Проект сюжетно - ролевая игра «Юные поварята».
проект (младшая группа) на тему

Борисова Екатерина Владимировна

Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении.                      

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Через сюжетно - ролевые игры ребенок познает мир, учится общению, готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. В игре у ребенка интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. Общения дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовать совместные планы.              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_syuzhetno-rolevaya_igra_povar.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Морошка»

Проект

ТЕМА:

Сюжетно-ролевая игра «Юные поварята»

Воспитатель: Борисова Е.В.

с.п. Куть-Ях , 2016г

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается  живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»  В.А. Сухомлинский.                      

   Актуальность.                                                                                                                                                                   Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении.                      

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Через сюжетно - ролевые игры ребенок познает мир, учится общению, готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. В игре у ребенка интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. Общения дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовать совместные планы.              

 Сюжетно - ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.                                                                                                                                             В сюжетно – ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того  игра, является надежным диагностическим средством психического развития детей.  К трем годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры- умение осуществлять разнообразные условные игровые действия.  

Проектная идея.                                                                                                                                                                   Сформировать основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий в процессе разработки совместного проекта.                                                                                                                                                      Проблема.                                                                                                                                                                                 Дети  имеют недостаточных  знаний, представлений об игре.                                                                                    Цель.                                                                                                                                                                                               Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов. Способствовать возникновению ролевого диалога, обогащать представления о профессии врача.                                                                                                                                   Задачи.                                                                                                                                                                                   - Способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.                                                                                                                          - Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.                                                                                                                          

- Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.                            

- Воспитывать интерес к игре.                                                                                                                                                   Проект: познавательно - творческий, игровой.                                                                                                               Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель, родители.  

Тип проекта: краткосрочный  (1 неделя).                                                                                                                                

Предварительная работа:                                                                                                                                                  Рассматривание иллюстраций «Повар».

Беседа с детьми о том, как они помогают своим мамам на кухне;                                          

 Рассказы детей о том, что нового узнали о профессии повар.                                                                          Этапы  проекта:                                                                                                                                                                                        

 1 этап Поисковый.

Цель:

Дать представление детям о профессии повара.

Задачи:

1. Познакомить с профессией повар, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками.

2. Закрепить знания о столовой посуде.

3.Воспитывать уважение к труду.

 2 этап Аналитический.

Разработка проекта:

1.Создать развивающую среду:

  • пополнить уголок «кухня». Внести атрибуты: фартуки, посуду, овощи, фрукты.
  • внести дидактические и настольные игры: «Профессии»; «У кого что?»; «Собери картинку из кубиков»; «Кто что делает»; «Чудесный мешочек».
  • пополнить библиотечку книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе».
  • оформить альбом «Стихи о поваре».

1. 2. Организовать непосредственно образовательную деятельность:

  • Социально – личностное развитие, знакомство с профессией повар.
  • Речевое развитие – рассматривание картины повар.

Продуктивная деятельность (лепка из соленого теста), «Хлебобулочные изделия».

 

1. 3. Совместная деятельность воспитателя с детьми:

  • экскурсия на кухню,
  • беседа о поваре,
  • рассматривание картин, иллюстраций,
  • чтение художественной литературы,
  • дидактические и настольные игры,
  • сюжетно – ролевые игры: «Готовим борщ», «Приглашение в гости», «Готовим компот для куклы Кати»,
  • пальчиковые игры « Салат», «Капуста»
  • разучивание стихотворений о поваре,
  • беседа о овощах ,
  • отгадывание загадок о посуде, овощах и фруктах.
  • Рассказ детей «Как готовит моя бабушка».

4.Самостоятельная деятельность детей

  • рассматривание картин, иллюстраций,
  • раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты», «Посуда», «Все работы хороши».
  • настольные и дидактические игры « Профессии», «Овощи – фрукты», «У кого что», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек».
  • сюжетно – ролевые игры: « готовим борщ», «приглашение в гости», «готовим компот для куклы Кати».

1. 5. Взаимодействие с семьёй. 

