Педагогический проект "Динозавры"
проект (старшая группа) на тему

Таюнда Татьяна Моризовна
Развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и сферы: мышления, внимания, памяти, воображения; и получение информации об истории развития животного мира планеты, о науке - палеонтология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dinozavry.docx205.54 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Динозавры»

                                                                                                                   

C:\Users\admin\Downloads\602724.jpg

                                                                                                                   

Воспитатели:

Таюнда Т. М.

                                                                                                                                                    Лымарева Н.В.

           

                                           

                                                                       

Вид проекта: информацнонно-исследовательский.

Тема: «Что мы знаем о динозаврах. Что было бы,

                    если динозавры жили в наше время?»

      Цель: Развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и сферы        

                 мышления, внимания, памяти, воображения  и получение информации об                            

                 истории развития животного мира планеты, о науке - палеонтология.   

Задачи:

- Развитие у детей потребности в знаниях о доисторических животных, особенностях жизни, питания, строения тела и видах динозавров.

- Формирование осознанного использования опыта других и своего собственного в процессе изучения и анализа  выбранной темы.

- Формирование у детей познавательных умений:                  

  • сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на установления причинно-следственных связей;  
  • наблюдать;
  • отражать картину доисторического мира в творческой деятельности и т.д.

- Получение, углубление и систематизация представлений о динозаврах, условиях их жизни и причинах исчезновения.

 Проблема: заключается в том, что динозавры очень опасные рептилии, но хотя они  вымерли много миллионов лет назад, и причины могут быть разными, но предки динозавров живут рядом с нами, а какие именно мы выясним в ходе исследования.

Гипотеза: динозавры очень опасные существа и места человеку в мире динозавров нет.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы, изучение данной темы.

Участниками проекта  являются дети, педагоги и родители.

Организация проекта включает в себя три основных этапа:

Этап I :Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы. Проблема исследования была выявлена в процессе рассматривания энциклопедии «Животные нашей планеты», детьми задавалось большое количество вопросов, в связи с чем, стало понятно, что тема доисторических обитателей планеты детьми изучена плохо и вызывает интерес.    

На этом  этапе нами были определены и поставлены  задачи:

  • Собрать: коллекцию иллюстраций;
  • Составить: альбом (сборник) рассказов, загадок, стихов;
  • Организовать: выставка рисунков, аппликаций и поделок детей по теме проекта;
  • Придумать и сделать совместно с педагогами, родителями и детьми игры и пособия.

Этап II: Организация исследования в рамках проекта.     

 На этом этапе предполагается организация двух основных видов познавательной деятельности детей.

1.Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований.

В рамках этого вида деятельности нами было запланировано:

  •  чтение книг, работу со справочной литературой (на познавательных занятиях и в совместной познавательной деятельности с воспитателем и родителями);
  • подбор и систематизацию картинок,  стихотворений, рисунков, прослушивание  записей криков динозавров.
  • познавательные беседы.
  •  познавательные занятия.
  • Просмотр познавательных фильмов и  мультфильмов

2.Для развития познавательной и творческой  деятельности детей  нами были подготовлены:

  •  организована  викторина;
  •  художественная деятельность;
  •  самостоятельное  рассматривание различного материала по теме.

Этап III: Заключительный.                                                                                                                                                    Презентация (защита) результатов исследовательской деятельности детей;                                                                                                                                                                                      По окончанию изучения данной темы была подготовлены:  выставки (коллекций, рисунков, поделок);                                                                                                                                                                Родители подготовили доклады.

