Индивидуальный образовательный маршрут
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Пояснительная записка
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Одним из показателей готовности ребенка к обучению является его речь.
Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.
Возраст до 7 лет – самое благоприятное время для развития речи дошкольников. К сожалению, всегда занятые родители мало уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому, к 7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т.д.
Данный индивидуальный образовательный маршрут рассчитан на расширение словарного запаса и активизацию речи воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marsh_doynikova_m._a.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад№1"Улыбка" компенсирующего вида
Утверждаю____________
Заведующий МБДОУ д\с№1
Роженькова К.Д.
"_____"___________2015г.
Индивидуально-образовательный маршрут на тему:
"Расширение словарного запаса и активизация речи при подготовке к обучению в школе"
Выполнила воспитатель:
Дойнкова М. А.
г. Благовещенск 2015г.
Пояснительная записка
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Одним из показателей готовности ребенка к обучению является его речь.
Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.
Возраст до 7 лет – самое благоприятное время для развития речи дошкольников. К сожалению, всегда занятые родители мало уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому, к 7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т.д.
Данный индивидуальный образовательный маршрут рассчитан на расширение словарного запаса и активизацию речи воспитанников.
Проблема:
Недостаточно развитый, в соответствии с возрастными требованиями, словарный запас воспитанника.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Расширение словарного запаса в соответствии с возрастными особенностями по средствам использования специально подобранных дидактических игр и речевых упражнений.
Задачи:
- актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;
- закреплять обобщающие понятия;
- закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;
- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
Длительность: 15 минут
Структура индивидуального занятия:
1. Организационный момент
2. Сюрпризный момент: мотивация к занятию
3. Основная работа:
- артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
- речевые упражнения;
- словесная игра;
- дидактическая настольно-печатная игра.
4. Итог занятия: анализ занятия ребенком, минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.
Используемые на занятиях игры и упражнения
1. На расширение предметного словаря (словаря существительных):
• «Я знаю пять названий… » – цель: уточнение обобщающих понятий, подбор однородных дополнений (например: «Я знаю 5 названий видов транспорта: автобус, трамвай, самолет, автомобиль, мотоцикл»)
• «Где это видано, где это слыхано… » – цель: подбор однородных дополнений по теме календарно-тематического планирования.
• «Кто или что? » или «Он живой – он неживой» – цель: практическое усвоение категории одушевленности и неодушевленности. «Назови словечко» или «Подбери словечко» – упражнять в подборе слов-предметов (в зависимости от лексической темы)
• «Волшебные дружочки – частицы» – цель: практическое усвоение навыка словообразования с помощью суффиксов (-щик, -ник, -ница) : каменщик, печник, учительница, летчик.
• «Эти сложные слова» – цель: практическое усвоение навыка образования сложных слов путем словосложения (самолет, самовар, снегопад, листопад) .
• «Прекрасное деревце» или «Эта дружная семья» – цель: практическое усвоение однокоренных слов (сад, садовник, садовод, садик, рассада, садовый) .
• «Скажи по-другому» - цель: упражнять в подборе синонимов (директор, начальник, босс) .
2. На расширение глагольного словаря:
• «Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов (в зависимости от лексической темы).
• «Вчера, сегодня, завтра» – цель: упражнять в подборе временных форм глаголов (жили, живут, будут жить) .«Кто кем был раньше? А кто кем будет потом? » (Девочка была ребенком. Девочка будет девушкой, женщиной, бабушкой).
• «Что мы делали, творили и все вместе говорили» – цель: практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела) .
• «Скажи наоборот» – цель: подбор слов-антонимов (одевать-раздевать, подниматься-спускаться, грустить-радоваться, приходить-уходить)
3. На расширение словаря прилагательных и наречий:
• «Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков» (по лексическим темам) .
• «Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, - ое, -ый, -ий…
• «Скажи наоборот» – слова-антонимы (чистый – грязный, храбрый – трусливый, добрый – злой, весело-грустно, далеко-близко) .
• «Скажи ласково» - цель: упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных прилагательных (девочка, девчушка, девчоночка, девчонка)
Предлагаемые игры и упражнения, направленные на расширение словарного запаса воспитанника, легко и гармонично вписываются в перспективно – тематическое планирование по лексическим темам.
