Музыкально- литературная гостиная " Волшебные краски осени"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Инна Валерьевна Лёвушкина

Сценарий разработан для детей подготовительной группы. Воспитывает и прививает любовь к класической музыке, творчеству поэтов и художников .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_kraski_oseni.docx33.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                           МАДОУ

                                            Детский сад « Светлячок»

                                                         г.Хвалынск

                                               

                              Сценарий

                    Музыкальной гостиной

       « ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ»

                  Музыкальный руководитель: Лёвушкина И. В.

                                                       2016г

Цель: Обогащать мировосприятие детей красотой и лиризмом музыки, поэзии и живописи. Воспитывать умение замечать красоту в осенней природе 

Задачи :Обобщить и систематизировать знания детей об осени;

Развивать у детей умения выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности.

Формировать элементарные представления о процессах, происходящих в природе.

Воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка.

Воспитывать высокохудожественный вкус у ребят, любовь и потребность к восприятию музыки, к прекрасному, к природе.

Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом.

Музыкальный материал:

А. Джойс «Осенний сон»

П. Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года»

А. Вивальди «Осень»

 песни «Урожай собирай», муз. Филлипенко

 « Русская сторонка». сл. В. Бредиса, муз. Е. Филипповой. 

романс «Отговорила роща золотая»  муз. Г Пономаренко                                   « Осенний вальс»муз. Л.П. Куклиной.

« Ах какая осень»  муз. З. Роот.

« Чародей листопад»  музыка И. Бодраченко

Дополнительный материал: фотоснимки осени, портрет П.И. Чайковского, А Вивальди, А Джойса,, ветки осенних деревьев

репродукции картин: И.Левитан  «Золотая осень», «Поздняя  Осень»

 П. Еськова «Листопад»,  И.Остроухов «Золотая осень» , А.Куршина «Русь Великая».

Звучит мелодия романса «Отговорила роща золотая »муз. Пономаренко

                                        Слайды презентации

Музыкальный     руководитель: Ребята, я приглашаю вас в нашу музыкальную гостиную, проходите и присаживайтесь. А хотите узнать, о чём мы с вами сегодня будем говорить? Может быть музыка, которая звучала,

поможет вам отгадать.( звучит отрывок) Кто-нибудь из вас  догадался?

( если не отвечают загадать загадку)

Тогда слушайте внимательно мою загадку, когда вы её отгадаете , тогда о чём речь пойдёт, узнаете.

1. Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает? (осенью)

2.Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,  Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ... (осень)

Правильно ребята, это Осень.

Осень, осень: «Что в ней хорошего?» - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тоскливой, унылой. Прогулки наши становятся все короче, надоедливый дождь, рано загоняют домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна. Вот сегодня мы с вами будим говорить, петь и слушать стихи и произведения о осени. ..

Скажите, пожалуйста, какая бывает Осень? Осень бывает разная, говорят даже, что осени бывает две.  Одна осень – радостная, яркая, богатая  урожаем, её называют «Золотой», а другая осень – грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, опадающей листвой, холодными ветрами, первым снегом, первыми морозами. Этот период называют – поздней осенью. Скажите ребята сейчас какая осень ранняя или поздняя.?

Дети: Ранняя

Музыкальный руководитель: Совершенно верно. А вы знаете приметы осени? Сейчас проверим:

Игра: «Да или нет»

Осенью растут цветы? (нет) А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней? (Поздней)

Осенью растут грибы? (да)

Тучки солнце закрывают? (да)

Колючий ветер прилетает? (да)

Туманы осенью плывут? (да)

Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)

А букашки прилетают? (нет)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто льют дожди? (да)

Достаем ли сапоги? (да)

Можно детям загорать? (нет)

Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки одевать? (да)

Молодцы, хорошо знаете приметы осени.

Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты и каждый по-своему показал её в своих произведениях.

Подумайте, ребята ,с помощью чего поэты нам передают красоту осени. Правильно с помощью слов. Вот послушайте, какое прекрасное стихотворение сочинил Алексей Толстой.(слайд )

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь в дали красуется, там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин…»

Ребята скажите, пожалуйста, о чём рассказал нам поэт в этом стихотворении.

Дети: О листопаде, о рябине с красными ягодами!

