Познавательное занятие в старшей группе "Домовой"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Неборская Ирина Николаевна

Знакомим детей с русским народным поверьем (домовой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docxdomovoy.docx117.79 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект занятия в старшей группе «Домовой»

                                                     автор – составитель: Неборская. И.Н

                                                             воспитатель МБДОУ №8»Солнышко»                      

                                                             п.г.т. Тяжинский, Кемеровская область.

Задачи:

1.Познакомить детей с русским народным поверьем (домовой).

2.Учить детей отгадывать загадки.

3.Закрепить знания детей в последовательном раскладывание предметов.

4.Уметь узнавать деревья по внешнему виду ветки, листве, запаху.

5.Воспитывать интерес к быту русского народа.

(заходим в комнату, там на пороге лежит какой – то предмет)

Вос-ль:  Ой, что – то лежит у порога. На всякий случай обойдём его,

 не задевая.  (берёт лапоть в руки)

                 Дети рассаживаются на скамейках.

Вос-ль:  Дети, как вы думаете что это?

 -Кто же подбросил его нам?

 -Может Золушка убегая с бала?

  Но у Золушки была маленькая ножка, а этот лапоть на большую лапу.

  У золушки – ножка, а лапоть на лапу.

  Наверно, потому и лаптем эта обувь зовется, что на лапу надевается.

  Какой же сказочный герой мог забыть здесь лапоть?

             (Баба Яга, Леший, Кикимора).

Вос-ль: Ребятки, раньше в старину была чудесная примета про лапоть.

  Клали лапоть на пороге дома от нечистой силы и злых духов.

  Значит ,и нас кто то решил уберечь от них!

  Только вот кто?

  Отгадайте загадку.

  Он за печкой жил

  С ребятишками дружил,

  Он хозяйке помогал,

  Всех гостей он развлекал

  Он за печкою сидит

  Иногда слегка ворчит

  А вообще он удалой,

  Самый лучший в мире…(домовой)

       (За стеной раздаётся стук и топот).

Вос-ль: Так и есть домовой. Подслушивает нас. Видеть его никто – не видел,  а вот слышать – слышали... (опять стук)

Слышит, он нас слышит.

Любезный домовой позволь рассказать о тебе ребятам(раздаётся перезвон колокольчиков)

Вос-ль: Дети, знаете, перезвоном колокольчика он даёт нам знать, что можем     говорить о нём.

Вос-ль: Так вот. В народе считают, что домовой живёт в каждом доме, в каждом семействе. Ни какой дом не стоит без домового. Он и правду настоящий хозяин дома, хранитель – покоритель его. Оберегает, следит за порядком, чтоб мир был в доме, ни кто не ссорился, не бранился. А если ссорятся, он начинает сердиться, шумит, скрипит половицами. Очень не нравиться ему, когда дети капризничают или вещи разбрасывают повсюду. Тогда он их прячет. Дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё клали на свои места. В народе считают, что домовой похож на седого, косматого мужика. Неуклюжий, всклоченный, хитрый, но не злой. Может появиться в облике своих любимых животных; то кошкой прикинется, то коровой, то петухом. Ещё в народе считают, что живёт домовой за печкой, или у порога. Чердаки любят, углы. В старину, когда семья в новый дом переезжала, из печки брали уголёк, клали в лапоть  и перевозили на новое место со словами;»Пожалуй к нам, дедушка – соседушка на новое место» и добавляли: Дедушка – соседушка, будь добр и ласков к нам».Первой в новой дом запускали кошку – для домового, чтобы задобрить его. Да ещё подарками задабривали –цветными лоскутками, монетками, блёсками, мишурой, играми.

Ребятки давайте нашего домового задобрим, поиграем с ним в игру «Мышка»

Мышка, мышка                        

Серая кубышка,

Продай теремок,

Продай невысок,         (мышка стоит в центре круга, дети на стульчиках по

За ложку, плошку,         кругу, после пения все меняются местами. Кто

Палку,мялку                  Кто останется без места, становится мышкой).

Горшки, и крышки

Еловые шишки.

Вос-ль: Наверное, в нашей комнате домовой поселился в углу за сундуком: сидит там невидимый, незримый и наблюдает за нами, слушает, молчит…ни звука.

Ни- как задумал что?

Уж больно он любит удивлять всех, особенно загадки загадывать. И за сундуком их прятать.

Ну-ка, давайте заглянем за сундук?(корзина с разноцветными узелками)

Вос-ль: Дети посмотрите корзина с разноцветными узелками.

1.Развернём первый узелок?

    Посмотрите! Обвёртки о конфеток.

