Главные вкладки

    «Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания»
    учебно-методический материал на тему

    Савенко Мария Сергеевна

    Речь является важнейшей способностью человека. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и неинтересна. Посредством речи мы общаемся, передаем опыт, конструктивно регулируем деятельность и поведение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл savenko_m.s._rmo.docx18.31 КБ
    Файл savenko.pptx1.79 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район

    ДОКЛАД

    Для методического объединения

     воспитателей района

    «Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания»

     

                                                                                         

                                                                                         Воспитатель

    Савенко Мария Сергеевна

    Станица Выселки,

    2015 год

    Речь является важнейшей способностью человека. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и неинтересна. Посредством речи мы общаемся, передаем опыт, конструктивно регулируем деятельность и поведение.

    Процесс овладения речью является одним из самых сложных для ребенка, он нуждается в создании условий для возникновения потребности в речи, как с взрослыми, так и со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок усваивает речь в процессе общения, при этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной речи. Дошкольный возраст особо чувствителен, восприимчив к усвоению диалогической речи. В этот период ребенок совершенствуется в понимании речи взрослых и активизирует   собственную речь.

    Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

    Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

    Целью моей работы является развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

    Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:

    1.  развития мелкой моторики рук дошкольников;
    2. повышение уровня речевого развития детей;
    3. проговаривание слов, формирование и обогащение словаря, закрепление лексических терминов;
    4. познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
    5. создание эмоционально положительного настроя;
    6. развитие у детей эстетических чувств и умения общаться между сверстниками.

    Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывалось, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей, и в свою очередь, способствовало развитию мелкой моторики и координации движений пальцев.                     Имеющийся материал я расположила таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия, проявлять свое творчество: мозаики, пазлы, шнуровки, игры-вкладыши, разноцветные палочки, кубики, крышки, прищепки.

    Для развития мелкой моторики пальцев рук, я использую:

    • Пальчиковые игры-упражнения;

    • Пальчиковый театр

    • Пальчиковую гимнастику;

    • Нетрадиционные техники рисования:

    Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с первой младшей группы с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

    Позднее учили рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Так же рисовали «Морозный узор» с помощью свечи и гуаши. С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картошки, ватными палочками. Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу; скатывание бумаги; оттиск смятой бумагой; рисование манной крупой; тычок полусухой жёсткой кистью.

    Каждая из этих техник - это маленькая игра, целью которых является развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее.

    Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда мы с ребятами используем слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним.

    Немаловажное значение приобретает работа с родителями воспитанников, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Я придаю большое значение общению с родителями, т.к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, беседы по данной теме. В непринуждённой обстановке прошло родительское собрание «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования». С огромным удовольствием родители включились в работу по освоению различных техник нетрадиционного рисования, а затем с гордостью делились своими успехами с детьми.

    Таким образом, развивая моторику рук, с помощью элементов художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста, что способствует в будущем успешную подготовку к школе. Выполняя руками творческую работу любого направления, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

    Список используемой литературы:

    1. Давыдов Г. Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М. 2007.
    2. http://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-razvitie-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta-s-pomoschyu-netradicionyh-metodov-risovanija.

    3.        Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под редакцией Л. А. Венгера. – М. : "Просвещение", 1978.

    4.         Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М. : Творческий центр "СФЕРА", 2004.

    5.        http://www.maam.ru/detskijsad/risovanie-palchikami-kak-sredstvo-razvitija-rechi-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

    6.        http://ds138.centerstart.ru/node/4117


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Развитие речи детей по средством художественного-эстетического воспитания Воспитатель МБДОУ ДС №2 Савенко Мария Сергеевна

    Слайд 2

    Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. (Антуан Сент-Экзюпери.)

    Слайд 3

    Целью моей работы является развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования. З адачи: 1) развития мелкой моторики рук дошкольников; 2) повышение уровня речевого развития детей; 3) проговаривание слов, формирование и обогащение словаря, закрепление лексических терминов; 4) познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования; 5) создание эмоционально положительного настроя; 6) развитие у детей эстетических чувств и умения общаться между сверстниками.

    Слайд 4

    Развивающая предметно-пространственная среда

    Слайд 5

    Пальчиковые игры-упражнения

    Слайд 6

    Пальчиковый театр

    Слайд 7

    Пальчиковая гимнастика

    Слайд 8

    Рисование пальчиками

    Слайд 9

    Рисование ладошкой

    Слайд 10

    Свеча и гуашь

    Слайд 11

    Рисование на мокром листе

    Слайд 12

    Скатывание бумаги

    Слайд 13

    Оттиск смятой бумагой

    Слайд 14

    Рисование манной крупой

    Слайд 15

    Каждая из этих техник - это маленькая игра.

    Слайд 16

    Работа с родителями Рисование ватной палочкой Оттиск крышкой

    Слайд 18

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания»

    Наш детский сад особое внимание уделяет художественно-эстетическому развитию дошкольников. В рамках этого направления я разработала и апробировала данный проект. Он помогает родителям в  создании...

    Материалы из педагогического опыта Кокшаровой оксаны Владимировны на тему: "Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетического развития"

    В приложении включены: перспективное планирование; конспекты непосредственно-образовательной деятельности; методы работы с детими по художественно-эстетическому развитию"...

    "Развитие одаренности ребенка посредством художественно-эстетической деятельности"

    Статья по художественно-эстетическому воспитанию  детей раннего возраста...

    Проект «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания»

    Существует необходимость создания условий, обеспечивающих целостное развитие ребёнка, компетентность его родителей, способность разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с вос...

    Методическая разработка совместного педагогического проекта по развитию речи и формированию художественно – эстетического развития на тему «Приобщение детей к сказке» воспитателя МБДОУ Д/С N41 п. Приморский Есипко Антонины Александровны.

           Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Детская сказка - это перва...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по развитию речи с элементами художественно – эстетического развития: «По страницам русских сказок».

    Занятие проводится с детьми подготовительной группы. Проводя с детьми данное заняте, мы закрепляем знание детей о русских народных сказках, развиваем речевую активность детей, воспитываем у дете...