Проект "Марийское гостеприимство"
проект (старшая группа) на тему

Покровская Роза Леонидовна

Проект разработан для детей средней группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mariyskoe_gostepriimstvo.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Марийское гостеприимство»

Покровская Роза Леонидовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «детский сад комбинированного вида №2 «Рябинка» п. Приволжский Волжского муниципального района

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Поэтому посредством обращения к историческим корням и национальным истокам марийского народа мы поставили перед собой задачу – изучить марийскую этнопедагогику, в которой реализуются лучшие традиции народной педагогики, и на этой основе, приобщать детей к культуре предков.

Во многих этнопедагогических документах особо отмечается гостеприимство марийцев в сочетании с чуткостью к людям. Н. С. Попов в книге «Этническая культура марийцев» пишет, что марийцы всегда отличались особым гостеприимством. Кто бы ни зашел в дом, его ни в коем случае не отпускали, не угостив. Если же ничего кроме черного хлеба и воды у хозяев не оказывалось, то они делили с гостем и этот кусок хлеба.

Марийцы особое внимание обращали на нравственное воспитание подрастающего поколения. Положительное воздействие на детей оказывала национальная традиция гостеприимства. Каждого зашедшего в дом усаживали за стол, угощали тем, чем богаты, особенно хлебом. По поверьям марийцев, хлеб обладает чудодейственной силой, и если человек пришел с недобрыми намерениями, то он, отведав хлебного угощения, лишается таковых. Перед силой хлеба ничего не может устоять. Интересной интерпретацией этого утверждения является сказка «Нöнчык патыр». Отправляя своих детей в гости, родители наказывали им, как вести себя. Эти заповеди не устарели до сих пор, и современным детям следует прививать их.

1. Следи за своей одеждой, будь чистым, аккуратным.

2. Войдя в дом, сними шапку, поздоровайся со старшим по старшинству.

3. Сядь на указанное место так, чтобы никому не мешать.

4. Никогда не прерывай разговор взрослых, веди себя скромно.

5. Уходя, не забудь поблагодарить за прием, и пригласи хозяев в гости [2].

Таким образом, ребенок с раннего детства приучался уважительному отношению к людям, к пониманию необходимости считаться с обычаями и традициями отдельной семьи, также с нормами и правилами поведения людей в целом.

Составили проект для детей средней группы «Марийское гостеприимство». Цель: формирование навыков гостеприимства на основе марийских традиций и обычаев.

Проект состоит из трех этапов. На первом этапе ознакомили детей с приветствиями и добрыми пожеланиями марийского народа. Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между детьми, детьми и взрослыми. У марийцев были специальные формы приветствий на все случаи жизни. Например, «Ме толын улына» (мы пришли) таким восклицанием марийцы обращаются к хозяевам дома до приветствия, предупреждая тем самым о своем приходе.

В основу первого этапа входит усвоение детьми этикетных выражений:

1. при приветствии: «поро кече» (добрый день), «салам лийже» (здравствуйте)…

2. при встрече гостей: «пурыза» (заходите), «пагален ÿжына» (добро пожаловать)

3. при приходе в гости: «ме толын улына» (мы пришли), «пураш лиеш?» (можно ли войти).

4. при расставании: «корныда пиалан лийже» (счастливого пути), «чеверын» (до свидания).

Второй этап: ознакомление с марийскими национальными блюдами. Основная традиционная пища марийцев – суп с клецками (лапша), подкогыльо с различными начинками, трехслойные блины (коман мелна), жаренная или отварная домашняя колбаса (сокта), ватрушка (перемеч), сухие творожные сырники (туара), салмагинде (печеные лепешки) [3].

Третий этап: ознакомление с марийскими обрядами и праздниками, построенными на основе марийского народного календаря. В детском саду дети, а порой и взрослые, впервые узнают, как проводились праздники марийцев, как они назывались. Шорыкйол (Святки), Рошто (Рождество), Ӱярня (Масленица), Кугече (Пасха), Агавайрем (Праздник пашни), Семык – главный праздник марийцев. Ведь в них со всей полнотой отражается марийский национальный характер. Это и удаль, и размах, и искренность. Подчиненные ритму природы, одухотворенные живой радостью существования, проверенные древней логикой жизни, народные праздники - неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу.

Вместе с детьми выучили слова и выражения, отражающие национальную специфику: «ме толын улына», «унала ÿжына», «коман мелна», «перемеч».

На занятиях по тестопластике дети лепили некоторые национальные блюда. На познавательных занятиях познакомились: с традициями, обычаями марийского народа; с приметами к приходу гостей; с пословицами и поговорками; со сказками.

На музыкальных занятиях разучивали гостевые песни.

Также провели беседы с детьми о праздниках, обычаях, традициях; рассматривали иллюстраций ковшей, кувшинов, репродукции картин; инсценировали сказку «Заяц и еж».

Для реализации задач проекта «Марийское гостеприимство» создали предметно – развивающую среду: организован мини-музей в группе «Марийская изба», подобран демонстрационный материал по темам: «Марийские национальные блюда», «Марийская утварь». Подобраны марийские пословицы и поговорки.

В игровых уголках группы дети обыгрывают полученные знания по гостеприимству.

Проект «Марийское гостеприимство» дает основу для реализации задач по формированию у детей марийского национального самосознания посредством обращения к историческим корням и национальным истокам марийского народа, обеспечивает личностное развитие ребенка, развивает чувство национальной гордости, почтительности, уважительное отношение к окружающим: внимательность, чуткость, тактичность, общительность.

Библиографический список

  1. Попов Н.С. Этническая культура марийцев. Традиции и современность /Научный редактор Н.С. Попов – Йошкар Ола: Марийский НИИ языка, литературы и истории, 2002.– 152с.
  2. Чуриков, И. А.  Этнопедагогика народа мари: [учеб. пособие для пед. вузов] / И. А. Чуриков. – М.: Трикста : Акад. проект, 2005. – 302 с.
  3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.eda-eto-prosto.ru/kulinarnaya-kniga/127-mariyskaya-kuhnya.html 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: Русские обычаи - гостеприимство. Традиции разных народов.

Цели проекта: - Приобщение детей к русскому обычаю - гостеприимство. - Формирование у детей представлений о народах Киргизии, Узбекистана и о их традиции гостеприимства. Подробно раскрыты задачи проек...

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

Русская печка - символ гостеприимства и теплоты

С древних времён в русских избах в основе была печка. Она была источником тепла и  местом для приготовления пищи. Картошка считается в России вторым хлебом....

«Посиделки у самовара. Традиции русского гостеприимства»

Занятие, проведенное в старшей группе детского сада по окружающему миру....

Мастер-класс в рамках педагогического совета на тему: «Моделирование социокультурной среды образовательной организации в режиме круглосуточного проживания воспитанников» Тема: «Культурные традиции гостеприимства»

Мастер-класс в рамках педагогического совета на тему: «Моделирование социокультурной среды образовательной организации в режиме круглосуточного проживания воспитанников» Тема: Культурные традиции...

Проект в младшей группе "Традиции русского гостеприимства"

Игры по нравственно-патриотическому воспитанию....