  • совместное изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Повар»
  • шитье фартуков, шапочек.
  • Подборка стихов о профессии повар.

3. Практический

Формы работы

Содержание

1. НОД.

1. (речевое развитие). Рассматривание картины «Повар»

2. Социально – каммуникативное развитие. Знакомство с профессией «Повар».

3. Продуктивная деятельность

( лепка из соленого теста) «сдобные изделия»

2. Совместная деятельность

с детьми в режимных моментах.

1. Игровая деятельность. Сюжетно ролевые игры: «Готовим борщ», «Приглашение в гости», «Готовим компот для куклы Кати».

2. Дидактические и настольные игры «Профессии», «У кого что?», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек».

3. Экскурсия на кухню.

4.Разучивание стихотворений о поваре.

5. Рассказ детей «Как готовит моя бабушка».

6. Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть?», К. Чуковский «Федорино годе», Б. Заходер «Все работы хороши».

7.Отгадынивае загадок об овощах, фруктов, посуде.

8.Пальчиковые игры «Салат», «Капуста».

3. Самостоятельная

деятельность

1. Раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты», «Посуда», «Все работы хороши».

2.Настольные и дидактические игры «Профессии», «У кого что?», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек».

3. Сюжетно – ролевые игры «Готовим борщ», «Приглашение в гости», «Готовим компот для куклы Кати».

4. Взаимодействие с семьёй.

1. Совместное изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр.

2.Шитье фартуков.

3. Подборка стихов о профессии повар.

4 этап Презентация проекта.

1. Выставка из соленого теста «Сдобные изделия».

2. Представление альбома «Стихи о поваре».

3. Сюжетно – ролевая игра «Готовим праздник для куклы Кати».

   5 этап – заключительный.                                                                                                                                              Внедрение в самостоятельную деятельность основного процесса путем наблюдений и игр.                                                                                                                                                                                       Результат нашего проекта:                                                                                                                                                       - Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр сюжетно – ролевую игру «Повар» с большим интересом и успехом играть в нее.                                                                              

Список литературы:

  1. Баркон А. Практическая психология для родителей. Москва, «Просвещение», 2001 г.
  2. Бондаренко А.К.; Матусик А.И. Воспитание детей в игре. Москва, «Просвещение», 1983 г.
  3. Гомонов А.С.  Психическое и физическое развитие ребенка от трех  

         до пяти лет. Москва, «Просвещение», 2001 г.

  1. Монина Г.; Мотова Е. Проблемы маленького ребенка. Москва, «Просвещение», 2000 г.
  2. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А.  Организация сюжетной игры в  детском саду. «Учебный центр им. Л.Венгера». Москва, «Развитие», 2000 г.
  3. Методические указания к "Программе воспитания в детском саду". Под  Редакцией Шустова А.И., издание 3, переработанное. Москва,    «Просвещение»,1975 г.
  1. Недоспасова В.А. Растем играя. Москва, «Просвещение»,2003 г.
  2.   Деркунская, В.А.  Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в

          игре; В.А.Дергунская. - М.: Педагогическое общество России, 2005 г.

  1. Дергунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое соправождение сюжетно – ролевых игр дошкольников. Учебно методическое пособие. - М.: Центр педагогического сопровождения, 2015.-144 с.
  2.  Скоролупова, О.А. Играем?  Играем!!!   Педагогическое руководство

          играми; О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. – М.: «Издательство

          Скрипторий» 2003, 2006 г.

Приложение 1.

Стихи о профессии «Повар» Б. Заходер.

Повара.

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого:

Это раз – и готово!

(Если мама готовит обед.)

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами,

И тогда

(Не пойму, в чём секрет!)

Очень

Трудно

Готовить

Обед!

******

Повар, повар, поваренок!

Молодёнок, удалёнок!

Повар скалкою стучал,

Повар миской громыхал,

Ложки, вилки разбирал

Да кастрюли наполнял.

Повар ноченьку не спал-

Званый ужин накрывал,

Всех гостей он созывал,

Вкусным блюдом угощал.

