«Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания»
учебно-методический материал на тему

Савенко Мария Сергеевна

Речь является важнейшей способностью человека. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и неинтересна. Посредством речи мы общаемся, передаем опыт, конструктивно регулируем деятельность и поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savenko_m.s._rmo.docx18.31 КБ
Файл savenko.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район

ДОКЛАД

Для методического объединения

 воспитателей района

«Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания»

 

                                                                                     

                                                                                     Воспитатель

Савенко Мария Сергеевна

Станица Выселки,

2015 год

Речь является важнейшей способностью человека. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и неинтересна. Посредством речи мы общаемся, передаем опыт, конструктивно регулируем деятельность и поведение.

Процесс овладения речью является одним из самых сложных для ребенка, он нуждается в создании условий для возникновения потребности в речи, как с взрослыми, так и со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок усваивает речь в процессе общения, при этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной речи. Дошкольный возраст особо чувствителен, восприимчив к усвоению диалогической речи. В этот период ребенок совершенствуется в понимании речи взрослых и активизирует   собственную речь.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Целью моей работы является развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:

  1.  развития мелкой моторики рук дошкольников;
  2. повышение уровня речевого развития детей;
  3. проговаривание слов, формирование и обогащение словаря, закрепление лексических терминов;
  4. познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
  5. создание эмоционально положительного настроя;
  6. развитие у детей эстетических чувств и умения общаться между сверстниками.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывалось, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей, и в свою очередь, способствовало развитию мелкой моторики и координации движений пальцев.                     Имеющийся материал я расположила таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия, проявлять свое творчество: мозаики, пазлы, шнуровки, игры-вкладыши, разноцветные палочки, кубики, крышки, прищепки.

Для развития мелкой моторики пальцев рук, я использую:

• Пальчиковые игры-упражнения;

• Пальчиковый театр

• Пальчиковую гимнастику;

• Нетрадиционные техники рисования:

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с первой младшей группы с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Позднее учили рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Так же рисовали «Морозный узор» с помощью свечи и гуаши. С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картошки, ватными палочками. Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу; скатывание бумаги; оттиск смятой бумагой; рисование манной крупой; тычок полусухой жёсткой кистью.

Каждая из этих техник - это маленькая игра, целью которых является развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее.

Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда мы с ребятами используем слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним.

Немаловажное значение приобретает работа с родителями воспитанников, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Я придаю большое значение общению с родителями, т.к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, беседы по данной теме. В непринуждённой обстановке прошло родительское собрание «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования». С огромным удовольствием родители включились в работу по освоению различных техник нетрадиционного рисования, а затем с гордостью делились своими успехами с детьми.

Таким образом, развивая моторику рук, с помощью элементов художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста, что способствует в будущем успешную подготовку к школе. Выполняя руками творческую работу любого направления, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Список используемой литературы:

  1. Давыдов Г. Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М. 2007.
  2. http://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-razvitie-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta-s-pomoschyu-netradicionyh-metodov-risovanija.

3.        Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под редакцией Л. А. Венгера. – М. : "Просвещение", 1978.

4.         Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М. : Творческий центр "СФЕРА", 2004.

5.        http://www.maam.ru/detskijsad/risovanie-palchikami-kak-sredstvo-razvitija-rechi-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

6.        http://ds138.centerstart.ru/node/4117


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи детей по средством художественного-эстетического воспитания Воспитатель МБДОУ ДС №2 Савенко Мария Сергеевна

Слайд 2

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. (Антуан Сент-Экзюпери.)

Слайд 3

Целью моей работы является развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования. З адачи: 1) развития мелкой моторики рук дошкольников; 2) повышение уровня речевого развития детей; 3) проговаривание слов, формирование и обогащение словаря, закрепление лексических терминов; 4) познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования; 5) создание эмоционально положительного настроя; 6) развитие у детей эстетических чувств и умения общаться между сверстниками.

Слайд 4

Развивающая предметно-пространственная среда

Слайд 5

Пальчиковые игры-упражнения

Слайд 6

Пальчиковый театр

Слайд 7

Пальчиковая гимнастика

Слайд 8

Рисование пальчиками

Слайд 9

Рисование ладошкой

Слайд 10

Свеча и гуашь

Слайд 11

Рисование на мокром листе

Слайд 12

Скатывание бумаги

Слайд 13

Оттиск смятой бумагой

Слайд 14

Рисование манной крупой

Слайд 15

Каждая из этих техник - это маленькая игра.

Слайд 16

Работа с родителями Рисование ватной палочкой Оттиск крышкой

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания»

Наш детский сад особое внимание уделяет художественно-эстетическому развитию дошкольников. В рамках этого направления я разработала и апробировала данный проект. Он помогает родителям в  создании...

Материалы из педагогического опыта Кокшаровой оксаны Владимировны на тему: "Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетического развития"

В приложении включены: перспективное планирование; конспекты непосредственно-образовательной деятельности; методы работы с детими по художественно-эстетическому развитию"...

Проект «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания»

Существует необходимость создания условий, обеспечивающих целостное развитие ребёнка, компетентность его родителей, способность разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с вос...

Методическая разработка совместного педагогического проекта по развитию речи и формированию художественно – эстетического развития на тему «Приобщение детей к сказке» воспитателя МБДОУ Д/С N41 п. Приморский Есипко Антонины Александровны.

       Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Детская сказка - это перва...

Из опыта работы воспитателя Шашкиной Светланы Ильиничны по теме «Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания»

Из опыта работы воспитателя Шашкиной Светланы Ильиничны по теме «Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания» ...