Исследовательско - творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста "Ах, капуста!"
методическая разработка на тему

Ковшова Олеся Алексеевна

В число важных факторов, влияющих на улучшение здоровья детей, входит правильное питание, на котором базируется здоровье человека. Умение организовать своё питание помогает решить большую часть проблем, связанных с ним. Дети старшего дошкольного возраста не могут самостоятельно оценить полезность «здоровой» пищи, а их вкусовые предпочтения часто не совпадают с требованиями полноценного питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для воспитателей668.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Золотой ключик»

Исследовательско – творческий

 проект

Ах, капуста.

C:\Users\admin\Desktop\38e33bb08ea1df7db3af5faa64d38afa.jpg

Выполнили:

Воспитатель подготовительной группы

Ковшова Олеся Алексеевна

Актуальность: 

в настоящее время сохранение и поддержание здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики. Не только дети, но и взрослые имеют очень низкий уровень культуры здоровья, под которой понимается общая способность и готовность личности к деятельности по его охране и укреплению. Готовность дошкольника к качественной продуктивной деятельности по сбережению собственного здоровья основывается только на знаниях и опыте, приобретенных в образовательном процессе ДОУ и семье.

В число важных факторов, влияющих на улучшение здоровья детей, входит правильное питание, на котором базируется здоровье человека. Умение организовать своё питание помогает решить большую часть проблем, связанных с ним. Дети старшего дошкольного возраста не могут самостоятельно оценить полезность «здоровой» пищи, а их вкусовые предпочтения часто не совпадают с требованиями полноценного питания.

В наше время перенасыщения рынка чипсами, кириешками, сникерсами, неконтролируемого потока агрессивной рекламы данных продуктов у детей формируются искажённые взгляды на питание с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни. Семейные традиции зачастую также не способствуют формированию его правильных стереотипов. Так как детские привычки нередко имеют свойства закрепляться, есть большая вероятность того, что в последующем характер питания детей не будет способствовать сохранению их здоровья. Именно в дошкольном возрасте важно целенаправленно формировать устойчивые мотивации на здоровый образ жизни,  расширять знания и представления.

Пробудить у дошкольников интерес к здоровому образу жизни, к правильному питанию можно через приобщение любви к природе, через непосредственное общение с животными и растениями, игру и, конечно, через прекрасный мир искусства – музыку. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают у него воображение, фантазию, ассоциативное мышление, желание творить, узнавать. Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности, поскольку музыка – это, прежде всего язык чувств, эмоций и её суть тождественна самой природе. Поэтому воспитателю группы и музыкальному руководителю детского сада пришла идея о создании исследовательск - музыкального проекта, потому что, как писал А.Сухомлинский «Роль музыки как источника знаний говорит о том, что музыка – это источник мысли».

Цель проекта: ознакомление воспитанников подготовительной группы со значением правильного питания для здоровья человека на примере капусты.

Задачи проекта:

1. Расширить у детей знания и представления об овощах.

2. Познакомить воспитанников подготовительной группы с продуктом питания - капустой.

2. Способствовать развитию у воспитанников творческих способностей, познавательной деятельности.

3. Формировать у воспитанников представления о правильном питании, направленном на сохранение и укрепление здоровья.

4. Просветить и приобщить родителей к проекту «Ах, капуста!».

Вид проекта: краткосрочный, познавательный, исследовательский, музыкальный.

Участники проекта:

 - дети подготовительной  группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Золотой ключик»;
  - воспитатели группы, музыкальный руководитель;
 - родители.

Проблема проекта: осознание воспитанниками значения правильного питания. 

Предполагаемый результат:

Сформировать у воспитанников знания об овощах, знания о правильном питании, о полезных свойствах капусты.

Повысить интерес родителей к правильному питанию и здоровому образу жизни детей.

План реализации проекта:

1 этап подготовительный:  постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, подбор методической и художественной литературы, разработка перспективного плана работы.

2 этап основной: проведение исследовательской деятельности над капустой, проведений опытов и экспериментов с капустой; разучивание стихов, песен и хороводов о капусте; разучивание пословиц и поговорок о труде, домашних делах; выполнение нетрадиционной техники рисования (капустой), лепка капусты.

3-й этап заключительный: обобщение результатов работы, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление полученных знаний. Оформление книги - раскраски «Витамины с грядки»; оформление  книги – рецептов с помощью родителей «Ах, капуста, так капуста!».

Организационная деятельность.

 1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.

2. Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности.

3.Составить перспективный план мероприятий.

 План реализации 1 этапа:

                                                                    (Подготовительного)

№ п/п

мероприятие

ответственные

1.

Подбор  художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, капусту, экологические сказки.

Воспитатели группы.

2.

Беседа с родителями  «Участвуем в проекте «Ах, капуста!»

Воспитатели группы.

Родители группы.

План реализации 2 этапа:

(исследовательского)

№ п/п

мероприятие

ответственные

1.

Исследование капусты разного вида: белокочанной, краснокочанной, цветной, пекинской, декоративной.

Дети,  воспитатели  группы.

2.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Краснокочанная химия»,

«Лакмусовые бумажки из сока

краснокочанной капусты»,

«Капуста в красках».

Воспитатели группы.

3.

Беседы с детьми: «Царица огородов - капуста», «О капусте - детям», «Капуста - королева питания», «О пользе витаминов и для чего они нужны человеку?».

Воспитатели группы.

4

Нетрадиционная техника рисования капустой «Деревья».

Воспитатели группы.

Дети.

5.

Лепка «Капуста»

Воспитатели группы.

Дети.

6.

Проведение дидактических игр «Собери урожай», пазлы «Овощи», «От какого овоща эта часть?» и др.

Воспитатели группы.

Дети.

7.

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен, хороводов о капусте и овощах.

Воспитатели группы.

Дети.

8.

Рассматривание иллюстраций, опорных схем с изображением

капусты и овощей.

Воспитатели группы.

Дети.

План реализации 3 этапа: (заключительного)

№ п/п

мероприятие

ответственные

1.

Подведение итогов реализации проекта.

Дети, воспитатели группы, родители.

2.

Оформление книжки-раскраски «Витамины с грядки».

Дети, воспитатели группы.

3.

оформление  книги – рецептов с помощью родителей «Ах, капуста, так капуста!»

воспитатели группы.

5.

Развлечение в группе  «Капустные посиделки».

Дети, воспитатели группы, родители.

Реализация проекта:

Литературный ряд для чтения детям:

  1. Пословицы и поговорки. Приложение 1.
  2. Загадки про овощи, капусту. Приложение 2.
  3. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка».
  4. А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…».
  5. М. Исаковский «Вишня».
  6. Ю. Тувим «Овощи».
  7. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
  8. Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
  9. Б. Житков «Что я видел».
  10.  Экологические сказки:

- «Сохраняя воду, сохраняем жизнь!»

- «История одной капли» (сказка о воде)

- «Как тучка была в пустыне»

- «Сказка дождя и дружбы»

- «История маленького лягушонка»

- «Разве озеро-свалка?»

- «Бабушка Федора и герань»

- «Как у росточка появилось имя»

- «Как человек приручил растения»

- «Просто гусеница»

Музыкальный ряд:

Совместно с музыкальным руководителем

  1. Танец с листочками.
  2. Игра «Развесь грибочки».
  3.  Игра «Разбери овощи и фрукты».
  4.  Логоритмическая игра «Капуста».
  5.  Хоровод «Ты, капуста…»
  6.  Хоровод «Урожайный».
  7.  Частушки про капусту.
  8.  Оркестр ложкарей.