Гости ели, пили,

Повара хвалили,

Котлы опустошили,

Домой укатили

А повару оставили

Лишь посуду разбирать –

Ложись, бедняжка – кулинар,

Не кушавши в кровать!

*****

Чашки, ложки, поварёшки,

Искупалися матрёшки,

Бульк!

*****

Дайте повару продукты

Мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель… И тогда

Ждёт вас вкусная еда.

*****

Повар Вася очень ловко

Чистит ножиком морковку.

Сыр на крупной тёрке трёт.

Взад – вперёд да взад – вперёд.

Суп мешает поварешкой

И толкушкой мнёт картошку

Режет ножиком укроп,

Вжик – вжик – вжик и в миску оп!

Получилось вкусно чтобы,

Лично с блюд снимает пробы.

Всё посолит, поперчит

И горчицей погорчит.

*****

А у нас сегодня в группе

Будет новая игра!

Все девчонки – поварихи,

А мальчишки повара.

Мы халатики наденем

Колпаки на головах

И кастрюльки с черпаками

Разложи ли на столах

Наши кубики – картошка

А морковка – карандаш.

Даже мячик станет луком

Будет вкусным супчик наш

Всё посолим, помешаем,

По тарелкам разольём.

Кукол весело посадим

И накормим перед сном.

Мы сегодня поварихи,

Мы сегодня повара.

Но тарелочки помоем,

Ведь закончилась игра.

Приложение 2.

Игровая ситуация «Угощение»

Цель. Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Игровой материал. Предметы-заместители, игровая посуда, игрушечные собачки.

Подготовка к игре. Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Помощники».

Игровые роли. Повар.

Ход игры. Воспитатель может использовать разные варианты игры в зависимости от того, на что направлены

игровые действия.

1-й вариант. Действия педагога направлены на детей.

Педагог спрашивает у ребят: «Кто хочет играть со мной? Приглашаю играть всех. Сейчас я буду печь вам булочки. Испеку булочки – буду вас кормить. Видите, у меня много теста в кастрюле». Показывает большую детскую кастрюлю, наполненную деталями строительного материала – желтыми или красными полусферами). «Булочек много получится, всем хватит. Садитесь вот сюда, на ковер, отдыхайте, а я буду готовить». Воспитатель рассаживает детей так, чтобы им были видны его действия. «Возьму большой лист (крышка коробки от настольно-печатной игры). Буду класть на него булочки. Эту булочку делаю Валюте (берет из коробки одну детальку, производит круговые движения, напоминающие скатывание шарика, и кладет ее на «лист»). Покатаю, покатаю тесто, готова булочка для Вероники. А эту булочку сделаю для Кирюши (называя имена детей, педагог удерживает их внимание на себе). Вот и все. Никого не забыла. Всем булочки сделала. Теперь их можно печь в духовке». Помещает «лист в духовку» и тут же его вынимает. «Все булочки уже испеклись» (ставит лист на стол, нюхает булочки). «Как вкусно пахнут. Сейчас понарошку попробую одну». Воспитатель показывает, как это надо делать в игре, говорит, что они вкусные, сладкие. Затем угощает каждого ребенка. Спрашивает детей, понравились ли им булочки.

В заключение воспитатель переключает детей на самостоятельную игру: «Вы наелись и напились, а теперь идите играть с игрушками».

2-й вариант. Игровые действия детей направлены на воспитателя.

Воспитатель предлагает детям: «Давайте, ребята, будем играть». Количество детей, участвующих в игре, может быть любым. Можно играть со всеми детьми или только с теми, кто подойдет к воспитателю. «Я как будто пришла с работы. Устала. И голова что-то болит. Не могу, даже приготовить себе еду. А есть очень хочется. Кто мне, ребятки, приготовит что-нибудь покушать?». Ребята отзываются на просьбу воспитателя. «Посмотрите, сколько у меня продуктов, целый ящик. Что же вы мне приготовите? Вот в ящике лежит капуста и морковка (показывает муляжи овощей). Можно суп вкусный сварить. Я знаю, Даша умеет суп варить. Дашенька, сваришь мне суп? Вот тебе овощи: капуста и морковка. Вот плита. А кастрюльку сама найдешь, ладно? Саша, сваришь мне картошку? А кто еще будет варить мне картошку? А сколько здесь ягод?! Хороший компот получится! Кто сварит мне компот?».

После этого педагог помогает каждому индивидуально приготовить «еду», показывает детям не более одного двух игровых действий по приготовлению еды.

Затем воспитатель продолжает: «У кого готова еда, может меня покормить. Я уже руки вымыла и за стол села». «Что же ты, Дашенька, мне приготовила? Суп? Наверное, очень вкусный. Можно я попробую? Налей мне, пожалуйста, тарелочку супа. Ой, как вкусно. Суп с морковкой, с капустой. Объедение! Я еще хочу съесть одну тарелку супа. Можно? Спасибо тебе, Дашенька, большое-пребольшое. Ты сварила очень вкусный суп». Неважно, если эта процедура затягивается и остальные дети ждут своей очереди кормить педагога. Наблюдение за действиями воспитателя и действиями детей, игровое общение очень интересно им. Оно, несомненно, обогатит их опыт.

После кормления воспитатель выражает благодарность всем детям: «Какие молодцы — меня накормили. Я отдохнула, наелась. Да и голова перестала болеть. Ну, вот, а теперь можно и повеселиться. Хотите потанцевать?» (дети вместе с воспитателем танцуют под музыку).

Воспитатель побуждает детей к самостоятельному принятию игровой цели: «Ой! Что-то я потанцевала и опять есть захотела. Кто меня еще покормит? А чем ты меня будешь кормить?» Вновь повторяется процедура кормления и выражения благодарности.

Затем воспитатель завершает игру: «Я уже так наелась, что не могу съесть всю кашу, которую ты сварил, Федор. Еще половина кастрюли осталась. Покорми кашей зайку. Он уже прибегал ко мне, узнавал, кто варил кашу». Педагог может предложить детям заняться другим видом деятельности, дает им, например, карандаши и бумагу и т. п.

3-й вариант. Игровые действия детей направлены на игрушки.

Воспитатель включает детей в игру: «Ребятки, идите скорее все сюда. Посмотрите, кто к там прибежал». Показывает собачек и предлагает познакомиться с ними, погладить. «Слышите, как они скулят. Давайте спросим у собачек, может быть, они хотят есть».

Оказывается, что они действительно голодны.

После этого педагог «успокаивает» собачек. Рассказывает им, какие вкусные супы, каши и прочее могут варить наши дети. «Не волнуйтесь, собачки. Видите, как много детей у нас в группе, и все они умеют очень хорошо готовить. Кто суп, кто кашу, кто картошку и даже компот… и яичницу умеют делать. Не переживайте, сейчас мы вас накормим. Ребята, вы хотите приготовить собачкам еду?».

Затем педагог побуждает каждого ребенка к принятию игровой цели: «Вот эта собачка выбрала тебя, Кирюша. Что ты ей приготовишь?». Если ребенок не справляется с поставленной перед ним задачей, воспитатель предлагает ему какой-нибудь свой вариант: «Я догадалась, что больше всего твоя собачка любит суп с косточкой». Собачка в знак согласия лает.

Так, по очереди, каждому ребенку педагог дает по собачке и способствует принятию индивидуальной игровой цели.

Когда все собачки нашли своих хозяев, воспитатель предлагает детям взять необходимые «продукты» из ящиков с предметами-заместителями. Во время того, как ребята готовят еду, педагог спрашивает у детей: «Как себя ведет щенок. Он слушается тебя, Аделина, не мешает готовить? А что ты ему варишь? Он любит, чтобы каша была сладкая. Ты положишь в кашу сахар?». «Шарик, ты рад, что тебе Дима варит мясо? Вот здесь сиди и не лезь в кастрюлю, а то еще обожжешься — плита горячая». «Ты знаешь, Дима, твоя собачка такая чистюля. Она, когда покушает, бежит мыть мордочку и лапки. Ты поможешь ей потом умыться?».

