрослых, направленную на обновление системы воспитания.
Диалог порождает новый стиль собраний — собраний — встреч.
Такие собрания целесообразно проводить, как годовой круг родительских встреч, каждая из которых направлена на решение определённых задач на каждом этапе воспитательно — образовательного процесса.

 Основные задачи встреч:

  • установление контакта между педагогами и родителями
  • определение границ взаимодействия, дистанции в диалоге, его составляющих
  • определение общих для детского сада и семьи проблем воспитания детей, высказывание предположений об их появлении
  • понимание ценности взаимодействия «педагог — родитель»
  • установление обратной связи, совершенствование содержания, форм, результатов совместной педагогической деятельности

Название «годовой круг встреч» мы выбрали не случайно. Ребёнок развивается по спирали, каждый виток которой несёт ему новые знания из мира природы, предметов, обретение новых навыков, познание новых ощущений. Восхождение по спирали всегда сопряжено с трудностями, преодолеть которые помогут взрослые - педагоги и родители.
Ориентируясь на достижения современной психологии, в частности, на исследования Р.В. Овчаровой, мы используем
на родительских собраниях следующие методы взаимодействия:

  • групповая дискуссия
  • видеокоррекция
  • игра
  • совместные действия с дальнейшим самоанализом
  • конструктивный спор
  • рациональный подход к решению проблем на основе сотрудничества
  • вербальная дискуссия и другие...
    Каждая встреча завершается рефлексивным кругом «Что дала мне эта встреча», где каждый участник делится своими соображениями о дальнейшем взаимодействии родителей и педагогов.


ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:

Презентация дошкольного учреждения.
Цель: познакомить родителей с дошкольным учреждение, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка (фрагментарно).
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами: логопедом, психологом, инструктором по физической культуре.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
Цель:
 познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями.

Педагогический совет с участием родителей.
Цель
: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Проводится интервью с родителями, что помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью. Рассматриваются педагогические ситуации,обсуждение которых активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон. Проводится игра «Телефон доверия», где родители в игровой форме могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде.

Педагогические беседы и тематические консультации.
Цель:
 оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, где дается квалифицированный совет по той или иной проблеме.

«Круглый стол» с родителями.
Цель: в нетрадиционной обстановке с участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседании «круглого стола» для родителей показывается сущность обучения дошкольников, его специфика, которая заключается в использовании игровых приемов. Для родителей проводятся: сообщения специалистов той или иной проблеме, анализ педагогических ситуаций, выставка литературы. Участники могут свободно общаться друг с другом.

СОБРАНИЕ — ВСТРЕЧА
С  РОДИТЕЛЯМИ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 « НЕ ПОПИТЬ ЛИ НАМ ЧАЙКУ?»

Цель: расширение контакта между педагогами и родителями, обмен опытом семейного воспитания, оценка детских достижений, моделирование перспектив взаимодействия.

Материал: ручки и бумага для заметок, маркеры, видеоаппаратура, карточки с вопросами для игры, песочные часы, цветная бумага, клей, ножницы.

ПЛАН СОБРАНИЯ — ВСТРЕЧИ


Народная мудрость « Что посеешь, то и пожнешь», не смотря на свою простоту, имеет под собой научные доказательства: образцы поведения, вынесенные из семьи- влияют на всю дальнейшею жизнь человека.
Качество жизни в системе отношений «ребенок-семья», несомненно, зависит от готовности и способности взрослых целенаправленно и грамотно организовать процесс взаимного существования,  то есть от их психологической и педагогической компетентности.

Похвастаться высоким уровнем такой компетентности может далеко не каждая    семья, поэтому остро встает проблема помощи родителям в воспитании детей.
Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Мы и предлагаем Вам одну из современных  инновационных форм организации взаимодействия с родителями  СОБРАНИЕ — ВСТРЕЧУ.

Вступительное слово

   Проблема «образование и семья» признана одной из самых сложных, модных и интересных в современной дошкольной педагогике.
   Осмелимся сказать, что если 1980-е годы были годами психологии, а 90-е - технологии, то начало 21 века - эра встречи педагогов с родителями.
   Самое сложное - это осознание того, что мы «едем» не к детям, а ко взрослым, сформиро- ванным, самостоятельным людям, у которых не только своя территория, но и своя правда.
   А как высказать своё дружелюбие, искреннее желание помочь людям, отличающимся от нас? Что делать?

улыбнуться;

кланяться;

учтиво приседать;

дарить подарки;

или просто... угостить чаем?

 

   Ведь и напиток этот, и складывающаяся веками культура его потребления разными народами - это универсальная энциклопедия толерантности (уважения), ароматная и бодрящая квинтэссенция дружелюбия. Давайте попьём чайку вместе - может быть, и проблем сразу станет меньше? И поговорим, поговорим, поговорим...

Разминка: разговор с партнёром

Знакомимся со всеми в группе.

Цель: познакомить участников встречи с друг с другом, создать атмосферу эмоциональной комфортности.

Игра «Родительско-педагогический хоккей»

Цель: в игровом пространстве обозначить значение семейного и общественного воспитания , ведущие направления воспитания дошкольника.

Творческая акция «Я - взрослый, ты - ребенок» (домашнее задание).

Цель: укрепление семейных связей через совместное творчество.

Психологическое упражнение  «Моя Галактика»

Цель: помочь родителям и педагогам разобраться в личностных особенностях, осознать своё эмоциональное восприятие окружающих людей. Наладить с ними адекватные отношения

Рефлексивный круг «Что дала мне эта встреча?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КОПИЛКА" ЗНАНИЙ

 Сегодняшние правила трудно учить! В нашей копилочки они сформулированы понятно и лаконично....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тема: «Копилка знаний. Я исследователь»

Вид проекта: групповой (средняя группа)ТИП ПРОЕКТА: познавательно-исследовательский.Срок реализации: долгосрочный (с января  по  апрель).Участники: дети средней группы, воспитатели, родители...

Мини-сборник для взрослых (педагоги-родители) «Копилка знаний» (консультации, памятки, практикумы)

В данном сборнике ВЫ найдете ответы на интересующие вас вопросы: "Когда нужна помощь психолога?", " Возрасные и индивидуальные особенности ребёнка", "Формы взаимодействия с родителями и др."...

Программа факультатива 2 класса «Родной язык – копилка знаний»

Рабочая программа составлена на основе программы «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 1-4 класс», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина, М.Н.Дементьева, Н.А.Стефа...

Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»

Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Копилка знаний - уроки тетушки Совы»

Одна из важнейших задач современного образования –становление функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку раннее формирование способнос...

Организованная образовательная деятельность детей и взрослых (педагоги, родители) «Удачная покупка»

Форма проведения: станционная игра.Участники: дети дошкольного возраста, педагоги, родители.Цель: закрепление знаний по финансовой грамотности дошкольников через игровую деятельность.Задачи:закрепить ...