Мотивационная готовность к школе через создание мандалы в технике «Волшебных красок»
статья (подготовительная группа) на тему

Бутаева Лариса Валерьевна

Мотивационная готовность к школе через создание мандалы в технике «Волшебных красок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_mandaloy.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с мандалой.

Пояснительная записка.

Мотивационная готовность к школе через создание мандалы в технике «Волшебных красок» 

             

           Cовременные образовательные программы предъявляют достаточно высокие требования к уровню подготовки детей. В связи с этим в последнее время увеличилось количество учащихся, испытывающих трудности в адаптации к обучению в школе.

         Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития обучающихся.        

         Учащиеся, испытывающие трудности в адаптации к обучению в школе, нуждаются в психологической помощи специалистов службы сопровождения  для успешного освоения  основной образовательной программы начального общего образования и успешного личностного развития.

Однако ряд дошкольников в силу различных причин имеют трудности в познавательной сфере, в межличностном общении, недостаточно сформированную саморегуляцию поведения.

          Сегодня существует множество арттерапевтических методик, которые помогают детям легче адаптироваться в школе. Данные методики помогают создавать безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяют детей совместной деятельностью, способствуют повышению уверенности в своих силах, развитию сотрудничества. Развитие социальных навыков, осуществляемое в  процессе групповых занятий, позволяет учащимся преодолеть трудности в общении с одноклассниками и успешно адаптироваться к обучению в школе.

         Поэтому я предлагаю использовать артерапевтическую технику «Мандалы» в работе с детьми младшего школьного возраста в период адаптации. На мой взгляд - это естественный и радостный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств.

Мандалотерапия (Mandala) - в переводе с   санскрита переводится как круг, диск.

         Мандала в практической психологии - это спонтанный рисунок, образ, символ или художественная композиция, создаваемые в пространстве круга. Круг создает ощущение защищенного пространства, и это ощущение способствует большему раскрытию при самовыражении, позволяя проявиться самому важному, глубинному. Вместе с тем, круг - это символ целостности, создающий пространство для взаимодействия противоречий. В результате этого взаимодействия человеку и предоставляется возможность найти собственный центр равновесия и устойчивости.

          Почему в своей работе с детьми использую данную технику?

1. Данная техника помогает расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, развитию образной памяти, целостному восприятию мира, и в итоге - становлению творческой личности.

2. Существует много форм работы с мандалой, такие как: создание в технике песочной терапии; с помощью мозаики; в зеркальной плоскости; с помощью трафаретов; из разноцветных ниток; с использованием природного и бросового материала; из соли и т.д., что позволяет для ребёнка искать новые возможности познания себя.

3. Технику можно использовать в сочетании с другими приемами, в индивидуальной и групповой арттерапии.

4. Мандалу можно использовать как средство диагностики психического состояния ребёнка. Каждая мандала - это композиция символов и цветов. Мандала может отразить изменения внутреннего состояния клиента (взрослого или ребенка).

        В данной методической разработке представлено одно занятие из цикла работы по адаптации будущих  первоклассников. В занятии были объединены две арттерапевтические техники: создание «Мандалы» с помощью «Волшебных красок».  Данные краски можно отнести к трехмерным художественным материалам, так как при нанесении красок на картон возникает рельефность, вызывающая ощущение объемного образа, который можно не только созерцать, но и потрогать. На первых занятиях ребята уже знакомы с понятием мандалы, знают схемы и принципы их рисования. В данной разработке эти моменты уже не рассматриваются.

​Учитывая все характеристики составляющих «волшебных красок» в создании мандалы, можно предположить, что при работе у ребят не только снижается уровень тревожности и напряжения (умственное, мышечное, нервное, эмоциональное),  но и доставляет им удовольствие  в приобретении нового сенсорного опыта или вспомнить хорошо забытое чувство маленького открывателя мира, который не боится новых ощущений. Ребёнок обретает  энергию, накапливает  силы, учиться партнёрскому общению, учится слушать других, вступать в коллективное обсуждение. Появляется  готовность к новым открытиям.

Конспект занятия с первоклассниками для успешной адаптации через создание мандалы в технике «Волшебных красок».

 

Время проведения: 1 час 30 минут.

Возраст участников: дети младшего школьного возраста.

Материалы: гуашь; горшочки, равные количеству рисующих (500мл); растительное масло; мука; клей ПВА; крупная соль; прессованный картон в форме круга; ветошь для вытирания рук; бутылки с водой; клеёнка на стол, сундук с предыдущими работами ребят.

Форма работы: групповая. Данное занятие проводится в подгруппах по 8-10 человек, один раз в неделю в неурочное время.