Беседы

Беседа 1

«Царица огородов - капуста»

Цель: Научить детей выбирать самые полезные продукты; дать представления детям о том, какие продукты питания наиболее полезны и необходимы ребенку каждый день; познакомить с разнообразием видов капусты, ее полезными свойствами и значением в здоровом питании человека. Воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни.

Словарная работа: виды капусты: белокочанная, краснокочанная, брюссельская, брокколи, кольраби, савойская, сахароза, клетчатка, крахмал.

Беседа:

В: Ребята, сегодня мы поговорим о вкусных и полезных продуктах, которые необходимы для нашего организма. Я расскажу вам о вкусном, полезном продукте – овоще, который выращивают все огородники нашего города на своих дачах. Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать, что это за овощ?

Как надела сто рубах, захрустела на зубах.

Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

Д: Это капуста.

В: Верно. А вы, знаете загадки о ней?

Д: Сто одежек и все без застежек

В: Молодцы! Я принесла вам корзину овощей, а вы угадайте, где здесь капуста? (показ, дети находят капусту)

В: Молодцы! Вы угадали и правильно показали ее. А вы знаете, что она занимает почетное место у нас на столе? Недаром ее называют «Царицей огорода», она прочно удерживает свои позиции в нашем рационе. Почему как вы думаете?

Д: ответы.

В: А на, что она похожа?

Д: ответы.

В: Правильно. Растет она обычно кочаном. Капуста улучшает аппетит, полезна при простудных заболеваниях, очищает организм. Листья, толченные, смешанные с яичным белком прикладывают к ожогам. Сочная, приятная на вкус, капуста занимает в питании, одно из главных мест после картофеля. Чем больше сортов капусты на нашем столе, тем богаче его минеральный и витаминный состав. А какие виды капуст вы знаете?

Д: Белокочанная, краснокочанная, цветная.

В: Молодцы! Нам больше известна белокочанная капуста (показ). Ребята, а как вы думаете, какие витамины содержатся в капусте?

Д: В капусте содержится: сахароза, клетчатка, крахмал, витамин С, В, Р, К, Д, много фосфора, натрия, алюминия. В капусте есть много белков.

В: Правильно, а вы знаете что капуста и сок квашеной капусты полезны для здоровья человека. Скажите, а кто из животных любит капусту?

Д: ответы.

В: В природе есть и краснокочанная капуста. Посмотрите, чем она отличается от белокочанной капусты, какого она цвета?

Д: Она красного цвета.

В: Она полезна для лечения гриппа, кашля, бронхита. А вот еще красавица капуста- это цветная, брюссельская, брокколи. Кольраби. Видите как много разных видов капусты (дети показывают и называют виды капусты).

В: Ребята как можно приготовить капусту?

Д: Ее можно тушить, жарить, заквашивать, замораживать, выжимать.

В: Молодцы! Много блюд вы назвали. А самое известное – это щи. В народе говорят: «Щи да каша – пища наша»

Физ. минутка: Мы капусту рубим, рубим,

                          Мы капусту трем, трем.

                          Мы капусту солим, солим,

                          Мы капусту жмем, жмем.

Итог. Ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали?

Какие виды капусты вы запомнили?

Какое значение имеет капуста для человека?

Молодцы! Всем спасибо!

Беседа 2

О капусте – детям

http://detskiychas.ru/wp-content/uploads/2013/08/kapusta_detyam.jpg

«Сто одёжек – и все без застёжек», — что это?

Ну, конечно, капуста, царица наших садов и огородов. Капуста родом из Средиземноморья, но некоторые ее виды появились в Китае. Когда-то давно на берегах морей произрастала дикая капуста. С течением времени она претерпела разнообразные видоизменения. И теперь в семействе капустных много различных представителей: с необычной внешностью и разными полезными свойствами. У некоторых из них листья, накрывая друг друга, формируют кочан; у других есть круглая головка, похожая на крепкий цветок (цветная капуста). Есть и такие, у которых листья получили рассечённые края (кудрявая лиственная капуста).

На сегодняшний день к культурным видам мы относим следующие виды капусты: огородная, китайская, пекинская. Капуста огородная бывает: кочанная (краснокочанная и белокочанная), савойская, цветная, брюссельская, кольраби, листовая.

Капусту, как культурное растение, возделывают на всех континентах. В нашей стране – это один из основных продуктов питания. Все виды капусты обладают ценными пищевыми и лечебными свойствами, что обусловлено её химическим составом.

Полезные свойства капусты

В капусте содержится существенное количество азотистых веществ, из которых половина – полезные организму легкоусвояемые белки. Вкусовые качества капусте обеспечивают присутствующие в ней углеводы. По содержанию витаминов капуста – просто рекордсмен. Капуста – источник пищевых растительных волокон.

Белокочанная капуста – царица садов и огородов. Её возделывание начинается с выращивания рассады. Для того, чтобы получить хороший урожай капусты, необходимо иметь качественную рассаду. Качество рассады и последующий её рост во многом обусловлены температурно-световым режимом. Капуста – влаголюбивое растение.

Поговорки про капусту

Была бы капуста, будет и не пусто.

Ешь капусту, хлебай щи, попусту не верещи.

На Воздвижение первая барыня – капуста.

Загадки про капусту

Сидит баба на грядках,
Сама вся в заплатках.

Стоит Филат,
На нём сто лат.

Латка на латке,
А игла не была.

Сто одежек и все без застёжек.

Маленький, удаленький,
В чёрну землю ушёл,
Белу книгу нашёл.

Ответ к загадкам: капуста

Беседа 3

«О пользе витаминов,

и для чего они нужны человеку?»

Цель: дать детям знания о пользе витаминов для нашего организма. Познакомить с понятием «витамины группы А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержатся. Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины.

Воспитатель: – Ребята, мы с вами говорили о полезных свойствах капусты а сегодня мы поговорим о пользе витаминов, и о самых полезных продуктах. А вы знаете, что относится к самым полезным продуктам? (овощи, ягоды, фрукты) А почему так полезны овощи, фрукты? (в них много витаминов) Правильно! А как вы думаете, в какое время года мы больше всего получаем витаминов? (Летом, осенью). Совершенно верно! Осенью поспевает большой урожай овощей и фруктов.

Все овощи и фрукты содержат много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровы и не болели.

Если мы не будем получать витамины, то даже самый здоровый человек станет слабеть, у него начнут портиться зубы, станут выпадать волосы и ухудшится зрение. Он всегда будет чувствовать себя усталым, начнет чаще болеть. Человеку нужны все витамины без исключения. Но у каждого витамина есть и свое прямое назначение.

Все витамины делятся на группы А, В, С, D, Е. Хотите узнать, какие полезные продукты к ним относятся?

И так, первый витамин А – был назван витамином роста, но его роль в организме ограничивается не только этим. Отсутствие витамина А вызывает заболевание глаз. Эта болезнь проявляется в том, что человек, который хорошо видит днем, в сумерки видит плохо, а в темноте почти полностью теряет зрение. Также наша кожа из-за нехватки витамина А теряет свою эластичность, становится шершавой. В каких же продуктах больше всего этого витамина?

Прежде всего витамин А содержится в сливочном масле, яичном желтке, молоке, рыбе. Также в овощах и фруктах: морковь, лук тыква, шпинат, листьях салата, помидорах и абрикосе.

