Сюжетно-дидактические игры математического содержания и принципы их организации
методическая разработка на тему

Игры подразделяются на: развивающие игры обучающие игры игры-экспериментирования, диагностирования. игры-забавы компьютерные диагностические игры. Сюжетно-дидактические игры одновременно относятся, как развивающим, так и обучающим. Сюжетно-дидактические игры были созданы А.А. Смоленцевой. В такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры подразделяются на:

развивающие игры

обучающие игры

игры-экспериментирования, диагностирования.

игры-забавы

компьютерные диагностические игры.

Сюжетно-дидактические игры одновременно относятся, как развивающим, так и обучающим.

Сюжетно-дидактических игры были созданы А.А. Смоленцевой. В такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил.

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе сюжетно-дидактические игры рассматриваются в связи с деятельностью, у которой в комплекте: цель, мотив, средства. В некоторых случаях можно отметить и результат. Цель игры, в основном, намеренно не ставит ни ребенок, ни взрослый. Ведь цель сливается с мотивом игры, побуждая, направляя неудержимое стремление детей на игру. Удивительным потоком представлений сюжетно-дидактические игры направляют детей к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых. Поэтому педагог должен сориентироваться на применение сюжетно-дидактических игр во время занятий. В сюжетно-дидактических играх дети отражают жизнь взрослых, получая возможности для активного действия.

Такие игры - как деятельность с общественным характером, отражают и изменчивость, поэтому осуществляются комплексными действиями, чем и становится интересней.

Важно направлять игру детей, сохранять самодеятельный и творческий характер игры с использованием косвенных методов. Например, в игре в Почту можно спросить, почему нет тех или иных газет, или как лучше упаковать сумку почтальона, расположить периодическую печать, в каких местах разгружается корреспонденция, как организовать сортировку и как нужно их пересчитывать и т.д. Воображаемая ситуация, преобразует предметную деятельность ребенка в игровую с помощью дидактического материала. В игре с развернутым сюжетом, происходит и постепенное усложнение и по содержанию, и по структуре, где отдельные игровые задачи решаются на основе усвоенных знаний по математике и даются детям в виде игровых правил. В такой игре уместны и разнообразные роли, в которых дошкольники, играя в профессии взрослых, приходят к пониманию смысла труда и воспроизводят его. Дети одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.

Воображаемая ситуация - это результативный момент, а воспроизведение действий (игровая роль) - конституирующий момент игры. Ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития [А.Н. Леонтьев 27, 286]. Сюжет представляет собой воссоздание в игре логики событий реальной жизни. И иногда дается как содержание развернутой формы сюжетно-дидактической игры. Сюжет и содержание игры - это составляющая активная область, определяющая развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей.

Сюжет - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжет игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка [Д.В. Эльконин 66,62]. Только выбор сюжета, его содержания, зависит от преобладающего мотива деятельности и еще не характеризует игру полностью. Правила игры связывают сюжет с дидактической частью игры. Правила устанавливаются в процессе игры самими детьми или же о ней заранее информируется. Используя дидактический материал, ребенок решает задачу. Структура сюжетно дидактических игр - это игровой элемент и математические действия взрослых, подчиненные строгим правилам. У воспитателя в игре тоже игровая роль, который в ходе игры контролирует за правильностью выполнения счетно-измерительных действий. Это нужно во избежание закрепления ошибок и является необходимым условием для успешности проведения .Чтобы развернуть эти игры со старшими дошкольниками, воспитателю важно знать принципы их организации. Их сформулировала А.А. Смоленцева.

.Отбор знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников. Для реализации этого принципа необходимо:

определить возможность применения знаний в детских играх;

обеспечить преемственность между содержанием занятий с последующей игровой деятельностью;

включить в игры специфические действия, направленные на формирование первоначальных математических представлений и понятий.

. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения. Для построения игр надо ориентироваться на такую деятельность взрослых, которая отвечала бы следующим требованиям:

она должна быть общественно значимой и доступной для наблюдения и понимания детей. Действия счета и измерения должны выполнять в ней одну из ведущих функций и являться средством достижения социально значимых результатов;

профессиональная деятельность взрослых должна быть наглядной как по процессу счета и измерения, так и по полученному продукту;

содержание трудовых действий и отношений взрослых должно быть доступным для воспроизведения в игровых ролях;

сообщаемым знаниям следует придавать эмоциональную окраску, чтобы у детей легче и яснее складывались представления о данном виде труда, о взаимосвязях людей в трудовом процессе, о применении счета и измерения в разных сферах жизни, о точности выполнения людьми указанных действий, обеспечивающих успешность деятельности, чтобы у ребят возник интерес к трудовым профессиям и желание включить их в игры;

необходимо использовать разнообразные методы и приемы, позволяющие знакомить детей с разными видами труда.

.Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр. Для реализации этого принципа необходимо соблюдать следующие условия:

дети должны хорошо ориентироваться в деятельности взрослых, отображаемой в игре. Тогда, решая задачу, они будут целенаправленно и достоверно воспроизводить в игре счетно-измерительные действия;

при отображении труда следует включать в игру действия счета и измерения не как одноразовое поручение, а как действия, закрепленные за данной ролью. В этом случае они будут выступать как средства достижения цели деятельности, как практическая необходимость в применении математических знаний;

.Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия. Осуществление этого принципа создает условия для практического применения и развития математических представлений каждого дошкольника, для формирования эмоционально-положительного отношения к указанным знаниям, для развития самодеятельности и активности всех участников игры. Чтобы реализовать данные положения, необходимо:

обогащать игры по тематике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотношениям детей. В этом случае усвоенные правила и способы действий дети будут переносить и в другие игры с новыми объектами. Сфера применения знаний значительно расширится;

готовить вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры. В совместном труде у детей появится интерес к содержанию игры, к будущим ролям и развертыванию сюжета.

. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми свою роль. Это положение имеет принципиальное значение как с точки зрения организации самой игры, так и с точки зрения направленности и руководства ею. Необходимость участия взрослого в игре диктуется следующими соображениями:

счетно-измерительные действия нужно выполнять не приблизительно, а правильно и точно, иначе допущенные ошибки будут закрепляться;

беря на себя ведущую роль, воспитатель имеет возможность естественно (изнутри) видеть всю игру, контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных со счетом и измерением, при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов и т.д.;

влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новые ситуации игры, поддерживать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество.

. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка). Целенаправленное воздействие воспитателя на поведение ребенка является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения математическими знаниями, обеспечивающими подготовку их к учебной деятельности в школе. С этой целью необходимо:

подбирать роли, соответствующие возможностям ребенка, его игровым интересам и навыкам;

предлагать решение посильных для ребенка задач, приводящих к развитию активности и самостоятельности;

создавать игровые проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся и вызывающие у детей радость поиска;

удивляться догадкам детей, их сообразительностью, поддерживая атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.

. Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами. Пути реализации этого принципа следующие:

осуществление в игровых ситуациях постепенного перехода от счета реальных предметов к их заместителям, а затем к устному счету;

создание по ходу игры ситуаций взаимодействия с партнером, в которых возникает необходимость словесного обозначения количества (постановки задачи или вопроса, сообщения результата);

постепенное повышение уровня трудности задач, решение которых требует сравнения, рассуждения и обобщения знаний.

Согласно программам дошкольного образования дети получают элементарные математические представления в сфере счета, измерения. Чтобы не было действий, совершающихся на занятиях механически, нужно связать их с интересным сюжетом. То есть, чтоб не произошло формального усвоения детьми математического материала. Не выясненность значения совершаемых действий не связано с психолго-физиологическими возможностями детей, а заключено в методах и формах обучения.

Помимо основных задач математического содержания в сюжетно-дидактические играх обязательно уделяется внимание нравственно-воспитывающим аспектам. С ознакомлением детей с трудом взрослых параллельно воспитывается и уважение к труду, бережное отношение к продукту труда. Дошкольники настолько активно и организованно применяют математические знания в этих играх, насколько жизненные требования и бытовая деятельность побуждает их выполнять те или иные операции. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием способствуют развитию концентрации внимания, учатся логически рассуждать, анализировать, спорить, с доказательствами отстаивая своё мнение. Сюжетно-дидактическая игра вне занятия дает возможность детям использовать, закрепить и уточнить полученные представления. В основе содержания игры входят и положительные эмоции с впечатлениями, и математические количественные стороны действительности. В сюжетно-дидактическую игру математические действия включаются именно тогда, когда по сюжету игры возникает необходимость этих операций. Например, в игре «Зоопарк», сотрудники зоосада должны привести животных из других зоопарков. Но они должны помнить, откуда и сколько животный каждый из них должен привести. После доставки животных каждый из них рассказывает директору, а он должен запомнить, откуда и каких, сколько животных привезли и в какую по счету клетку их поместили. По аналогии рабочие зоосада отсчитываются, в каких клетках, какое количество животных они кормили, купали, выводили гулять. Директор зоосада приглашает работников и уточняет еще раз содержание их работы. Он определяет количество животных для отлова, контролирует правильность выполнения распоряжения директора, стимулируя у детей умения рассказывать о выполнении ими счетных действий. Игры, на основе действий с множествами и измерение с помощью условной меры, продолжают формировать у детей представления о числах до десяти. На основе этих знаний и умений у детей развивают глазомер. Многие сюжетно-дидактические игры активно применяются в проектах ДОУ. В частом применении сюжетно-дидактических игр дети упражняются в счете в пределах десяти. В сюжете дети пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают из большего количества предметов меньшее количество, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. В целях привития ребенку интереса к математическим знаниям целесообразно применение сюжетно-дидактических игр, проходящих в увлекательной форме. Благодаря сюжетно-дидактическим играм дети способны сконцентрировать внимание и привлечь интерес к самому предмету обучения. Получается интересно, если сюжетно - дидактические игры были включены в проектную деятельность.