Приложение:

История динозавров. Первые наземные позвоночные животные - древние пресмыкающиеся или древние ящеры - появились свыше 300 миллионов лет назад. В отличие от земноводных, они откладывали яйца не в воде, а на суше. Твердая скорлупа защищала крупное яйцо с большим желтком от высыхания. Из яйца появлялась уже не личинка (головастик), а вполне оформившееся маленькое животное. Эти первые наземные животные размером с ящерицу и были предками всех пресмыкающихся. Мы живем в эпоху, когда на планете процветают покрытые шерстью и выкармливающие своих детенышей молоком млекопитающие, или звери. Одетых в роговую чешую рептилий гораздо меньше, чем зверей. Но миллионы лет назад все было наоборот. На всей планете царили рептилии. В воде жили морские ящеры и крокодилы, в воздухе парили летающие ящеры, а на суше обитали огромные причудливые рептилии - динозавры, что в переводе значит - ужасные ящеры. Неуклюже передвигались на четырех лапах тяжеловесные динозавры, другие ужасные ящеры перешли к бегу на двух задних лапах. Мелкие динозавры зарывались в почву, лазали по деревьям. Этот период в истории Земли называется мезозойской эрой. Динозавры относятся к пресмыкающимся, или рептилиям. Само  название «пресмыкающиеся» происходит от особенности передвижения животных. Они ползают на полусогнутых лапах, прижимаясь к земле - пресмыкаются. Самым явным отличием динозавров от других рептилий является расположение их конечностей. Они находятся прямо под туловищем динозавра, примерно так же, как у млекопитающих. Ученые, находившие ископаемые останки динозавра, давали ему название. Иногда имя связано с особенностями его внешнего облика или строения, иногда - с предполагаемым образом жизни или поведением. Некоторым динозаврам давали «имя»по названию места, где они были впервые найдены:                                                                                                                 

  1. Тираннозавр – «ящер-тиран».   
  2. Овираптор – «похититель яиц». 
  3. Трицератопс – «трёхрогая морда».    
  4. Брахиозавр – «плечистый ящер». 
  5. Альбертозавр – «ящер из канадской провинции Альберта».    
  6. Пситтакозавр – «ящер – попугай».     
  7. Мегалозавр – «гигантский ящер».    
  8. Эвоплоцефал – «хорошо защищенная голова».    
  9. Сейсмозавры – «сотрясающие землю».

Загадки динозавров: динозавры могли погибнуть из-за патологического образования слишком толстой скорлупы, которую развивавшиеся в яйцах «дети» не могли прорвать. В зависимости от своего размера, динозавры жили от 1 до 300 лет.  Как размножались динозавры. Ученые полагают, что динозавры, подобно большинству ныне живущих рептилий, откладывали яйца. Впервые окаменевшие остатки яиц динозавров были найдены еще в прошлом столетии на юге Франции, но по ним нельзя было определить ни их размеров, ни принадлежности. Первые кладки яиц были обнаружены в 1923 г. в пустыне Гоби. Причем это были яйца не одного, а разных видов динозавров. Но и на юге Франции, где они были обнаружены впервые, дальнейшие раскопки тоже оказались весьма плодотворными. Здесь было найдено несколько сотен яиц, погребенных во время наводнения под слоем песка и ила примерно 70 миллионов лет назад. Среди них удалось выявить десять различных типов яиц.  Самые крупные были круглой формы, длиной 24 сантиметра и емкостью от трех до трех с половиной литров  В одном частично сохранившемся гнезде, шириной один метр и глубиной 0,70 метра, находилось двенадцать таких яиц. Возможно, они принадлежали гигантскому динозавру гипселозавру. Позже подобные находки были сделаны в Центральной Азии и на севере Южной Америки. В пустыне Гоби в Монголии были обнаружены кладки протоцератопсов, в каждой из них содержалось до 30 яиц.  Иногда находят скелеты новорожденных динозаврят и даже скелеты эмбрионов динозавров. Заботились ли динозавры о своих детях? Мы слишком мало знаем о динозаврах, чтобы дать ответ на вопрос: «Заботились ли динозавры о своих детях?» Правда, один из динозавров назван «майазавр», что означает – «ящер - хорошая мама». Дело в том, что были найдены гнезда динозавров, в которых оказались ископаемые останки детенышей и кусочки яичной скорлупы. Исследование зубов малышей показало, что они питались твердой пищей, можно предположить, что их кормили родители.  Сообщения о самых удивительных находках гнезд динозавров начали поступать в 1978 г. из американского штата Монтана. Здесь сохранилась целая колония - более десятка гнезд утконосых динозавров. Каждое гнездовое углубление достигало двух метров в ширину и одного в глубину. В одном из гнезд была лишь раздавленная скорлупа яиц, в другом - молодые животные длиной от полуметра до двух метров.  В момент появления из яйца длиной около 20 сантиметров молодое животное могло быть не длиннее 30-35 сантиметров. Значит, детеныши довольно долгое время находились в гнезде (они-то и раздавили скорлупу) под защитой матери, которая их кормила.   Самки весили минимум две тонны и едва ли могли высиживать яйца.  Вероятнее всего, растительный материал, шедший на постройку гнезда, при гниении выделял тепло, достаточное для развития зародыша в яйце. Рядом находилось место гнездования газелевых динозавров, которое, по-видимому, использовалось многие годы. В десяти гнездах метровой длины находилось 24 продолговатых яйца. Но вылупившиеся детеныши газелевых динозавров не оставались в гнезде, а сразу же покидали его и собирались поблизости в группы молодняка.  Таким образом, у динозавров наблюдалось птенцовое и выводковое поведение молодых животных, о которых самки заботились по-разному.  Ящерицы — Латимерия немногочисленны. Несмотря на старания всех местных рыбаков, добывающих рыбу с глубины нескольких сот метров, поймано за 23 года (с 1952 по 1975г.) лишь около 80 рыб. Длина рыб была от 42,5 до 180см. Взрослые латимерии, или целаканты, имели массу до 95 кг. Окраска живой рыбы темная, серо-синяя, с неправильной формы светлыми пятнами на боках. Тело толстое, с мощным сжатым с боков хвостом.  Интересно и своеобразно строение латимерии. У латимерии нет позвонков. Ось скелета образована толстым упругим стержнем - нотохордом, состоящим из заключающего полужидкое вещество прочного цилиндрического чехла из эластических волокон. Спинной мозг заключен в перепончатый канал, стенки которого укреплены хрящевыми или костными дугами. Каждая дуга завершается сверху невральным шипом (отростком), состоящим из тонкого костного цилиндра и хрящевого стержня. Так как хрящ часто не сохраняется в ископаемых остатках, невральные шипы в них выглядят полыми, в соответствии с чем палеонтологи и назвали эту группу целакантами (полошипые). Череп латимерии, как и у ископаемых целакантов, подразделен на две части: рыльную, впереди переднего конца нотохорда, и собственно черепную, или мозговую, опирающуюся на переднюю часть нотохорда. Головной мозг полностью расположен над передней частью нотохорда. Он очень мал: его масса всего 3 г у рыбы массой 40 кг. Плавательный пузырь, крупный у некоторых ископаемых целакантов и служащий легким у двоякодышащих рыб, у латимерии сократился до небольшой трубки длиной 5-8см, которая продолжается до конца брюшной полости в виде тяжа, окруженного толстым слоем жира, как это характерно для многих глубоководных рыб.Подобно легким наземных животных и двоякодышащих рыб он отходит у латимерии с брюшной стороны кишечника. Строение глаза латимерии свидетельствует о приспособлении к жизни в темноте: глаза светящиеся, сетчатка содержит много палочковидных клеток и ничтожное количество колбочек. Сердце у латимерии устроено очень примитивно - в виде изогнутой трубки, не преобразованной в мускулистый компактный насос современных рыб. Оно снабжено артериальным конусом, являющимся древней чертой строения. В кишечнике сильно развит спиральный клапан, очень древнее приспособление для замедления прохождения пищи.