Второй витамин В – при недостатке этого витамина нарушается трудовая способность человека, так же нарушается работа пищеварения. Мы быстро устаем, не можем сосредоточить внимание на важном деле. Какие продукты питания нам помогут? Это ржаной и пшеничный хлеб, овсяная, гречневая и ячневая каши. Много витамина В и в мясе.

Физминутка

"Обжора"

Один пузатый здоровяк (Округлое движение обеими руками вокруг живота)

Съел десяток булок натощак (Выставить перед собой все пальцы)

Запил он булки молоком, (Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)

Съел курицу одним куском. (Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)

Затем барашка он поджарил (Показать указательными пальцами рожки)

И в брюхо бедного направил (Погладить живот)

Раздулся здоровяк как шар, (Изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар. (Ударить слегка ладонью по лбу)

Третий это витамин С – он способствует потреблению кислорода клетками нашего тела. Если в пище недостаточно витамина С, то снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, появляется сонливость, при чистке зубов появляется боль и кровоточат десна. Витамин С содержится в свежих овощах, ягодах и фруктах. Его особенно много в зеленом луке, черной смородине, в ягодах шиповника. В свежей и кислой капусте, томатах, редьке и репе, картофеле. Много витамина С в лимонах и апельсинах.

Четвертый витамин – если этого витамина будет недостаточно, то организм человека станет плохо усваивать кальций и фосфор, кости станут слабыми, будут размягчаться и искривляться. Витамин D встречается в таких продуктах как: рыба, печень, сливочное масло, яичный желток, молоко. Так же витамин D содержится в лучах солнца, значит, нам нужно больше бывать на воздухе и получать витамин через ультрафиолетовые лучи.

И наконец пятый витамин Е – против старения. Из-за нехватки этого витамина происходит нарушение координации движений, быстрая усталость, вялость, ухудшается зрение, человек выглядит бледным и болезненным. В каких же продуктах содержится витамин Е? Растительное масло, орехи, молоко и молочные продукты, листья салата и зелень петрушки, бобы, помидоры шиповник, белокочанная капуста.

Витамины – это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела.

А теперь, давайте поиграем в игру «Где ты, витаминка? » и узнаем, как вы запомнили, какие продукты относятся к каким витаминам. (Игра проводится на ковре. Педагог показывает или называет витамин, дети выбирают, какие продукты образуют данный витамин) .

Игра «Где ты, витаминка? »

Воспитатель: - Ребята, что нового мы сегодня узнали? С какими витаминами познакомились, назовите их (А, В, С, D, E) . Для чего нужны витамины? Через что мы их получаем?

Молодцы! Вы отлично все запомнили!

Экологические сказки

«Сохраняя воду, сохраняем жизнь!»

Автор: Студнева Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г. Урюпинска Волгоградской области.

Описание работы: Экологические сказки предназначены для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Цель данных сказок – научить бережно относиться к природным ресурсам.

Предыстория

В тихом заброшенном пруду жил с незапамятных времён Водяной. Он давно постарел и оброс тиной. А в последние годы всё чаще можно было

услышать его грустную песню:

«Я Водяной, я Водяной.

Никто не водится со мной.

В моём пруду – болото,

Пришёл бы ну хоть кто-то

Вокруг меня жестянки,

Бумага, банки, склянки..

Давно я без лягушек -

Покинули подружки.

Эх, жизнь моя…»

Услышали печальную песню дети:

- Как это? Почему в пруду склянки?  А куда исчезли лягушки?

Водяной, прежде не показывающийся на глаза людям, на этот раз не стал скрываться в глубине пруда. Он рассказал, каким прекрасным местом был его родной пруд совсем ещё недавно.  От  воспоминаний совсем расстроился Водяной и горько заплакал:

- Придётся перебираться в соседнее озеро, на чужбину, а моё, родное, оставить.

Жалко стало детям  несчастного Водяного.

- Без чистой воды он погибнет, -  решили ребята. – Нужно вернуть этому месту  былую чистоту и красоту.

А людям дети захотели рассказать, что будет с планетой, если не станет ВОДЫ.

История одной Капли (грустная сказка о воде)

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими  сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди  шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

 Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.  

Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком -  был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

 Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши  и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

Всё это было. Но было, кажется, так давно!

За столько лет Капелька многое повидала.  Узнала она и то, что РОДНИКИ И РЕКИ НЕ НЕИССЯКАЕМЫ. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.

«А ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ БУДУЩЕЕ? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в НИКУДА»

Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)

Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.

- Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…

Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.

- Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…

Сильнее стало припекать солнце.

- Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…

Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.

Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.

Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.

Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.

Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.

Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)

Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.

- Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя  нет уж-ж-же много дней.

Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики.  Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.

 Надоела жара. А Дождя всё не было.

- Дедушка Медведь, - прожужжала Пчёлка, - подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.

- А ты найди вольный Ветер- ветерок, - ответил старый мудрый Медведь, - он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.

Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком  лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:

- Помогу лужайке и её обитателям!

Нахмурилось Облачко и превратилось…в  дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.

 Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.

Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг

питалось ВОДОЙ, сверкало, радовалось, пело ГИМН ДОЖДЮ И ДРУЖБЕ.

А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ ВОДЫ  и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)

Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.

- Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.

Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:

- Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!

Но никто не отозвался.

- Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!

И он скорчил забавную гримасу.

Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.

- Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.

- Но ведь с неба  часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!

- Какой ты у меня маленький, - вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?

- Угу, - кивнул зелёной головкой Лягушонок.

А про себя подумал:

- Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!!!

Разве озеро – свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке)

Жил Старик со своею Старухой у самого синего озера.

Жили уже тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.

Раз пошёл Старик к озеру.

Закинул он невод в воду – пришёл невод с тиной тёмною.

Он в другой раз закинул свой невод – пришёл невод с мусором,

и было его тут видимо-невидимо.

В третий раз закинул он невод – показалась

из воды старая автомобильная шина.

Удивился Старик, испугался:

«Тридцать лет я рыбачил и три года,

а такого ни разу не лавливал.

Раньше-то всё рыбка попадалась».

Хотел  уж было Старик

воротиться к своей Старухе,

да услышал за спиной всплеск слабый.

Вновь закинул Старик в воду невод.

Пришёл невод с одной Рыбкою.

С непростою Рыбкою – еле живою.

Как тут взмолится Рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Спаси, старче, озеро наше,

сохрани живым для потомков».

Задумался Старик:

«Жил я у озера тридцать лет и три года

и  не ведал,

что творится у самого моего порога.

Уничтожали озеро постепенно,

сваливая мусор у берегов,

забрасывая его в прозрачную воду

и не думая о том,

что губят озеро и его обитателей».

Отбросил Старик невод,

собрал вдоль берегов банки, бутылки,

бумагу и целлофановые пакеты,

выкатил из воды автомобильные шины.

Стал он кликать Рыбку.

Приплыла к нему Рыбка,

но ничего не сказала,

лишь хвостом по воде плеснула

и ушла в глубокое озеро.

И с тех пор приходит Старик к озеру,

но не рыбачить,

а охранять покой Рыбки,

ведь очень сильно обидели её люди,

ПРЕВРАТИВ ОЗЕРО В СВАЛКУ.

Святой источник на Хопре (правдивая  история об одном родничке)

История этого родника началась очень давно.  Ещё в 1827 году.

