Отчёт по теме самообразования
статья на тему

Панкина Татьяна Васильевна

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_po_samoobrazovaniyu.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 777

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 3 ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Выполнила музыкальный руководитель

Панкина Татьяна Васильевна

Г. Москва

2014 г.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

        Музыкально-ритмическая деятельность в дошкольном возрасте представляет большие возможности для   развития танцевального и музыкально-игрового творчества дошкольников. В процессе музыкально-игровой деятельности у ребёнка ярко проявляется творческое воображение, и движения в данном случае выступают как своеобразные выразительно-изобразительные средства.

        Творческие проявления в танце воплощаются в разнообразных формах: импровизациях под музыку разного характера; в составлении простейших танцевальных композиций на основе знакомых танцевальных элементов, сочинении новых  танцевальных композиций.

        В своём творчестве дети опираются на те базовые навыки и умения, которые сформированы у них на музыкальных занятиях. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут придумывать новые движения, комбинируя знакомые, а также используют те, которые увидели вне стен дошкольного учреждения.

        Для развития умений в танцевальной деятельности и я знакомлю детей с различными танцевальными движениями ещё с младшей группы, это простые притопы, хлопки, моторчик, вращения кистями рук (фонарики), выставлении ног на каблучок, носок, приседания. В старших группах добавляются движения комбинированные из простейших: козлик, распашонка, движения на прыжках, ковырялочка, хлопки с каблучком и другие.

        Творчество детей в двигательной деятельности развивается поэтапно.

1-й этап: использование детьми знакомых движений в танцевальной и игровой деятельности;

2-й этап: придумывание собственных движений;

3-й этап: сочинение собственных композиций танца в разных жанрах, объединяясь в пары, группы, договариваясь заранее о том, какие движения дети будут использовать и в какой последовательности.

4-й сочинение музыкально-ритмических спектаклей.

        В   работе с детьми  над темой мы  остановились на 3-х этапах.

Первые  задания  детям  давались такие: нужно было исполнить свободную пляску, используя как можно больше знакомых движений по одному, группами. На начальных этапах исполнения свободной пляски дети выполняли 5-6 движений, многие из них  копировали друг друга.  На мой вопрос о том, что нужно сделать, чтобы не повторять движения за другими детьми дети предложили – придумать новые. А как это сделать?  Ответом на это вопрос дети  стали  показывать движения - упражнения, знакомые  по физкультурным занятиям. Тогда я обратила внимание детей на то, что  эти упражнения мы не можем использовать в наших танцах, для этих движений есть танцы спортивные и предложила использовать уже знакомые танцевальные, но в других комбинациях. Я показала несколько комбинированных движений, и дети стали придумывать и показывать:

- хлопок с вертушкой Вася 4 гр.

- выбрасывание ног с моторчиком Витя Калистратов,

- распашонка с носком Даша Лобода,

- прыжки с каблучка на каблучок Витя Калистратов,

- прыжки с носка на носок Кристина Серёженкина,

- полочка с каблучком Артём Тюрин,

- присядка с каблучком Данила Яцковский,

- кружение с хлопками Андрей 6 гр.,

- распашонка с полочкой Артём Тюрин.

        Затем мы использовали танцевальные движения в музыкальных играх. Музыкальная игра «Будь ловким» муз. Н. Ладухина. Я предложила детям разнообразить игру движениями. На вопрос, в какой части музыкального произведения дети могут переделать на новое, решили, что лучше заменить движения в 1-ой части.  В течение нескольких занятий дети, играя в эту игру, старались использовать «свои» движения. (видео) Далее мы разучили музыкальную игру «Учитесь танцевать».  Правила игры: Дети стоят в кругу, по очереди выходят в центр круга и исполняют на 1 часть музыки любое танцевальное движение, не повторяя движения друг друга, другие дети хлопают, на 2-ю часть музыки все повторяют это движение. (видео) Итак, игра продолжается до тех пор, пока фантазии детей не иссякнут. В течении нескольких занятий, дети более уверенней стали исполнять движения и количество движений, показанных детьми стало увеличиваться.

 

        Началом 3-го этапа  к сочинению собственных танцевальных композиций было задание включить знакомые движения в одну из частей плясок. Дети 4 группы прослушали музыку Ливенской польки,  отметили 3-х частную форму произведения. На вопрос, как бы вы станцевали танец на эту музыку, дети стали предлагать знакомые движения плясок. Дети обратили внимание на характерные особенности музыки: лёгкая, быстрая, весёлая, светлая. Отметили, что можно кружиться, легко бегать. Задание было - придумать и исполнить любое движение на 2-ю часть музыки, на 1-ю часть двигаться лёгким бегом по кругу, а на 3-ю часть кружиться в парах. (видео) Дети справились с заданием, каждый старался исполнить танцевальное движение, не повторяя друг друга.

        Для детей подготовительной группы, было дано такое же задание, но кружение в парах должно быть разным (лодочкой, свечкой, вертушкой) (видео). Для детей подготовительной группы доступно различать и исполнять разные виды танца: вальс, польку, народная пляска. Дети  знакомы с характерными особенностями этих танцев, так как в течение года их танцевали. Мной было предложено станцевать «свой» вальс на музыку Свиридова. Я обратила внимание детей на то, какие движения характерны для этого танца: плавные движения рук, ног. Дети вспомнили, что означает в переводе слово вальс (кружиться), значит, кружение тоже можно включить в композицию танца, вспомнили, какие танцы с плавными движениями они танцевали (танец с осенними листочками, танец снежинок). Выполняя задание, станцевать «свой» вальс,  дети использовали в композиции своего вальса движения из тех танцев, которые танцевали, а так же плавные движения из упражнений.  Одним из заданий на развитие творческих способностей было задание станцевать русский перепляс, где пары детей соревновались друг с другом. Нужно было показать как можно больше движений русской народной пляски, не повторяя друг друга. Девочки стали использовать движения из польки, а мальчики  выполняли движения русской народной пляски, характерной для мужчин: паучок,  выбрасывание ног в стороны, волчок, они использовали движения, которые танцевали во время пения частушек.

        3-й этап для детей оказался сложным, так как договориться  друг с другом и выполнить композицию танца вдвоём, группой детей – непросто. Поэтому этот этап мы начали с того, что пары – мальчик и девочка договаривались, какое движение танца польки они будут вместе танцевать. В старшей группе это было – 4 части музыки (2+2), и в подготовительной 6 частей (3+3). Затем каждая пара детей исполнила свою композицию танца. После этого, я предложила договориться двум парам, а затем  четырём парам. Так получилась композиция танца, последовательность которого была запланирована детьми и исполнена.

        В работе по развитию творческих проявлений мы пока ещё не достигли высоких результатов, так как композиции других танцев вальса, народной пляски дети самостоятельно ещё  не сочиняли. Так же в перспективе  нас ждёт работа по сочинению различных танцев, которые мы можем использовать в игровых ситуациях, при драматизации  литературных сюжетов, постановке праздничных номеров, постановке ритмопластических спектаклей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования: «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры».

Развивающие игры математического содержания:• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобща...

Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...

Отчёт по теме самообразования " Развитие связной речи детей 3-4 лет через устное народное творчество "

Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пот...

Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

В отчете по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» раскрывается актуальность этой темы и её значение в о...