ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ОПЫТЫ
материал по окружающему миру по теме

Экспериментальная деятельность. Опыты в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыты в подготовительной группе800.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Ярмарка. Сад - огород»

  • «Овощи и фрукты как косметика»

Цели.  Показать детям использование фруктов и овощей для приготовления косметических средств.

Материалы и оборудование. Свекла, огурец, яблоко, персиковый крем, огуречная маска, шампунь с фруктовым запахом, терка, нож, бумажные салфетки, зеркало.

Ход. Педагог и дети рассматривают косметические средства и продукты,  сравнивают их по запаху и обнаруживают сходство. Далее педагог предлагает всем вместе сделать маску из огурца или яблока, натерев их на терке, и положив на лицо. Сняв огуречную маску бумажными салфетками, дети и педагог рассказывают о том, как изменился цвет лица.

Результат. При использовании свеклы лицо окрашивается в красный цвет в  месте, где его натирали овощем. После огуречной (яблочной) маски лицо приобретает первоначальный цвет (очищается), кожа становиться нежной и мягкой.

Вывод. Взрослые, зная  о пользе фруктов и овощей для кожи, придумали использовать это при изготовлении косметических средств (кремов, масок). После употребления этих средств кожа становится мягкой и бархатистой, приобретает желаемый цвет. Так взрослые люди ухаживают за своей кожей.  

Тема недели: «Откуда хлеб пришел?»

  • «Заплесневелый хлеб»                    

Цели. Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

Материалы и оборудование. Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетки, лупа, алгоритм опыта.

Ход. Педагог говорит о том, что хлеб может портиться: на нем начинают расти мельчайшие организмы – плесневелые грибки.  Все разные вместе составляют алгоритм опыта, помещают хлеб в разные условия: в теплое темное место, полиэтиленовый пакет; в холодное место; в теплое сухое место, без полиэтиленового пакета. Наблюдения проводятся в течение нескольких дней: дети рассматривают результаты через лупу, зарисовывают. Дети рассказывают, как люди сохраняют продукты из хлеба дома (хранят в холодильнике, сушат из хлева сухари).http://www.cliparthut.com/clip-arts/679/bread-basket-clip-art-679722.jpg

Результат. Во влажных теплых условиях появилась плесень, в сухих или холодных условиях плесени нет.

Вывод. Для роста плесени необходимы влажность и тепло. Плесень, как и все грибы, растет и развивается в теплых и влажных условиях. Для того чтобы хлеб не плесневел, необходимо хранить его в сухом прохладном месте.

                                                                                                 

Тема недели: «Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы»

  • «Мир ткани»

Цели. Учить детей, называть ткани, сравнивать ткани по их свойствам, понимать, что эти характеристики обуславливают способ использование ткани.

Материалы и оборудование. Образцы тканей (ситца, сатина, шерсти, капрона, драпа, трикотажа).  Емкости с водой, ножницы, алгоритм последовательности действий.

Ход. Дети рассматривают предлагаемые виды ткани, отмечают наиболее яркие их различия (свет, структуру поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму; последовательность действий: смять ткань и сравнить степень сминаемости; разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами; попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия. Опустить в емкости с водой и определить скорость впитывания влаги. Дети и педагог обсуждают использование разных тканей в зависимости от их свойств.http://www.redepersonaltraining.com.au/wp-content/uploads/2015/05/paper-towel.jpg

Результат. Различные ткани по-разному проявляют свои свойства в опытах.

Вывод. Все ткани имеют не только сходства, но и различия в свойствах. Поэтому человек использует материал в зависимости от его свойств и качеств.

                                                                                               

Тема недели: «Грибы. Ягоды»

  • «Где растут грибы?»

Цели. Выявить благоприятные условия для развития и роста грибов.

Материалы и оборудование. Споры старых грибов – свинушек или шампиньонов (используются грибниц, обрезки нижних частей грибов).

Ход. Дети разбрасывают споры в разных местах: на солнце, возле деревьев, в тени. Наблюдают, где появились грибы.

Результат. Грибов выросло больше в сырых местах, в тени.

Вывод. Для лучшего роста и развития грибов необходимы сырые, тенистые места.                                                                                                        

Тема недели: «Лиственные деревья»

  • «Как листья становятся питанием для растений»                                                      

Цели. Установить зависимость факторов неживой природы от живой (польза для почвы от гниения растений).

Материалы и оборудование. Почва, опавшая листва, дождевые черви, емкость.

Ход. Осенью педагог  обращает внимание детей на опавшие листья. Выясняет, что делается с опавшими листьями в городе (их сжигают, увозят), в лесу (они превращаются в почву). Уточняет, почему в лесу много растений (в лесу почва богаче, лучше). Педагог вместе с детьми  прикапывает возле деревьев и кустарников листву. Под грядками и на клумбе поют канавки и укладывают листу, пересыпая ее слоями почвы. Дети рассуждают, что произойдет с листвой к весне (она сгниет, превратится в почву). В помещении в прозрачной емкости, делают такую же смесь из листьев и почвы, помещают туда дождевых червей. Дети наблюдают, что происходит в емкости, сравнивают полученные результаты.http://mdoy.ru/upload/dou/173/19399974.jpg

Результат. В ходе опыта дети учатся размышлять и наблюдать за взаимодействием живых  объектов с неживой природой.

Вывод. Богатство почвы зависит от перегнивших растений. В процессе перегнивания растений  важную роль играют дождевые черви. Они перегрызают и перемешивают гнилые листья с почвой.

                                                                 

Тема недели: «Дом. Мебель»

  • ««Наша группа»

Цели. Способствовать участию детей в коллективном преобразовании, проявлению устойчивого стремления преобразовывать предмет, пониманию того, что от отношения к работе зависит ее результат. Уметь соотносить расположение предметов на макете с реальными предметами в пространстве группы.

Материалы и оборудование. Коробочки разных размеров (от крема, духов, спичечные коробки и т.п.), бумага, ножницы, схема изготовления мебели, карандаши, краски, кисточка, клей – для каждого ребенка.    

Ход.  Педагог  предлагает детям сделать макет групповой комнаты и подарить его малышам, чтобы они учились ориентироваться в пространстве. Педагог раскладывает схемы изготовления мебели их коробок. Все вместе составляют план групповой комнаты для ориентации в макете, дети самостоятельно распределяют обязанности и приступают к работе. Педагог акцентирует внимание детей на том, что каждый должен выполнять свою работу хорошо, чтобы получился прекрасный результат – красиво и аккуратно изготовленный макет групповой комнаты. В ходе работы педагог  проверяет знание детьми свойств бумаги и ее разновидностей. Вместе с детьми педагог располагает на макете изготовленные предметы (мебель). В соответствии с их реальным расположением в пространстве группы.

Результат.  На макете групп дети видят, где и как расположены предметы, и сверяют их с расположением предметов в группе. С организующей помощью взрослого дети выполняют макет групповой комнаты – учатся ориентироваться в пространстве и переносить представление на макет.  

Вывод. На макете группы необходимо расставлять предметы в точном соответствии с реальными предметами. Только при этом условии можно сказать, что мы изготовили макет нашей группы. При выполнении всякой работы необходимо аккуратность и настойчивость, ведь результат общего труда зависит от старания каждого.                                                                                             

Тема недели: «Домашние животные»

  • «Свойства мокрого песка»

Цели. Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.   

Материалы и оборудование. Сухой песок и мокрый песок, 2 подноса, формочки

и совки для песка.

Ход. Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек  из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.

Вывод. Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в  мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух. 

C:\Users\Даша\Pictures\78419858186610ed64dc28177fea9fb6017e1964f41_b.jpg

Тема недели: «Перелетные  птицы»

  • «Почему говорят «Как с гуся вода?»

             

Цели. Показать детям на опыте связь  между строением и образом жизни птиц.

Материалы и оборудование. Перья куриные и гусиные, емкости с водой, жир, пипетка, растительное масло, «рыхлая» бумага, кисточка.http://previews.123rf.com/images/alexbannykh/alexbannykh0512/alexbannykh051200048/284524-Animals-048-Stock-Photo-goose-duck-animated.jpg

Ход. Дети рассматривают перья, смачивают их водой. Выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят что произошло.

Результат. Вода скатится, бумага осталась сухой.

Вывод.  У водоплавающих птиц есть специальная жировая железа. Жиром которой гуси и утки при помощи  клюва смазывают перья. Вода с жирных перьев скатывается, и перья гусей и уток остаются сухими.                           

Тема недели: «Звери наших лесов»

  • «Могут ли животные жить в земле?»        

   

Цели. Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Материалы и оборудование. Почва, спиртовка, металлическая тарелочка, стекло или зеркало, емкость с водой.

Ход. Педагог предлагает детям выяснить, что нужно животным для жизни (воздух для дыхания, влага), есть ли в почве воздух, влага, питание. Для этого дети погружают почву в воду; нагревают почву в тарелочке над спиртовкой, держа над почвой охлажденное стекло.

Результат. С помощью педагога формируют вывод. На поверхности воды при погружении  нее почвы наблюдалось выделение пузырьков воздуха. На стекле появились капельки воды. При нагревании почвы по запаху можно определить наличие в ней органических остатков.

Вывод. Животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, питание, вода.                                                                      

Тема недели: «Осень» (обобщение)

  • «Почему дует ветер?»                    

Цели. Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей  о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

         Материалы и оборудование.  Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча.

         Ход. Дедушка Знай, к которому в лабораторию пришли дети, предлагает им послушать загадку и, отгадав ее, узнать, о чем он сегодня будет рассказывать.

                              Летит без крыльев и поет,

                                 Прохожих задирает. 

                                Одним прохода не дает,

                               Других он подгоняет.        (Ветер)

Как  вы догадались, что это ветер? Что такое ветер? Почему он дует? Педагог показывает схему опыта.

Дед Знай. Я приготовил вам рисунок. Это небольшая подсказка для вас. Что вы видите? (Приоткрытое окно, зажженная свеча у верхней части окна и у нижней.) попробуем провести опыт.

  • Педагог зажигает свечу, подносит к верхней части фрамуги. Куда направлено пламя? (В сторону  улицы.) Что это значит?  (Теплый воздух из комнаты идет на улицу.) Подносит свечу к нижней части фрамуги. Куда направлено пламя свечи? (В сторону комнаты.) Какой поступает воздух в комнату? (Холодный.) к нам в комнату поступает холодный воздух, но мы не замерзли. Почему? (Он нагревается, в комнате тепло, работает отопление.)  правильно, через некоторое время холодный воздух нагревается в помещении, поднимается вверх. И если снова откроем фрамугу, он станет выходить  на улицу, а на его место будет поступать  холодный воздух. Именно так и возникает вере в природе. Движение воздуха создает ветер.http://nashaucheba.ru/docs/39/38541/conv_1/file1_html_8f494fe.png

Педагог показывает схему «Движения воздушных масс».

Дед Знай. Кто хочет объяснить по картинке, как это происходит? (Солнце нагревало воздух над Землей. Он стал становиться легче и поднимается вверх. Над горами воздух холоднее, тяжелее, от опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх. В остывший опускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Вот и получается ветер.)

Дед Знай. Как мы можем определить, есть ли на улице ветер? (По деревьям, с помощью вертушки, ленточки, флюгера на доме.) Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, ураган, южный, северный.)

Результат. Изготовление вертушки. Испытание вертушек на прогулке.         

                                                                                                         

Тема недели: «Почта»

  • «Все обо всем»  

         

 Цели. Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрять детей за самостоятельное  формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; развить аккуратность, взаимопомощь.

Материалы и оборудование. Стаканы, песок, вода, ложки: кукольные, чайные, столовые,  деревянные; песочные часы на 1 (3) минуты; оргстекло, кисточки, карандаши, 4 половинки яичной скорлупы; ножницы, узкий скотч, несколько банок с консервами, стеклянные банки, пустые жестяные банки из – под кофе; рабочие листы, схемы выполнения опытов.

Ход.  Дед Знай пригласил детей заглянуть в его «волшебный сундучок». Дети достают рабочие лист, схемы проведения опытов.

Дед Знай. Представляете,  что сегодня вы пришли в научную лабораторию. Вы все – ученые. Выберите, какие исследования, эксперименты вы будете проводить сегодня. Дети выбирают по желанию рабочие листы, схемы.  

 Дед Знай. Посмотрите внимательно, что вам необходимо. Не забудьте зарисовывать результаты экспериментов. Помогите друг другу. Желаю вам новых открытий!

Дети самостоятельно работают, педагог по необходимости оказывает помощь , советует, интересуется результатами.

Дед Знай. Уважаемые коллеги! Прошу всех собраться на ученый совет. Расскажите о том, чем вы сегодня занимались, какого достигли результата, что узнали нового, необычного. Все дети высказываются.

Дед Знай. Молодцы, сегодня все хорошо потрудились. Рабочий день окончен. До свидания друзья!

Рабочие листы и схемы на выбор к следующим опытам:

  1. «Сколько ложек песка в стакане?» (кукольных, чайных, столовых, деревянных).
  2. «Измерение времени делами» (Сколько за 1 (3)минуты я нарисую кругов, сделаю приседаний и прочее).
  3. Опыт на оптические (преломление) света свойства воды. «Кто сломал мою большую ложку?»
  4. Опыт на прочность «Могучая скорлупа»                                 

Тема недели: «Зима.  Зимующие птицы»

  • «Какие свойства?»    

Цели. Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Материалы и оборудование. Емкости со снегом, льдом, водой.

         Ход. Дети и педагог рассматривают воду, лед и снег, сравнивают их по весу. Смотрят, что произойдет, если соединить: как изменятся свойства воды и льда, воды и снега, снега и льда. Рассуждают, как сделать лед непрозрачным.

        Результат.  Если соединить снег, воду и лед, то снег и лед растают. При соединении воды и льда вода останется прозрачной, станет холоднее, ее объем увеличится из-за растаявшего льда. При соединении воды и снега утратит прозрачность, станет холоднее, ее объем увеличиться, снег изменит цвет. Соединенные снег и лед взаимодействовать не будут. Для того чтобы лед стал непрозрачным, его необходимо измельчить.

        Вывод. Лед, снег и ода обладают различными свойствами. Взаимодействуют они по-разному: все зависит от разницы температур между компонентами.

                                                                                                           

Тема недели: «Хвойные деревья»

  • «Посадим дерево»                            

Цели. Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.    

Материалы и оборудование. Емкость с сухим песком и глиной, палочки – для каждого ребенка.      

Ход.  Педагог  предлагает детям посадить дерево сначала в емкость  с песком, потом – в емкость с сухой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка и почему. Уточняют, где лучше держится палочка и почему.

Результат.  Палочка легко втыкается в сухой песок, но плохо в нем держится, падает. В глину палочка втыкается с трудом, но плотнее держится в ней.  

Вывод. Палочка легче втыкается  в песок, так как он рыхлый и неплотный. Держится палочка лучше в глине – она плотнее.                              

Тема недели: «Новый год»

  • «Волшебные шарики»                  

Цели. С помощью опыта установить причину возникновения статического электричества.    

 Материалы и оборудование.  Надутые воздушные шарики, кусочки ткани и бумаги.    

 Ход. Педагог обращает внимание детей на «волшебный» воздушный шаг, который «прилип» к стене. Педагог предлагает детям осторожно потянуть шарик за нить вниз, дотронуться до него рукой, рассказать об увиденных изменениях.  Педагог и дети делают «волшебным» еще один шарик: осторожно натирают его о волосы, ткань, одежду, наблюдают за результатом.      http://www.sostav.ru/articles/rus/2007/20.11/news/images/1bibigon1.jpghttp://www.mrpl.com.ua/wp-content/uploads/2015/11/14-3011.jpg

Результат. Если осторожно тянуть за веревочку воздушный шар, прилипший к стене, то он будет по-прежнему прилипать к ней. Если дотронутся до шарика рукой, он упадет, отлипнув от стены. При натирании шарика к нему начинают прилипать кусочки ткани и бумаги, другие шары, одежда, волосы.

Вывод. Когда предмет длительное время и с силой соприкасаются друг с другом, появляются малые заряды статического электричества – они притягивают предметы.   

Тема недели: «Новый год»

  •  «Волшебники»                  

Цели. С помощью опыта установить причину возникновения статического электричества.      

 Материалы и оборудование.  Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, кусочки ткани и бумаги.

Ход. Педагог предлагает детям задачу: как сделать предметы «волшебными». Чтобы они могли притягивать к себе другие предметы (потереть тканью о волосы, одежду). Предложения детей оформляются в виде алгоритма работы. Дети вместе с педагогом выполняют действия, проверяя электризацию предметов, их взаимодействие с различными материалами, делают вывод о возникновении притягивающих сил. Педагог устанавливает оргстекло на подставку, под которой лежат бумажные фигурки, и спрашивает детей, как заставить фигурки двигаться. Затем дети протирают влажной тканью стекло и смотрят, что происходит с фигурками.

Результат. При натирании стекла разными материалами фигурки прилипают к стеклу. После вытирания стекла влажной тканью фигурки упали на пол, «электричество» кончилось, оргстекло перестало притягивать.

Вывод.  при взаимодействии оргстекла с различными материалами возникает притягивающие силы – статическое электричество. При протирании влажной тканью стекла, притягивающие силы разрушаются, и предметы друг от друга отлипают.

Тема недели: «Подарки Дедушки Мороза»

  • «Соленая снежинка»                      

             

Цели. Формировать у детей  представлений об испарении воды. Формировать у детей знания о значении соли в жизни человека.  Вырастить кристаллы соли и сделать соответствующие выводы.

Тема недели: «Игрушки. Русская народная  игрушка»

  • «Ледяные игрушки»              

Цели. Реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), получение в ходе поисковой деятельности.      

 Материалы и оборудование. Вода, формы для замораживания льда, краски, нитки, алгоритм действий.    

 Ход. Педагог вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды. Затем педагог напоминает детям о зимних праздниках и предлагает украсить дерево на участке, и сам участок разноцветными ледяными игрушками. Педагог спрашивает детей, каким образом можно изготовить такие игрушки. Выслушав все предложения, вместе с детьми педагог составляет алгоритм действий: взять форму, опустить в нее сложенную вдвое  нить (это будет подвеска для игрушки).  Подкрасить воду акварелью, залить в приготовленные формочки, поставить формочки на улицу. После замораживания воды ледяные игрушки вынимают из форм и развешивают на ветках дерева.      

Результат. В результате произведенных действий получается цветные ледяные игрушки.    

Вывод. Вода растворяет краску, приобретает ее цвет. Вода замерзает при низкой температуре даже с растворенной в ней краской.                            

Тема недели: «Зимние забавы.  Зимние олимпийские игры»

  • «Ледяной дом»              

Цели. Совершенствовать умения детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. Способствовать участию детей в коллективном преобразовании, проявлению активного стремления   преобразовывать объект.

 Материалы и оборудование. Снег, вода, лопатки, ведра, свеча.

Ход. В ходе предварительной работы педагог рассказывает детям о том, в каких домах живут  люди на Севере. Предлагает построить макет (маленький) ледяного дома на участке детского сада. Для этого каждый ребенок должен сделать несколько «кирпичей» из свежего «теста» (снег и вода). Когда будет готово более 10 кирпичей, можно приступить к сооружению здания: размерить круг диаметром 0,5 м, прочертить бороздку и укладывать подготовленные кирпичи. Каждый ряд кирпичей должен содержать на 3-4 кирпича меньше, чем предыдущий ряд (для получения полусферы). Когда здание будет закончено, внутрь нужно внести зажженную свечу, чтобы подтаявшие стены дома прочно скрепились между собой. Постройку можно использовать для сюжетных игр.

Результат. Дети учатся работать со снегом, используя воду и специальные  инструменты.  

Вывод.  Из снега можно построить даже дом, используя воду и специальные инструменты. Эти строения можно использовать для игр.        

Тема недели: «Наш город.  Наша улица»

  •  «Своды и тоннели»

Цели. Показать, что песчинки могут образовывать своды и тоннели.

Материалы и оборудование.   Поднос с сухим песком, лист тонкой бумаги, карандаш,  клеевой карандаш.

Ход.  Возьмем тонкую бумагу и склеим из нее трубочку по диаметру карандаша. Оставив карандаш внутри трубочки, осторожно засыплем их песком так, чтобы конец трубочки и карандаша остались снаружи (разместим их наклонно в песке). Аккуратно вынем карандаш и спросим детей, смял ли песок бумагу без карандаша? Дети обычно считают, что да, бумага смялась, ведь песок достаточно тяжелый, и мы насыпали его много. Медленно вынимаем трубочку, она не смялась! Почему? Оказывается, песчинки образуют предохранительные своды, из них получаются тоннели. Именно поэтому многие насекомые, попавшие в сухой песок, могут там ползать и выбираются наружу целыми и невредимыми.http://images.easyfreeclipart.com/544/sand-castle-with-childs-toys-and-blue-waves-on-background-stock--544152.jpg

Вывод. Песчинки могут образовывать своды и тоннели.        

Тема недели: «Транспорт. Правила дорожного движения»

  • «Компас»

Цели.  Показать детям, что у магнита есть полюса (северный и южный). Рассказать об использовании магнита в компасе, о необходимости компаса людям.    

Материалы и оборудование.  Блюдце, стакан с водой, магнитик в форме палочки, крышка, компас.    

Ход.  Педагог  спрашивает детей о том, как путешественники находят дорогу домой и что они используют для этого, чтобы узнать, в какой стороне их дом. Предлагает детям рассмотреть компас, проверяет стрелочку компаса на притягивание железных предметов. Дети  выясняют, из чего состоит компас. Педагог предлагает детям произвести следующие действия: налить в блюдце воды, положить магнитик в крышку от банки, а крышку опустить на воду. Дети выполняют опыт и делятся наблюдениями.

Результат. Крышка вместе с магнитом плавает по воде и поворачивается так, что синим концом магнит направлен в сторону окна, выходящего на северную сторону . если повернуть крышку в сторону, она снова повернется в сторону. Синий конец магнита всегда показывает на север.                                                

Тема недели: «День защитников Отечества»

  • «Морской бой»                                

Цели. Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.      

Материалы и оборудование. Емкость с водой, листы бумаги для изготовления корабликов.      

Ход.  Педагог вместе с детьми  обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем педагог предлагает детям в морской бой, для чего сначала сделать кораблики из бумаги. Дети делятся на пары и дуют на кораблики друг друга (одновременно  или по очереди), пока чей – нибудь кораблик не перевернется. Педагог определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (нужно набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).http://www.playcast.ru/uploads/2016/03/11/17777834.png

Результат.  Кораблики переворачиваются под порывом ветра сильной струи выдыхаемого воздуха и тонут.    

Вывод. Воздух легче воды, поэтому тяжелее поднимается от порывов потока воздуха. Воздух имеет силу.                                                             

Тема недели: «Зима» (обобщение)

  • «Замерзание жидкости»

Цели. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.      

Материалы и оборудование. Емкость с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молока, сока, растительного масла; алгоритм действий.      

Ход.  Дети рассматривают жидкость, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосуда). Затем с помощью педагога, по алгоритму дети приготавливают раствор соленой воды,  заливают соленый раствор и обычную воду в формочки, ставят на длительное время в холод. Затем вносят формочки, рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие – нет.

Результат. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще.

Вывод. Одни жидкости замерзают быстрее, другие – медленнее. Чем больше плотность жидкости (чем жидкость гуще), тем ниже температура замерзания – длительное время замерзания.                                                          

Тема недели: «8 марта. Женские профессии»

  • «Солнечные зайчики»                    

Цели. Научить детей, отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».

Материалы и оборудование. Зеркала по количеству детей, источник света. Можно усложнить опыт, используя листы фольги: можно использовать для опыта и другие блестящие предметы, например, посуду. Нужно вспомнить и найти разницу между фольгой и зеркалом.  

Ход. Педагог показывает детям блики от солнца на предметах, говорит, что солнечный свет отражается от блестящих предметов и получается «зайчики». Мы тоже пустить солнечных «зайчиков» с помощью зеркала. Взрослый показывает детям, как с помощью зеркала  появляется «зайчик», предлагает пускать солнечных «зайчиков» (поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении). Учить прятать «зайчиков» (прикрыв зеркало ладошкой), поиграть в прятки и догонялки на стене. Педагог предлагает пускать «зайчиков» в помещении, где нет яркого света (например, в спальне).  Дети выясняют, почему ничего не получается (нет яркого света). http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/501582/main_501582_original.jpg

 Результат.  Дети научились пускать солнечных «зайчиков». Они поняли, что управлять «зайчиком», играть с ним трудно. Даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемешается на стене на большое расстояние.    

 Вывод. Солнечные «зайчики» - это отражение солнца от блестящей поверхности. Они появляются при ярком свете. Может пускать солнечных «зайчиков» с помощью зеркала (фольги, блестящей посуды).                          

Тема недели: «Ранняя весна»

  • «Звуки в воде»      

                           

Цели. Показать детям на  опыте особенности передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).      

 Материалы и оборудование. Большая емкость с водой, камешки, алгоритм действий.    

 Ход.  Педагог  предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми педагог  составляет алгоритм действий: бросить  камешек и слушать звук его удара о дно емкости, затем приложить ухо к емкости и бросить камень. Если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты.    

 Результат.  Во втором варианте звук был громче.    

 Вывод. Через воду звук проходит лучше, чем через воздух. Звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела.                                     

Тема недели: «Животные жарких стран»

  • «Мы делаем облако и дождь»                       

Цели. Показать, как  образуются облака и что такое дождь.

 Материалы и оборудование. Трехлитровая банка, электрический чайник для возможности кипячения воды, тонкая металлическая крышка на банку, кубики льда.    

Ход.  Наливаем в трех литровую банку кипящую воду (примерно 2,5 см). закрываем крышкой. На крышку кладем кубик льда. Теплый воздух внутри банки, поднимается вверх, станет охлаждаться.  Содержащий в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Так происходит и в природе. Крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются с земли вверх, там охлаждаются и сбиваются в облака. А откуда же берется дождь? Встречаясь вместе в облаках, капли воды прижимаются друг к другу, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают потом на землю в виде капель дождя.

Вывод. Не только ветер или неровная поверхность заставляют двигаться воду. Она может перемещаться по многим другим причинам.  

Тема недели: «Животные холодных стран»

  • «Круговорот воды в природе»      

           

Цели.   Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.    

Материалы и оборудование. Лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой Электроплитка. Холодильник (в детском саду можно договориться с кухней или медицинским кабинетом о помещении опытной кастрюльки в морозильник на некоторое время).

Ход. Опыт № 1. Принесем с улицы домой твердый лед и снег,  положим их в кастрюльку. Если оставить их на некоторое время в теплом помещении, то вскоре они растают, и получится вода. Какие были снег и лед? Снег и лед твердые, очень холодные. Какая вода? Она жидкая. Почему растаяли лед и снег и превратились в жидкую воду? Потому что они согрелись в комнате.

 Вывод. При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду

Опыт № 2. Поставим кастрюльку получившейся водой на электроплитку и вскипятим. Вода кипит, над ней поднимается пар, воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает? Она превращается в пар. Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода? Жидкая! Какая стала? Газообразная! Почему? Мы снова увеличили температуру, нагрели воду!

Вывод. При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.http://psihdocs.ru/vospitanie-gumannogo-otnosheniya-doshkolenikov-k-prirode-v-pro/2214_html_m385dd88d.jpg

Опыт № 3. Продолжаем кипятить воду, накрываем кастрюльку крышкой, кладем на крышку сверху немного льда и через несколько секунд показываем, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар? Газообразный! Какая получилась вода? Жидкая! Почему? Горячий пар, касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды.

Вывод.  При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.

Опыт № 4. Охладим немного нашу кастрюльку, а затем поставим в морозильную камеру. Что же с ней случится? Она снова превратится в лед. Какой была вода? Жидкая! Какой она стала, замерзнув в холодильнике? Твердой! Почему? Мы ее заморозили, то есть уменьшили температуру.

Вывод. При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.

Вывод.  Зимой часто идет снег, он лежит повсюду на улице. Также зимой можно увидеть лед. Что же это такое: снег и лед? Это – замерзшая вода, ее твердое состояние. Вода замерзла, потому что на улице очень холодно. Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лед и снег нагреваются и начинают таять. При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет все сильнее. При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю, как с холодной крышки кастрюльки. Что же это такое получается? Это – дождь! Дождь бывает и весной, и летом, и осенью. Но больше всего дождей все-таки осенью. Дождь льется на землю, на земле – лужи, много воды. Ночью холодно, вода замерзает. При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердый  лед. Люди говорят: «Ночью были заморозки, на улице – скользко». Время идет, и после осени снова наступает зима. Почему же вместо дождей теперь идет снег? Почему вместо жидких капелек воды на землю падают твердые снежинки? А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замерзнуть и превратиться в снег. Но вот снова наступает весна, снова тают снег и лед, и снова повторяются все чудесные превращения воды. Такая история повторяется с твердыми снегом и льдом, жидкой водой и газообразным паром каждый год. Эти превращения называются круговоротом воды в природе.

Тема недели: «Рыбы. Животный мир водоемов»

  • «Помощь Капельке в очистке озера»

Цели. Познакомить со способом очистки воды от масляного пятна. Закрепить и систематизировать знания детей о свойствах воды, её назначении. Развивать мышление, воображение. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность, аккуратность в работе с водой. Воспитывать умение работать в микрогруппах.

Материалы и оборудование. Фломастеры синего цвета на каждого ребёнка; картинки на каждого ребёнка: животные у водопоя, мужчина обедает, дети моют руки, женщина стирает бельё, рыба плавает в аквариуме, утка плывёт по озеру; глобус; картинки, на которых в водоёмах отражается небо; салфетки; блюдце с водой с масляным пятном на каждого ребёнка; подносы.

  Ход. Педагог рассказывает детям, что к  нам пришло письмо от Капельки. Он живёт в озере и пишет о том, что в озере образовалось большое масляное пятно – на корабле произошла утечка топлива. Капелька просит у нас помощи. Поможем Капелька? Как мы можем помочь Капельке? (Почистить воду в озере).

Педагог расспрашивает, как мы можем узнать, как почистить воду в озере? (Посмотреть в интернете, прочитать в книге, спросить у взрослых).http://ktototam.ru/wp-content/uploads/2011/11/d0bad0b0d0bfd0bbd18f.jpg

Педагог уточняет знания детей,  что они знают о воде. Какая бывает вода? (Прозрачная, жидкая, чистая, грязная, мутная, без запаха, без вкуса). Где можно встретить воду? (Ответы детей). Педагог предлагает  определить с помощью картинок, где можно встретить воду. На той картинке, где есть вода, нарисуем капельку. (Перед каждым ребёнком лежат картинки: животные на водопое, мужчина обедает, дети моют руки, женщина стирает бельё, мальчик поливает цветы, рыба плавает в аквариуме, утка плывёт по озеру). Как вы думаете, где живёт вода? (Везде). А для чего нужна вода? (Дети рассказывают с помощью картинок, на которых нарисовали капельки, для чего нужна вода).

Вывод. Оказывается, ни одно живое существо не может прожить без воды. Вода нам всем нужна. Вода живёт везде. Посмотрите на глобус. Каким цветом на глобусе отмечена вода? (Голубым). А как вы думаете, почему именно голубым? (Ответы детей). Давайте подумаем. Посмотрите на эти картинки, может они вам помогут найти правильный ответ. (Перед детьми три картинки: в море отражается небо, в реке отражается небо, в луже отражается небо). Что отражается в воде? (Небо). Вода кажется нам голубой из-за отражения в ней неба. Поэтому именно голубым цветом на глобусе обозначена вода.  А почему нельзя пить воду из озера? (Грязная, загрязнена масляным пятном).

Педагог предлагает отправиться в лабораторию, где попробуем очистить воду от масляного пятна, при помощи салфеток.

Тема недели: «День космонавтики»

  • «Почему в космосе летают на ракете?»                                          

Цели. Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.        

Материалы и оборудование. Листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изображение ракеты.

Ход.  В гости к детям приходит Незнайка и приносит фотографию ракеты.

Незнайка. Сегодня я принес вам фотографию ракеты, на которой летал на Луну. Мне понравилось путешествие на ракете. Но в следующий раз мне хотелось бы полететь в космос на самолете, потому что ракета летит очень быстро, и я не успею все рассмотреть в иллюминатор. Педагог интересуется, можно ли летать в космос  на самолете?  Помните, мы читали, что самолет в космос не может полететь, потому что там нет воздуха. Для чего самолету воздух?  Самолет взлетает и летит, как бы

опираясь крыльями на воздух, как делают это птицы. 