   Наверное, домовой хочет, чтобы мы угадали по этим предметам,

   что он  любит.

Так это очень простая загадка – сразу понятно, что он сладкоежка.

Однако обратите внимание: Обвёртки не простые. На них нарисованы сюжеты сказок.

Давайте назовём что за сказки?(ответы детей)

                    (раздаётся перезвон колокольчика)

Вос-ль: Мне кажется, он доволен вашими ответами. Кто скажет почему?

              Правильно раздался перезвон колокольчика.

Вос-ль: Теперь посмотрим, что в следующем узелке.

         (В узелке мелкие игрушки или картинки)

  Посмотрите, все животные – домашние. Это не просто животные, а ответы

  на  загадки. Подумайте, пожалуйста. И так...

     1.С бородой, а не старик

        С рогами, а не бык.(Козёл)

     2.Хвост крючком, рыло пяточком.(Свинья)

     3.Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

       Ночью распевает, время считает.(Петух)

    4.Не говорит, не поёт.

       А кто к хозяину идёт, она знать даёт. (Собака)

    5.Возле печки греется

       Без водички моется,(Кот)

    6,Спереди двора

       Стоит копна,

       Спереди вилы

       Сзади метла.(Корова)

Вос-ль: Слышите перезвон колокольчика, значит правильно мы отгадали загадки.

Молодцы. Но это не всё. Вот ещё один узелок. Давайте посмотрим, что в нём.

Здесь записка ,а в ней написано, что домовой очень любит когда в доме чисто. И у него есть любимый предмет. Отгадайте какой?

     -Он по горнице гуляет

    - Пыль и мусор собирает.(Веник)

     -Правильно веник.

 Вот вам веник, разберите его по веточке, да назовите с какого дерева

  веточка.

 Молодцы справились, слышите, домовой доволен.

А ещё домовой очень любит с ребятишками играть, в этом узелке игра;  называется она «Аюшки»

   -Дети (кричат)-Кузя!

   -Кузя - Аюшки

   -Где ты был?

   -У бабушки.

  -Что принёс?

  -Оладушки.

  -Где они?

  -Под лавочкой.

  -Экий, ты Кузя чудак!

  -А вы детки как?

  -А мы оладушки на стол положили да и съели.

  -Ладно, в другой раз так и сделаю.

  -Кузя - Аюшки.

  -Где ты был?

  -У бабушки.

  -Что принёс?

  -Сапожки.

  -Где они?

  -А я сделал, как вы велели на стол составил и съел.

  -Экий ты Кузя чудак.

  -А вы детки как?

  -А мы сапожки на полочку поставили.

  -Ладно, в другой раз так и сделаю.

Вос-ль: А вот ещё один узелок.

   Есть у домовёнка загадки, и они все здесь, в комнате.

   Как их отгадать?

   Я буду вам их читать, а вы смотрите внимательно отыскивайте.

1.Всех кормлю с охотою, сама без ротая. (Ложка)

2.Каждому кто придёт и уйдёт руку подаёт.(Дверь)

3.Под одной крышей четыре братца живёт?(Стол)

4.Пока её за ручку рукой не возьмёшь,

   Ни из дома не выйдешь,

   Ни в дом не попадёшь?(Дверь)

5.Стоят кони на приколе

   Не пьют, не едят, а весёлые стоят.(Окна)

6.На стене висит, болтается

   За него всяк хватается.(Полотенце)

7.Стоит толстячок

   Подбоченивши бочок

   Шипит и кипит.(Самовар)

Мы с этим узелком мы разобрались.

А ещё домовой любит, когда в доме пахнет едой, хлебом.

Вот в этом узелке игра «Что сначала, что потом»

Домовой хочет знать, знаете ли вы откуда хлеб пришёл?

Это бал последний узелок. Больше загадок нет. Домовой молчит, не звенит, и не стучит. Притих. Наверное, что-то замышляет. Не появились за сундуком новые загадки? Нет, не появились. Но зато в самом сундуке спрятан какой – то предмет .Как мы раньше не заметили?

Видно не хочет нас отпускать. Посмотрим что там?

Да в узелке подарки. Это всё вам ребятки.

Что мы должны сказать домовому?

Правильно: благодарим тебя, наш добрый домовой.

Досвидание. (Под перезвон колокольчика, дети покидают группу)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»

Конспект познавательного занятия в средней группе  «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

Интеграция двигательной и познавательной деятельности через тематическое физкультурно-познавательное занятие.

Современные требования к образованию дошкольников предполагают интеграцию различных видов деятельности.Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования являетс...