Индивидуальный образовательный маршрут
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Дойникова Марина Альбертовна

Пояснительная записка

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Одним из показателей готовности ребенка к обучению является его речь.

Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.

Возраст до 7 лет – самое благоприятное время для развития речи дошкольников. К сожалению, всегда занятые родители мало уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому, к 7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т.д.

Данный индивидуальный образовательный маршрут рассчитан на расширение словарного запаса и активизацию речи воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marsh_doynikova_m._a.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад№1"Улыбка" компенсирующего вида

                                                                              Утверждаю____________

                                                                              Заведующий МБДОУ д\с№1

                                                                              Роженькова К.Д.

                                                                              "_____"___________2015г.

Индивидуально-образовательный маршрут на тему:

"Расширение словарного запаса и активизация речи при подготовке к обучению в школе"

Выполнила воспитатель:

Дойнкова М. А.

г. Благовещенск 2015г.

Пояснительная записка 

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Одним из показателей готовности ребенка к обучению является его речь.

Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.

Возраст до 7 лет – самое благоприятное время для развития речи дошкольников. К сожалению, всегда занятые родители мало уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому, к 7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т.д.

Данный индивидуальный образовательный маршрут рассчитан на расширение словарного запаса и активизацию речи воспитанников.

Проблема:

Недостаточно развитый, в соответствии с возрастными требованиями, словарный запас воспитанника.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Расширение словарного запаса в соответствии с возрастными особенностями по средствам использования специально подобранных дидактических игр и речевых упражнений.

Задачи:

- актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;

- закреплять обобщающие понятия;

- закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;

- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;

Периодичность занятий: 2 раза в неделю

Длительность: 15 минут

Структура индивидуального занятия:

1. Организационный момент

2. Сюрпризный момент: мотивация к занятию

3. Основная работа:

- артикуляционная и пальчиковая гимнастика;

- речевые упражнения;

- словесная игра;

- дидактическая настольно-печатная игра.

4. Итог занятия: анализ занятия ребенком, минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.

Используемые на занятиях игры и упражнения        

1. На расширение предметного словаря (словаря существительных):

• «Я знаю пять названий… » – цель: уточнение обобщающих понятий, подбор однородных дополнений (например: «Я знаю 5 названий видов транспорта: автобус, трамвай, самолет, автомобиль, мотоцикл»)

• «Где это видано, где это слыхано… » – цель: подбор однородных дополнений по теме календарно-тематического планирования.

• «Кто или что? » или «Он живой – он неживой» – цель: практическое усвоение категории одушевленности и неодушевленности. «Назови словечко» или «Подбери словечко» – упражнять в подборе слов-предметов (в зависимости от лексической темы)

• «Волшебные дружочки – частицы» – цель: практическое усвоение навыка словообразования с помощью суффиксов (-щик, -ник, -ница) : каменщик, печник, учительница, летчик.

• «Эти сложные слова» – цель: практическое усвоение навыка образования сложных слов путем словосложения (самолет, самовар, снегопад, листопад) .

• «Прекрасное деревце» или «Эта дружная семья» – цель: практическое усвоение однокоренных слов (сад, садовник, садовод, садик, рассада, садовый) .

• «Скажи по-другому» - цель: упражнять в подборе синонимов (директор, начальник, босс) .

2. На расширение глагольного словаря:

• «Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов (в зависимости от лексической темы).

• «Вчера, сегодня, завтра» – цель: упражнять в подборе временных форм глаголов (жили, живут, будут жить) .«Кто кем был раньше? А кто кем будет потом? » (Девочка была ребенком.  Девочка будет девушкой, женщиной, бабушкой).

• «Что мы делали, творили и все вместе говорили» – цель: практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела) .

• «Скажи наоборот» – цель: подбор слов-антонимов (одевать-раздевать, подниматься-спускаться, грустить-радоваться, приходить-уходить)

3. На расширение словаря прилагательных и наречий:

• «Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков» (по лексическим темам) .

• «Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, - ое, -ый, -ий…

• «Скажи наоборот» – слова-антонимы (чистый – грязный, храбрый – трусливый, добрый – злой, весело-грустно, далеко-близко) .

• «Скажи ласково» - цель: упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных прилагательных (девочка, девчушка, девчоночка, девчонка)

Предлагаемые игры и упражнения, направленные на расширение словарного запаса воспитанника, легко и гармонично вписываются в перспективно – тематическое планирование по лексическим темам.

Календарно – тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тема недели

На расширение предметного словаря (словаря существительных)

На расширение глагольного словаря

На расширение словаря прилагательных и наречий

Декабрь

1 неделя

«Такая разная посуда»

«Где это видано, где это слыхано… » – цель: подбор однородных дополнений по теме.

«Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов

2 неделя

«Посмотри, как хорош, дом, в котором ты живешь»

«Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов.

«Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, - ое, -ый, -ий…

3 неделя

«Пришла волшебница зима»

«Волшебные дружочки – частицы» – цель: практическое усвоение навыка словообразования с помощью суффиксов (-щик, -ник, -ница) : каменщик, печник, учительница, летчик.

 «Вчера, сегодня, завтра» – цель: упражнять в подборе временных форм глаголов (жили, живут, будут жить).«Кто кем был раньше? А кто кем будет потом? » (Девочка была ребенком.  Девочка будет девушкой, женщиной, бабушкой).

