Главные вкладки

    Проектная деятельность в детском саду
    консультация (старшая группа) на тему

    Консультация для воспитателей. Основные понятия, направления работы, направления деятельности, взаимодействия участников проекта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dlya_sayta.docx389.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 11 – Парус»

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    в детском саду

    Консультация для воспитателей

    C:\Users\1\Desktop\метод.работа\проектная деятельность\114.png

                                                                 Подготовила :

                                                                 старший  воспитатель  Новожилова М.А.

    г.Троицк 2016 г.

    В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение.

      Становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

               Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

    Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

    Существует несколько определений проектной деятельности. А изначально в переводе с греческого проект - это путь исследования. И лишь затем - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

    Где же истоки данного направления?

    Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.
    Развитие метод получил в работах В. Килпатрика,  Э. Коллингса.
    Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. В 1905 году под руководством Станислава Теофиловича Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.

    Метод проектов является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена одной основной проблемой.

    На слайде представлены типы проектов, использующиеся в дошкольных учреждениях. Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:

    1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
    2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
    3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
    4. По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
    5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
    6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

    В практике выделяют следующие этапы работы над проектами.

    Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

    Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.

     Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:

    - к кому обратиться за помощью (педагогу, родителям);

    - в каких источниках можно найти информацию;

    - какие предметы (оборудование, пособия) использовать;

    - с какими предметами научиться работать.

    На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей

     Выполнение проекта (практическая часть). Воспитатель оказывает ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

     Подведение итогов: публичное представление продукта проектной деятельности. Дети помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

     К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных  результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. совместный проект обязательно должен быть доведен до конца (игра, книжка-малютка, макет, выставка, альбом, праздник и т.д.). ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.

    Проектная деятельность может быть зафиксирована  в  виде традиционного плана непосредственно образовательной деятельности с пометкой «Проект».

    Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

    Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.
    Каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Проявляя самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию ребенок осознает свой личный вклад в решении общей задачи.

     Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваются тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

      В работе над проектом соблюдаются принципы, индивидуальный подход к ребенку.

        В совместную работу над проектом необходимо  привлекать родителей ненавязчиво, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Работа по проектам в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. А родители в свою очередь имеют возможность активно учавствовать в значимом для них процессе.

    Таким образом, использование проектного метода считается наиболее эффективным,  так как он позволяет сочетать интересы всех участников. Он не только раскрывает индивидуальные возможности ребенка, но и дает возможность педагогу проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем, в том числе и повышая его.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

    В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

    Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

    В этом документе вы можете найти интересную информацию по взаимодействию с родителями в ДОУ....

    Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

    Работа по взаимодействию с родителями согласно с ФГОС...

    Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"

    В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...

    Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"

    В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...

    Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

    Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...