МНОГОГРАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГР С ВОДОЙ
статья (младшая группа) на тему

Каминская Анна Сергеевна

Игры с водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogogrannye_vozmozhnosti_igr_s_vodoy.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

МНОГОГРАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГР С ВОДОЙ

Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребенка, они содержат в себе огромный потенциал для всестороннего развития детей. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, способствуя расслаблению, психоэмоциональной разрядке. Поэтому игры с водой для детей являются очень эффективным способом самотерапии.

Кроме того, для малышей, еще слабо владеющих речью, емкость с водой становится проекцией их внутреннего мира, что обеспечивает возможность организовать игровую деятельность с ними, сформировать чувство доверия, принятия и успешности. Таким образом, организация всевозможных игр и манипуляций с водой не только гармонизирует взаимоотношения в паре ребенок – взрослый, но и, в целом, облегчает процесс адаптации детей к дошкольной образовательной организации.

Все игры и упражнения с водой способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, обогащают сенсорный опыт ребенка. А это оказывает стимулирующее действие на речевые центры его головного мозга.

В играх с водой дети учатся осознавать и проговаривать свои ощущения, у них формируется способность к наблюдению и исследовательской деятельности. Это является предпосылкой построения ребенком умозаключений на основе наблюдения и личного опыта, а также развития естественнонаучных представлений об окружающем мире.

Практика показывает, что перенос традиционных занятий с детьми в водную среду обеспечивает несравненно больший воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения. А самое главное, игры с водой делают процесс раннего развития малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ СЕАНСОВ С ВОДОЙ

В работе с детьми раннего возраста ключевое значение имеет предметно-пространственное окружение ребенка. Это то богатство самых разных предметов, с которыми малыш имеет возможность взаимодействовать; то разнообразие событий и явлений окружающего мира, к которым ребенок оказывается причастным. То есть среда создает возможность для активной, свободной и творческой деятельности детей, влияя на органы чувств, сознание и подсознание. Поэтому успешность игровых сеансов с водой во многом обусловлена разнообразием игровых средств и приемов действия с ними.

Для организации Водного царства необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр. Вода должна быть теплой и кипяченой, чтобы не вызвать у детей нарушений в состоянии здоровья и тактильный дискомфорт. Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7–10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.

Желательно, чтобы имелись клеенчатые передники, фартучки, нарукавники или сменная одежда, чтобы дети не боялись намочиться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие полотенца или салфетки.

Игровые средства нужно размещать так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослым, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, полках. После окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

Необязательно покупать специальные игрушки для игр с водой: это могут быть разнообразные материалы и предметы, используемые в быту или сделанные своими руками. Неоценимую помощь в обогащении развивающих средств оказывают сами родители. Тем более что самой привлекательной игрушкой для ребенка является та, которой действовал взрослый.

Несмотря на малый возраст детей, при первых встречах важно познакомить их и сопровождающих взрослых с правилами поведения во время игр с водой. Например, нельзя намеренно выливать воду на пол, нельзя брызгать водой на других детей и взрослых. Усвоить правила поведения в Водном царстве малышам помогает игрушка-посредник, с помощью которой психолог может интересно обыграть ситуации запрета. Игрушка должна быть яркой, интересной детям, удобной в использовании для педагогов, например игрушка бибабо.

Родителям следует выполнять инструкции педагога, стимулировать детей к выполнению предлагаемых упражнений и самим проявлять энтузиазм и заинтересованность в играх с водой. При этом любые, даже незначительные, успехи малышей нужно поощрять, сопровождать позитивным подкреплением, а неудачи воспринимать как естественный процесс развития ребенка.

Рекомендуемое оборудование для игр с водой:

•  пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);

•  предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;

•  стаканчики из-под йогуртов, контейнеры из-под киндер-сюрпризов,  бутылочки  с  крышками,  дырочками  на  дне,  баночки,  мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;

•  совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;

•  сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку; можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);

•  резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.

Описание игр и упражнений с водой

Каждый игровой сеанс начинается с ритуала приветствия (пальчиковые игры «Мы похлопаем сейчас…», «Замок» – как ритуал открывания емкости с водой) и заканчивается ритуалом прощания (пальчиковая игра «Мы похлопаем сейчас…»).

Обозначить игровой сюжет встречи помогает игрушка-посредник Капитошка. Психолог от лица игрушки приветствует детей и взрослых, рассказывает предысторию встречи, вводит малышей в сказочный сюжет игрового сеанса, подбадривает во время выполнения игровых упражнений, поощряет и вдохновляет.

