Главные вкладки

    Проект «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания»
    проект по развитию речи (старшая группа) по теме

     Колесникова Виктория

    Наш детский сад особое внимание уделяет художественно-эстетическому развитию дошкольников. В рамках этого направления я разработала и апробировала данный проект. Он помогает родителям в  создании и развитии семейных традиций, как одного из самых действенных средств семейного воспитания. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл проект30.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания»

                                                              Мой дом... Моя семья... Мой смысл жизни...

                                                                   От вздоха первого и до прощальной тризны...

                                     Мамины глаза, плечо отца...

                                    И моя улыбка в пол-лица...

                                                    На санках с горочки лечу с сестрой...

                                                   Смеется папа, добрый  и большой...

                                           А дома встретит запах пирогов.

                                                 Мой мир... Моя семья… Мой кров...

                                                    Я  в белом платье... Мамина слеза…

                                                         И, с верой в счастье, взгляд на образа...

                                                         Родной, любимый, посланный судьбой...

                                             Теперь едины  мы навек с тобой!

                                                            Крик долгожданный малыша... Я - МАТЬ!!!

                                                              Прижать к груди, обнять, вдвоем дышать...

                                                          Наш город счастья с именем "СЕМЬЯ"...

                                                           Лишь в нашей власти жить, любовь даря!

                                             Прощать ошибки, доброе ценить

                                                И наше счастье трепетно хранить!

                                                     Из всех родных собрать большое "Я"

                                    Неуязвима крепкая семья!

    О. Афонина

    Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье.  Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни.

    Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У каждой семьи собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Семью  объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство  семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом творит уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к нам от родителей, какие-то мы создаем сами. Мы прекрасно понимаем, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.

    Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

    Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

    Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, во всем его разнообразии и богатстве. Ничто не может сравниться с ним по силе воздействия на растущего человека. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, проявляется потребность в художественной деятельности.  Синтезируя виды деятельности детей, мы тем самым усиливаем воздействие на эмоциональную сферу ребенка, способствуем пониманию искусства ребенком, развитию его личности. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, включать его в повседневную жизнь, создавать условия для детского творчества.  

    Для получения положительных результатов по художественно-эстетическому образованию в дошкольном учреждении необходимо разработать систему педагогической работы специалистов и коллектива в целом. Определяющее значение придается личностным, творческим качествам, исследовательской направленности деятельности, общей культуре, нравственной, развивающей позиции.

     В рамках нашего проекта, в детском саду предполагается создать определенную систему, что состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации художественно-эстетического образования с приоритетом развития семейных традиций. Поскольку художественно-эстетическое образование не является изолированным направлением в деятельности детского сада, в идеале необходимо стремиться к его проникновению во все сферы организации воспитательно-образовательного процесса.

    В своей деятельности наш детский сад руководствуется Конституцией РФ, Указами Президента, Законом РФ «Об образовании», нормативными документами Министерства образования МО, Управления образования Администрации городского округа Домодедово.

    Педагоги: воспитатели, музыкальный руководитель, психолог в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, сотрудничают на основе реализации интегрированного подхода к различным видам деятельности дошкольников.

    Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Каждый сотрудник нашего учреждения заботится о каждом малыше. Поддерживает его любознательность и свежесть ощущений, воспитывая в нем доброту и искренность, ценит его право на самостоятельные открытия, личностное проявление и счастливое детство. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения - все, что может быть прекрасным.  В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

     Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему проекта «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания».

    Проблема: существует необходимость создания условий, обеспечивающих целостное развитие ребёнка, компетентность его родителей, способность разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.

    Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи, возрастет интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально–положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникнет желание реализовать знания о семье в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).

    Актуальность: Воспитание гармонично развитой личности в новом Законе об образовании является приоритетным. Такое развитие возможно лишь в тесном взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьёй. В связи с чем и возникла необходимость в разработке данного проекта по  развитию семейных традиций

    Психолого-педагогические основы:

    Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:

    - организация взаимодействия детей со старшими в семье (Н.А. Баранникова, Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Е.К. Ривина, Ю. О. Галущинская);

    - ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);

    - признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина);

    - значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова);

    - применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).

    Новизна: Заключается в выработке новых схем по использованию нетрадиционного подхода к ознакомлению и приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по художественно-эстетическому воспитанию. Особенностью данного проекта является то, что он должен осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями и педагогами детского сада. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов способствует формированию толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию.

    Практическая значимость результатов:

     Состоит в том, что содержащие в работе теоретические и практические  материалы по Развитию семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания дошкольников будут использованы в системе педагогического просвещения родителей и педагогов.

    Цель проекта: Формирование гармонично развитой личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

    Задачи проекта:

    - Формирование у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям.

    - Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества с семьёй.

    - Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

    - Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность.

    Организовать реализацию данных задач в детском саду таким образом, чтобы она обеспечила каждому ребёнку гармоничное развитие, помогала ему использовать полученные знания и впечатления  для поднятия нравственного и эстетического уровня воспитания.

    Чтобы дать детям возможность применять знания и навыки в своей деятельности, педагог использует в своей работе, работе всего учреждения различные формы работы:

    С  детьми:

    Непосредственно образовательная деятельность в виде бесед, игр, драматизаций, экскурсий, кукольных спектаклей.

    Рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций.

    Выставки детских работ в рамках реализации проекта;  дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту.

    Разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье; творческая речевая деятельность: сочинение рассказов и сказок о семье;

    Семейные развлечения, конкурсы, праздники.

    Просмотры видеозаписей домашних праздников и других семейных традиций.

    С родителями:

     Наглядная информация (папки-передвижки, стендовая информация, информация на сайте детского сада);

    Беседы и консультации;

    Родительские  собрания в рамках реализации проекта: «Роль семьи в воспитании детей», анкетирование;  «Семейные традиции – основа семейного благополучия»;

    Анкетирование;

    Развлечения и праздники в ДОУ с участием родителей;

    Экскурсии на выставку и в ТЮЗ;

    Участие в конкурсах, выставках.

    С педагогами:

    Педагогический совет по теме: «Развитие у детей потребности в семейных традициях через художественно-эстетическое направление»;

    Участие педагогов в фотовыставке «Я и моя семья»;

    Помощь в создании выставки семейных реликвий;

    Мастер-класс музыкального руководителя по теме: Семейные песни, колыбельные;

    Разработка планов мероприятий для детей, консультаций для родителей;

    Создание копилки семейных праздников.

    Процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

    - обеспечение программно-методическим материалом;

    - создание эмоционально-комфортной атмосферы развития детей;

    - привлечение к воспитательно-образовательному процессу родителей воспитанников, педагогов детского сада.

    Предположительные результаты: 

    Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, любовь к её членам; знание истории своей семьи, семейных традиции и праздников.

    Создание системы совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель» по данной проблеме.

    Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

    Самореализация родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

    Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

    Оснащение предметно - развивающей среды в группе.

    Создание мини – музея семейных традиций.

    Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа.

    Сроки реализации проекта:

    - Проект планируется к реализации в рамках 2013-2014 учебного года.

    - Режим проведения НОД, праздников, различных мероприятий согласно составленному календарно-тематическому плану.

    Вид проекта - долгосрочный, практически – ориентированный, индивидуально – групповой.

    Участники проекта:

    - Дети;

    - Родители;

    - Воспитатели и специалисты детского сада.

    ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

     I этап - Подготовительный

     Срок - август – октябрь 2013 года

     Задача этапа: Создать необходимые условия для реализации данного проекта. Составить план проведения мероприятий. Выявить знания педагогов, родителей, детей о семейных традициях.

    1. Анкетирование родителей, педагогов по теме: «Семейные традиции»

    2. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.

    3.Мониторинг, анализ.

    II этап - Реализация проекта

     Срок: Октябрь 2013 год - Апрель 2014 год

    Задача этапа: Знакомство детей, родителей, педагогов с семейными традициями через разные формы работы художественно - эстетической направленности.

    1. НОД с детьми на темы:

    «Моя семья»;

    «Семейные праздники и традиции»;

     «Моё имя»;

    «Кем я могу гордиться в моей семье»;  

    2. Экскурсия совместно с родителями на выставку «Семейные традиции на Руси»

    3. Посещение совместно с родителями ТЮЗа.

    4. Семейные развлечения:

    «Песни, хороводы наших бабушек»;

    «Народные игры - забавы»;

    «Загляните в семейный альбом»;

     «День Матери»;

    5. Семейные праздники:

    «Мама милая моя»

     «Широкая Масленица»        

     «День Победы»

     6. Консультации для родителей на темы:

    «Семейные традиции и праздники»

    «Сказки, рассказанные на ночь»

    «Колыбельная для малышей»

    «День рождения – только раз в году»

    «Как удивить детей новогодними подарками?»

    7. Мастер-класс  для родителей по теме: «Рукоделие в семье».

    8. Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций».

    9. Выставка семейных реликвий.

    10. Изготовление каждой семьей генеалогического древа.

    11. Творческий семейный конкурс «Герб моей семьи», «Откуда произошла моя фамилия?».

    12. Семейная выставка  «Бабушкин сундук».

    13. Родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей».

    14. Изготовление поделок с детьми ко Дню семьи, ко Дню Матери, Дню Пожилого человека, к Новому Году, и т.д.