Календарно – тематическое планирование
Месяц Неделя Тема недели | На расширение предметного словаря (словаря существительных) | На расширение глагольного словаря | На расширение словаря прилагательных и наречий |
Декабрь 1 неделя «Такая разная посуда» | «Где это видано, где это слыхано… » – цель: подбор однородных дополнений по теме. | «Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов | |
2 неделя «Посмотри, как хорош, дом, в котором ты живешь» | «Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов. | «Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, - ое, -ый, -ий… | |
3 неделя «Пришла волшебница зима» | «Волшебные дружочки – частицы» – цель: практическое усвоение навыка словообразования с помощью суффиксов (-щик, -ник, -ница) : каменщик, печник, учительница, летчик. | «Вчера, сегодня, завтра» – цель: упражнять в подборе временных форм глаголов (жили, живут, будут жить).«Кто кем был раньше? А кто кем будет потом? » (Девочка была ребенком. Девочка будет девушкой, женщиной, бабушкой). | |
4 неделя «Новый год у ворот» | «Я знаю пять названий… » – цель: уточнение обобщающих понятий, подбор однородных дополнений (например: «Я знаю 5 названий видов транспорта: автобус, трамвай, самолет, автомобиль, мотоцикл») | «Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, - ое, -ый, -ий… | |
Январь 3 неделя «Зимующие птицы» | «Эти сложные слова» – цель: практическое усвоение навыка образования сложных слов путем словосложения (самолет, самовар, снегопад, листопад). | «Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов | |
4 неделя «Семья» | «Где это видано, где это слыхано… » – цель: подбор однородных дополнений по теме. | «Вчера, сегодня, завтра» – цель: упражнять в подборе временных форм глаголов (жили, живут, будут жить).«Кто кем был раньше? А кто кем будет потом? » (Девочка была ребенком. Девочка будет девушкой, женщиной, бабушкой). | |
Февраль 1 неделя «Инструменты, орудия труда» | «Скажи по-другому» - цель: упражнять в подборе синонимов (директор, начальник, босс). | «Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов. | |
2 неделя «Путешествие в подводное царство» | «Кто или что? » или «Он живой – он неживой» – цель: практическое усвоение категории одушевленности и неодушевленности. «Назови словечко» или «Подбери словечко» – упражнять в подборе слов-предметов. | «Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, - ое, -ый, -ий… | |
3 неделя «Неделя воинской славы» | «Где это видано, где это слыхано… » – цель: подбор однородных дополнений по теме. | «Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов | |
4 неделя «Транспорт» | «Я знаю пять названий… » – цель: уточнение обобщающих понятий, подбор однородных дополнений (например: «Я знаю 5 названий видов транспорта: автобус, трамвай, самолет, автомобиль, мотоцикл» | «Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков» (по лексическим темам). | |
Март 1 неделя «Мамин праздник» | «Я знаю пять названий… » – цель: уточнение обобщающих понятий, подбор однородных дополнений (например: «Я знаю 5 названий видов …) | «Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков» | |
2 неделя «Весна идет, весне дорогу» | «Скажи наоборот» – цель: подбор слов-антонимов (одевать-раздевать, подниматься-спускаться, грустить-радоваться, приходить-уходить) | «Скажи ласково» - цель: упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных прилагательных (девочка, девчушка, девчоночка, девчонка) | |
3 неделя «Перелетные птицы» | «Что мы делали, творили и все вместе говорили» – цель: практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела). | «Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков» | |
4 неделя «Все работы хороши, выбирай на вкус» | «Волшебные дружочки – частицы» – цель: практическое усвоение навыка словообразования с помощью суффиксов (-щик, -ник, -ница) : каменщик, печник, учительница, летчик. | «Что мы делали, творили и все вместе говорили» – цель: практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела). | |
Апрель 1 неделя «Скоро в школу мы пойдем» | «Прекрасное деревце» или «Эта дружная семья» – цель: практическое усвоение однокоренных слов (сад, садовник, садовод, садик, рассада, садовый). | «Скажи наоборот» – цель: подбор слов-антонимов (одевать-раздевать, подниматься-спускаться, грустить-радоваться, приходить-уходить) | |
2 неделя «Этот загадочный космос» | «Скажи наоборот» – цель: подбор слов-антонимов (одевать-раздевать, подниматься-спускаться, грустить-радоваться, приходить-уходить) | «Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, - ое, -ый, -ий… | |
3 неделя «Наша страна» | «Где это видано, где это слыхано… » – цель: подбор однородных дополнений по теме. | «Скажи наоборот» – слова-антонимы (чистый – грязный, храбрый – трусливый, добрый – злой, весело-грустно, далеко-близко) . | |
4 неделя «Мой город» | «Скажи по-другому» - цель: упражнять в подборе синонимов (директор, начальник, босс) . | «Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков». | |
Май 1неделя «День победы – праздник всей страны» | «Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков» (по лексическим темам). | «Что мы делали, творили и все вместе говорили» – цель: практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела). | |
2 неделя «Путешествие в мир насекомых» | «Кто или что? » или «Он живой – он неживой» – цель: практическое усвоение категории одушевленности и неодушевленности. «Назови словечко» или «Подбери словечко» – упражнять в подборе слов-предметов (в зависимости от лексической темы | «Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, - ое, -ый, -ий… | |
3 неделя «Путешествие в мир цветов» | «Прекрасное деревце» или «Эта дружная семья» – цель: практическое усвоение однокоренных слов (сад, садовник, садовод, садик, рассада, садовый) | «Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков» | |
4 неделя Диагностика |
Оценка деятельности:
В результате планомерной и систематической работы с ребенком, имеющим недостаточно развитый для данного возраста словарный запас,
• Активизируется предметный, качественный и глагольный словарь воспитанника;
• Закрепляются обобщающие понятия;
• Словарь обогащается синонимами, антонимами, достаточным для данного возраста количеством глаголов, прилагательных, наречий, предлогов;
Предполагаемый результат:
- к концу обучения воспитанник имеет определенный словарный запас:
знает и использует в повседневной речи
• существительные, обозначающие профессии - каменщик, маляр, плотник, тракторист, комбайнер, доярка, животновод, закройщик, швея ;
• названия техники - экскаватор, подъемный кран, трактор, комбайн, снегоочистительная машина, картофелечистка, электро-мясорубка, овощерезка, пылесос и др;
• прилагательные, обозначающие признаки предметов - светлый, красный, темный, сладкий, кислый, горький, прочный, крепкий, звонкий, веселый и др;
• наречия, характеризующие отношение людей к труду - старательно, слаженно, умело, бережно, глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей;
• быстро находит, подбирает наиболее точное слово, употребляет в речи обобщающие слова, синонимы и антонимы;
• внимательно слушает на занятиях педагога, действует по предложенному плану, самостоятельно выполняет поставленную задачу;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...