Игра «Подводные сокровища».

На дно емкости с водой выкладывают разнообразные привлекательные предметы. Особый интерес вызывают у детей разноцветные стеклянные камушки разных формы и размера, которые заманчиво переливаются в толще воды и привлекают внимание малышей. Также можно использовать ракушки, пластиковые разноцветные кристаллы, крупные бусины и др. Задача состоит в том, чтобы малыши достали со дна емкости с водой предмет, внимательно рассмотрели его вместе со взрослым и положили в сокровищницу (деревянный сундучок).

Эту игру рекомендуется проводить в начале занятия, заранее подготовив емкость и прикрыв ее крышкой. Дети получают массу положительных эмоций, когда открывается крышка емкости и они получают возможность погрузить ладошки в воду и достать долгожданный предмет!

Игра «Тучки».

К детям приплывают разноцветные тучки (поролоновые губки округлой формы), которые они с помощью родителей погружают в воду, надавливают на них, напитывая водой, потом вынимают и отжимают, изображая дождь.

Игра «Запускаем лодочки».

Дети с помощью родителей опускают ладошки в воду и водят ими туда-сюда, изображая волны, шторм. Создают круговорот: двигают руками по кругу – сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно в одну, другую сторону. Шторм прекратился, и дети с помощью родителей запускают кораблики (коробочки от киндер-сюрпризов), наблюдая, как они плавают. Потом пытаются потопить кораблики, опуская их на дно, но кораблики всплывают. Для того чтобы потопить кораблик,  нужно  заполнить  его  водой,  что  и  делают  дети  с  помощью родителей. Если потрясти не полностью заполненную водой коробочку рядом с ухом, можно услышать, как там плещется вода. Теперь кораблики превратились в подводные лодки, стали тяжелыми, и можно испытать их на прочность во время шторма. Дети и родители, двигая ладошками туда-сюда, образуют волны и наблюдают при этом за подводными лодками.

Игра «Водопад».

Изображаем водопад: набираем в цветной стаканчик воду и выливаем ее в емкость с водой сначала медленно, потом быстро опрокидываем стакан. Наблюдаем, как при этом бурлит вода. Выдаем детям маленькие леечки, проделываем то же самое.

Игра «Рыбаки и рыбки».

Емкость с водой заполняется разноцветными деревянными или пластиковыми шариками (это «рыбки»). Детям (это «рыбаки») выдаются стакан и большая пластиковая ложка (это «удочка»). Необходимо с помощью родителя или самостоятельно вылавливать шарики из воды ложкой и складывать их в стакан. По окончании игры выявляется победитель, наловивший больше всего шариков-«рыбок». В честь него звучат аплодисменты.

Игра «Пузырики».

Детям выдаются разноцветные пластиковые емкости округлой формы с двумя дырочками в разных местах. Родители по инструкции психолога указывают детям на дырочки, помогают взять предмет так, чтобы дырочка оказалась вверху, и опустить предмет на дно емкости с водой. Появляются пузырьки. Если прислушаться, они издают характерный звук. Можно попробовать поймать пузырьки, потрогать их пальчиком. Далее, по инструкции психолога, родители помогают детям поднять уже наполненный водой предмет – из нижней дырочки появляется струйка воды. При наблюдении за струйкой взрослым следует приговаривать: «кап, кап, кап» и побуждать детей говорить то же. Струйки воды можно направлять на внешнюю и тыльную сторону ладошки, на каждый пальчик, вверх по предплечью, описывая при этом ощущения: приятно, щекотно и т. д. Далее можно раскрыть шар на две половинки: получаются емкости с дырочками. В них родители вместе с детьми набирают воду, при этом образуются две струйки воды. Можно рисовать этими струйками на поверхности воды дорожки, окружности и пр. Емкости также можно использовать для переливания воды.

Игра «Фонтан».

Предлагается внимательно следить за тем, как наполняется водой пластиковая бутылка с прорезями (происходит интенсивное бурление): в момент, когда психолог ее поднимает, нужно поймать струйки воды из образовавшегося фонтана. Ловить струйки надо сначала ладошкой, потом пластиковым стаканчиком, в дне и по бокам которого можно сделать прорези. По окончании игры детям предлагается самим сделать фонтан, набрав в стаканчик воды.

Игра «Капитошка».