    15. Выставки детских рисунков по теме:

    «Праздник в нашей семье»;

    «Маму свою очень люблю»;

    «Неразлучные друзья – взрослые и дети»;

    «Папа и я – лучшие друзья».

    16. Фотовыставка «Я и моя семья».

    17. Просмотр видеозаписей из семейных архивов.

    18. Педсовет по теме «Развитие детей в художественно-эстетическом направлении через семейные традиции».

    19.Итоговое анкетирование, мониторинг, анализ        

    III этап - заключительный.

    Срок: апрель - май 2014 года.

    Задача проекта: Систематизировать и представить на итоговом педагогическом совете опыт работы по использованию инновационных технологий в форме доклада. Оценка результатов реализации проекта.

    После обработки данных были получены следующие результаты, подтверждающие эффективность методики:

    Дети знают:

    имена дедушек, бабушек;

    профессии бабушек и дедушек, своих родителей;

    прошлое своей семьи;

    происхождение своей фамилии;

    народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;

    могут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии;

    хорошо ориентируются в генеалогическом древе своей семьи;

    пополнили словарный запас (реликвия, традиция, обряд, и т.д.);

    приобрели представления об общечеловеческих ценностях;

    научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;

    у них развито чувство гордости за свою семью.

    Родители:

    приобрели знания о семейных и народных традициях, праздниках;

    укрепили межсемейные и внутрисемейные связи;

    уважительно относятся к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;

    научились хранить и чтить свои семейные традиции;

    знают свою родословную, минимум до третьего колена;

    знают, откуда произошли их фамилии;

    знают историю своих реликвий;

    знают народные песни, поют их на семейных праздниках;

    научились  организовывать семейные праздники;

    создают видеоархив семейных праздников и традиций;

    собирают копилку семейных реликвий.

    Педагоги:

    расширили знания о народных праздниках, их происхождении;

    пополнили личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;

    разработали планы НОД, бесед для детей, консультации для родителей;

    пополняют словарный запас детей;

     лучше знают семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;

    создают копилку семейных праздников;

    уважительно относятся к семейным реликвиям, интересуются традициям семьи.

    Практический выход

    1. Конспекты непосредственно образовательной деятельности;

    2. Сценарии праздников;

    3. Конспекты сообщений и консультаций;

    4. Презентация проекта и музыкальный фильм по теме для широкого просмотра.

    5.Создание в семьях новых традиций художественно-эстетического направления.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с.
    2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 1998.-242с.
    3. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - N6. - С.57-67.
    4. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.
    5. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.-с.156.
    6. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256с
    7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
    8. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.
    9. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.
    10. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театральной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - N2.
    11. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1983. – 76 с.
    12. Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития дошкольников / Ю.Красный // Искусство в школе. -2003. -N6.- с.17-29.
    13. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников.- М., 2010.
    14. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2010. - 64 с.
    15. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М.Неменский. – М.: Искусство, 1987.
    16. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарев.- М.: Педагогика, 1986.
    17. Ривина Е.К. Зачем знакомить дошкольников с родословной? – М.: Просвещение, 2010.
    18. Соломенникова О.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Составитель Соломенникова О.А./  М.: Мозаика–Синтез, 2006
    19. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Обнинск, 1996.-87 с.
    20. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-N1.-с.35-38.
    21. Художественное творчество и ребенок. -  Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.
    22. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы из педагогического опыта Кокшаровой оксаны Владимировны на тему: "Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетического развития"

    В приложении включены: перспективное планирование; конспекты непосредственно-образовательной деятельности; методы работы с детими по художественно-эстетическому развитию"...

    КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Художественно-эстетической направленности КОНКУРС ЧТЕЦОВ

    предлагаю  конкурс  чтецов, как  одну  из  форм   организации  досуговой  деятельности   дошкольников,  который    дает  каждому ...

    Проект «Развитие семейных традиций – залог активного участия родителей в образовательном и воспитательном процессах»

    Создание системы воспитательной и образовательной работы в группе через совместную полезную деятельность родителей и детей....

    «Развитие речи детей посредством художественно-эстетического воспитания»

    Речь является важнейшей способностью человека. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и неинтересна. Посредством речи мы общаемся, передаем опыт, конструктивно регулируем деятельност...

    "Развитие одаренности ребенка посредством художественно-эстетической деятельности"

    Статья по художественно-эстетическому воспитанию  детей раннего возраста...

    Проект «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания»

    Существует необходимость создания условий, обеспечивающих целостное развитие ребёнка, компетентность его родителей, способность разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с вос...

    Роль народной традиции в художественно- эстетическом воспитании дошкольников

    Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформлении жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом...