Интегрированная НОД "Красна изба"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кастулина Лада Александровна

НОД для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_krasna_izba.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  «Красна изба»

Цель: Формировать у детей представления о традициях русского народа.

Задачи для детей:

Образовательные

  • обобщить  знания  детей об обрядах и обычаях русских народных праздников;
  • дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т.д.;
  • познакомить детей с историей возникновения первых русских народных инструментов;
  • совершенствовать навык исполнительского мастерства на русских народных музыкальных инструментах;
  • формировать певческие, танцевальные навыки (петь легким звуком, брать дыхание, уметь слышать друг друга, исполнять плясовые, хороводные);
  • формировать представление об основных музыкально-фольклорных понятиях.

Воспитательные

  • Поддерживать устойчивый интерес детей к народно-традиционной культуре, через приобщение детей к русским народным песням, танцам, игре на музыкальных инструментах.

Развивающие

  • Развивать музыкальное восприятие; тембровый слух, внимание, память, эмоциональное и интеллектуальное мышление, интонационно- стилевые представления, творческие способности;
  • Развивать умение выразительно передавать характерные особенности песен, танцев, различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения;
  • Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка.
  • Развивать коммуникативные качества ( уважительное отношение друг к другу и старшим).

Задачи для педагога:

  • использовать наглядный материал для формирования зрительных образов у детей;
  • использовать  стихотворения и музыкальный репертуар для углубленного восприятия исторического прошлого России.

 

Методы и приёмы:

 Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов , загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание старинных предметов, презентация, ); Практические (дидактическая «Как стало сейчас, как было раньше », хороводная игра «Заинька серенький», .

Материалы и оборудование:

Музыкальный зал украшен  в стиле русской избы. ( русская печь, икона, этажерка, тканевый коврик для пола, горшок, ухват, кочерга, коромысло, 2 ведра, стол, изразцы для украшения русской избы, деревянные ложки по количеству детей, клубок, музыкальный центр, ноутбук, мультимедийная презентация «Красна изба».

Музыкальный материал для исполнения:

«Наследники России» муз. Е.Гомоновой ,РНИ «Заинька серенький», «Осень в лесу».

Фонограммы русских народных песен и наигрышей:

«Ложкарь» ст. Н.Палагуты, муз. С. Зиновьева, «Русская печка» муз. и сл. А. Крюкова, «Полянка», «Светит месяц», «Ах ты береза»,»Коробейники», »Ах вы сени», РНП «Ой, вы гости»

Фонограммы танцев:

«Прялица», «Самовар»

Предварительная работа:

Разучивание стихов, песен, танцев, потешек, пословиц, считалок, беседы о русских народных инструментах, о праздниках и труде людей осенью, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений В Катаева « Дудочка и кувшинчик», сказки «Лапоточек».

Интеграция областей в соответствии ФГОС:

  • познавательное развитие
  • художественно-эстетическое
  • речевое развитие
  • социально-коммуникативное

Муз. рук. : -Ребята, нас бабушка Наташа пригласила к себе в гости. А вот и её изба. Давайте позовём хозяйку.

Дети:- Хозяйка, хозяйка!  

 (Выходит хозяйка)

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, детушки малые!

Муз. рук.  Здравствуй, Хозяюшка! Мы в гости к вам пришли, мир, добро в ваш дом принесли.

Хозяюшка:  Мы с вами стоим перед домом наших предков – славян. Вход в дом охраняет хранитель рода, а зовут его Дид. Посмотрите, рядом с ним лежит клубок. У наших предков был такой обычай: на новоселье хозяин дома втягивал за нить всех домочадцев, давайте и мы последуем этому обычаю.

(Дети перед входом вытирают ноги и заходят в дом).

Хозяюшка:  Гость на порог- хозяину радость! Проходите, будьте как дома, присаживайтесь, в ногах правды нет.

(Дети садятся).  

Хозяюшка:  На улице холод и дождь осенний, а у меня в моей деревянной  избе тепло и уютно.

-А вы знаете почему Русь называли деревянной?  (ПОД)

-Почему раньше люди строили дома рядом с лесом?

-Как назывались такие дома?

Слайд №1    - Изба

-А как назывались поселения из деревянных домов?

