Проект: «Предметно – развивающая среда в ДОУ».
проект на тему

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prs_3.pptx242.4 КБ
Microsoft Office document icon prs_2015.doc57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметно – развивающая среда МБДОУ

Слайд 2

Актуальность Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новым законом «Об образовании», вступившим в силу 1 января2014 года, который предусматривает введение в дошкольное образование ФГОС. Программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Слайд 3

Противоречия Необходимо помнить, что развивающая среда не может быть построена окончательно, «завтра» она уже перестанет стимулировать развитие, а «послезавтра» – тормозить его. Таким образом окружение ребенка требует постоянных изменений, среда должна «расти» вместе с ребенком; более того, обстановку должен менять сам ребенок, подстраивая ее под себя. Некоторые центры развития расположены стационарно, другие рассредоточены по группе. Более сконцентрирован игровой центр, хотя игровая деятельность может осуществляться и в других центрах.

Слайд 4

Проблема Создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации предметно-развивающей среды, которые в большей степени, были связаны с ориентацией на ребенка как на объект педагогического воздействия. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ.

Слайд 5

Цель Достижение современного качества дошкольного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства на основе организации информационно-методических , материально-технических, организационно-содержательных условий для развития личностных качеств детей (активности, инициативности и др.)

Слайд 6

Задачи изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное воспитание и развитие дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования; разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей; организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов; создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной, исследовательской, поисковой, экспериментирования); комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним; обеспечение богатства сенсорных впечатлений, разнообразие сред, их рациональное расположение; содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;

Слайд 7

Ожидаемый результат Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов. Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Слайд 8

Требования к результату Необходима четкая фиксация требований к результату выраженная в количественных или качественных показателях (мониторинг ПРС для выявления ее несоответствий ФГОС). Изменение отношения родителей к детскому саду Повышение пед . Грамотности у родителей (привлечение родителей 70%) Привлечение узких специалистов, воспитателей администрации 100%. Проект может быть использован другими группами в рамках МБДОУ и другими образовательными учреждениями, центрами развития. Социальная значимость

Слайд 9

Этапы организации проекта Организационный Изучение современной лит- ры , научных разработок в области развив. среды, анализ ПРС в группах МБДОУ, составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах. Анализ мат.тех . Базы для усовершенствования среды. Практический Проведение: педсоветов, консультаций для воспитателей, посещение семинаров, проведение смотров-конкурсов среди групп. Зонирование групп согласно принципам ПРС. Подбор и приобретение необходмых игрушек, пособий, мебели и т.д. Круглый стол для родителей Обобщающий Мониторинг проведенной работы. Размещение презентации на сайте МБДОУ обновленной ПРС.

Слайд 10

Мероприятия 1 Создание творческого коллектива по разработке Проекта. 2 Обсуждение и утверждение данного проекта на заседаниях педагогического Совета, Управляющего Совета МБДОУ . 3 Разработка и создание нормативно-правовой базы. 4 Изучение методической литературы, интернет-сайтов по вопросам оформления и создания предметно - развивающей среды; 5 Обсуждение предложенных индивидуализированных дизайнов предметной среды в каждой возрастной группе.

Слайд 11

Сроки реализации проекта Первый этап (сентябрь – август)– подготовительный 1. Создание творческого коллектива по разработке Проекта. 2. Обсуждение и утверждение данного проекта на заседаниях педагогического Совета, Управляющего Совета МБДОУ. 3. Разработка и создание нормативно-правовой базы. 4. Изучение методической литературы, интернет-сайтов по вопросам оформления и создания предметной развивающей среды; 5. Обсуждение предложенных индивидуализированных дизайнов предметной среды в каждой возрастной группе.

Слайд 12

Третий этап (май - август) – обобщающий. 1. Подведение итогов по преобразованию предметной развивающей среды 2. Выявление результатов педагогической деятельности педагогов 3. Анализ проделанной работы, обобщение опыта работы, планирование дальнейшей работы по данному вопросу. Второй этап (сентябрь - апрель) – внедренческий. 1. Проведение консультаций, семинаров, мастер-классов, посещения других ДОУ с целью ознакомления с предметно- окружающей средой. 2. Проведение конкурсов, выставок, проектов по организации предметной среды в группах. 3. Реализация создания «семейных традиций», достраиванием некоторых деталей интерьера детьми и их родителями.

Слайд 13

Исполнители Участники проекта – дети, педагоги, родители . Ресурсы 1.Методическая литература 2. Методическое обеспечение. 3.Спонсорская помощь родителей. 4.Человеческий ресурс: педагоги, дети, родители. 5. Интернет

Слайд 14

Спасибо за просмотр!



Предварительный просмотр:

Проект «Предметно – развивающая среда в ДОУ».

Детство - этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.  В то же время правильно организованная предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новым законом «Об образовании», вступившим в силу 1 января 2014 года, который предусматривает введение в дошкольное образование ФГОС. Программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

На сегодняшний день перед нами встала проблема создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации предметно-развивающей среды, которые в большей степени, были связаны с ориентацией на ребенка как на объект педагогического воздействия. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком.  При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды.

Идея проекта заключается в том, что каждый компонент предметно- развивающей среды был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности педагога.

Цель проекта: Формирование развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

В качестве основных задач проекта были определены:

  • изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное воспитание и развитие дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки» под ред. Л.А.Парамоновой.;
  • разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей;
  • организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной, исследовательской, поисковой, экспериментирования);
  • комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;
  • обеспечение богатства сенсорных впечатлений, разнообразие сред, их рациональное расположение;
  • содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;
  • приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Проект рассчитан на педагогов и родителей МБДОУ.

Его реализация осуществляется в процессе поэтапного сотрудничества педагогов и родителей:

I этап: Формирование проблемы, цели задач проекта.

II этап: Практическая реализация проекта.

III этап: Подведение итогов. Оформление материалов по проекту. Создание презентации.

Сроки реализации проекта – долгосрочный.

Ожидаемый результат: Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов.

Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Нормативно-правовая и организационная основа проекта.

  •  Закон Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации» от 30 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
  •  Конвенция о правах ребенка (05.12.1989г.);
  •  «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт в ДОУ.

Принципы построения развивающей среды в ДОУ.

Общие принципы построения развивающей среды в ДОУ направлены на реализацию личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, определяют современную педагогическую стратегию пространственной организации и содержания среды групп:

  • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.
  • Принцип активности, самостоятельности, творчество – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.
  • Принцип стабильности-динамичности - позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования - даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
  • Принцип учета половых и возрастных различий детей - позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.
  • Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.
  • Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.
  • Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.

Построение предметной развивающей среды с учетом этих вышеизложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая, профессиональная деятельность всех педагогов ДОУ.  

Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Функции предметно-развивающей среды в ДОУ.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций.

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

  • избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
  • создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);
  • исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение

 развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Содержание методической работы с педагогами. 

Методическая работа с педагогами предусматривает как традиционные, так и инновационные формы проведения методических мероприятий. Данная работа проводится в три этапа: подготовительный, внедренческий, обобщающий.

Первый этап – подготовительный

  1. Создание творческого коллектива по разработке Проекта.
  2.         Обсуждение и утверждение данного проекта на заседаниях педагогического Совета, Управляющего Совета МДОУ.
  3.  Разработка и создание нормативно-правовой базы.
  4. Изучение методической литературы, интернет-сайтов по вопросам оформления и создания предметной развивающей среды;
  5. Обсуждение предложенных индивидуализированных дизайнов предметной среды в каждой возрастной группе.

Второй этап – внедренческий.

  1. Проведение консультаций, семинаров, мастер-классов, посещения других ДОУ с целью ознакомления с предметно- окружающей средой.
  2. Проведение конкурсов, выставок, проектов по организации предметной среды в группах.
  3. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием «семейных традиций», достраиванием некоторых деталей интерьера детьми и их родителями. Предпочтение отдаётся личностно ориентированной модели построения предметной среды, в оформлении которой участвуют педагоги, дети и родители.

Идеи педагогов по организации предметной среды позволяют сделать каждую возрастную группу неповторимой, отличной от других, и тоже время соблюдать все ранее перечисленные обязательные принципы построения предметной среды.  

Третий этап – обобщающий. Этап направлен на решение комплекса задач, связанных с оформлением результатов работы, определением эффективности реализуемых форм и методов.

  1.  Подведение итогов по преобразованию предметной развивающей среды
  2.  Выявление результатов педагогической деятельности педагогов
  3.  Анализ проделанной работы, обобщение опыта работы, планирование дальнейшей работы по данному вопросу.

Организованная таким образом предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к статье "Дизайн-проект предметно-развивающей среды в группе"

Организация "Центра литературного чтения" в группе...

Проект «Предметно-развивающая среда как условие реализации интегрированных видов детской деятельности (Познавательно-игровая: игра-моделирование «Животные жарких стран»)»

Характеристика условий реализации интегрированных видов детской деятельности и  интегрированных видов детской деятельности...

Проект предметно - развивающей среды для детей подготовительной группы

Проект содержит необходимые рекомендации для организации предметно-развивающей среды по подготовке детей к обучению в школе...

Тема проекта:ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Как известно, основной формойработы с дошкольникамии ведущим видом деятельностидля них является игра.Именно поэтому педагоги-практикииспытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающ...

Дизайн-проект предметно-развивающей среды в подготовительной группе «Теремок» детского сада «Сардана»

Дизайн-проект предметно-развивающей среды в подготовительной группе «Теремок» детского сада «Сардана»...