Из опыта работы педагога-психолога "Чудеса на песке"
статья на тему

Бутакова Анна Николаевна

В данном материале я делюсь опытом работы педагога-психолога с песком в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Чудеса на песке…»

(из опыта работы педагога-психолога)

Я работаю педагогом-психологом в детском саду уже восемь лет. Одним из интересных направлений своей работы считаю работу с песком.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Ребенок сам тянется к песку, и если добавить к этой игре творческую составляющую, то из обычного пересыпания песка получается увлекательный процесс.

Песок – это уникальный материал, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.

Занятия с песком я использую с замкнутыми, тревожными, неуверенными в себе детьми, потому что рисунок на песке или постройку из песка легко исправить, если вдруг что-то не получится, или вообще удалить. Игра с песком позволяет расслабиться, недаром говорят что песок «заземляет» негативные эмоции, снимает стрессы и внутренние зажимы. Поэтому работу с песком я также провожу с агрессивными, гиперактивными и легко возбудимыми детьми.

Так же игра с песком может быть полезна для  развития мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять эмоциональное напряжение.

Целью песочной терапии является установление психологического комфорта, снятие эмоционального напряжения.

Для реализации цели я использую различные игры и упражнения с песком, которые превращают занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка.

Для организации занятий в детском саду с песком я использую:

1.) песочный стол с подсветкой

2.) песочницу с  бортиками, окрашенными в голубой цвет.

3.) «коллекцию» миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 сантиметров):

 -  куклы-человечки, сказочные герои (добрые и злые)

 -  предметы мебели и быта;

 -  животные: домашние, дикие, доисторические и пр.

 - транспорт (от обыденного до фантастического);

 -  растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр;

 - постройки: мосты, ограды, ворота и т.д.;

 - природный материал: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.;

 - пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.);

-   крупные бусины и  драгоценности из оргстекла.

Этот список можно продолжать бесконечно. Коллекция фигурок и предметов в моем кабинете пополняется регулярно. Около песочницы имеется открытый шкаф с полочками, на котором вся коллекция игрушек  разложена в корзиночки по тематике и находится в свободном доступе для ребенка. Так же корзиночки и подносы можно выставлять на специально приготовленный стол, установленный рядом с песочницей.F:\фото с детьми\DSC_1150.JPG

        Хочется отметить несколько основных правил  для проведения занятий с песком:

- работа с песком ведется стоя (для большей свободы движений).

- к песочнице должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).

- все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.

- необходимо  запретить детям бросаться песком.

- после игры в песке нужно помыть руки.

Ребята, которые занимаются в моем кабинете, уже знают их наизусть.

Исходя из опыта работы в ДОУ, при работе с песком я выделяю три этапа, которые имеют определенную направленность:

1. «Знакомство с песком»

2. «Создание следов на песке»

3. «Занятие-сказка».

        Расскажу о них  подробнее.

I этап: «Знакомство с песком»

На данном этапе проводятся занятия, посвященные знакомству с песком. Дети знакомятся со свойствами песка, его структурой и качествами. Занятия этого этапа проводятся на столе с подсветкой. Форма работы индивидуальная.

F:\фото с детьми\DSC_1155.JPG

Примерные упражнения:  

- пересыпая песок, ребенок знакомится с его свойствами: он теплый, ласковый, сухой, мелкий, сыпучий, мягкий, легкий;

- ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук, их внутренней и внешней стороны;

- пробуем скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения кистью руки (змейка, санки…);

- выполняем те же движения, поставив ладонь ребром;

- пробуем «пройтись» ладошками по проложенной трассе, оставляя на них свои следы;

- пробуем «пройтись» костяшками кистей рук, пальцами, кулачками, создавая произвольные или заданные узоры;

- «играем» пальцами на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера;

- делаем следы, сгруппировав пальчики рук по два, по три, по четыре, по пять;

Выполненные работы подсвечиваются цветом на столе, что добавляет положительную эмоциональную окраску.

II этап «Создание следов на песке»

На данном этапе проводятся занятия, направленные на создание следов при рисовании, как с дополнительными материалами (предметами – манипуляторами), так и без них. На данном этапе дополнительный материал используется также в качестве необходимой части изображения (выкладывание узора и т.п.). Проводится на столе с подсветкой. Форма работы индивидуальная либо с двумя детьми.

F:\фото с детьми\DSC_1163.JPG

Примерные упражнения:

-  «повторим по образцу»: пробуем изобразить узор на песке, как на картинке-образце;

- украшаем отпечаток руки декоративными бусинами;

 -превращаем отпечаток руки  в  животное (дельфина, медведя, кошку, гусеницу, петуха и т.д.);

- изображаем неведомое животное с помощью дополнительных предметов и т.д.;

- «причесываем песок»: для этого используются гребешки с различными зубцами.

Упражнения этого этапа варьируются и дополняются либо упрощаются в зависимости от возрастной категории и способностей ребенка.

III этап «Занятие-сказка»

На данном этапе самой важной задачей является помочь ребенку овладеть коммуникативными способностями, привить положительные модели общения со сверстниками.

Форма работы - малая подгруппа из 4-5 человек.

На этом этапе перемещаемся с песочного стола  в  глубокую песочницу.

Подготовка и проведение игр с песком в глубокой песочнице подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям.

Занятия проводятся в форме сказки. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, учится гармоничному общению с взрослыми и сверстниками, учится понимать себя. Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими волшебниками. Они с нетерпением ждут следующей нашей встречи в «песочной стране».

F:\фото с детьми\DSC_1154.JPG

Примерный план занятия может выглядеть так:

  • рассказ детям о сказке (путешествии);
  • постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее);
  • знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее);
  • возникновение проблемной ситуации;
  • обращение к ребенку за помощью: - что будет с жителями страны? что делать? как быть? сможем ли мы помочь?

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.

F:\фото с детьми\DSC_1148.JPG             F:\фото с детьми\DSC_1158.JPG 

Применение песка в  моей работе с дошкольниками  помогает мне:

- достичь положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;

- оказать положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;

- вызывать положительные эмоции (радость, удивление), снизить негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшить проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обиду);

- совершенствовать гуманные чувства детей, делать их добрее, учить их выражать свои эмоции в безобидной форме;

В итоге дети, играя в песок, учатся понимать себя и других. Наличие позитивного влияния на эмоциональное самочувствие детей и взрослых делает игру в песок прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Занимаясь с песком в детском саду, мы с детьми регулярно придумываем множество своих игр, разнообразных сюжетов к этим играм, которые, нравятся детям и доставляют им много удовольствия во время игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экспериментирование с песком и водой (из опыта работы)

в работе раскрыта экспериментальная деятельность с песком и водой. Наблюдение, опыты, игры с песком и водой способствуют познанию окружающего мира и знакомит детей со свойствами веществ, развивает кон...

Презентация опыта работы на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III посредствам кинетического песка"

Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи посредствам кинетического песка....

Работа с кинетическим песком (из опыта работы)

Работа с кинетическим песком ( из опыта работы)Для малыша песок – это прежде всего материал, который так же интересен, как все вокруг. Интерес к песку удерживается  тем, что не поддается «овладен...

Описание опыта работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Доказано, что игры с песком имеют большое значение для физического и психического здоровья, поэтому я решила использовать песок и в совместной деятельности с детьми в группе.В данном материале предста...

Семинар - игра Использование нетрадиционных игр в образовательно-воспитательном процессе детского сада (из опыта работы воспитателя) «Волшебный мир песка»

. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. С помощью игр с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя. Когда он ...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...