Слайд № 2   - Деревня

(Давным-давно на Руси люди старались выбрать место для жилища возле леса и  строили себе жилища из бревен, которые брали в лесу. Дома такие назывались избами, а поселения из нескольких домов назывались деревнями – от слова дерево)

 -А вы можете сказать для чего людям нужен дом? (ПОД)

Хозяюшка:- Все вы правильно сказали, дом всегда был защитой для человека во все времена.

Хозяюшка:- Сегодня мы с вами будем осень провожать, будем старину вспоминать! Вспоминать как  жили ,ели-пили не тужили, ведь преданья старины забывать мы не должны.

Муз. рук.: А мы гости не простые, веселые да удалые. Ты нас добром и лаской встречаешь, а мы песней отвечаем!

                                   Дети исполняют песню  «Осень»  

Хозяюшка:- Вот и осень почти уже заканчивается. Скоро зима. А сколько праздников было осенью! Вы вспомните?

(Дети перечисляют знакомые праздники):

Слайд №3   Осенины,    

Слайд №4   Рябинкины именины,      

Слайд №5   Синичкин день,    

Слайд № 6  Кузьминки – по осени поминки

Хозяюшка:-Ну, что ж, посидим рядком, да поговорим ладком. Места в моей избе всем хватит и хозяевам и гостям. Красному гостю- красное место. Издавна в  русской избе было три святых места.

Слайд №7   Красный угол

-Что видел первым делом входящий в избу? (Красный угол)

-Почему он называется красным?  Какой он?(ПОД)

-Чем украшали красный угол?(ПОД)

(Это самое красивое место в избе. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Обязательно в углу была икона. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами. Здесь висели иконы и стояли обереги: кукла Спорынья, чтобы у хозяюшки все спорилось, кукла зерновушка, чтобы в доме  был достаток…)

Слайд № 8    Стол

Хозяюшка:- Второе святое место в избе это… (стол)

-Чем накрывали стол?

-Что всегда стояло на столе?

-А почему стол стоял в самом почетном месте в избе? (ПОД)

Раньше говорили: За столом посидишь, что в царстве побудешь.

 (стол – «Божья ладонь», дарующая хлеб насущный, отсюда происходят различные запреты: нельзя  стучать по столу, за которым едят -это считалось грехом; нельзя резать на столе. Каждый день в определенный час  за столом собиралась обедать вся семья. Раньше на Руси во время обеда на стол ставили одну большую миску с едой и вся семья из нее хлебала. Первым должен был взять из этой миски глава семьи и если кто- то вперед него залезет своей ложкой, то получал по лбу. Ну и конечно, получали по лбу за разговоры за столом и неаккуратную еду. Это такое своеобразное обучение этикету за столом в крестьянских семьях и уважение к кормильцу.)

 

Хозяюшка:                        Наша толстая Федора

                                           Наедается не скоро.

                                           А зато когда сыта,

                                           От Федоры – теплота.

Слайд № 9   Печь

Хозяюшка:- Почему печь тоже считалась святым местом в избе?

 Ребенок:                   Русской печки нет добрее

                                     Всех накормит, обогреет

                                     Варежки сушить поможет,

                                    Деток спать она уложит.  

Хозяюшка: -Печь-это сердце дома, главный оберег всей семьи, семейный очаг.  Как встанет поутру хозяйка так первым делом начинает растапливать печь.

-Почему говорили, что печь -деревенская кормилица. (ПОД)

-Чем же могла печь накормить своих хозяев, что можно сварить в печи? (ПОД)

Хозяюшка:-Правильно, потому что печь и напоит, и накормит, и обогреет, а если надо и вылечит. Одно слово - "матушка". Раньше люди считали, что за печкой жил домовой-защитник от всего плохого, он защищал дом, хозяев, животных. Это лохматый   мужичок. Он не любит ленивых и сам помогает заниматься домашней работой. Домового все звали ДИД.  Днем он спит, а по ночам шалит.

(Из-за печки падает ложка).

Хозяюшка: - это кто там балуется? (из-за печки снова падает ложка, слышится стук в дверь)

Хозяюшка: Ой, ой, ой! …Мы забыли дедушку домового в избу пригласить.

Дети: -Уж ты дед домовой. Мы хотим играть с тобой!

        ( Входит домовой Дид под музыку.  Он ворчит и переставляет всю утварь  местами).