Участникам игры предъявляется резиновая перчатка (ярко окрашенная, с нарисованной игривой мордочкой). Дети и взрослые при желании могут ее потрогать. Далее перчатка погружается на дно и наполняется водой – Капитошка «оживает». Придерживая край перчатки от вытекания воды, психолог управляет Капитошкой. При этом Капитошка активно двигается, шевелит пальчиками, приветствует каждого ребенка и родителя, предлагает потрогать свои пальчики. Потом Капитошка «сдувается» (вода вытекает из перчатки). Детям вместе с родителями предлагается «оживить» Капитошку, наполняя перчатку водой из пластиковых стаканчиков. Процедуру «оживления» и «сдувания» Капитошки рекомендуется повторить несколько раз.

Игра «Волшебная вода».

Детям и взрослым предъявляется поднос с россыпью ароматизированных и окрашенных в один тон кристаллов морской соли. Детям предлагается взять несколько кристаллов соли, вместе с родителями рассмотреть их и охарактеризовать свойства: цвет, размер, форму, запах, потом опустить кристаллы в воду и потереть их. При этом краска смывается – кристаллы становятся прозрачными. Далее следует оставить их в воде и приступить к другому упражнению. Через несколько минут внимание детей и взрослых снова обращается на кристаллы: «А где же наши кристаллы?». К этому моменту соль растворяется. Варианты объяснения данного явления детям могут предложить сами родители или психолог: волшебная вода озера растворила кристаллы, спрятала, скушала, заколдовала и др.

Упражнение можно повторять при каждой новой встрече, используя кристаллы морской соли разных цвета, формы, размера.

Игра «Льдинки».

Каждому малышу в ладошку кладут льдинку. Дети вместе с родителями наблюдают, как тают льдинки; взрослые помогают описывать происходящее и проговаривать свои ощущения. Другая льдинка погружается на ладошке в воду; можно там ее оставить, понаблюдать, как льдинка растворится в воде. Рекомендуется заготавливать льдинки разной формы (геометрические фигуры, сердечко, яблоко, банан, груша и др.), а также подкрашивать их пищевыми красителями. Это позволяет ненавязчиво учить запоминанию формы и цвета предметов.

Игра «Мой плот».

Дети с помощью родителей опускают ладошки в воду и водят ими туда-сюда, изображая волны, шторм. Создают круговорот: двигают руками по кругу – сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно в одну, другую сторону. Шторм прекратился, и дети с помощью родителей запускают плоты (разноцветные пластины из пенопласта). Для того чтобы плот поплыл, надо на него подуть. По показу психолога родители вместе с детьми дуют на свои плоты, придавая им ускорение. Далее предлагается переправить на плотах груз. В качестве груза можно использовать детали мозаики, маленьких игрушечных человечков, игрушки из киндер-сюрпризов и другие легкие мелкие предметы. Задача состоит в том, чтобы правильно расположить груз на поверхности плота и придать ему ускорение (сильно подуть в нужном направлении).

Игра «Лодочка, плыви».

Дети с помощью родителей опускают ладошки в воду и водят ими туда-сюда, изображая волны, шторм. Создают круговорот: двигают руками по кругу – сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно в одну, другую сторону. Шторм прекратился, и дети с помощью родителей запускают лодочки (легкие пластиковые лодочки с кормой). Малышам вместе с родителями нужно поместить в лодку два груза (любые легкие мелкие предметы, например игрушки из киндер-сюрприза). Важно обратить внимание детей на то, что при помещении груза на одну сторону лодка переворачивается и тонет, а при помещении с двух сторон – устойчиво плывет. Для того чтобы лодка поплыла, ребенок с помощью взрослого может ее подтолкнуть, создать волны, подуть на нее.

Игра «Пенная встреча».

Емкость заранее заполняют водой и делают пену, выкладывают на дно привлекательные для малышей предметы (например, разноцветные камушки, ракушки, крупные бусины и др.). Открыв емкость, детям предлагают познакомиться с новой субстанцией – пеной (если кто-то из детей уже хорошо с ней знаком, его действия и уверенность будут примером для остальных). Взрослые помогают детям пощупать пену пальчиками, набрать ее в ладошки, подуть на нее и порадоваться получившемуся пенному «салюту». Можно намазать пеной носик малыша, положить немного пены на волосы, ручки. Пусть ребенок сделает то же самое в отношении родителя или педагога! Нужно поощрять инициативу детей в экспериментировании с пеной; игра должна сопровождаться положительными эмоциями, исходящими изначально от взрослых!

Потом малышам предлагается опустить ладошки на дно емкости и найти там какой-нибудь предмет, достать его, внимательно рассмотреть и положить в сокровищницу (деревянный сундучок). Особенность игры состоит в том, что дети, по сути, опускают свои руки «в неизвестность» и достают предмет на ощупь, не видя его. Такая игра позволяет преодолевать неуверенность и страхи, способствует развитию тактильной чувствительности, познавательной активности.