 Дети задавали вопросы и мы на них пытались ответить:        

  1. Вопрос: Кто такие динозавры?

Динозаврами называют одну из групп древних рептилий. Динозавры «ужасные ящеры» относятся к классу рептилии, подклассу архозавры. Выделяют четыре отряда архозавров: ящеротазовые динозавры, птицетазовые динозавры, птерозавры (летающие ящеры) и крокодилы. Самым явным отличием динозавров от других рептилий является расположение их конечностей. Они находятся прямо под туловищем динозавра, примерно так же, как у млекопитающих. Важно помнить и о том, что динозавры - это сухопутные животные. Слово «динозавр», означающее «ужасный ящер» было введено английским зоологом Ричардом Оуэном в 1842 году.

2.Вопрос: Как размножались динозавры?

 Ученые полагают, что динозавры, подобно большинству ныне живущих рептилий, откладывали    яйца.  Впервые окаменевшие яйца динозавров были найдены на юге Европы, позже подобные находки были сделаны в Восточной Африке, Центральной Азии и на севере Южной Америки. Интересно, что размеры их были совсем не велики, длина яиц не превышала 20 сантиметров. В пустыне Гоби в Монголии были обнаружены кладки протоцератопсов, в каждой из них содержалось до 30 яиц. Иногда находят скелеты новорожденных динозаврят и даже скелеты эмбрионов динозавров.

  1. Вопрос: Кто жил в одно время вместе с динозаврами?

 Современники динозавров: черепахи, бесхвостые амфибии, ихтиорнисы, крокодилы, рамфоринхи, птеранодоны, археоптерикс, ихтиозавры.  Самые древние млекопитающие появились на Земле в одно время с динозаврами и около 140 миллионов лет находились в их «тени».

3.Вопрос: Каковы были размеры динозавров?

 Все динозавры были большими животными. Среди динозавров были как настоящие гиганты, так и совсем небольшие животные. Название «динозавры» - «ужасные ящеры» обманчиво, так как предполагает, что все эти рептилии были огромными и свирепыми хищниками. На самом же деле среди них были и гиганты величиной с четырехэтажный дом (до 30 метров в длину и весом в 50 тонн), и стройные грациозные животные размером не больше петуха. Растительноядные зауроподы были самыми крупными сухопутными животными когда-либо обитавшими на нашей планете. Брахиозавр - один из самых массивных динозавров: длина его достигала 25 метров, высота - 13 метров, длина плечевой кости - более 2 метров, весил этот гигант около 80 тонн! Компсогнат - самый мелкий динозавр, длина его не превышала 70 сантиметров, причем большая часть приходилась на очень длинный хвост. Несмотря на столь малый размер, компсогнат был весьма ловким и проворным хищником.

5.Вопрос: Откуда мы знаем, как выглядели динозавры?

 Анализ строения скелета динозавров позволил восстановить их внешний облик. Вторая половина прошлого столетия была ознаменована «динозавровой лихорадкой». Были найдены и описаны ископаемые остатки десятков видов динозавров. Находили не только кости, но и «следы»- отпечатки ног древних ящеров, кладки яиц динозавров и отпечатки их кожи. Путь от находки ископаемых останков динозавра до воссоздания его внешнего облика длинен и очень непрост. Тщательный анализ палеонтологических находок позволяет предположить, как выглядели древние ящеры, как они передвигались, питались, размножались, взаимодействовали друг с другом.

6. Вопрос: Как динозавры оборонялись от хищников?

 Одних динозавров защищали огромные размеры, других — рога, гребни, костные булавы на хвосте.  Почти все растительноядные динозавры имели внушительные размеры, многие из них были весьма причудливо украшены. Костные воротники, гребни, рога, массивные булавы на конце хвоста - таков далеко не полный перечень таких «украшений». Но это не излишества, а броня, а иногда и грозное оружие, помогавшее защищаться от хищников. Трицератопс, вооруженный длинными рогами, мог использовать их для защиты от нападения, мог он спастись от врагов и бегством, развивая скорость до 50 километров в час. Анкилозавры (панцирные динозавры) были покрыты массивным панцирем. У некоторых из них костные пластины покрывали не только спину и бока, но даже веки, закрывавшие глаза подобно тому, как металлические жалюзи закрывают витрины магазинов. Только очень крупный хищник мог расправиться с анкилозавром, да и то в том случае, если удавалось опрокинуть его на спину, потому, что брюхо у него не было защищено. У некоторых панцирных динозавров имелось и такое грозное орудие обороны, как булава на конце хвоста. Камптозавры и игуанодоны жили и кочевали большими группами, это помогало им более эффективно защищаться от хищников.

 7.Вопрос: Как передвигались динозавры?

 Разные динозавры передвигались с разной скоростью. Одни динозавры передвигались на двух ногах, другие - на четырех, одни бегали не хуже страусов, другие шествовали медленно и чинно. Установить, с какой скоростью передвигались динозавры, можно исследуя их строение, а также изучая сохранившиеся следы древних ящеров. Вероятно, самыми быстрыми динозаврами, когда-либо жившими на Земле, были «страусоподобные» орнитомимиды. Анализ их строения позволяет предположить, что при беге они могли развивать скорость до 80 километров в час. Трицератопс мог бегать со скоростью 50 километров в час, а 70-тонный брахиозавр, скорее всего, передвигался медленным размеренным шагом со скоростью равной скорости ходьбы человека, около пяти километров в час.

8. Вопрос: Заботились ли динозавры о своих детях?

Мы так мало знаем о динозаврах, что не можем ответить на этот вопрос. Правда, один из динозавров назван «майазавр», что означает – «ящер - хорошая мама».  Дело в том, что были найдены гнезда динозавров, в которых оказались ископаемые остатки детенышей и кусочки яичной скорлупы. Исследование зубов малышей показало, что они питались твердой пищей, можно предположить, что их кормили родители.

9.Вопрос: Чем питались динозавры?

 Одни динозавры  питались растениями, другие предпочитали мясо. Большинство динозавров были растительноядными. Наиболее заметными среди них были характерные для юрского периода гигантские зауроподы « ящероногие». Это были «жирафы» мира динозавров, питались они, поедая листья с вершин деревьев. Одними из самых необычных травоядных динозавров были утконосые динозавры –« гадрозавры», конец их морды « украшал» клюв, очень похожий на утиный. Во рту гадрозавров умещалось около двух тысяч зубов, которые перетирали растительную пищу. Травоядными были также рогатые динозавры, стегозавры, анкилозавры, пахицефалозавры и многие другие динозавры. Хищные динозавры были «вооружены» острыми когтями и зубами. Самыми огромными сухопутными хищниками всех времен были тиранозавры (ящеры-тираны), обитавшие на территории Северной Америки. В Центральной Азии найдены ископаемые остатки очень похожих на них ящеров - тарбозавров, их название переводится как ящер-разбойник. Высота этого хищника достигала 5,5 метров (с двухэтажный дом), длина - 15 метров, острые зазубренные по краям зубы достигали двадцатисантиметровой длины. Этот динозавр передвигался на массивных задних конечностях, передние же были настолько малы, что их назначение остается неясным. Предполагают, что он был грозным хищником и мог охотиться на крупных динозавров, возможно, он не брезговал и падалью. Более мелкие динозавры, такие как велоцирапторы были весьма проворными и ловкими охотниками. Возможно, они группами охотились на довольно крупных растительноядных динозавров. 90 миллионов лет прошло с тех пор, как жили на Земле эти динозавры, но палеонтологическая летопись сохранила драматический эпизод: найдены скелеты велоцираптора и протоцератопса, сцепившихся в смертельной схватке.

C:\Users\admin\Downloads\samiy-bolshoy-dinozavr-2-m.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...