Хозяюшка:- Дид, что же ты наделал? Зачем все переставил, непорядок , я привыкла чтобы все под руками у меня было.

Дид:- В гости меня не позвали,  каши мне не подали, вот и разбирайтесь сами теперь.

Хозяюшка:- А чтобы каши подать надо все в избе прибрать, расставить все по местам, а помогут нам загадки.

Слушайте:

                                       Не бык, а бодает

                                       Не ест, а хватает (ухват)

Слайд № 10 - ухват

                                      (Дети находят ухват и ставят его к печи).

                                       У неё одна нога, ох горячая она! (кочерга)

Слайд № 11 кочерга

                        (Дети берут кочергу и ставят к печи).

                                         Воду дед носил с утра,
                                        Каждый раз по два ведра,
                                        На плечах дугой повисло
                                        Держит ведра…(коромысло).

Слайд № 12   -коромысло

                            (Дети показывают коромысло).

                                         Купили новенькое,

                                         Такое кругленькое,

                                         Качают в руках,

                                         а оно все в дырках (сито)

Слайд № 13   - сито

                           ( Дети находят сито, ставят его на полочк).

                                         Что хозяйка в печь ставит,

                                         Кто из вас ребята знает? (чугунок)

Слайд № 14   - чугунок

Дети находят чугунок

                                        На топтале был, на кружале был, на пожаре был,
                                       Домой пришел — семью кормил.(горшок)

Слайд № 15 -  горшок

Хозяюшка: -Давайте ,гости дорогие,  кашу в горшочке в русской печи сварим для

Домового. Я буду называть продукты, а вы как услышите то, что мы кладём в кашу станете дружно хлопать, а если я скажу неправильно, вы будете топать.

 Слайд № 16    -Крупа пшенная….

-Картошка варенная…..

Слайд № 17      -Соль…..

-Фасоль…

Слайд № 18      -Вода родниковая….

-Сухари толченные….

Слайд № 19      -Масло золотистое..…

-Какао душистое…

(Хозяюшка  «закладывает» продукты в горшок и ставит его  в печь).

Хозяюшка:- а пока каша варится, поиграем с домовым!

 Проводится игра с речевым сопровождением «Как у бабушки Наташи»

Муз.рук.: - Ну как? Хороша каша ?

Домовой: -Ай, хороша…

                   Как куснёшь, так и уснёшь,

                   Как вскочишь ещё захочешь!

Муз.рук.:- Каша – матушка наша.

             Что за обед, коли каши нет?

Домовой: - Ишь, какие смышленые!

                      А чем же кашу есть?

                      А у меня и ложка есть!

Хозяюшка:- Правильно! В крестьянской семье у каждого была своя ложка. И в гости тоже ходили со своей ложкой. Говорили так : запасливый гость без своей ложки не ходит.

Домовой: -А я вот за печкой сижу-лапти вяжу.

                     Ложкой кашу доедаю,

                    А потом на ложечках играю.

                    А ну-ка , разбирайте быстро ложки,

                    Поиграем  вместе мы немножко.

Хозяюшка:- На Руси уж так ведётся, что талантливый народ  сам себе и швец, и жнец, и на ложках он игрец.

Ребенок:            Ложки,ложечки резные

                              Зазвенят в один момент,

                               Не простые- расписные –

                               Древнерусский инструмент!

Ребёнок:             Расписные на показ!

                              Обойдите всю Россию.

                              А такие лишь у нас!

Слайд № 20   -Ложки

                 Игра на ложках под русскую народную мелодию.

Хозяюшка:-Пока мы с Дидом играли, каша наша поспела

                       (Хозяюшка достает из печи  второй горшок с готовой кашей).

Хозяюшка: -Хозяин-батюшка , прими кашу нашу! Ешь пироги - наш дом стереги!

Домовой: -Вот спасибо. Так спасибо! (ест кашу) Что-то мне спать захотелось, пойду-ка я за печку  подремлю.

Хозяюшка:- Летом селянам отдыхать было некогда, а вот когда был собран урожай, собирались  вечерами  вместе в чьей-нибудь избе, где они пели и водили хороводы. Как назывались такие вечера?

  (посиделки )

Слайд № 21   В каждом селе были свои посиделки. На посиделках люди  не только играли и плясали.

-Вспомните, что ещё делали на посиделках?

