Социализация детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) на тему

Шаймухаметова Дильноза Дмитриевна

Социализация детей старшего дошкольного возраста - необходимая составляющая адаптации к жизни в нашем обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе.

      В процессе взаимодействия с другими людьми ребёнок получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Поскольку личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, то каждый человек несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Так, этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

  Социальное развитие ребенка в ДОУ современная наука и практика рассматривает как сложный процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, опыта взаимодействия, сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Формируя социальное поведение ребенка, педагоги руководствуются специальными целями:

воспитывать у дошкольников представления о нормах повеления в
обществе;

приобщение к миру людей;

содействовать социализации личности ребенка.

В педагогической деятельности ДОУ оно осваивается с учетом социальных доминант:

у ребенка формируется уверенность в своих возможностях (он нужен окружающим, его любят);

развивается чувство собственного достоинства и свободы (он выбирает
друзей, деятельность, у него есть личные вещи);

воспитывается позитивное восприятие и отношение к окружающим
(терпимость, уважение к сверстникам, интерес к ценностям 
сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело ,за другого человека);

у воспитанников ДОУ развивается понимание окружающих (их
эмоционального состояния, потребность в сопереживании).

       Современная практика дошкольного образования реализует положение о том. что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценное социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявляя социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими. Своеобразие социального развития ребенка и ДОУ отражено в специальных педагогических ориентирах, характеристике базовых навыков воспитанников детских садов, показателях социального развития дошкольников.

          Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:

педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях;

педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к
окружающим;

педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует
социальную компетентность.

Базовые социальные навыки ребенка в ДОУ:

навык соблюдать правила этикета;

навык соблюдать правила безопасности;

навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими;

навык соблюдения общих правил, договоренности;

навык применения позитивных способов решения конфликтных
ситуаций.

Согласно данным исследований Антоновой Т.В., Иваненко М.И.. Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей, которыми могут служить умения ребенка:

умение ребенка войти в детское общество:

умение ребенка действовать совместно с другими;

  умение следовать и уступать общественным нормам;

умение ребенка контролировать свои желания и др.

Уровень социального развития ребенка в ДОУ возможно определить с помощью показателей, характеризующих социально-личностные качества дошкольников:

 интерес ребенка к себе;

интерес к сверстникам;

отношение ребенка к группе детского сада и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль социального интеллекта и социальных эмоций в социализации детей старшего дошкольного возраста

Данная работа освещает проблему успешной социализации детей старшего дошкольного возраста.  Одной из главных особенностей социальной ситуации, в которой формируется и развивается личность сегодня...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие личностных интегративных качеств как условие социализации детей старшего дошкольного возраста».

Сообщение из опыта работы будет интересно педагогам ДОУ работающим по развитию интегративных качеств личности дошкольников....

План-программа по социализации детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок

В плане раскрыта система работы воспитателя в старшей группе детского сада по использованию народных сказок с процессе социализации дошкольников...

Социализация детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В описании опыта работы раскрывается проблема социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях гуманизации  дошкольного образования через игровую деятельность....

«Игра - средство социализации детей старшего дошкольного возраста»

Известный русский писатель М. Горький писал: « …. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять»....

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

      В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую ж...

Социализация детей старшего дошкольного возраста

Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания: излишняя регламентация деятельности, постоянный кон...