Проект - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. [Словарь Викепедии 67,1]. Проектируя деятельность, воспитатель совместно с детьми создает план. Все сюжетно-дидактические игры объединяются в один проект по теме. Предлагаемый сюжет должен у дошкольников вызвать положительные эмоции, стремление включиться в процесс сюжетно-дидактической игры. Надо, чтоб ребенку было комфортно от выполнения различных действий, мотивированных логикой развития сюжета. Например, в ходе игры: «Рюкзак путешественника» дошкольники выявляют умения пользоваться приемами определения веса, сравнивать предметы по весу, объяснить ход своих мыслей, пользоваться словами: «тяжелее», «легче», «весит столько же». Детям интересно «работать на весах», так как и гири-то, им заменяют яблоки (знакомые им предмет). Сюжет и педагогические условия вполне устраивают детей. А это говорит о том, что в удобном случае, вне занятия ребенок вернется к игре и самостоятельно будет в нее играть. Естественно, если воспитатель учтет желание ребенка и найдет место для оборудования этой сюжетно-дидактической игры в игровой зоне.

Выбирают сюжетом игры область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (почта, больница, семья, зоопарк, магазин и др.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка, меняются в зависимости от них. Содержание игры воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Выбирая одну и ту же по своему сюжету игру можно иметь совершенно разное содержание. К примеру, мишка в зоопарке может лежать и лениться, не обращать внимание ни на кого; а может рычать и метаться по клетке, подходить к такому зверю побоятся даже служащие зоопарка; или же заниматься купанием и заботиться о своем малыше. И отношения с природой, и человеческие отношения с условиями, определяют сюжеты, содержание игр.

Выбранный сюжет в игровой обстановке с применением дидактического материала реализуется полностью или частично. Здесь учитывается частота проигрывания игровых ситуаций.

На первом этапе игра - сюжетно-дидактическая. Воспитатель направляет развитие сюжета, контролирует за действиями (счетными, измерительными) ребенка, за сменой сюжетных ролей.

На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуются детьми, успешно овладевшими счетом и измерением. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях.

На третьем этапе дети по своей инициативе начинают придумывать самодеятельные сюжетно-ролевые игры. Воспитатель наблюдает за разыгрыванием детьми ролей, с использованием счетно-измерительных действий, лишь в некоторых случаях включаясь в игру.

После развития каждого сюжета целесообразно провести обсуждение, которое включает в себя:

определение детьми вариантов дальнейшего продолжения сюжета;

обращение к опыту детей по применению ими математических знаний;

дискуссия о способах влияния детей на изменение хода событий в пользу положительных героев;

отображение ситуации в продуктивных видах детской деятельности.

То есть, проводили игру-придумывание, целью которой не только развитие сюжета, но закрепление математического материала.

Развитие сюжета с применением дидактического материала математического содержания в игровой форме отражает проникновение детей в жизнь окружающих взрослых людей.

Средствами сюжетно-дидактических игры являются:

знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка;

способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах;

те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

Необходимое оборудование и наглядность для выработки организационных навыков у ребенка:

игровые и эстетически красиво сделанные дидактические материалы, предназначенные для имитации взрослой жизни;

игровая мебель по сюжету (кухонная стенка, стенка «Домик» игровой набор кухонной мебели, парикмахерская, аптека и т.д.);

достаточное количество предметов, разнообразие их по размерам и динамичность.

Для проведения сюжетно-дидактической игры подготавливается игровой материал заранее. Дети с радостью участвуют в создании атрибутов для игры. У детей при этом развивается инициатива, и они получают чувство удовлетворения от использования в игре самостоятельно сделанного атрибута.

Игровой материал обыгрывается до начала занятия, при этом предупреждая детей о его назначении. Это нужно, чтобы на занятии, во время сюжетно-дидактической игры внимание привлекала только математическая сторона, а не игровая.

Таким образом, сюжетно-дидактическая может быть успешно организована, если соблюдаются принципы и правильное руководство этим процессом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-дидактические игры математического содержания

Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счёта и измерения...

Консультация для воспитателей : "Значение сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием для развития умственных способностей детей".

В данном материале представлены конкретные сюжетно-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)

МБДОУ Д/с №27 «Сказка»     ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".

Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

Образовательный проект «Занимательные игры математического содержания как средство развития математических представлений у детей подготовительной группы»

Цель проекта:Создать условия для развития у детей  подготовительной группы математических представлений через проектную деятельность  по использованию занимательных игр математического содер...

Дидактические игры математического содержания в организации предметно-пространственной среды как условие формирования финансовой грамотности у старших дошкольников.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (вклю...

Развивающие игры математического содержания для детей старшегшо дошкольного возраста. Презентация "Математическая ярморка"

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И ПОСОБИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ "МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЯРМОРКА"...