Инновационный опыт " Детское экспериментирование"
статья по теме

Вятлева Елена Николаевна

 Представление собственного инновационного педагогического опыта " Детское экспериментирование".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 53881_opyt_raboty.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема инновационного опыта: «Экспериментирование дошкольников»

  1. Актуальность и перспективность опыта.

Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, музицировании.

Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» - развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умения думать и решать простейшие умственные задачи. Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении – развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому на этапе дошкольного детства знания, умения и навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития. Их объем не должен превышать возрастных возможностей детей.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования, эффективного метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Необходимо включение дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо представление им возможности приобретать знания самостоятельно.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

  1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Это подтолкнуло меня к работе над темой «Экспериментирование дошкольников». Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской деятельности. Он считает: экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее полноценнее он развивается.

Главная цель моей работы – создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

 Я считаю, экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

  1. Теоретическая база опыта.

Заинтересовавшись этим методом обучения, мною изучены работы многих отечественных педагогов:

 методика А.И. Савенкова по теме: «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», его работа «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании», опубликованная в журнале «Дошкольное воспитание» за 2006 год;

работы  Поддъякова Н.Н. «Сенсация: открытие новой ведущей деятельности» // Педагогический вестник. 1997. № 1, «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект»;

 методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;

 методику Ивановой А.И.  «Организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;

 работу Веракса Н.Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» 2015 г.;

работу Крашенинников Е.Е. «Развитие познавательных способностей дошкольников» 2014 г.;

 занимательные опыты и эксперименты для дошкольников Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» 2002 г.

работу Дыбиной О.В. «Ребенок в мире поиска».

  1. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Моя работа  строится  по принципу: «уча других – учишься сам». На занятиях   я  выступаю  в роли помощника, а не педагога. Именно такой прием активизирует активность  ребенка, способствует  самостоятельности и  самовыражению. Во время занятий у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.  

Моя задача   заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, данные им от рождения, а они есть у каждого.  Дружба и понимание детей помогает мне  находиться в их удивительном мире детства.

Деятельность воспитанников и качество усвоения программного материала находятся под постоянным контролем воспитателя. На моих занятиях  хороший психологический климат, все дети чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. В своей деятельности я использую различные методы, которые помогают мне поддерживать у детей интерес к занятиям. Важнейший метод исследования – эксперимент. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, и др.). Каждое фундаментальное естественно-научное понятие (температура, время, жидкость, и т.д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

Вследствие обучения, направленного на усвоение готовых истин, ребенок в значительной мере утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность.  Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

   На моих занятиях приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания, базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям. Я стараюсь проводить их в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил.

  1. Анализ результативности.

Согласитесь, каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому проектно-исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети имеют ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что не известно. Умеют сравнивать объекты между собой; находят не только различия, но и сходство. Начинают группировать объекты и явления по нескольким признакам. Составляют развёрнутый рассказ об увиденном. По просьбе и при поддержке со стороны педагога формулируют выводы во всех проводимых экспериментах.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

  1. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При использовании данного опыта возникают трудности в основном в плане материального обеспечения. При проведении экспериментов используется много различного оборудования, наглядности. Не всегда оно есть в наличии в детском саду.

  1. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данная работа предполагает комплексное решение ряда задач познавательного, экологического, эстетического, творческого развития детей, реализуемых в ходе их поисково-познавательной и экспериментальной деятельности. Она предназначена для организации работы по интеллектуально – личностному и творческому развитию детей трёх – семи лет. Материал может быть органично включён в программы по разделу «Ознакомление с окружающим», так как создаёт условия для проявления активности детей. Объём и сложность материала индивидуальны для каждой возрастной группы. Материалы из опыта работы опубликованы на сайте http://nsportal.ru/elena-vyatleva.

Имеется тематическое планирование занятий, календарные планы, разработки занятий, картотека опытов и экспериментов, сценарии мероприятий, план работы с родителями, план самообразования.  Публикую материалы из опыта работы на сайте.

Обобщив собранный материал по теме “Организация детского экспериментирования в детском саду”, разработала «Методические рекомендации по развитию детского экспериментирования в ДОУ «Неживая природа глазами ребенка». В сборник вошло много практического материала: конспекты образовательной деятельности, сценарии открытых мероприятий, подборка опытов с водой, воздухом, песком, анкеты и рекомендации для родителей. На методические рекомендации было получено экспертное заключение республиканского экспертного совета. Данные методические рекомендации были рекомендованы для работы воспитателям дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования".

Экспериментирование является основным видом ориентировочно - исследовательской деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства....

Инновационный опыт работы детского сада № 8 «Родничок»

Статья об опыте работы стажировочной площадки...

Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

"Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками младшего возраста через организацию детского экспериментирования".

Представлен опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности и детскому экспериментированию  во 2 младшей группе....

Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...