4 неделя

«Новый год у ворот»

«Я знаю пять названий… » – цель: уточнение обобщающих понятий, подбор однородных дополнений (например: «Я знаю 5 названий видов транспорта: автобус, трамвай, самолет, автомобиль, мотоцикл»)

«Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, - ое, -ый, -ий…

Январь

3 неделя

«Зимующие птицы»

«Эти сложные слова» – цель: практическое усвоение навыка образования сложных слов путем словосложения (самолет, самовар, снегопад, листопад).

«Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов

4 неделя

«Семья»

 «Где это видано, где это слыхано… » – цель: подбор однородных дополнений по теме.

«Вчера, сегодня, завтра» – цель: упражнять в подборе временных форм глаголов (жили, живут, будут жить).«Кто кем был раньше? А кто кем будет потом? » (Девочка была ребенком.  Девочка будет девушкой, женщиной, бабушкой).

Февраль

1 неделя

«Инструменты, орудия труда»

«Скажи по-другому» - цель: упражнять в подборе синонимов (директор, начальник, босс).

«Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов.

2 неделя

«Путешествие в подводное царство»

«Кто или что? » или «Он живой – он неживой» – цель: практическое усвоение категории одушевленности и неодушевленности. «Назови словечко» или «Подбери словечко» – упражнять в подборе слов-предметов.

«Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, - ое, -ый, -ий…

3 неделя

«Неделя воинской славы»

«Где это видано, где это слыхано… » – цель: подбор однородных дополнений по теме.

«Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов

4 неделя «Транспорт»

«Я знаю пять названий… » – цель: уточнение обобщающих понятий, подбор однородных дополнений (например: «Я знаю 5 названий видов транспорта: автобус, трамвай, самолет, автомобиль, мотоцикл»

«Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков» (по лексическим темам).

Март

1 неделя

«Мамин праздник»

«Я знаю пять названий… » – цель: уточнение обобщающих понятий, подбор однородных дополнений (например: «Я знаю 5 названий видов …)

 «Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков»

2 неделя

«Весна идет, весне дорогу»

«Скажи наоборот» – цель: подбор слов-антонимов (одевать-раздевать, подниматься-спускаться, грустить-радоваться, приходить-уходить)

«Скажи ласково» - цель: упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных прилагательных (девочка, девчушка, девчоночка, девчонка)

3 неделя

«Перелетные птицы»

«Что мы делали, творили и все вместе говорили» – цель: практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела).

«Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков»

4 неделя

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

«Волшебные дружочки – частицы» – цель: практическое усвоение навыка словообразования с помощью суффиксов (-щик, -ник, -ница) : каменщик, печник, учительница, летчик.

«Что мы делали, творили и все вместе говорили» – цель: практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела).

Апрель

1 неделя

«Скоро в школу мы пойдем»

«Прекрасное деревце» или «Эта дружная семья» – цель: практическое усвоение однокоренных слов (сад, садовник, садовод, садик, рассада, садовый).

«Скажи наоборот» – цель: подбор слов-антонимов (одевать-раздевать, подниматься-спускаться, грустить-радоваться, приходить-уходить)

2 неделя

«Этот загадочный космос»

 «Скажи наоборот» – цель: подбор слов-антонимов (одевать-раздевать, подниматься-спускаться, грустить-радоваться, приходить-уходить)

«Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, - ое, -ый, -ий…

3 неделя

«Наша страна»

«Где это видано, где это слыхано… » – цель: подбор однородных дополнений по теме.

«Скажи наоборот» – слова-антонимы (чистый – грязный, храбрый – трусливый, добрый – злой, весело-грустно, далеко-близко) .

4 неделя

«Мой город»

«Скажи по-другому» - цель: упражнять в подборе синонимов (директор, начальник, босс) .

«Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков».

Май

1неделя

«День победы – праздник всей страны»

«Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков» (по лексическим темам).

«Что мы делали, творили и все вместе говорили» – цель: практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела).

2 неделя «Путешествие в мир насекомых»

«Кто или что? » или «Он живой – он неживой» – цель: практическое усвоение категории одушевленности и неодушевленности. «Назови словечко» или «Подбери словечко» – упражнять в подборе слов-предметов (в зависимости от лексической темы

«Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, - ое, -ый, -ий…

3 неделя

«Путешествие в мир цветов»

«Прекрасное деревце» или «Эта дружная семья» – цель: практическое усвоение однокоренных слов (сад, садовник, садовод, садик, рассада, садовый)

«Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков»

4 неделя

Диагностика

Оценка деятельности:

В результате планомерной и систематической работы с ребенком, имеющим недостаточно развитый для данного возраста словарный запас,

• Активизируется предметный, качественный и глагольный словарь воспитанника;

• Закрепляются обобщающие понятия;

• Словарь обогащается синонимами, антонимами, достаточным для данного возраста количеством глаголов, прилагательных, наречий, предлогов;

Предполагаемый результат:

- к концу обучения воспитанник имеет определенный словарный запас:

знает и использует в повседневной речи

• существительные, обозначающие профессии - каменщик, маляр, плотник, тракторист, комбайнер, доярка, животновод, закройщик, швея ;

• названия техники - экскаватор, подъемный кран, трактор, комбайн, снегоочистительная машина, картофелечистка, электро-мясорубка, овощерезка, пылесос и др;

• прилагательные, обозначающие признаки предметов - светлый, красный, темный, сладкий, кислый, горький, прочный, крепкий, звонкий, веселый и др;

• наречия, характеризующие отношение людей к труду - старательно, слаженно, умело, бережно, глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей;

• быстро находит, подбирает наиболее точное слово, употребляет в речи обобщающие слова, синонимы и антонимы;

• внимательно слушает на занятиях педагога, действует по предложенному плану, самостоятельно выполняет поставленную задачу;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...