А сейчас давайте послушаем стихотворение Ивана  Бунина« Листопад» (слайд)

прочитает нам его  Артём Захаров.

Лес , точно терем расписной

Лиловый ,золотой, багряный

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве  сквозной

Просветы в небо , что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето  высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Музыкальный руководитель: Осень очень любил поэт А.С. Пушкин. Он посвятил ей много прекрасных произведений.. Кто из вас помнит стихотворение . А.С. Пушкин, которые мы с вами учили?

Уж небо осенью дышало, 
Уж реже солнышко блистало, 
Короче становился день, 
Лесов таинственная сень 
С печальным шумом обнажалась, 
Ложился на поля туман, 
Гусей крикливых караван 
Тянулся к югу, приближалась 
Довольно скучная пора —  Стоял ноябрь уж у двора

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец  и золото, одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мгой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

А сейчас Маша К расскажет ещё одно  стихотворение…..

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва

Птиц не слышно

Треснет мелкий

Обломившийся сучок.

И хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок……

Музыкальный руководитель:  Не только поэты отражали красоту осени в

своих стихах, но и художники. А  с помощью чего художники передают красоту осени?  Правильно , художник показывает нам красоту осени с помощью красок, которые использует в своих картинах.

Посмотрите сколько разных картин, какое время года изображено на картинах? Правильно осень! А как вы узнали, что это осень? Что делают люди, звери птицы? Правильно готовятся к зиме! А какая осень изображена на картинах? Конечно ранняя! А какое настроение у вас вызывают эти картины?

Музыкальный руководитель:У меня  тоже вызывает радостное настроение!

Стоит ясная, тихая, солнечная осень. Лес оделся в золотистый наряд. Тихо падают на землю жёлтые и красные листья.

Ребята , посмотрите на экран . Кто знает , что это за картина? Какой художник написал её?

(Слайд )  Перед детьми на  экране проектора репродукция  картины И. Левитана  «Золотая осень», звучит «Осенняя песнь» П.И. Чайковского)

Правильно. «Золотая осень» - так назвал свою картину выдающийся художник – пейзажист прошлого столетия Исаак Ильич Левитан. Эта картина создаёт светлое лирическое настроение, радует яркими красками осенней природы, пробуждает любовь к родному краю. От такой красоты невозможно отвести взгляд! Скажите какая осень изображена на картине?  Правильно , ранняя осень. Какие краски использовал художник?

А теперь посмотрите на следующую картину.

 (Слайд)  репродукция  картины И. Левитана «Поздняя осень»,

Что здесь изобразил художник? Как бы вы назвали эту картину?....

Правильно  ребята, эту картину тоже написал  Исаак Ильич Левитан и назвал её « Поздняя Осень» Чем отличается эта картина от картины « Золотая осень» Какие краски использовал художник?

(Слайд) Репродукция картины П. Еськова «Листопад» на фоне музыки А.Вивальди «Осень»

Музыкальный руководитель:   Как бы вы назвали эту картину?....

Перед вами картина художника Петра Еськова «Листопад». Послушайте, как пишет о листопаде писатель Константин Паустовский.

«Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский»

(Слайд) Репродукция картины А.Куршина «Русь Великая»

Музыкальный руководитель:  Продолжаем  нашу встречу с волшебницей Осенью.

Перед вами картина художника Алексея Куршина «Русь Великая».

Стихи русского поэта Федора Тютчева точно передают настроение этой картины.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Дети исполняют песню « Русская сторонка». сл. В. Бредиса, муз. Е. Филипповой

Ребята, а есть ещё фотохудожники, они не рисуют пейзажи, а фотографируют! Вот посмотрите! (Просмотр изображений осени) дети рассматривают картины) Ребята! Скажите, а как вы думаете, где ранняя осень, а где поздняя?

Ребята, только художники и поэты рассказывают нам об осени? А  кто ещё  может передать красоту осенней природы?

Правильно это композиторы, А с помощью чего они это делают? Конечно же с помощью звуков музыки.