  (Приходили на посиделки с работой , чтобы попрясть пряжи, связать теплые носочки, вышивать) .И в моей избе тоже для вас найдется работа, была бы охота!Помогите мне, гости дорогие, напрясть пряжи.

                                 Исполняется    танец  «Прялица»

Хозяюшка: А теперь в кружок вставайте

                      Да водящего выбирайте,

                      Будем время коротать

                      В русскую  игру играть!

Проводится хороводная игра «Заинька серенький»

                            Дети садятся

Хозяюшка: -Сяду рядышком на лавке,

                      Вместе с вами посижу,

                      Загадаю вам загадку,

                       Кто смышлённей погляжу.

Хочу проверить что вы  знаете о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру

                       «Как было раньше, как стало теперь»

 Вы готовы отгадать? Начинаем!

Слайд №22  -Сейчас вещи хранят в шкафу, а раньше…(в сундуке)

Слайд № 23 -Сейчас вода льется из водопровода, а раньше…( набирали в колодцах)

Слайд № 24 -Сейчас воду кипятят в электрических чайниках, а раньше…( в самоварах)

Слайд № 25 -Сейчас едят металлическими ложками, а раньше…(деревянными)

Слайд № 26 -Сейчас носят продукты в сумках, а раньше…( в кошелках)

Слайд № 27 -Сейчас сидят на стульях, а раньше…(на лавках)

Слайд № 28 -Сейчас дом освещают электричеством, а раньше… (лучиной)

Слайд № 29-Сейчас малыша укладывают спать в кроватку, а раньше…(в люльку)

Слайд № 30 -Сейчас носят сапоги, а раньше…(лапти)

 

Хозяюшка:- Все правильно вы назвали, а откуда вы так много знаете про быт наших предков? (ПОД)

  Хозяюшка:                         В небе будто от побелки

                                                Засветился млечный путь      

                                               Отшумели посиделки

                                               Где пришлось нам отдохнуть.

 Хозяюшка: На память о сегодняшнем хочу подарить вам по такому зайчику-на-пальчике, пусть он для вас станет другом.

Муз.рук.:- Спасибо хозяюшка. Но и мы пришли не с пустыми руками. Мы хотим украсить печь в вашей избе  изразцами, которые мы нарисовали сами.

(Дети подходят к печи и наклеивают изразцы на печь. Хозяюшка благодарит детей).

Воспитатель: Ох, и повеселились мы, поиграли , поплясали. Пора и честь знать.

Муз.рук.: -В гостях хорошо, а дома лучше.

Хозяюшка:-Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна пирогами. Я ждала сегодня гостей и мой пирог уже готов. Чай с  травами уже настоялся. Самовар уже пыхтит мне на ушко говорит: «Пора к столу приглашать, гостей чаем угощать!»

Слайд № 31

                       Исполняется танец «Русский самовар»

-Наши предки были очень гостеприимными людьми ,любящими свой край , свою Родину и очень трудолюбивыми ,все это они оставили нам в наследство

                              Чем дальше в будущее входим

                              Тем больше прошлым дорожим,

                              И в старом красоту находим,

                              Хоть новому принадлежим.

                           Слава русской старине!

                           Слава нашей стороне!

         Исполняется песня  «Что остается нам в наследство»

Слайды:

1 куплет  -слайд № 32

Припев – слайд № 33

2 куплет – слайд № 34

Припев – слайд № 35

3 куплет – слайд № 36

Припев – слайд № 37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

конспект интегрированного занятия "Русская изба"

Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...

Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомство с русской избой".

Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомство с русской избой"....

Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме «Домашние животные» в условиях «русской избы».

Вашему вниманию предоставляется конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Домашние животные". На данном занятии применяются с...

Конспект интегрированного занятия «Изба красна не углами, а пирогами»

Беседа о жилище человека в старину, его устройстве, о мебели.Словарная работа: «бабий куть», «изба», «хоромы», «терем», «красный угол», «полати».Драматизация русской народной сказки «Теремок» на новый...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «В русской избе»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры....

статья «Развитие творческих способностей у детей старшей разновозрастной группы на основе интегрированного занятия «Русская изба». - Всероссийский журнал «Молодой учёный» №4 2016г.

Статья отражает информацию о жизни русского народа в начале 19 столетия, быт русской избы,  мастеров народных промыслов с применением музыкального фольклера....