Музыка и сказка
статья на тему

Значение музыки в сказке для детей с ОВЗ. Из опыта работы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_skazka.docx23.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыка и сказка»

(роль  музыкально - театрализованной деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья)

   Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни. Особый интерес представляет развитие воображения и творчества у детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Художественная деятельность является важнейшим источником приобретения детьми нравственного и эстетического опыта. Она оказывает непосредственное влияние на чувства, развивая и обогащая их. Эмоционально насыщенная, она даёт выход детской жизнерадостности, фантазии, позволяет творчески выражать себя.

  Целенаправленная  педагогическая работа обеспечивает не только коррекцию, но и предупреждение многих вторичных отклонений в развитии детей. Разыгрывание мини спектаклей, инсценировок – одна из форм коллективной деятельности, где дети свои личные интересы подчиняют общим интересам, вносят свою частичку в общее дело, видят совместный выход.

   Изучение особенностей воображения старших дошкольников и школьников с ОВЗ приводит к выводу, что в этот период имеются широкие  возможности для развития творческого воображения детей в связи с формированием таких психоневрологических новообразований, как произвольность, внутренний план действия, рефлексия, фантазирование, воображение. Важным психологическим фактором развития воображения могут выступать потребности, интересы, мотивы, образное видение действительности, окружающей среды, восприятие музыки.

     Основным направлением музыкально - коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у детей с ОВЗ является:

    1. Формирование  интереса к творческой музыкальной театрализованно – игровой деятельности.

    На этом этапе работы важно вызвать у воспитанников положительное отношение к музыке, театру. Желание играть и участвовать в разных видах театральной музыкальной деятельности: играх – драматизациях, музыкальных играх – инсценировках, песнях – инсценировках, танцевальной деятельности, включаться в творческую деятельность совместно со взрослыми.

    Необходимо работу начинать с приобщения детей с ОВЗ к театру. На занятиях и в часы досуга знакомить со сказками, инсценированными в настольном плоскостном театре и на фланелеграфе, смотреть выездные спектакли: как кукольные и актёрские, так и музыкальные.

    На основе впечатлений от просмотра спектаклей с детьми необходимо проводить беседы на темы: «Что такое театр?», «Какие бывают музыкальные театры?». Проводить беседы на темы: «Кто такие режиссеры?»,«Кто такие хореографы?»,«Кто такие балетмейстеры?», «Кто такие актёры?», «Как актёры передают образ?». Проводить беседы по просмотренным спектаклям, вспомнить  сюжет спектакля, главных героев, кто положительный и отрицательный герой, что хорошего сделал тот или иной герой, как

нельзя поступать и почему?

     На всех этапах формирования детского творчества важная роль принадлежит педагогу – музыканту. Для более успешного решениях музыкальных, коррекционных, образовательных, воспитательных задач необходимо установление личного контакта с каждым ребёнком.

2. Обогащение эмоционально – чувственного опыта.

   Основой для развития воображения, творческого проявления ребёнка является накопление и обобщение жизненных  впечатлений, наличие достаточного эмоционально – чувственного и художественного опыта.

    На данном этапе важно расширить кругозор детей за счёт увеличения объёма информации; обеспечить усвоение содержания сюжетов сказок; действий персонажей; понимание характерных особенностей их образов, приёмов выражения в пении, в образных движениях  под музыку, сформировывать умение целостно видеть воображаемый сюжет и образ.

   Для закрепления знаний сюжетов, действий, речевого материала необходимого для проведения  в  драматизированном варианте, необходимо закреплять их в различных видах  детского театра: (би-ба-бо, в плоскостном настольном или на фланелеграфе).

   Другой формой развития активного восприятия и обогащения эмоционально – чувственного опыта – это эмоциональное чтение сказки, прослушивания музыкальных сказок с последующей беседой и показом к ней иллюстрации, которое заранее планируется. Необходимо для этого подобрать уточняющие вопросы, которые помогли бы детям  понять основной смысл сюжета, высказать своё отношение к героям.

   Формирование образного видения способствуют серии игровых заданий:

   Задание 1: «Угадай кто это»

Цель: учить составлять образ персонажа по детали костюма.    

   Задание 2: «Узнай героя сказки»

Цель: учить определять образ персонажа  по названным признакам.  

   Задание 3: «Угадай эпизод сказки»

Цель: учить узнать и рассказывать эпизод сказки по опорным словам.

   Задание 4: «Сложи иллюстрацию сказки из разных картинок»

Цель: учить составлять целую воображаемую картину – эпизод одной из знакомых сказок.

   При рассматривании иллюстрации, эпизода сказки, который составил ребёнок нужно объяснить ему, что на картинке художник передаёт настроение героя, его чувства (радость, испуг, удивление), которые выражены в мимике и пантомике (жесте, позы), которые можно передать речью, пением, движением под музыку.

    Музыка в сказке занимаем важное место. Музыка в силу своего эмоционально – образного начала помогает увидеть воображаемый образ и ситуацию, почувствовать характер воображаемого.

   Задание 5: «Узнай и опиши по музыкальному фрагменту образ персонажа или эпизод сказки»

Цель: учить узнавать по музыкальному фрагменту образ персонажа, эпизод сказки.

3. Овладение в доступной форме элементами техники и средствами интонационно – пластической выразительности.

    Для того, чтобы ребёнок свободно проявлял себя в творчестве, он должен владеть элементарной техникой внешнего воплощения образа, способами пластической и интонационной выразительности в театрально – игровой деятельности.