А теперь давайте прослушаем музыкальное произведение Арчибальда                                  

Джойса «Осенний сон»!         .(Слайд)

                        Звучит вальс «Осенний сон»  А. Джойс

Ветер осенний листья срывает, 
Вся природа грусти полна. 
Только надежда не умирает — 
Сердце знает: придёт весна. 
И печали, и ненастья — 
Всё, как дождь осенний, пройдет. 
Будет радость, будет счастье, 
И горячее солнце взойдет!

Я предлагаю поиграть с вами в игру «Угадай мелодию»Внимательно слушайте отрывок из знакомых вам произведений

                    Звучит мелодия из песни «Урожай собирай»

Узнали мелодию? Правильно «Урожай собирай», Слушаем дальше.

                    Звучит«Осенняя песенка»  П. И.Чайковского

Красивая мелодия? А теперь давайте определим, какую мелодию мы отнесём к ранней осени, а какую к поздней?

А кто узнает следующее произведение? Слушайте внимательно

                    Звучит Осень А. Вивальди. « Сбор урожая»

А сейчас я предлагаю вам спеть наши знакомые песни о осени.

                                    Песня « Осенний вальс»муз. Л.П. Куклиной

                                   « Ах какая осень»  муз. З. Роот

Музыкальный руководитель: Какие красивые песни вы сейчас исполнили. Молодцы! А теперь снова посмотрите на экран как красива осень. Какие Яркие цвета использовал художник, чтобы передать нам своё настроение. А давайте сейчас превратимся в такие красивые лисья и закружимся в вальсе.

                                      « Танец с осенними веточками»

                            « Чародей листопад»  музыка И. Бодраченко)

Музыкальный руководитель: Вы прекрасно танцевали. Проходите на свои места. А теперь снова посмотрите на экран, Какая картина перед вами..

Не всегда художники и поэты передают яркие краски осени. Ведь осень бывает дождливой, холодной и хмурой. И сейчас мы послушаем стихотворение Алексея Плещеева которое соответствует этой картине.

( Слайд)

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца..

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном,

Что ты рано в гости,

Осень к нам пришла?

Ещё просит Сердце

Света и тепла!

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи.

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях….

Музыкальный руководитель: Ребята, Сегодня мы с вами слушали осенние произведения, рассматривали картины о осени. А сейчас я вам предлагаю стать художника и создать  свою картину осени . Сегодня мы будем рисовать осенние листья, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.

Вам нужно будет взять любой понравившийся листик, покрыть его краской (жёлтой, красной и др.) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это лучше на клеёнке. Краски мы будем использовать те которые подходят к ранней осени

Потом окрашенной стороной положить листик на чистый лист и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечётким, смазанным.

Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.

Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции.

                                        Слайд детские работы

Посмотрите на экран, перед вами картины, которые нарисованы  таким методом.

Пожалуйста, подойдите к столам. Но перед тем, как мы приступим к рисованию, разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять              (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать                   (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,                                (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.       («шагают» по столу средним и указательным

                                Звучит « Вальс» Шопена  дети рисуют

- У нас с вами получилась чудесная осенняя полянка с красивыми листочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально литературной гостинной "Уж небо осенью дышало"

Сценарий музыкально литературной гостиной "Уж небо осенью дышало".  Обобщение знаний детей о сезонных изменениях осенью, отраженных в картинах русских художников и композиторов....

Музыкально-литературная гостиная " Уж небо осенью дышало"

Конспект, ход мероприятия., в котором представлены стихотворения для заучивания детьми, слова ведущего, музыкальное сопровождение....

Музыкально-литературная гостиная " Уж небо осенью дышало"

Мультимедийная презентация к музыкально-литературной гостиной "Уж небо осенью дышало"...

Музыкально - литературная гостинная для педагогов "Осенняя пора...."

Данный конспект предназначен для педагогов и воспитателей детских садов. В материале использованны отрывки из музыкальных произведений и литературных произведений разных авторов на осеннюю тематику, т...

музыкально-литературная гостиная по теме "Осень"

в данном материале представлен конспект литературной гостиной для детей старше-подготовительного возраста с ТНР...

Сценарий музыкально- литературной гостиной « ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ»

Цель: Обогащать мировосприятие детей красотой и лиризмом музыки, поэзии и живописи. Воспитывать умение замечать красоту в осенней природе Задачи :Обобщить и систематизировать знания детей об...