На пологом берегу Хопра много деревьев наросло, кустарников. И вот одна девчушка набрела как-то раз на кустик, а на нём висела странная дощечка с рисунком. Девочка рассказала о находке местному священнику. Когда люди пришли на берег за дощечкой, её не было на месте. Пропала! Только после молитвы вновь оказалась странная дощечка на месте. И это была не просто дощечка, это была икона Божьей Матери. Иконку назвали Явленной, потому как явилась она людям на радость.

Так гласит легенда.

Но есть у легенды продолжение с тех времён и по сию пору.

На месте находки появился из земли родничок. Он был маленький, но живой. Нашёл он маленькую ямку и наполнил её водой чистой, прозрачной, студёной. Жил родник, радовал путников и паломников, которые часто стали приходить к этому святому месту.

Но не долгим оказалось безоблачное существование родника.

Пришли злые люди, которые завидовали, что есть на земле Хоперской такое чудесное место, засыпали родник  землёй, чтобы не посмел на свет показаться. Но пробился упрямый родничок сквозь преграду, показался на радость людям из земли.

Тогда злые люди пришли снова к роднику и заковали его в бетон. Только напрасно. Родничок так любил жизнь, что никакой бетон не удержал его. Просочился через бетон и забил радостным фонтанчиком. Не посмели больше злые люди обижать родник. Ведь оказался он сильнее зла и зависти.

Место у родника стали называть Святым источником – ИСТОЧНИКОМ ВЕРЫ, ЛЮБВИ И ТОРЖЕСТВА ЖИЗНИ.

И сейчас приходят к Святому источнику и стар, и млад, просят Явленную о защите, пьют чистую родниковую воду и верят, что вода эта прибавит им силы и здоровья.

Заключение

Когда детские сказки услышал старый Водяной, он тихо сказал:«Надеюсь, что нынешнее поколение будет мудрее своих предков и сохранит на Земле воду, а значит, сохранит и жизнь!»

БАБУШКА ФЕДОРА И ГЕРАНЬ

Жила-была Герань. Бедная, несчастная Герань. Когда-то она была очень красивой. А сейчас… Что же случилось с ней. Цветки завяли, листья пожухли, а корни давно уже утратили свою силу…Земля в треснувшем горшочке просила чистой воды…но никто не мог помочь ни земле, ни цветам, ни листьям. 
А виной всему была бабушка Федора. Лентяйка и неряха. Не ухаживала она за Геранью и вообще давным-давно про нее забыла.
А бедная Герань из последних сил пыталась сделать мир вокруг бабушки Федоры прекрасным … но все ее попытки были напрасны.
И вот настал тот день, когда силы Герани были на исходе… И решила она оставить бабушку Федору. Ушла от нее. Посмотрела сиротливо на дом, в котором жила и ушла.
Проснулась утром бабушка Федора и не поймет, что случилось.
– Как то нехорошо мне сегодня, неспокойно и чувствую себя плохо. Что такое, почему так?
Долго не могла понять бабушка Федора, что не так. 
Но тут появилась мышка из-за печки.
– Что, бабушка, плохо тебе?
– Плохо мышка, плохо..
– Я могу рассказать тебе почему?
– Почему же?
– Это все потому, что твой дом Герань покинула.
Только теперь, после слов мышки бабушка Федора обратила внимание на то, что подоконник возле грязного, пыльного окошка пуст.
– Ты наверное не знаешь, – продолжала мышка, – но Герань особенное растение. Ее аромат лечит душу человека, успокаивает, оберегает и помогает справляться со всеми трудностями.
– А я и не знала … – огорченно вздохнула Федора. – Но даже если бы и знала…За все время, что Герань у меня жила, я ни разу ее благотворного влияния на меня не почувствовала.
– А ты ухаживала за ней?
– А что, надо было ухаживать?
– Конечно! Землю поливать, рыхлить, корни питать. А еще солнечный свет ей нужен…А ты на окошко свое посмотри – пыльное, грязное!
– Ой, что же теперь делать-то? – вздохнула бабушка Федора.
– Пойди и верни Герань – просто ответила Мышь.
И пошла бабушка Федора по полям, по лугам… Долго ходила. Пришла на поляну. Видит, сидит ее Герань вся такая бедная, несчастная…Горькие слезы льет.
– Герань, милая, прости меня. Мне без тебя так плохо. Вернись домой, прошу. Я буду беречь тебя, ухаживать за тобой.
Простила Герань бабушку Федору. Вернулись они домой.
Посадила бабушка Федора Герань в новый горшочек, землю новую насыпала, порыхлила, листья полила, а еще окошко помыла, чтобы солнечные лучи ласкали цветы герани своим теплом и светом. И зацвела Герань от счастья, и наполнила дом Федоры чудесным, благотворным ароматом.
С тех пор бабушка Федора бережет свою Герань и всегда за ней ухаживает.

КАК У РОСТОЧКА ПОЯВИЛОСЬ ИМЯ

В одном маленьком городе стоял маленький детский сад, в котором воспитывались маленькие, но очень хорошие дети. Они очень любили животных, птиц, растения. Дети, хотя и были еще совсем маленькими, но уже могли сами заботится об обитателях их живого уголка. Такие это вот были хорошие и послушные дети.
Но когда малыши уходили домой и в коридорах детского сада становилось тихо, растения и животные разговаривали друг с другом.
И вот однажды Лилия, которая стояла на подоконнике рядом с Бегонией, удивленно воскликнула:
– Посмотрите, рядом со мной стоит горшок, в котором кроме земли ничего нет.
– Знаете, уважаемая Лилия, – сказала Бегония, – я видела, как дети сегодня старательно поливали эту землю.
– Странно, – вздохнул Кактус, – пустая земля, а поливают…
– И ничего странного в этом нет, – сказал самый мудрый из всех растений Папоротник. – Раз наши дети поливают эту землю в горшочке, значит они чего-то ждут.
– Чего же они могут ждать? – удивилась Лилия.
– Как чего? Нового маленького росточка, который появится из маленького семечка, которое в свою очередь пока еще прячется глубоко в земле.
– Ах вот оно что! – разом ахнули все растения. – Значит скоро у нас появится новый питомец!
– Интересно, на кого он будет похож? – спросила Бегония, и разом со всех сторон посыпались предположения растений, ибо каждое из них считало, что росточек будет похож именно на него.
А между тем у маленького семечка появился маленький росточек.
Как-то раз, когда комнатные цветы в очередной раз спорили непонятно о чем, они услышали тоненький голосок:
– Здравствуйте!
– Ой, вы только посмотрите, наш маленький росточек появился на свет! – воскликнула Лилия.
– Здравствуй, росточек! – поздоровалась Бегония. – Как тебя зовут?
– А я не знаю… – опечалился росточек.
– Ну ничего. Ты не переживай. – успокоил его Папоротник. – Мы все здесь знаем свои имена, они написаны на табличках наших домов. Как только ты немного подрастешь, мы посмотрим на кого ты будешь похожим и узнаем твое название.
Дни проходили за днями. Каждый день дети ухаживали за росточком. Поливали его и рыхлили землю, подкармливали его витаминами. А росток все рос, набираясь сил и наполняя пространство вокруг себя чудесным, успокаивающим ароматом.
– Как же меня зовут? – недоумевал росток. – У всех цветов вокруг меня есть названия. А кто же я такой?
Так прошло еще несколько дней. Росток уже перестал быть просто ростком. Он вырос и превратился в благоухающий цветок, с мягкими резными листьями, с маленькими розовыми цветками, каждый лепесток которых был похож на маленькое сердечко.
Наступил торжественный момент. В одно прекрасное утро дети прикрепили к цветочному горшку название.
«Герань» – было написано на этой табличке, а ночью, когда детский сад вновь опустел, все жители живого уголка заметили, что у нового питомца теперь появилось имя.
– Здравствуй Герань, добро пожаловать Герань, как поживаешь Герань – слышалось со всех сторон и юная Герань была безумно счастлива, что теперь и она знает свое название.
Так из маленького росточка выросло комнатное растение, которое до сих пор живет в одном маленьком детском саду, в котором воспитываются маленькие, но очень хорошие дети.

КАК ЧЕЛОВЕК ПРИРУЧИЛ РАСТЕНИЯ

Давным-давно, когда люди еще не знали, что такое комнатные растения, жил-был Человек. Каждую весну он наслаждался пробуждением растений возле своего дома, каждое лето радовался зеленой листве деревьев и каждой осенью, с грустью наблюдал за тем, как осыпается листва с деревьев и желтеет трава.
Как-то раз, когда лето было уже почти на исходе, Человек понял, что не хочет расставаться с зеленой листвой и решил, что спрячет растения у себя дома, в тепле и уюте.
Пошел Человек к дереву и попросил:
– Дерево, подари мне одну из твоих веточек, я посажу ее у себя дома, и она будет всю зиму радовать меня своими зелеными листочками.
– Бери, – ответило Дерево. – Но помни, что Природа заботится о своих творениях, чтобы они могли радовать тебя, Человек, а сможешь ли ты заменить веточке Природу?
–Я – Человек, я все смогу – ответил Человек, взял веточку и пошел домой.
Пришел Человек домой, выбрал самый красивый горшок, насыпал в него самой лучшей земли, посадил в нее веточку и стал ждать.
Прошел день, другой, но маленькая веточка вместо того, чтобы расти и цвести, стала клониться к земле, увядать и чахнуть.
– Что же с ней такое? – недоумевал Человек. – Что я делаю не так? Пойду спрошу у Дерева.
Пришел Человек к Дереву.
– Что, Человек, как поживает моя веточка? – спросило Дерево.
– Плохо. Вянет и чахнет веточка. Помоги мне, Дерево. Что я делаю не так? Землю самую лучшую насыпал, горшок самый красивый взял…
– Эх ты, Человек… – вздохнуло Дерево. – Долго мы, деревья, на земле живем и не вянем, потому что Природа сделала так, чтобы облака и тучи, проходя над нами, проливались дождем. Дождь увлажняет почву, питает наши корни, и мы в ответ ему благодарно шелестим листвой.
– Спасибо тебе, Дерево! – сказал Человек и поспешил домой.
Придя домой, наполнил Человек кувшин мягкой водой комнатной температуры и полил свою веточку. Вздохнула веточка, распрямилась и потянулась своими маленькими листочками вверх. Обрадовался Человек, что все сделал правильно.
Прошел день, другой… И снова веточка захворала. Человек полил ее водой, но в ответ веточка лишь совсем чуть-чуть шевельнула листочками и продолжала чахнуть.
– Что же опять с ней такое? Пойду спрошу у Дерева – решил Человек.
И пришел Человек к Дереву.
– Здравствуй, Человек, – сказало Дерево. – Как там поживает моя веточка?
– Плохо. Помоги мне, Дерево, – взмолился Человек. – Я поливаю ее как только высыхает земля, но что-то снова веточка чахнет. Что я делаю не так?
– Эх ты, Человек, – вздохнуло Дерево. – Природа задумала так, что глубоко под землю уходят корни деревьев, и не может попасть к ним воздух и вода, ибо земля слишком плотная. Поэтому Природа подарила нам помощников. Живут под землей дождевые черви и другие существа, которые роют ходы возле корней и тем самым, рыхлят землю, поэтому корни деревьев могут дышать.
– Спасибо тебе, Дерево, – воскликнул Человек и поспешил домой.
Пришел Человек домой, взял палочку и аккуратно, чтобы не повредить нежные корни своей веточки, порыхлил землю. Вдохнула глубоко веточка, распрямилась и зашелестела юными листочками.
Обрадовался Человек.
Так прошла осень и наступила зима. Однажды, в холодное, зимнее утро заметил Человек, что веточка снова загрустила. Человек полил веточку, порыхлил землю, но ничего не помогало.
Пошел Человек к Дереву, но не смог его разбудить, ибо зимой деревья все спят и наверное, видят самые красивые сны.
Испугался Человек. Неужели погибнет его веточка?
Пришел домой печальный и вдруг слышит тихий голосок:
– Человек, послушай меня…
– Кто это говорит? – удивился Человек.
– Это я, твоя веточка. На улице зима, Человек, а Природа задумала так, что зимой, когда холодно, все деревья, цветы и растения спят.
– Но у меня дома тепло и уютно. Разве это тебя не радует? – спросил Человек.
– Радует, но Природа нам дарит солнечный свет, чтобы все цветы и деревья могли расти.
– Ах вот оно что! – воскликнул Человек. – Теперь я понял!
Взял Человек горшок с веточкой и поставил в самое светлое место в своем доме – на подоконник.
Так и поселилась веточка на подоконнике. За окном зима, а дома у Человека растет и цветет веточка.
Так Человек понял, что именно нужно делать, чтобы цветы могли расти и дома. За ними надо ухаживать, создавать им условия, приближенные к естественным. Надо их поливать, освещать и рыхлить землю. И тогда, даже самой холодной и снежной зимой, будет у Человека дома лето!

ПРОСТО ГУСЕНИЦА

Мой юный друг! Ты когда-нибудь видел гусеницу? Вот и прекрасно. Сегодня я расскажу тебе историю про одну такую гусеницу. Просто гусеницу.
Жил на свете голубь по имени Гурлыка. Любил голубь летать высоко в небе. И дружил голубь с одной маленькой пчелой по имени Жужа. Каждый летний день, как только солнышко выходило в чистое небо, вылетал голубь из своего домика в небо и встречался там с пчелой Жужой. Вместе они летали, трудились и наслаждались солнечным теплом.
Но вот однажды полетел голубь Гурлыка в небо и с высоты заметил странное существо. Это существо было длинное, какое-то совсем непонятное, было у него много ножек, но не смотря на огромное количество ножек передвигалось оно очень и очень медленно.
Пчела Жужа тоже заметила это существо.
– Как ты думаещь, Жужа, что это за зверь такой диковинный, – спросил Гурлыка.
– Не знаю, – ответила Жужа. – Смотри, крыльев у него нет, значит не птица и не пчела. Может полетим и познакомимся с ним.
– Полетели, – ответил Гурлыка и друзья спустились на землю.
А на земле, на зеленом листочке самой сочной травы сидела… гусеница.
– Привет! – Поздоровались с ней друзья. Ты кто и как тебя зовут?
– Я гусеница … просто гусеница.
– А ты летать умеешь? – спросила пчела Жужа.
– Нет, не умею. Я только ползаю.
– Как жаль, что ты не умеешь летать, – сказал голубь Гурлыка. – Тебе наверное грустно и одиноко здесь одной на земле.
– Да, иногда мне бывает грустно, но может быть вы не откажетесь дружить со мной и хотя бы иногда прилетать ко мне, сюда, на эту сочную и зеленую траву.
– Конечно, мы каждый день будем навещать тебя.
Так пролетали дни за днями. Голубь и пчела как и прежде встречались в небе, но теперь они еще спускались и на землю, чтобы поиграть с гусеницей.
Так незаметно пролетело лето и наступила осень.
Как то ранним осенним утром друзья вновь полетели чтобы найти гусеницу. Но ее не оказалось на земле. Долго звали пчела и голубь гусеницу, но никто им не ответил. Да и травы уже не было. Только один, одинокий желтый лист лежал на земле, а на нем, странный предмет . Это был кокон, темно-коричневого цвета. Посмотрели на него друзья, постучали, но из кокона не доносилось ни единого звука. Тишина. Еще долго голубь Гурлыка и пчела Жужа ждали, не появится ли гусеница. Но так никто не появился.
Прошла осень, наступила зима. А потом, после зимы пришла весна. Все снова расцвело и снова приветливое солнышко светило на небе. И снова, как и раньше встречались в небе голубь и пчела, чтобы полетать высоко в небе и понежиться на солнышке. И вот однажды, летая высоко в небе, они увидели прекрасное создание. Она порхала в небе рядом с ними и каждое ее крылышко переливалось всеми цветами радуги.
– Кто ты, – спросил у прекрасного создания голубь Гурлыка.
– Как, разве вы не узнаете меня? – сказала бабочка голосом гусеницы. – Я та самая гусеница, к которой вы прилетали на землю, чтобы поиграть со мной и скрасить мое одиночество.
– Но ведь ты не умела летать, у тебя было много ножек, ты медленно ползала и крыльев у тебя совсем не было – изумилась пчела Жужа.
– Правильно. У нас у бабочек всегда так. Сначала мы рождаемся гусеницами, все лето ползаем, потом мы прячемся в кокон, когда наступает осень, и там, в этом коконе, пока идет зима, гусеница превращается в бабочку, чтобы весной появиться на свет и порхать над цветами, наслаждаясь теплом и светом.
Теперь друзья все вместе каждое утро встречались в небе – и голубь Гурлыка, и пчела Жужа, и бабочка, которая раньше была совсем обыкновенной гусеницей.
Вот такие чудеса, мой юный друг. Теперь ты знаешь, что гусеница превращается в бабочку, поэтому в следующий раз, когда пойдешь по лесной тропинке, и вдруг увидишь гусеницу, не бойся ее. Ведь это та самая, просто Гусеница.

                             Загадки про капусту:            Приложение №2

Много платьев,

Много хруста.

Как зовут её?

Вот на грядке новая загадка:

Сто листов, а вовсе не тетрадка.

Голова большая, шея тоненькая.

Лето целое старалась —

Одевалась, одевалась…

А как осень подошла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок.

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня ищи.

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я…

Стоит Ермошка

На одной ножке,

На нём сто одёжек

И все без застёжек.

Семьдесят одёжек

И всё без застёжек.

Уродилась я на славу.

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи —

Меня в них ищи.

Стоит поп низок, на нем сто ризок

Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки,

Целый день на животе нежится на грядке.

Не шит, не кроен,

А весь в рубцах;

Без счету одежек,

А все без застежек.

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

Был ребенок — не знал пеленок,

стал стариком - сто пеленок на нем.

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.

Сто одежек - Все без застежек.

Зеленая толстуха

Надела уйму юбок,

Стоит теперь на грядке

Как балерина в пачке.

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я … (Капуста)

Лоскуток на лоскутке –

зелёные заплатки,

Целый день на животе

нежится на грядке.

Пословицы и поговорки о ручном труде, домашнем быте.

Пословицы и поговорки о труде                Приложение №1

  • Человек рожден для труда.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Без труда нет добра.
  • Труд кормит и одевает.
  • Без хорошего труда нет плода.
  • Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.
  • Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
  • Зажиточно жить — надо труд любить.
  • Где труд, там и счастье.
  • Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
  • Тот ничего не боится, кто честно трудится.
  • Без труда в саду нет плода.
  • Без успеха в учебе нет успеха в труде.
  • Без учебы и труда не придет на стол еда.
  • Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.
  • Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
  • Век живи — век трудись, а трудясь, век учись.
  • Где охота и труд, там поля цветут.
  • Где труд, там и правда.
  • Какие труды, такие и плоды.
  • Каков трудовой счет, таков и почет.
  • Кто живет своим трудом, тем работа — второй дом.
  • Кто любит труд, того люди чтут.
  • Старание и труд свое возьмут.
  • Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.
  • Трудовая копейка впрок идет.
  • Трудолюбив как муравей.
  • Трудящиеся едят, нетрудящиеся глядят.
  • У нас самый счастливый — человек трудолюбивый.
  • Хотя с трудом, да шло бы в дом, а нет труда, нет плода.
  • Без труда жить — только небо коптить.
  • Где успехи трудовые, там и горы зерновые.
  • Земля труд любит.
  • Кто первый в труде, тому слава везде.

Старинные пословицы и поговорки о труде (в картинках)

Приложение 3

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования капустным листом в подготовительной к школе группе «Деревья».

Цель: с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.

Задачи: формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, развивать цветовое восприятие, развивать умение использовать нетрадиционную технику рисования, совершенствовать развитие мелкой моторики пальцев рук и кистей, вызвать положительный отклик на результаты своего труда.

Оборудование:  гуашевые краски, альбомные листы, кисточки, емкости с водой, капустные листы белокочанной и пекинской капусты, салфетки.

Словарная работа: капустный лист, зеленый, красный, коричневый, оттиск.

Ход работы.

Ребята, послушайте стихотворение об осени:

Осень (З. Фёдоровская)

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

-А какие краски в стихотворении разводила осень? (дети отвечают).

–Какие деревья вам знакомы (дети называют фруктовые деревья).

–Вы заметили, ребята, что и у нас за окном осень разрисовала разноцветными красками все деревья? (ответ детей).

–А хотите их нарисовать (ответ детей).

–Сегодня, ребята, у нас с вами будет необычное рисование, рисование капустными листьями. Хотите попробовать? (ответ детей).

 –Тогда занимайте свои места за столами. Посмотрите, Королева-капуста подарила вам свои листья! Листья какой капусты лежат у вас на столах? (белокочанной, пекинской).

-А теперь предлагаю вам необычный способ рисования - оттиск капустным листом.

Ребята, вы должны взять листья капусты, кисточку, коричневую гуашь и нанести краску на выпуклые прожилки капусты (показ), затем перевернуть листочек и окрашенной стороной аккуратно приложить его на альбомный лист, прижать и разгладить листок. Таким образом, у нас получиться ствол дерева. Теперь посмотрим, как получиться у вас. Самостоятельная работа детей.

Настало время немного передохнуть.

Физминутка «Мы капусту рубим…»

–Теперь возьмите гуашь разных ярких цветов и  ватной палочкой нарисуйте листья деревьев. Давайте вспомним, какими цветами осень раскрашивает листья?

 –А чтобы листья получились разноцветными, можно взять краски разных цветов, а можно смешать несколько оттенков? Выполнение работы самостоятельно.

-Вот какие красивые, деревья у нас получились!

-Ребята, понравилось вам наше необычное занятие (ответы детей). –А чем оно понравилось вам больше (ответы детей).

 – Давайте наведем порядок на своем рабочем месте. Спасибо вам большое!

Конспект НОД по лепке в подготовительной к школе группе «Урожай капусты»

Цель: учить лепить предметы круглой формы (капусту); развивать внимание и мышление.

Ход:

Воспитатель: сегодня пришло время сбора урожая капусты. Давайте соберём её в корзины. Для этого нам нужна корзина. А где мы ее возьмём? Попробуем вылепить из пластилина. Мы с вами уже знаем, как вылепить корзину из пластилина методом вытягивания и сдавливания. А сегодня я познакомлю вас ещё с одним методом лепки – лепка с помощью жгутов.

Поэтапное объяснение лепки.

http://literakids.ru/assets/images/products/tvorchestvo/lepka/7-1.jpg

Лепка корзины из пластилина.

Физкультминутка «Дружно встали»

Дружно, встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Оглянись величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и еще, через левое плечо.

Лепка «Капуста» Настало время сбора урожая капусты. Давайте вспомним, какую капусту вы знаете? (ответы детей). Самый распространенный вид капусты – это … (правильно, белокочанная). Знаете ли вы полезные свойства этой капусты? (ответы детей). Какого цвета вырастает белокочанная капуста? Какого цвета пластилин нам для этого понадобится?

Лепка капусты:

C:\Users\admin\Desktop\проект Ах, капуста!\cabbage (1).jpg

Во время продуктивной деятельности проводим пальчиковую гимнастику «Поросята»

 «Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столу:

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

Мизинцы.

Этот толстый поросенок спину об забор чесал.

Безымянные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.

"Фонарики".

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.

Сжимаем и разжимаем кулаки.

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,

Средние.

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.

Указательные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.

Сжимаем и разжимаем кулаки.

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,

Большие.

Захотел спать в середине и всех братьев растолкал.

Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

Рефлексия:

• Что мы с вами делали?

• Что вам понравилось больше всего?

• Что вылепили?

Экспериментально-исследовательская деятельность с капустой:

Опыт 1: Краснокочанная химия

Что будет, при смешении разных красок между собой мы уже знаем. Но следующий опыт может поставить нас в тупик, ведь смешивать будем одну и ту же жидкость с тремя прозрачными и получать в итоге совершенно разные результаты.

Последовательность действий (выполняет воспитатель):

1. Мелко нарезанную капусту кладем в стаканчик и заливаем кипятком. Ждем 5 минут.

2. Процеживаем через тряпочку настой из капусты.

3. В другие три стаканчика наливаем холодную воду.

4. В один из стаканчиков с водой добавляем немного уксуса.

5. Во второй насыпаем чайную ложку соды.

6. Добавляем капустный раствор во все три стаканчика.

Почему так происходит:

Сок краснокочанной капусты содержит особый пигмент, чувствительный к кислотности раствора - он меняет цвет от красного в растворе кислоты (уксуса) до синего в щелочной среде (сода). Кроме капусты подобным свойством обладают многие темно-синие ягоды и овощи: свекла, ежевика, черная смородина, черника, голубика, вишня, темный виноград. Раствор сока в воде имеет фиолетовый цвет. При смешивании растворов уксуса и соды происходит реакция с выделением пузырьков углекислого газа, а кислотность становится ближе к нейтральной - цвет раствора становится все ближе к фиолетовому.

C:\Users\admin\Desktop\Вижу Читаю Пишу\12887502_25256thumb650 (1).jpg

Опыт 2: Лакмусовые бумажки из сока краснокочанной капусты.

Для этого нам понадобится краснокочанная капуста. Сок краснокочанной капусты при смешивании с различными веществами изменяет свой цвет от красного (в сильной кислоте), к розовому, фиолетовому (это его естественный цвет в нейтральной среде), синему, и, наконец, зеленому (в сильной щелочи). На картинке слева направо результаты смешения сока краснокочанной капусты с: увлекательная химия

1. лимонным соком (красная жидкость);

 2. во второй пробирке чистый сок краснокочанной капусты, он имеет фиолетовый цвет;

 3. в третьей пробирке сок капусты смешан с аммиаком (нашатырным спиртом) - получилась жидкость синего цвета;

4. в четвертой пробирке результат смешения сока со стиральным порошком - жидкость зеленого цвета.


Из сока краснокочанной капусты можно сделать лакмусовые бумажки. Для этого нам понадобится фильтровальная бумага. Ее надо пропитать капустным соком и дать ей высохнуть. После этого разрезать на тонкие полоски. Лакмусовые бумажки готовы! 

занимательная химия для детей

Примечание для воспитателя: не только краснокочанная капуста, но и многие другие растения содержат PH чувствительный растительный пигмент (антоцианин). Например, свекла, ежевика, черная смородина, черника, голубика, вишня, темный виноград и др. Антоцианин придает растениям темно-синию окраску. Продукты такого цвета считаются очень полезными для здоровья. 

Автор: Анна Пономаренко

Опыт 3: Капуста в красках.

C:\Users\admin\Desktop\проект Ах, капуста!\5_b6702f9a2880ac80b3e4ca327e5d6999.jpg

Дидактические игры

Опорные схемы

Старинные пословицы и поговорки в картинках

Подведение итогов:

Книжка-раскраска

«Витамины с грядки»

Книга рецептов

«Ах, капуста!»

(Совместное творчество с родителями)

Итоговое развлечение с приглашением родителей

Капустные посиделки.

Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной к школе группы.

Персонажи и атрибуты: Хозяйка {рус. нар. костюм), 

Гостья (рус. нар. костюм)', 

девочки (русские сарафаны, кокошники); 

мальчики (косоворотки, картузы).

Музыкальные инструменты.

Реквизит: осенние листья (по 2 на каждого ребенка)-, грибы (картонные)-, деревянные ложки; корзина большая для овощей и фруктов; два лотка; посуда деревянная, доски, подносы, молотки, пила; капуста, овощи, фрукты; поделка «кочан капусты» (мяч, бумага, ножницы и т. д.)-, пирог с капустой, полотенце, поднос.

Зал оформлен в стиле русской избы (печь, лавки, стол со скатертью, посуда). Звучит рус. нар. мелодия, дети и воспитатель одеты в русские сарафаны.

Все заняты работой: хозяйка шинкует капусту, девочки помогают ее солить, мальчики - прибивают, пилят дрова; двое мальчиков играют на балалайках.

Хозяйка: Да! Правду говорят в народе: Дом вести — не головой трясти. Все надо припасти! (Обращаясь к одной из девочек): Смотри, поспешишь — людей насмешишь.

  1. я девочка: Знаем, знаем: «Семь раз отмерь — один раз отрежь!»

2-я: «Домом жить — обо всем тужить!»

3-я: А еще говорят:

«Летом на печи полежишь

 Зимой с сумой побежишь!»

Хозяйка: Верные слова! Сейчас на дворе осень. Посмотрите в окно, как красиво кругом! Хотя осень — грустная пора!

Дети (читают по очереди стихи Г. Якушиной «Осень» ):

1.Кто сказал, что осень —

Грустная пора?

Радостно по лужам

Скачет детвора!

2.Желтые листочки

В воздухе кружат.

По стеклу дождинки

Весело стучат!

3.И запели песни

       В небе журавли,

       Косяками к югу

       Тянутся они.

4.Кто сказал, что осень —

 Грустная пора?

Сколько ярких красок

Дарит нам она!

5.Посмотри скорей в окошко

И увидишь листопад:

Листик красный,

листик желтый —

 Всё летят, летят, летят!

 Хозяйка: Эти листики возьмите, С ними в танце закружите! Листья могут лежать на полу, дети берут их, встают в две колонны.