Цель занятия: Создание условий для успешной адаптации первоклассников к обучению в начальной школе посредством  развития коммуникативных УУД, снижения уровня тревожности и напряженности в процессе адаптационного периода.

Задачи:

1. Снижение уровня внутреннего напряжения и тревожности.

2. Формирование эмоциональной устойчивости личности ребёнка.

3. Формирование коммуникативных качеств, благодаря которым участники занятия могли бы общаться с одноклассниками, учителями.

4. Развитие сенсорных каналов ребенка.

5. Формирование адекватной самооценки и стремления к саморазвитию.

ХОД РАБОТЫ

     I. Вводная часть занятия. Приветствие участников занятия. Погружение в творческий процесс. Активизация работы участников.

Все рассаживаются в круг. 

- Приветствую вас, дорогие друзья в Школе Волшебников! Какое у Вас сегодня настроение?

 Обсуждение. Готовы продолжить наше путешествие в мир волшебства? Тогда - в путь.

          Психолог  включает музыку.

    Достаточно закрыть глаза, сделать глубокий вдох и медленный выдох, и мы переносимся в мир, в котором действуют законы волшебства. Итак, мы с вами в  волшебной стране.

   Ребята, помните наш сундук? Там находятся те сказочные мандалы, которые вы создали в предыдущем путешествии. Они были разные, а творить нам посчастливилось всем вместе. Что же мы в этот раз сможем придумать?

Будем сегодня творить! Ведь творчество - это наша волшебная способность создавать что-то новое, чего еще не было; красивое, приятное. Нам помогут  в этом волшебные краски. Слышали о таких? Нет? Тогда позвольте вам рассказать одну историю.

         Психолог подводит ребят к месту, где лежат краски, мука, соль, подсолнечное масло, клей ПВА, пластиковые горшочки.

     Знаете ли вы, что в сказочном мире это называют волшебным горшочком для красок? Так вот, жила давным-давно на свете одна добрая волшебница. Уж не буду рассказывать обо всех ее чудесных делах, скажу только, что она очень хотела, чтобы люди стали добрее и научились доброму волшебству. Но люди мечтали повелевать другими, часто забывая о доброте, ссорились и воевали друг с другом. Конечно, это очень печалило волшебницу. И вот однажды она решила разобраться в причинах непонимания и ссор между людьми и посмотреть на мир глазами самого вздорного короля.

Она прочла заклинание и очутилась на месте ворчливого короля. Что тут началось! Ей казалось, что она сидит в самом неудобном тронном кресле, на ней самая неприятная в мире одежда, а вокруг бродят самые несимпатичные в мире люди! Ну как тут можно быть добрым! Но самое главное - весь мир вдруг потерял краски и стал черно-белым!

«Да, - начала размышлять волшебница, - если видеть все черно-белым и противным, как можно сохранить в своем сердце любовь и доброту?! Что же делать?» И вдруг волшебницу осенило: «А добавлю-ка я в жизнь этого вздорного короля красок!»

Дни и ночи трудилась волшебница над рецептом волшебных красок, способных менять картину мира и делать сердца людей добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа - из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?»

Люди отвечали по-разному. Одни говорили, что хотят быть сытыми и здоровыми; другие - что желают познать сокровенные тайны жизни; третьи мечтали, чтобы у них в жизни все «шло как по маслу»; четвертые - что хотят быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью «утекать» из любых жизненных невзгод; а пятые желали склеить разбитые отношения.

«Пожалуй, я смогу им помочь, - размышляла волшебница. - В основу для красок я положу муку, чтобы люди всегда были сыты и здоровы; потом добавлю соли, чтобы они могли узнавать тайны жизни; затем капну масла, чтобы дела людей шли удачно; замешаю волшебное тесто и буду постепенно разбавлять его водой, тщательно перетирая комочки, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А когда мое волшебное тесто станет таким, чтобы я смогла испечь чудесные оладьи, вот тогда-то я и добавлю особого клея! Чтобы склеивались разбитые отношения, хорошие дела и добрые начинания».

          Волшебница изготовила чудесное тесто, разлила его по горшочкам и стала добавлять в каждый горшочек краску. Небо прислало ей голубой цвет, лес - зеленый, огонь - красный. Солнышко позолотило один из горшочков, а радуга - сразу семь! Вскоре на столе у волшебницы стояли волшебные краски.

