Зкспериментирование в первой младшей группе
статья (младшая группа) по теме

Орешкова Татьяна Николаевна

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экспериментирование в 1 младшей группе.

"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способность сами ставить вопросы

И получать на них фактические ответы, оказываясь

На более высоком умственном и нравственном уровне

В сравнении с теми, кто такой школы не прошел"        

К. А. Тимирязев

Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром.  В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности. 

 В работах многих отечественных педагогов говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые свойства предметов, их сходства и различия, о представлении или возможности приобретать знания самостоятельно /Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др./

Строя свою "школу радости" для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был "путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы", чтобы каждый ребенок рос "мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю".

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая мной понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Я стараюсь не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков детей и адаптации их к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставляю детям возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

 Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную исследовательскую функцию, создавая условия в которых раскрываются содержание данного объекта. 

В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой,  Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.  Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.                                                 

  Цель: создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования. 

 Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.  В деятельности экспериментирования дети выступают как своеобразные исследователи, поэтому поставила перед собой такие задачи:

   -создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

  — систематизировать работу по воспитанию в детях самостоятельной познавательной активности, через экспериментирование;

 — поддерживать интерес и эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности;

 — развивать инициативу, активность, самостоятельность;

 — способствовать обогащению собственного опыта, создавая благоприятные возможности для реализации своего “я”;

 -формирование успешности каждого ребенка, способности осознать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего “я” с другими людьми, свободно выражать свое “я”.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

 Стремясь создать условия для исследовательской активности детей, я столкнулась с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, недостаточностью методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-эксперименты с разными материалами. Я испытывала затруднения при проектировании занятий познавательного характера с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.

 Эту работу я начала с построения предметно-развивающей среды, изучила и подобрала литературу по данной проблеме. В моей группе создан «ЭксперименТиУм»,который пополняется и обновляется в зависимости от  потребностей детей.

 Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми я строю на основе партнерства, сотворчества. При беседах с детьми и наблюдениями за их игровой деятельностью я увидела, что «ЭксперименТиУм»  пользуется наибольшей популярностью у детей, чем все остальные игровые зоны групповой комнаты.

 Используя экспериментирование в работе с детьми, я реализую следующее:

 — учу детей, ставить цель,        

 — решать проблемы, возникшие в ходе исследования,

 — выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем,

 — делать выводы из полученных результатов.

 Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей. С этой целью для родителей проводятся консультации, посвященные детскому экспериментированию. Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении необходимыми материалами «ЭксперименТиУм», Это способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментирования в домашних условиях.

Дети по своей природе исследователи и экспериментаторы. Ребенку с раннего возраста свойственно изучать окружающий мир.

Я выбрала объектом воду, потому что: это просто, доступно в тоже время многогранно и интересно. Тем более в  начале учебного года проверила знания о воде, выяснилось, что у детей нет представления о свойствах воды, для чего она нужна. Игры с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды

Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, в которых простейшие проблемные ситуации моделируются от имени  сказочного персонажа или куклы.

В этом возрасте в экспериментировании я ставлю цель опыта, помогаю детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляю необходимые действия. Постепенно привлекала детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы опустим мячик в воду?»

Создаю условия для умения детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.

Так, например, при проведении опыта «Спрячь камешек», дети познакомились со свойствами воды- прозрачность, бесцветность, может менять цвет.

Выступая, как партнер, выясняю с детьми, как спрятать камешек в стакане с водой, уточняю, что для этого необходимо. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируем свою деятельность: обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. В процессе деятельности обсуждаем производимые  действия и то, что происходит. Затем совместно делаем выводы: вода была без цвета, а потом стала цветная, вода может поменять цвет.

Дети очень любят «Водяную мельницу». Они с удовольствием льют воду, стараясь попасть на центр лопасти, любят «потрогать» водичку и наблюдают за кругами(«Круги на воде»).

При организации опытно- экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываю их возрастные особенности:

- все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать;

-для детей раннего возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаюсь в процессе работы.

Благодаря целенаправленной работе по опытно- экспериментальной деятельности дети стали более наблюдательнее и внимательнее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Материал (первая младшая группа) на тему: Развлечение для детей « В деревне у бабушки» (первая младшая группа)

Развлечение для детей  « В деревне у бабушки» (первая младшая группа) проводится в начале учебного года.Используя  раз­ные виды деятельности детей (музы­кальную, речевую, изобразительную) дл...

Конспект развлечения в первой младшей группе Развлечение «Поездка в лес» (Первая младшая группа)

Конспект развлечения в первой младшей группеРазвлечение «Поездка в лес»(Первая младшая группа)...

Конспект итогового занятия в первой младшей группе Итоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"

Конспект итогового занятия в первой младшей группеИтоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"...

Экологический проект для первой младшей группы Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".

Экологический проект для первой младшей группыПроект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино"....

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Правильная организация летнего отдыха – залог здоровья ребёнка» для родителей первой младшей группы

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядил...