"Слагаемые успешного педагога"
консультация по теме

Коноплева Инна Владимировна

В своем материале хотелось раскрыть основные компоненты необходимые для успешной работы воспитателя детского сада. Рассмотрела принципы необходиые для создания благоприятных условий развития детей в группе, индивидуально. В соответствии с требованиями ФГОС и стандарта педагога уровень прфессионализма  должен быть высоким. Что же для этого нужно? Повышать педагогическую компетенцию педагогов. Несомненно, профессиональный успех будет зависеть и от личностных качеств педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slagaemye_uspeshnogo_pedagoga.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                     «Слагаемые успешного педагога»

      Хотелось бы спросить вас, как вы понимаете значение слова успех? Успех – это достижение поставленных целей. К тому же добиться успеха – это не просто завершить поставленную перед собой задачу – а, как минимум остаться удовлетворенным от ее завершения, а еще лучше, испытывать положительную гордость от своего “подвига”.

     В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-нибудь; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе. Сегодня мы поговорим об успешной работе, о педагогике успеха. Для того, чтобы стать успешным необходимо создать условия для максимального развития личности педагога, его способностей, творческого потенциала.

    Основным механизмом в решении этой задачи становится ситуация успеха.

 Ситуация успеха – это целенаправленный, специально организованный комплекс

условий, позволяющий достичь значительных результатов в деятельности ребенка, которые сопровождаются позитивными эмоциональными, психологическими переживаниями.

   Ведущим принципом успеха является гуманистическая направленность

образовательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных

на раскрытие и развитие способностей дошкольника, его позитивную самореализацию. Направленность основывается на уважении и вере в ребенка и предусматривает:

– полное принятие ребенка, его чувств, переживание, желанийПо силе переживаний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме того, в силу возрастных особенностей, недостатка личного опыта,  переживания ребенка приобретают особую остроту. Поэтому педагогу важно показать, что он понимает и принимает ребенка.

– свобода выбораПедагог не должен всеми правдами и неправдами добиваться

определенного результата.  Всякое давление исключается, ребенок имеет полное право на собственное решение, даже если с точки зрения педагога оно неудачное. Задача – не заставить ребенка принять предлагаемое воспитателем решение, а создать условия для адекватного выбора. Педагог, думающий в первую очередь об установлении контакта с ребенком, желающий понять его, допускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше шансов на успех, чем тот педагог, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и внешним благополучием;

  – принцип сотрудничестваэто необходимое условие для личностного самоопределения педагога.

  - принцип положительного воспитательного влияния особенно важен в работе с детьми, он позволяет снять агрессию, преодолеть изолированность и пассивность определенных детей.

  - сочетания ситуаций успеха и неуспехаЭтот принцип предполагает, что успех не может быть бесконечным, существует  (или должен существовать) неуспех, он неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Поэтому не стоит, расстраивается: неуспех любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует.

   

     Уровню профессионализма воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС и Стандарта педагога отводится большая значимость. Какими же профессиональными умениями должен обладать педагог для обеспечения высокого качества образовательной деятельности дошкольного учреждения. В педагогической литературе появился новый термин «педагогическая компетентность воспитателя», но при этом конкретного перечня компетенций нет. Таким образом, новый термин «педагогической компетенции» можно трактовать как понятие (согласно Стандарту педагога), как совокупность общепедагогической функции (включающей обучение, воспитательную и развивающую деятельность), трудовых действий и необходимых умений воспитателя для создания условий развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста. Как показывает практика, воспитатели должны проявлять в деятельности, следующие важные педагогические компетенции.

    Компетенция инновационной работы и поискового  характера деятельности – это умение воспитателя разрабатывать новые или использовать уже известные современные технологии, проекты образовательной деятельности с детьми; эффективно применять различные формы сотрудничества с семьями воспитанников; в совершенстве владеть приемами познавательно-развивающего взаимодействия с детьми, методами воспитательно – образовательной деятельности, которые будут содействовать психолого-педагогической поддержке позитивной социализации, индивидуализации, развития личности дошкольника и оптимизации образовательного процесса со всей группой воспитанников.

   Коммуникативная компетенция – умение педагога  быть в достаточной степени общительным, доброжелательным, терпеливым во взаимодействии со своими воспитанниками. Должен уметь организовать различные виды общения, как со всей группой детей, так и в ходе индивидуального взаимодействия с каждым воспитанником.

Воспитатель должен владеть различными формами, методами и приемами, для создания социальных ситуаций развития в своих возрастных группах.

   Прогностическая компетенция  - умение выстраивать свою педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса и по реализации программ дошкольного образования со своими воспитанниками; планирование предвидение возможных изменений в организации образовательной деятельности с детьми:

  • на основе результатов педагогической диагностики;
  • с учетом особых образовательных потребностей детей;
  • с учетом интересов и потребностей детей воспитанников.

Очень важно, чтобы современный воспитатель не только в совершенстве владел содержанием и методикой работы с детьми, но и осуществлял педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса, проводил педагогическую диагностику и на ее основе выстраивал и реализовывал индивидуальные образовательные маршруты детей. Для этого он должен быть мыслящим, способным к анализу и творческой переработки информации.

   Диагностическая компетенция – владея ею, воспитатель должен уметь осуществлять педагогическую диагностику, чтобы с ее помощью анализировать собственный профессионализм через призму индивидуального развития своих воспитанников для последующего составления индивидуальных образовательных траекторий развития детей. Главный смысл диагностической компетенции заключается в умении воспитателя прослеживать результативность своих педагогических воздействий на детей, осуществлять оценку своей педагогической деятельности.