Игра «Волшебные огоньки».

В игре используются фонарики для воды в форме свечи (пластиковый корпус в форме таблетки, пластиковый светящийся язычок пламени, работает на батарейках, со стороны дна имеется выключатель).

Можно перед началом игры поместить зажженные огоньки в емкость с водой и прикрыть крышкой. Плавающие огоньки под прозрачной крышкой емкости особенно привлекают внимание малышей (взрослым нужно активизировать эмоции детей, самим демонстрируя интерес и удивление). А возможность взять эти огоньки в руки вызывает у ребят массу положительных эмоций. После того как малыши вместе со взрослыми рассмотрят огоньки, их можно снова опустить в воду, подуть на них и посмотреть, как они будут плавать. Далее родители помогают детям задуть огонек: в тот момент, когда ребенок активно дует на огонек, взрослый незаметно поворачивает выключатель, и огонек гаснет. Это упражнение можно повторить несколько раз.

Игра «Постираем».

В игре используются разноцветные тряпочки разной фактуры, хорошо впитывающие влагу, размером 20 × 20 см. Детям предлагается выбрать себе одну тряпочку, рассмотреть ее. Взрослые обращают внимание малышей на то, что она сухая. Потом предлагается опустить эти тряпочки в воду, поводить ими туда-сюда, вынуть и вместе со взрослыми описать изменения (волшебные превращения): тряпочка стала тяжелее, с нее капает вода, изменился цвет и др. Малышам предлагается спрятать тряпочку в ладошку, крепко-крепко сжать ее, тем самым отжимая лишнюю влагу. Упражнение с намоканием и отжиманием тряпочки повторяют несколько раз. После этого дети расправляют свои тряпочки, вместе со взрослым вешают их на веревку, выбирают несколько прищепок и закрепляют влажные тряпочки на веревке.

Игра «Крышечки».

Детям раздают воронки (обрезанные пластиковые бутылки с безопасными краями среза). По показу психолога малышам предлагается набрать в них воды и посмотреть, как быстро она вытекает. После этого детям выдают разноцветные крышечки с разным количеством дырочек. Задача состоит в том, чтобы вместе с родителями завернуть крышечку; можно потренироваться в закручивании и откручивании крышечки, пока малышу не надоест. После этого нужно набрать в воронку воду и понаблюдать за струйками воды. Далее детям выдают другую крышечку и предлагают повторить упражнение. Малыши по предложению взрослых могут поменяться крышечками и продолжить экспериментирование.

Для активизации интереса и положительного настроя к играм с водой перед игровым сеансом предлагается просмотр (2–3 минуты) диафильма «Подводный мир». Используется оборудование для темной сенсорной комнаты: проектор с ротатором «Солнечный», диск «Подводный мир», экран.

Организация свободной игровой деятельности на улице с использованием специального оборудования для игр с водой – наборы со шлюзом и портом «Акваплей», разноцветные пластиковые стаканы, разноцветные стеклянные камушки округлой формы, некрупные фигурки людей и животных, лодки и плоты.

Виды упражнений: накачивание воды насосом, вращение водяной мельницы, работа со шлюзами, управление подъемным краном, погрузка и разгрузка камушков в машины или лодки, управление машиной, наблюдение за плаванием лодки или плота, погружение в воду и вынимание камушков, переливание воды из одной емкости в другую, элементы ролевой игры с человечками и животными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что такое патриотическое воспитание? Многогранность чувства патриотизма»

   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением, на мой взгляд, становится патрио...

Система социального партнерства ДОУ - фактор успешного формирования многогранной личности будущих первоклассников

Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующаа с немалым числом организаций,предприятий,учреждений. Социальное партнерство в дошкольном образовании можно рассматрива...

"Многогранная Россия"

Данная разработка окажется полезной воспитателям ГБДОУ. В рамках занятия дети  в интересной, творческой форме знакомятся с двумя  народами, проживающими на территории России: чукчами, татара...

Многогранность загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок

Загадки — необходимый атрибут дошкольного детства, c помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову, но и развивать мышле...

Проект сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста " Многогранный мир песка"

Многогранный мир песка. Цель проекта: Разработка и апробация программы сенсорного развития детей младшего  дошкольного возраста, по трем направлениям работы (работа с детьми, родителями, пед...

конкурс "Многогранье"

Вместе с осенью....