  • Чтобы это представить, давайте сильно подуем под листиком бумаги.http://sadluchik0615.caduk.ru/images/oolrp

   Дети выполняют.

   Воспитатель. Что видите? (Листок начинает подниматься.) В космос попасть не так – то просто. Помните, мы говорили с вами о силе тяготения? Земля наша очень сильная: все притягивает к себе и никуда от себя не отпускает. Чтобы преодолеть земное притяжение, надо очень  быстро лететь. Ни автомобиль, ни самолет не могут бак быстро передвигаться.  И только у ракеты есть такой мощный двигатель, который может разогнать ее до такой скорости.

Незнайка. Значит, ракета – пока самый быстрый  вид транспорта на Земле?

Педагог. Да, Незнайка, она самая быстрая, благодаря тому, что у ракеты особый двигатель – реактивный. (Рассматривание картинки с изображение ракеты.) Перед стартом  бака ракеты загружают горючим.  По команде «Зажигание!»  горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты – сопло. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в противоположную. С помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении. Хотите увидеть, как работает реактивный двигатель?

  • Надуйте воздушные шарики и крепко сожмите горлышко. Дети выполняют.

Что внутри шарика? (Воздух.) Воздух внутри шарики не может вырваться наружу. Разожмите пальцы. Что изменилось? Воздух устремился наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном  направлении от выходящей из него воздушной струи.

Незнайка. Так работают все реактивные двигатели?

Педагог. Да, незнайка, именно так.

        Детям предлагается поиграть с шарами – «Чья ракета быстрее летит».

В заключении дети зарисовывают принцип работы реактивного двигателя на примере опыта с шарами и дарят одну ракету – шар Незнайке.    

Тема недели: «Орудия труда и инструменты»

  • «Металл: его качества и свойства»                      

Цели. Закрепить умение узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Научить определять материал, из которого изготовлены ножи, и предполагать степень их опасности для жизни и здоровья человека. Определить правила безопасности при обращении с колющими и режущими предметами.

Материалы и оборудование. Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала, ножи с металлическим и пластмассовым лезвиями.  

 Ход.  Дети повторяют знакомый опыт по выявлению свойств и качеств метала. Педагог спрашивает детей об использовании металлических предметов в жизни человека. Выслушав ответы детей, педагог предлагает среди выложенных предметов найти металлические. Дети выполняют действия и объясняют, почему они решили, что эти предметы сделаны из металла. Для объяснения используется алгоритм свойств материала. Педагог говорит, что металлические ножи несут опасность, поэтому с ними нужно обращаться осторожно, размахивать ножом и баловаться с ним нельзя – можно пораниться. Маленькие дети не должны брать ножи без разрешения взрослого. Педагог выясняет, для чего используются ножи, из какого материала ножи здесь представлены, какие ножи, на их взгляд, могут нести опасность для человека и почему. Педагог предлагает провести по пальчику лезвием пластмассового ножа и рассказать, что произошло.

Результат.   При надавливании лезвием пластмассового ножа кожа на пальце осталась неповрежденной.    

 Вывод.  Металлические ножи несут скрытую опасность для жизни человека. При неосторожном использовании можно порезаться, поэтому необходимо соблюдать правила безопасности.                                                                                     

 

Тема недели: «Школьные принадлежности»

  • «Секретные записи»

Цели. Выявить возможности использования различный веществ вместо чернил, способ их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность.

          Материалы и оборудование.  Лимон, вата, спички (палочки), чаша, листы бумаги, кисти, акварельные и гуашевые краски, пищевые красители, настольная лампа; апельсин, яблоко, помидор, йод; миски, ручки – невидимки.

Ход. Педагог сообщает. Что сегодня в детский сад пришло письмо, и предлагает детям прочитать адрес (или читает сам): «Россия. Московская область, город Красногорск, улица Ленина, дом 17-А.  Детский сад № 34. Группа № 3 «Цветик  - семицветик». Открывает конверт, обнаруживает чистый лист бумаги. Кто же над нами так пошутил?

Дети рассматривают конверт, письмо. Может быть, оно написано какими-то светлыми чернилами? Может бать, поднести письмо ближе к окну? Может быть, возле настольной лампы будет лучше видно?

Обнаруживается, что при нагревании появляются буквы, но сложно прочитать, текст не четкий.

Педагог. Что делать? Однажды в книге я читала еще об одном способе проявления невидимых чернил. В стакан с водой надо капнуть несколько капель йода и этим раствором смазать лист с письмом.фокусы

  • Дети выполняют эти действия и обнаруживают, что письмо легко можно прочитать: «Здравствуйте, ребята! Это секретное письмо написал вам Незнайка. У нас в Цветочном городе все жители пишут письма невидимыми чернилами. Если разгадаете их секрет, то получите подарки, которые вручил вам Дед Знай. Желаю удачи. Незнайка».

         Педагог. Как вы думаете, из чего сделаны эти чернила.

  • Возьмите разные вещества и попробуйте найти самые невидимые чернила. Дети пробуют писать белой гуашью, белой акварелью, пищевыми красителями. Что удобно использовать вместо ручки? Белая краска почти не видна, при

нагревании  над лампой  и смазывание йодной настойкой ничего не изменяется, буквы не проявляются. (Такой же вывод делаем и с пищевыми красителями.) Что  можно использовать еще вместо чернил? Можно ли использовать сок разных фруктов или овощей?

  • Дети  берут сок яблока, апельсина, помидора, лимона. Перед этим педагог напоминает, что сок фруктов и овощей от одежды плохо отстирывается, поэтому надо надеть передники. Можно предложить детям немного развести сок водой. дети приходят к выводу, что лучше невидимые чернила получаются из лимона.

