МУЗЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ
статья по теме

Интегрированная образовательная деятельность развивает эстетические чувства, вкус, творческие способности детей, их наблюдательность и воображение, пробуждают фантазию, учат внимательно вслушиваться в музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_v_hudozhestvennom_tvorchestve_detey.doc61.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«МУЗЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ»

                                                      МУЗ. РУКОВОДИТЕЛЬ:  

                                            ЗАЛЯЛЕЕВА Г.Р.

2013г.

МУЗЫКА    В    ХУДОЖЕСТВЕННОМ    ТВОРЧЕСТВЕ    ДЕТЕЙ

…  Чуткая  музыка  всюду  живет –

                                                                                                                                                                     В  шелесте  трав,

                                                                                                                                                                     В  шуме  дубрав.

                                                                                                                                                                     Только  прислушаться  надо.                                          

                                            В.  Семерин

              Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Я начинаю работать с детьми в возрасте от полутора лет и провожаю их в школу на выпускном утреннике. На этом пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством.

Свобода мысли, радость общения со взрослыми и друг с другом - это то, что необходимо детям при обучении любому виду деятельности. Достичь такой цели можно, если сделать занятия интересней, разбудить творческую активность дошкольников. Хочется поделиться своим опытом. Я пытаюсь реализовать на практике идею взаимосвязи музыкального воспитания и декоративно-прикладного творчества детей.

Занятия по различным видам творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок из природного материала, папье-маше и др. - занимают довольно значительное место в системе эстетического воспитания дошкольников. Целью их чаще всего является отработка тех или иных изобразительных и трудовых навыков. Но я придаю им другое значение. В основе творческой деятельности детей могут лежать впечатления о прослушанном музыкальном произведении. И тогда цель подобных занятий становится иной - отобразить то, каким увидел ребенок изображенные события, явления, героев в музыке, выявить особенности музыкального восприятия каждого ребенка. Поделки, рисунки, аппликации, выполненные ребенком по впечатлениям от только что прослушанного произведения, - как открытая дверь в сокровенный мир маленького слушателя. Я не ставлю своей целью подготовить профессиональных художников, музыкантов, танцоров или дать еще больший запас знаний и умений. Первостепенным здесь является раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом ребенке, возможность искать и утверждать свое представление о красоте.  Решить эту   проблему можно разными путями, один из которых - интегрированные занятия по музыкальной и изобразительной деятельности.

  Музыкальная культура накопила немало сочинений, понимание которых не только вполне доступно детям,  но и полезно в плане комплексного преподнесения.  Сочетаясь с произведениями других видов искусства /художественной литературой, живописью/, музыка углубляет понимание их художественного образа,  эмоционально обогащает его восприятие, и в то же самое время средства изобразительного искусства открывают широкие  возможности   для

того,  чтобы выразить в линиях,  красках, оттенках чувствование музыкального ритма, настроения,  душевного состояния,  вызванного музыкальным произведением.

Интегрированные занятия развивают эстетические чувства,  вкус, творческие способности детей, их наблюдательность и воображение, пробуждают  фантазию, учат внимательно вслушиваться в музыку.

Наиболее распространенными видами изобразительной деятельности детей являются тематическое рисование и иллюстрирование.  Тематическое рисование развивает образное мышление,  слуховую память, помогает увидеть наиболее характерное в явлениях, изображенных средствами музыки. Например,  прослушав  «Осеннюю песню» П.  Чайковского,  предлагаю детям сделать рисунок на тему «Пейзаж родной природы. Осень». Предварительная беседа с детьми о том чувстве, которое вызвало у них явление, изображенное в музыке,  о впечатлении, которое осталось у детей,  помогает ставить сюжет на заданную тему и выразить его в красках.  Иллюстрирование дает возможность воспринять образную характеристику героев и идею произведения.  Так,  после прослушивания музыкальных фрагментов из к/ф «Золотой ключик или приключения Буратино» предложила вспомнить наиболее яркие эпизоды произведения, главных героев сказки и представить картину,  возникшую на основе этих представлений. Для примера показала репродукции художников к данной  сказке, но тут же подчеркнула,  что копировать увиденное не следует, а надо попытаться изобразить свой рисунок,  передать в рисунке свои впечатления от увиденного и услышанного. Дети    иллюстрировали главных героев сказки: Буратино,  Мальвина,  Карабас Барабас и др.  Важно,   чтобы ребенок сам  определял музыкальный  образ, цвет и настроение в музыке. Для этого использую  метод  умственного    поиска:

  • вслушайся,  вдумайся,  оцени,  сравни,  выскажись
  • подбери иллюстрацию к прослушанному  произведению

-   прочти стихотворение,  созвучное музыке

  • укрась пьесу  звучанием подходящих музыкальных инструментов
  • нарисуй,  что слышал.

