Организация совместной деятельности взрослых (педагоги ДОУ, семьи воспитанников) и детей по познавательно-речевому развитию на примере использования нестандартных технологий.
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Касьянова Лариса Радиевна

Аннотация. Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять себя другим, заинтересовывать собой своими идеями. Общение – та же деятельность и точно так же, как и любая другая, имеет цель и результат (продукт). Школьные учителя, оценивая уровень развития речи и коммуникативных навыков детского сада, говорят: «Умеет/не умеет высказывать мысль; свободно/не свободно говорит». Именно такая форма взаимодействия взрослого и ребенка как проектная деятельность развивает у детей коммуникативную  компетентность, т.е. готовность, умение свободно и самостоятельно формулировать, высказывать, аргументировать суждения по разным темам.  В нашем детском саду все педагоги участвуют в проектной деятельности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Касьянова Лариса Радиевна,

Учитель-логопед

 МБДОУ «ЦРР- Детский сад №164» г. Воронеж

Организация совместной деятельности взрослых (педагоги ДОУ, семьи воспитанников) и детей по познавательно-речевому развитию на примере использования нестандартных технологий.

Аннотация. Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять себя другим, заинтересовывать собой своими идеями. Общение – та же деятельность и точно так же, как и любая другая, имеет цель и результат (продукт). Школьные учителя, оценивая уровень развития речи и коммуникативных навыков детского сада, говорят: «Умеет/не умеет высказывать мысль; свободно/не свободно говорит». Именно такая форма взаимодействия взрослого и ребенка как проектная деятельность развивает у детей коммуникативную  компетентность, т.е. готовность, умение свободно и самостоятельно формулировать, высказывать, аргументировать суждения по разным темам.  В нашем детском саду все педагоги участвуют в проектной деятельности.  

Ключевые слова: проект, воспитание, речевое развитие, коммуникация.

Цель проекта: развитие мелкой моторики пальцев рук в процессе разнообразных видов деятельности в дошкольном возрасте для более эффективного развития речи.

Задачи проекта:

- развить у детей навыки владения мелкой мускулатурой рук в процессе использования упражнений.

-научить детей творчески использовать разнообразные природные материалы

-развивать связную речь детей, обогатить ее новыми словами и выражениями;          расширять творческие способности, воображение.

-способствовать познавательному развитию детей и осуществлению  комплексного подхода к воспитанию

Актуальность. Проект позволяет в условиях познавательного процесса в ДОУ предоставить детям возможность реализовывать различные виды деятельности, опираясь на полученные знания и умения. Данная работа позволяет корректировать и ускорить речевое развитие детей в процессе активизации познавательной деятельности.

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. Недаром великий немецкий философ И. Кант писал: “Рука является вышедшим наружу головным мозгом”.

Согласно наблюдениям М.М. Кольцовой, развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 – 2, 5 месяца, что для маленького ребенка очень много.

Можно использовать художественный ручной труд - это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Он не только подготавливает кисти рук к письму, но и  способствует становлению речи ребенка, и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. Стимулирует развитие внимания, воображения, фантазии, дисциплинирует, воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам, материалам, влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки. Это может быть: шитье,  вышивка, макраме, плетение, оригами, аппликация, лепка с использованием природного материала (семян яблок, дыни, кабачка),  игры с проволокой,  ниткопись.

Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может стать необычным решением задачи творческого и речевого развития детей. Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.

Предлагаю вам создать небольшую картинку  в технике пластилинография. А кто изображен на картинке, вы узнаете, отгадав загадку.

Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком?

Сейчас мы будем рисовать совенка пластилином.

 

Рис.1.Технология использования пластилинографии на занятиях.

рисование пластилином для детей

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. (Рис.1)

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.

Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. 

Список используемой литературы:

Кольцова, М.М. Ребенок учиться говорить/ М.М. Кольцова, М.С. Рузина. - Екатеринбург.: изд-во У-Фактория,2006.-228с.

Кант И. Наследие и проект/И.Кант и др. – М.: изд-во Канон+РООИ «Реабилитация», 2007.-624с.

Давыдова, Г.Н. Пластилинография для малышей/ Г.Н. Давыдова.-М.: изд-во «Скрипторий», 2003.-84с.

Короткова, Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду/Е.А. Короткова, - Ярославль.: изд-во «Академия развития», 2010.-129с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект взаимодействия с семьями воспитанников по теме: «Формирование познавательно - речевого развития у детей средней группы». Практикум в форме совместной деятельности детей и родителей «Гость группы» (выпечка печенья)

Цель: привлечение родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания помощи в личностном становлении ребенка и в развитии позна...

Методика организации совместной деятельности взрослого и детей (технология группового сбора или «Утро радостных встреч»).

Методика организации совместной деятельности взрослого и детей (технология группового сбора или «Утро радостных встреч»).Теория и практика проведения группового сбораВ самом широком понимании утренний...

Проект «Организация совместной деятельности детского сада и семьи по использованию мультипликации для развития нравственного поведения и связной речи детей».

Представленный материал содержит направления работы по организации совместной деятельности детского сада и семьи по использованию мультипликации для развития нравственного поведения и связной речи у д...