Завершая процедуру кормления, педагог говорит: «Ребятки, послушайте, что вам хотят сказать собачки. Они говорят вам спасибо за то, что вы вкусно их накормили».

Приложение 3

Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Профессия «Повар»

Цель: развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру.

Задачи:

1. Дать представление о профессии повара, предметах необходимых для работы.

2. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Труд», «Познание».

Ход

1. Сюрпризный момент. Беседа

Воспитатель вносит накрытую корзинку в группу.

Воспитатель: как вы думаете, что в корзинке? 

Дети: игрушки…. 

Воспитатель: давайте посмотрим, что лежит в корзинке.

(в корзинке овощи)

Воспитатель: назовите, какие овощи я вам принесла.

Дети: морковка, капуста, картошка…. 

Воспитатель: что можно приготовить из овощей? 

Дети: суп, борщ, салат…. 

Воспитатель: где готовят? 

Дети: на кухне. 

Воспитатель: кто готовит вам дома? 

Дети: мама, бабушка, папа. 

Воспитатель: ребята, как вы думаете, кто вам готовит в детском саду?

Дети: тетя, мама… 

2. Экскурсия на кухню

Воспитатель: есть такая очень важная и нужная профессия - повар. Я приглашаю вас на экскурсию на нашу кухню. Там мы с вами познакомимся с поваром.

Дети вместе с воспитателем идут на кухню, там их встречает повар.

Воспитатель: посмотрите какая кухня большая и светлая. 

Повар: ребята, а дома в чём готовят суп? 

Дети: в кастрюле. 

Повар: в каких кастрюлях маленьких или больших? 

Дети: в больших и маленьких. 

Повар: я покажу, в какой кастрюле я буду готовить вам суп (показывает кастрюли). 

Воспитатель: дети, почему такие большие кастрюли?

Дети: много готовят. 

Воспитатель: Ольга Григорьевна, расскажите нам, какие предметы вам помогают в работе? 

Повар показывает предметы и рассказывает для чего они нужны.

Воспитатель: ребята, для чего повару нож?

Дети: чтобы резать овощи, хлеб, чистить картошку и т.д.

Воспитатель: для чего половник? 

Дети: им наливают суп. 

Воспитатель: для чего сковородка? 

Дети: жарить.

Воспитатель: зачем нужны кастрюли? 

Дети: что бы варить в них. 

Воспитатель: мясорубка для чего? 

Дети: рубить овощи, мясо. 

Воспитатель: Ольга Григорьевна. Расскажите, что Вы приготовили сегодня на обед? (рассказ повара). 

Воспитатель: спасибо вам за рассказ, а нам пора в группу. Ребята, а давайте приготовим обед для наших кукол. 

В группе организуется сюжетно-ролевая игра «Обед для кукол»

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевая игра «Юные спасатели пожарной охраны МЧС»

Основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.Возрастная группа: подготовительная.Тема: Сюжетно-ролевая игра «Юные спасатели пожарной охраны МЧС».Ведущая  об...

Сюжетно-ролевая игра "Юные спасатели пожарной охраны МЧС"

В представленном материале содержится проект организации сюжетно-ролевой игры "Юные спасатели пожарной охраны МЧС"...

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Юный пожарный»

Игровые задачи: закрепить и расширить знания детей о профессии «пожарного», об опасных для жизни и здоровья предметах, но необходимых для человека, о правилах пользования ими;закрепить знания о причин...

Технологическая карта сюжетно - ролевой игры "Юный пожарный"

Поможет воспитателям в игре с детьми дошкольного возраста....

Паспорт сюжетно-ролевой игры «Юные пожарные»

Разработчик сюжетно-ролевой игры: воспитатель МБДОУ № 94 Гатауллина Гелия Ибрагимовна.Актуальность: Практика показывает: сюжетно-ролевые игры дошкольников характеризуется однообразностью и стереотипно...

Проект сюжетно-ролевой игры «Юные пожарные»

Познакомить с профессией пожарного, его значимостью для людей , через сюжетно-ролевую игру. Расширять представления о трудовых процессах, познакомить с предметами необходимыми в их работе. Закреплять ...