   Дидактическая компетенция. Педагогические технологии – это компонент дошкольной дидактики. Воспитатель выбирает или создает сам технологии для реализации вариативной части образовательной программы. Должен уметь предавать в доступной форме информацию детям, возбуждать самостоятельную мысль. Своевременно изучать современные инновационные технологии и применять их в образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями своих воспитанников.

  Информационная компетенция. Современный педагог должен посещать городские методические объединения, курсы повышения квалификации, активно и результативно изучать педагогический опыт коллег, использовать периодические  педагогические издания и педагогические интернет-порталы.

   Культурная и культурологическая компетенция. Предусматривает уровень общих знаний, использование детской художественной литературы, знание наизусть программных стихов, владение просодическими компонентами речи. Педагог должен владеть интонационной выразительностью речи, чтобы процесс общения детей  с педагогом был интересным, увлекательным. В эту компетенцию входит и уровень общей поведенческой культуры воспитателя, предполагает бесконфликтную, тактичную, корректную модель поведения с детьми, родителями и коллегами. А морально-нравственная составляющая личности воспитателя влияет на модель взаимодействия, выстраиваемую ими с детьми: авторитарную, демократическую, либеральную или модель смешанного типа.

   Компетенции самообразования, самовоспитания, самосовершенствования. Эти компетенции представляют собой направления личностного и профессионального совершенствования воспитателей. Они полностью или в большей мере зависят от самого педагога.  Воспитатели системно и регулярно должны осуществлять самообразование, Самостоятельно изучать современный педагогический опыт. Результатом проявления этих компетенций – будет взаимообмен опытом, сообщение из опыта своей работы, восприятие опыта коллег.

   Компетенция интенсивности профессиональной деятельности. Это современное требование реализуется посредством мотивационной потребности:

  • В профессиональном и личностном росте самого воспитателя;
  •  В умении находиться в постоянном инновационном режиме образовательной деятельности дошкольного образования;
  • В умение осуществлять на высоком уровне образовательный процесс;
  • В умении вовремя осуществлять педагогическую диагностику, разрабатывать и реализовывать в деятельности индивидуальные образовательные траектории развития для каждого ребенка;
  • В способности изучения и применения опыта своих коллег по взаимодействию с воспитанниками и их семьями;
  • В умении адекватно оценивать свои умения, постоянно совершенствовать их;
  • В способности планирования предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с календарно-тематическим планированием, владеть ИКТ-технологиями и использовать цифровые образовательные ресурсы.

    Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности.
 

     Говоря об успехе педагогической деятельности нельзя не затронуть и личностные качества педагога.

Личность педагога можно считать собирательной, которая включает в себя следующие качества:

  • Педагогический такт – означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Тактичный педагог соблюдает свое личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе.
  • Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека, в форме сопереживания, сочувствия. У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на состояние ребенка, в чуткости, доброжелательности, верности своим обещаниям, тактичности.
  • Педагогическая зоркость – проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении каждого воспитанника и детского коллектива в целом.
  • Педагогический оптимизм – основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, результативность образовательной работы.
  • Культура профессионального общения – создание положительного микроклимата, организация правильных взаимоотношений в системах «педагог-ребенок», «педагог-родитель», «ребенок-ребенок», «педагог-коллеги».
  • Педагогическая рефлексия – самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение с поставленной целью.

Творческое задание «Качества настоящего профессионала, творческого педагога»

В – внимательный, выразительный, всесторонне-развитый, вариативный, волевой.

О – образованный общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый,    

 оптимист.

С – справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист.

П – познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот.

И – индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь.

Т – трудолюбивый, тактичный, талантливый.

А – активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик.

Т – творческий, темпераментный, терпеливый, толерантный.

Е – естественник, единомышленник.

Л – ласковый, любящий, лидер.

Ь – добрый, мягкий, светлый, нежный.

И в заключении хотелось бы дать характеристику личности педагога:

  • Высокая гражданская активность и социальная ответственность
  • Любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце
  • Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими
  • Высокий профессионализм, инновационный стиль мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол Шаги к успешной деятельности: сопровождение успешности педагога дошкольного образования

Цель:  Представление позиции сопровождения профессиональной успешности как отдельного педагога дошкольного образования  так и педагогического коллектива в целом.Задачи:1.  Создать оптим...

эссе «Успешный педагог - залог успешного воспитания ребёнка»

Задача современного воспитателя заключается в том, чтобы воспитать творческую, креативную, коммуникабельную личность. В детском саду нужно создавать условия для реализации индивидуальных способностей ...

ВКР Слагаемые имиджа педагога в современной дошкольной организации

ВКР Слагаемые имиджа педагога в современной дошкольной организации...

Интерактивные игры, как одно из слагаемых успешности социально-коммуникативного воспитания дошкольников

Вопрос о выборе этого метода в работе с дошкольниками является дискуссионным. На наш взгляд, возможность его использования в детском саду зависит от подготовленности воспитателя, прежде всего от ...

Презентация "5 слагаемых успеха педагога – путь к развитию творческого потенциала дошкольника"

На мой взгляд успех педагога заключается в  его призвании, таланте, саморазвитии, тесном общении с воспитанниками, творчествеž...