Другим видом прикладного искусства является аппликация. В основе ее лежит способ создания художественного изображения путем наклеивания разноцветных кусочков бумаги. Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельного изображения  /например, после прослушивания песни «Птичка» Т. Попатенко дети делают аппликацию птички/; сюжетной, отображающей совокупность действий /после прослушивания фрагмента «Море» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Султане» дети выполняли аппликацию подводного мира/; или декоративной, включающей орнаменты, узоры /аппликация венка, подаренного Весной-Красной Снегурочке/.

Дети с удовольствием занимаются лепкой из пластилина. Задания по лепке довольно разнообразны: это может быть лепка сказочных персонажей - людей, птиц, зверей /дети с большим   удовольствием   лепят орешки   для  белочки  прослушав фрагмент «Белка» из оперы

Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Султане»; фигурки мамы-козы с козлятами из детской

оперы  М. Коваля «Волк и семеро козлят» и др./.

Организуя подобные занятия, проявляю заботу не столько о приобретении детьми каких-то определенных технических умений, сколько о развитии индивидуальности, художественного творчества ребенка.

После каждого занятия организуется коллективный просмотр выполненных работ. Вместе с детьми подготовила серию выставок творческих работ ребят по произведениям С.Прокофьева, М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, В.Моцарта, Д.Кабалевского. Работы, представленные на выставке, свидетельствуют о неистощимой детской фантазии, детском воображении: вот плывут по синей глади лебеди, вырезанные из бумаги / «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского/; а вот макет зимнего леса, выполненный из картона, ваты, еловых веточек /сцена из оперы «Снегурочка»/;  а рядом матрешка в русской народной одежде /«Озорные частушки» Р.Щедрина/... Я стараюсь вызвать у детей чувство наслаждения, любования музыкой и от него протянуть ниточку к рисунку, поделке, сюжетному рассказу, лепному изображению. Чем глубже вникает ребенок в музыкальный образ, тем интереснее и ярче он выражает свои чувства в рисунке, поделке. Даже у самых пассивных детей музыка пробуждает стремление запечатлеть услышанное, и рука тянется к карандашу, бумаге, краскам. Ребенок хочет выразить свой внутренний духовный мир.

                                    / из опыта работы /

                               Залялеева Гульнур Ринатовна

                               музыкальный руководитель

                                МБДОУ д/с №39 «Аленка»

                                пгт. Васильево  ЗМР РТ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Младший дошкольный возраст

Месяц

Тема

Октябрь

Птичка

Дождик

Декабрь

Ёлочка, посвети

Январь

Новогодний хоровод

Весёлые матрёшки

Игрушки А.Барто

Февраль

Самолёты летят

Март

Кукольный спектакль «К нам гости пришли»

Старший дошкольный возраст

Месяц

Тема

Октябрь

Золотая осень

Осенняя печаль

Ноябрь

Беседа о вальсе

Январь

Мечты

Февраль

Золотой ключик или Приключения Буратино

Моё настроение

Март

Мама-это прекрасно!

Апрель

Сказка в звуках и красках («Море» Н.Римский-Корсаков)

Май

Ознакомление с жанром балета на материале музыки С.С.Прокофьева к сказке «Золушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по познавательному развитию, музыки и художественному творчеству для старшего дошкольного возраста на тему: «Какая она зима»

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю, через изобразительное искусство, музыку, поэзию. Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эмоциональный отклик на...

доминантное занятие Интеграция образовательных областей " Музыка" и "художественное творчество"

  ДОМИНАНТНОЕ  ЗАНЯТИЕ. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество»   ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:  Развивать умение детей определять характер, ...

Планирование комплексных занятий интеграции О.О. " Музыка" и "Художественное творчество" по группам

Разработано музыкал. руководителем ГБОУ №1739 г. Москвы Катаевой О.Д.   Комплексные занятия по восприятию музыки и ИЗО-деятельности  во 2 младшей группе     МЕСЯЦ Т...

Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы в областях : «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».«Детям о памятнике Петру 1».

Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей среднего возраста музыка и художественное творчество (аппликация).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 75 присмотра и оздоровления города  Тюмени  Конспект непосредственно - образовательной деятельностидля детей ...

Статья "Развитие творческих способностей детей через интеграцию музыки и художественного творчества"

Через цикл интегрированных занятий "Времена года" развиваю творческие способности детей...

Интегрированное занятие для детей 2 младшей группы "Лошадка" (музыка и художественное творчество)

Во время занятия дети учатся выполнять галоп, петь песню естественным голосом, четко проговаривая слова, имитировать языком цоканье лошадки. Учатся правильно наносить мазки, ориентироваться в простран...