       Результат. Под действием настойки йода содержащийся в бумаге крахмал

становится фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому

написанное проступает в виде белых букв или знаков, еслифокусы

записку зашифровали.

        Вывод. Дети приходят к выводу, что лучше невидимые

чернила получаются из лимона.  

Тема недели: «Комнатные растения»

  • «Много - мало»                                                               

Цели.   Показать детям на опыте зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.    

Материалы и оборудование.  Три растения: одно – крупными листьями, второе – с обычными листьями, третье – кактус; целлофановые пакетики, нитки незаконченная модель зависимости количества выделяемой воды от размера листьев (отсутствует изображения символов «много воды», «мало воды»).    

Ход. Педагог предлагает детям выяснить, почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем растения с обычными листьями.  Дети выбирают три растения с разными по величине листьями, проводят опыт, используя незаконченную модель. Дети надевают на листья пакетики, закрепляют их и периодически наблюдают за изменениями. Через сутки дети сравнивают количество испаряемой жидкости.  Результаты опыта дети оформляют, закончив модель зависимости выделяемой воды от размера листьев.    

Результат. У растения с крупными листьями испаряется больше влаги, чем у растений с обычными, у кактуса влага почти не видна.      

Вывод. Чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать. Кактус практически не надо поливать: он может длительное время жить без воды, используя влагу, полученную ранее.                                    

Тема недели: «Сад, парк, луг»

  • «Запасливые стебли»                      

Цели. Показать детям на опыте, как стебли (стволы) растений могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.

Материалы и оборудование.  Губки, неокрашенные бруски разных пород дерева, лупа, невысокие емкости с водой.    

Ход. Дети рассматривают бруски разной пород дерева через лупу,   рассказывают об их разной степени впитывания. У некоторых растений стебель (ствол) может впитывать воду так же, как губка. В разные емкости наливают одинаковое количество воды.  В первую опускают бруски, во вторую – губки, оставляют на  5 минут. Дети рассуждают, куда больше впитывается воды. Наблюдают за выделением пузырьков, проверяют бруски и рубки в емкостях. Уточняют, почему во второй емкости нет воды (вся вода впиталась в губку). Приподнимают  губку – из нее капает вода. Педагог предлагает детям объяснить, где дольше сохраниться вода (в губке, так как воды в ней больше). Предположения проверяются до высыхания бруска (1-2 часа).

         Результат.  В губку впитывается больше воды, так как в ней больше места – она пористая.

Вывод. Стебли (столы) могут накапливать (впитывать) воду и сохранять ее некоторое время. Чем плотнее стебли, тем меньше воды впитывает и быстрее высыхает. Некоторые растения впитывают воду как губка.           

Тема недели: «Насекомые»

  • «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»                                        

Цели. Продемонстрировать детям на опыте причины происхождения низких и высоких звуков (частота звуков).

Материалы и оборудование.  Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев, изображения комара и шмеля.

         Ход. Педагог предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок и определить, одинаковый ли звук и отчего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными зубьями  звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями звук тонкий, высокий.

Дети рассматривают изображения комара и шмеля, определяют их величину. Затем дети имитируют звуки, издаваемые этими насекомыми. Комар издает тонкий, высокий звук, он звучит как «з – з - з». Шмель издает низкий звук, грубый звук, он звучит как «ж – ж - ж». С помощью педагога дети делают вывод.

         Результат.  В результате опытов с расческами звуки получаются разные. Расческа с крупными зубьями издает громкий, низкий звук. Расческа с частыми мелкими зубьями звук тонкий, высокий.

Вывод.  Комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.                                                                              

Тема недели: «Лето. Времена года»

  • «Что есть в почве?                          

Цели. Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).

Материалы и оборудование.  Комочек земли, металлическая тарелочка, спиртовка, спички, остатки сухих листьев, лупа, пинцет.

         Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть лесную почву и почву с участка детского сада. Дети с помощью лупы определяют, где какая почва. В лесной почве много гнилых листочков, перегноя. Педагог с детьми выясняет, на какой почве лучше растут растения и почему. Педагог и дети сжигают почву в металлической тарелочке, обращают внимание на запах при сгорании. Педагог пробует сжечь сухой лист. Все обсуждают, что делает почву богатой, каков состав почвы города, уточняют, как узнать богатая ли она. Рассматривают ее с помощью лупы, сжигают на тарелочке. Дети придумывают символы разной почвы – богатой и бедной.

         Результат.  В лесу растений больше, так как в почве больше питания для них. В почве леса много перегнившей листвы.

Вывод. Богатство почвы зависит от количества сгнивших растений. Чем больше перегноя, тем больше растет на ней растений, тем лучше их рост. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное тематическое планирование для подготовительной группы, с учетом ФГТ

Разработка комплексного тематического планирования подготовительной к школе группы, с учетом ФГТ....

Планирование экспериментальной деятельности в старшей и подготовительной группе для детей с ТНР

Перспективное планирование дважды апробировано в работе по ознакомлению с окружающей и социальной действительностью. Опыты и эксперименты адекватны возрасту старших дошкольников, а также отвечают зада...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. ОПЫТЫ

Зкспериментальная деятельность. Тематическое планирование в старшей группе. Опыты....

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе с учётом ФГОС ДО на октябрь в подготовительной к школе группы

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе с учётом ФГОС ДО на октябрь в подготовительной к школе группы...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Организация опытно экспериментальной деятельности Название: «Лаборатория» в подготовительной группе № 5

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Организация опытно экспериментальной деятельностиНазвание: «Ла...