   Задание 1: «Передача образа голосом»

Цель: формировать умение передавать характерные особенности образа персонажа при помощи речевых интонаций в монологах, диалогах, песнях.    

   Задание 2: «Театрализованная  игра»

Цель: формировать умение передавать образ с помощью невербальных действий (пантомимика, образные движения под музыку).

4. Развитие комбинаторных способностей детей.

    Развитие комбинаторных способностей, обеспечивающих ребёнку возможность создавать новые образы.

    На этом этапе работы активизация творческого воображения осуществляется путём создания установки на новые способы действий (придумай, измени, найди) На этом этапе необходимо учить детей, чтобы они изменяли сюжет, создавали свой замысел. Вся эта работа проводится с поддержкой взрослого через использование метода фантастических гипотез( «что было бы если…»), через включение в знакомый сюжет новых персонажей или персонажей других сказок, через «оживление» неодушевлённых предметов, растений, «Уменьшение», «увеличение» в размерах героев и т.д.

Задание 1: «Передай движениями под музыку сюжет заданного мини – рассказа»

Цель: учить создавать образ, сюжет с опорой на музыку.    

   Задание 2: «Придумай действие и «оживи» позу»

Цель: учить создавать образ  и внешне выражать его невербальными действиями.  

   Задание 3: «Изобрази игрушку»

Цель: учить вообразить игрушку, невербальными действиями изобразить её.  

   Задание 4: «Придумай и продолжи»

Цель: учить придумывать вариант продолжения игровой ситуации, начатой взрослым, и показать его действиями.

Задание 5: «Придумай и покажи мультфильм»  (с опорой на мелкие игрушки и тему)

Цель: учить оперировать имеющимися образами, представлениями, придумывать сюжет и демонстрировать его в настольном театре.    

   Задание 6: «Придумай сказку и покажи её на фладелеграфе»

Цель: учить составлять сказку по опорным словам и показать её на фланелеграфе.  

   Задание 7: «Придумай танец для персонажа»

Цель: учить составлять танцевальную композицию из знакомых танцевальных  характерных движений.  

  Задание 8: «Придумай песню на определённый  звук или слог (о, у, а, ля, ры и т.д.) для персонажа»

Цель: учить исполнять песню на определённый звук или слог передавая образ персонажа.  

 Задание 9: «Помоги красной шапочке»

Цель: развитие комбинаторные способности детей, учить  изменять знакомый сюжет сказки.    

   Задание 10: «Измени сказку»

Цель: формировать комбинаторные способности детей с помощью метода «фантастических гипотез» в соответствии с новой музыкой.

  Характерной способностью воображения детей  ОВЗ низкий уровень развития комбинаторных способностей. Деятельность воображения у них сочетается с подражательностью. Дети испытывают сложность как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, так и созданием собственных замыслов и их реализации.

   Не все дети могут ставить себя на позиции других, представлять себя тем или иным персонажем. Передача образов персонажей в театрализованных играх характеризуется недостаточной эмоциональной окрашенностью, схематичностью, При выполнении задания творческое воображение детей с ОВЗ нуждаются в разных видах помощи взрослого. Не смотря на это надо стремиться обеспечить возможность развития такой важной психической функции, как воображение. Доя этого материал можно брать знакомый легкий для понимания детей, воображаемые образы должны быть хорошо знакомы детям (весёлые мишки и мишка – топтышка, зайчик  - побегунчик, шалунишка и зайчик – лентяй, трусишка, музыкант и т.д. Давать для оживления предметы находящиеся вокруг нас: осенние листочки, легкие снежинки, красивые цветочки и т.д., используя при этом разные атрибуты (цветы, листочки, султанчики, палочки и т.д.), музыкальные инструменты.

   Важным фактором является создание атмосферы увлечённости, в то же время выдержки, терпения и доброжелательности, эмоциональный настрой, показ перспектив совместной деятельности, проявление интереса к успехам детей, создание психологического фона радости и одобрения через проведение бесед, показ товарищей, что способствует снятию страха, зажатости, а также использование педагогом всех имеющихся вербальных и невербальных средств общения (мимика, жест, пантомимика, выразительность речи, пения, движения, танцев).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская филармония для детей старшего дошкольного возраста "Музыка и сказка"

Данный концерт был проведен в ноябре 2011 года в стенах МБДОУДОД ДШИ№4 для воспитанников близлежащих детских садов. Филармония раскрывала очень близкую дошкольникам тему: сказки, мультфильмы, песни и ...

Тематическая разработка "В мире музыки и сказки"

Педагогическое мероприятие из системы музыкально-игровых сценариев "Ручеек радости"Видеоролик к данному занятию можно найти в разделе "Видео"...

Музыкальное занятие "Музыка и сказка"

      Проект «Музыка и сказка» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Основная цель проекта научить ребенка воспринимать и тонко чувствовать музыку.   ...

Тематическое занятие по слушанию музыки симфонической сказки С. Прокофьева "Петя и волк".

Знакомство с тембрами музыкальных инструментов симфонического орекстра...

"Музыка рассказывает сказки"

Продолжить знакомство детей с первичными жанрами музыка (песня, танец, марш, их характерными особенностям. Дать представление детям о том, что песня, танец и (или)  марш встречаются в других прои...

Открытое интегрированное мероприятие в рамках образовательной области «Музыка» - «Белая сказка зимы»

Открытое интегрированное мероприятие  в рамках образовательной области    «Музыка» - «Белая сказка  зимы»Музыкального руководителя МБДОУ ЦРР – Д\С №70 «Светлячок»Станиславской...