Главные вкладки

    Материал на тему:
    Исследование

    Краткое описание исследования детско-родительских отношений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1_issledovanie_detsko-roditelskih_otnosheniy.docx18.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    В ходе проведения диагностики, целью которой было выявить типы семейного воспитания, а так же отклонения в детско-родительских отношениях,  представленные на базе проведения практике (ГБДОУ №34 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга). Среди опрошенных родителей присутствовали только мамы, имеющие 1 ребенка, полные семьи, возраст детей 6 лет.

    Результаты опросника «Анализ семейных взаимоотношений»

    Опрошенный родитель №1

    Отклонений в ходе проведения исследования не выявлено. Тем не менее можно говорить о чрезмерности требований-обязанностей (шкала Т+ показатель равен 3 из 4). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации. А так же показатель минимальность санкций (шкала С-3 из 4). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

    Опрошенный родитель №2

    Выявлены следующие отклонения: Гиперпротекция (шкала Г+ 8 из 7). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы.

    Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК 4 из 4). Обусловливаемое нарушение воспитания – потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток все еще маленький. Нередко они открыто признают, что маленькие дети вообще им нравятся больше, что с большими не так интересно. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался как несчастье). Рассматривая ребенка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

    Опрошенный родитель №3

    Выявлены следующие отклонения: Гиперпротекция (шкала Г+ 8 из 7). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы.

    Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т- 5 из 4). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

    Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала З- 4 из 3). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят, или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка и особенно неустойчивого типа.

    Опрошенный родитель №4

    Наблюдается гиперпротекция (шкала Г+ 8 из 7). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы.

    Опрошенный родитель №5

    Гипопротекция (шкала Г- 8 из 8). Ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

    Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН 5 из 5)

    Обусловливаемое нарушение воспитания – потворствующая гиперпротекция либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя в этой ситуации «минимум требований – максимум прав». Типичная комбинация в такой семье – бойкий, уверенный в себе подросток (ребенок), смело выдвигающий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ним, родитель.

    В одних случаях «слабое место» обусловлено психастеническими чертами личности родителя. В других – определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям.

    Характерная черта высказываний таких родителей – признание ими массы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

    Результаты опросника «Анализ семейной тревоги»

    По результатам проведения данной методики внимания заслуживает только опрошенный родитель №4. После обработки результатов удалось выявить максимальные показатели по всем шкалам, у респондента присутствуют: вина, тревожность, напряжонность. Это подтверждает и проективная методика «Циклограмма». Родитель №4 изобразил всех членов своей семьи на большом расстоянии друг от друга, они никаким образом не связаны, у них нет имен, только социальная роль (муж, сын, я-мама).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    тЕма моего исследования " Способы организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром"

    В презентации описана моя работа по исследовательской деятельности в ДОУ со старшими дошкольниками. Данный материал был представлен на конкурсе молодых педагогических работников применяющих в своей р...

    Протоколы исследования динамики развития речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи пятилетнего возраста .

    Протоколы исследования динамики развития речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи пятилетнего возраста ....

    Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе

    Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе....

    Результаты мониторинговых исследований

      Дошкольное учреждение, опирающееся на основные принципы современной развивающейся дидактики, призвано организовать развивающее обучение так, чтобы оно ориентировалось на потенциальные во...

    Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».

        В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для  проведения данной раб...

    Методические рекомендации по исследованию и наблюдением за тыквой.

    Цель: 1.Исследование всех анализаторов; наблюдение за тыквой.2. Учиться определять структуру строения, сортировать и классифицировать, видеть и определять размеры, выстраивать ряд по форме, цвет...

    Теоретический аспект исследований речевого развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях

       Речь – основное условие сохранения и развития творческого потенциала человека, особенно в период его роста. Нарушения нормального речевого развития является наиболее частым о...