Танец с листочками

После танца дети и Хозяйка украшают листьями дом.

Хозяйка: Верно говорят, что «лето — припасиха, а зима — прибериха». Вот и мы собрались, чтобы капусты на всю зиму припасти да пирогов с капустою напечь.

6: Верно! Не красна изба углами, а красна пирогами! Раздается стук в дверь.

Входит Гостья с корзинкой.

Гостья (кланяется)'. Много ли вас? Не надо ли нас?

Хозяйка: Заходите, заходите, гостьей будете!

Гостья: Услыхала, что у вас капустные посиделки. Вот и заглянула на огонек. Хозяйка: Просим в дом. Красному гостю — лучшее место! Кто же вы такая? Как зовут- величают?

Гостья: Александровной все кличут. А в вашу избу жаркую я пришла не с пустыми руками: шла по лесу, под кусточком собрала для вас грибочки... (показывает корзинку с грибами ). Грибочки можно посушить, а зимой из них «грибовницу» знатную сварить!

Хозяйка: Спасибо, Александровна! Наши ребята очень трудолюбивые, посмотри, как они грибочки сушить развесят...

Игра «Развесь грибочки».

 Две команды детей развешивают грибы на прищепках. Гостья хвалит детей и грибы с веревкой складывают в сторону — «запас».

7. Знают все, что щедра

Осень золотая,

И богата она

Чудо-урожаем!

8.Огурцы и помидоры.

Есть морковка и салат...

Лук на грядке, перец сладкий

И капусты целый ряд!

Хозяйка: Мы капусту прославляем.

Хороводы завиваем.

Хоровод «Ты, капуста».

Хозяйка: Скучен день до вечера, Когда делать нечего!

Гостья: Как это нечего?! Хочу узнать, как ваши ребятки отгадают все мои загадки! 

{Дети отгадывают, и называют-«овощ» или «фрукт».)

  1. Синий мундир, Желтая подкладка,

А в середине — сладко.(Слива)

  1. Любопытный красный нос
  2. По макушку в землю врос.
  3.  Лишь торчат на грядке

Зеленые пятки...(Морковка)

  1. В сенокос — горька,

А в мороз — сладка.

Что за ягодка?(Рябина)

  1. Летом в огороде —

свежие, зеленые,

    А зимой в бочонке —

     желтые, соленые. (Огурцы)

  1. Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

 Любят меня взрослые

И маленькие детки.(Яблоко)

  1. Щечки гладкие.

Щечки красные.

На кустах они растут.

    Как, ребятки, их зовут? (Томаты, помидоры)

Хозяйка: Убедилась, Алексеевна, что наши ребята сообразительные? Откладывай безделье, да не откладывай дела! Посмотри, как ребята овощи соберут.

Хоровод «Урожайный».

 

Гостья: Урожай то собрали, а смогут фрукты и овощи разобрать?

Игра «Разбери овощи и фрукты».

В центре большая корзина с урожаем - надо разобрать овощи и фрукты по разным корзинам.

Хозяйка: Александровна, дети твои загадки отгадали, фрукты и овощи разобрали, а ты сможешь нашу загадку отгадать?

 9. Уселась барыня на грядке.

 Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.(Капуста)

Гостья не может сразу отгадать - говорит, что это про нее и ее наряд.

Гостья: А знаете ли вы, чем полезна капуста? (Дети отвечают.) В капусте — витамин «С», много клетчатки. Капуста выводит яды и улучшает наше пищеварение. В ней витамин «В» — для развития ума, здоровой кожи, хорошего аппетита. Вот какая полезная капуста!

Хозяйка: Труд человека кормит, а лень — портит! Пора делом заняться — капусту посолить!

 Гостья: А ножи хорошо наточили?

 Хозяйка: Давай вместе с нами работать — и увидишь...

Логоритмическая игра «Капуста»

Хозяйка говорит и показывает, дети вместе с ней:

      Наточим ножи — вжик-вжик.{движения рука о руку)

Мы капусту рубим, рубим, (2 раза ладонями имитируют рубку)

Мы капусту мнем, мнем, (2раза сжимают и разжимают пальцы)

Мы капусту солим, солим.(2раза имитируют соление)

Мы капусту придавили, (1 раз давят сверху вниз с усилием) (1 раз надавить) (1 раз погладить по животу)

Чтоб она была вкусней! вот такая!        (1 раз показать большими пальцами вверх).

 Гостья: Сделал дело — гуляй смело!

Хозяйка: Пока капуста солится, можно и отдохнуть.

Частушки про капусту

            10.Ходит Катя между гряд,

выдирает все подряд:

Где капуста, где сорняк -

не поймет она никак.

11.Лето целое старалась,

одевалась, одевалась,

А как осень подошла

,все наряды отдала.

12.Я могу капусту квасить

от безделья не грущу.

Приходите ко мне в гости –

 всех капустой угощу.

13.Уродилась я на славу -

голова бела, кудрява,

А кто очень любит щи -

там меня всегда ищи.

14. Нарядилася Алена

в сарафанчик свой зеленый.

Завила оборки густо.

Узнаешь ее? Капуста!

15.Чтобы печка разгоралась.

            надо жару поддавать.

            Чтоб частушка легче пелась,

            надо пляской помогать.

Дети разбирают музыкальные инструменты

Оркестр,

Гостья пляшет под музыку.

Гостья: Делу время, потехе — час. Будем мы играть сейчас!

Пляска парная «Калинка».

Хозяйка: Откладывай безделье, да не откладывай дела!

Мы сейчас для гостьюшки Александровны капусту «вырастим», да не простую, а сувенирную...

Приглашает детей к столу, и все вместе заканчивают поделку - «капусту» из мяча и накладных бумажных (картонных) листьев.

 Хозяйка (с поклоном): Гостьюшка дорогая. Получай от ребят подарок!

Гостья: Спасибо от души за такой сувенир, буду беречь его да вас добрым словом вспоминать! Примите и вы подарок от меня!

Посиделки завершаем.

Пирогом всех угощаем!

Он душистый, очень вкусный!

 Ешьте мой пирог капустный!

(С поклоном отдает пирог Хозяйке.)

 Хозяйка: Спасибо, Гостья дорогая!

Приглашаем всех угощаться пирогом!

Совместное чаепитие в группе.


Фотоотчёт в  рамках проекта

«Ах, капуста!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный, исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой город- Санкт-Петербург"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение  и лю...

Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Огород на окне»

Программное содержание: Формировать представления детей о разнообразии культурных растений и способах их посадки. Знакомить со способами вегета­тивного размножения растений. Учить высаживать рассаду р...

Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Подкормка для цветов"

Задачи:Образовательные:1.Познакомить  с новым   видом  ухода за цветами - подкормкой2. Включать детей в активную исследовательскую деятельность и развивать любознательность, ц...

Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста: «Подкормка для цветов».

Цель проекта-формирование познавательного процесса к комнатным растениям...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

«Формирование национальной культуры через татарский народный фольклор». Исследовательско-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: приобщение к татарскому народному фольклору (песням, играм, потешкам, закличкам, пословицам, поговоркам, сказкам); пополнение знаний о национальном костюме(тубэтэй, калфак, читек, чулпы), та...

Исследовательско-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь пластиковой крышки»

Проблему загрязнения окружающей среды можно решить путём вторичного использования пластиковых бутылок и крышек от них. Немного фантазии, терпения и в нашу жизнь войдут красивые полезные вещи....