- Что же было дальше? - спросите вы. А дальше волшебница и ее помощники стали обходить жителей этой страны и учить их смешивать волшебные краски и рисовать ими. И даже вздорный король научился этому. Правда, сначала он ворчал, не доверял волшебнице, но потом процесс создания красок его захватил. А когда он стал рисовать ими, его вздорность растворилась - ведь он стал видеть мир в цвете. Трон сразу стал удобным, королевская одежда приятной, а придворные показались ему милыми и интересными людьми.

      С тех пор и существует секрет волшебных красок. А те, кто приготовит их вместе, смогут создать настоящую волшебную мандалу дружбы и добра.

Вот такая история! Хотите, мы с Вами сегодня создадим эти волшебные краски и сотворим чудо?

II. Практическая часть занятия. Изготовление «Волшебных красок», индивидуальных и групповых мандал.

        Итак, берём волшебные горшочки. Сначала вы наполовину заполняете свой горшочек мукой и начинаете помешивать ее пальцами, помня, что мука была положена для сытости и здоровья. Затем вы добавляете горсть соли и перемешиваете ее с мукой, помня о том, что соль помогает познавать тайны. Далее вы капаете в горшочек чуть-чуть подсолнечного масла, «умасливаете» тесто. Капните в горшочек немного воды и замесите тесто.

Перетирая комочки между пальцами, потихоньку разбавляйте тесто водой. А когда оно станет достаточно жидким, как сметана, добавьте в него примерно 2-3 столовые ложки клея ПВА и хорошо перемешайте. Если тесто сильно загустеет, его можно чуточку разбавить водой.

При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения, поэтому можно участвующих попросить прокомментировать свои чувства.

        Данные краски можно отнести к трехмерным художественным материалам, так как при нанесении красок на картон возникает рельефность, вызывающая ощущение объемного образа, который можно не только созерцать, но и потрогать.

       Когда волшебное тесто будет готово, вам предстоит договориться между собой о том, кто какой цвет будет создавать в своем горшочке. Сначала мы создадим свою собственную мандалу, а потом создадим общую, и это делать будем сообща. Итак, в путь!

Готовая краска выставляется в центр. Там они краску переливают в более маленькие стаканчики, чтобы всем хватило.  Участвующие в этом своеобразном, почти алхимическом процессе берут круги из картона и создают рисунок в круге. Музыка только усилит эффект от работы.

Когда краски будут готовы, ведущий помогает участникам разложить большой картон с кругом и показывает, как рисовать волшебными красками. Краску можно выливать из горшочка прямо на круг из картона, можно капать «цвет на цвет», можно поднимать края картона, давая краскам растекаться. Но не стоит размазывать краску по картону - в этом случае она потеряет свой «объем».

       Психолог, наблюдая за процессом рисования личной и групповой мандалы, неоднократно повторяет, что создается сказочная мандала, поэтому они получаются красивыми, необычными и разными.

После того как работы будут закончены, психолог просит участников навести порядок. Затем все усаживаются в круг и обсуждают свои работы.

 

III. Заключительная часть занятия. Обсуждение. Подведение итогов. Пожелания всем присутствующим.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Каково быть волшебником, создавать внутреннюю красоту красок? Что вы сейчас чувствуете, когда видите свои творения? Какие были у вас ощущения, когда вы смешивали краски?

2. Вы довольны своим результатом? А что бы Вы хотели сделать лучше в следующий раз?

3. Скажите, что легче рисовать: групповую или индивидуальную мандалу? Почему?

После обсуждения психолог подводит итог.

         Итак, сегодня мы с вами познали урок волшебства, который гласит: «Волшебство - это творчество. Всё в наших руках». Мы узнали историю появления волшебных красок, назначение каждого ингредиента. И самое главное - мы смогли их изготовить и совместно творить. У Вас получились разные и необычные работы. Теперь давайте заберем с собой из нашего путешествия ощущение, что мы - добрые волшебники, способные творить.

Сейчас пришло время возвращаться из путешествия. Прошу вас закрыть глаза, сделать глубокий вдох и медленный выдох и, открывая глаза, сохранить в себе ощущение доброго волшебника. Спасибо Вам за занятие. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивационная готовность к школе

Представлена система работы с детьми по формированию мотивационной готовности к школьному обучению, в которой отражены задачи, форма организации и результат.Представляют интерес такие формы работы, к...

Мотивационная готовность к школе.

Программа педагогического сопровождения формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 летнего возраста....

Мотивационная готовность к школе

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Мотивационная готовность к школе"...

В помощь родителям "Мотивационная готовность к школе"

Консультационный материал для родителей на тему "Мотивационная готовность к школе"...

Опыт работы "Создание условий для оптимизации двигательной активности детей и физической готовности к школе через систему физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ЦРР дс №5."

Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ. Опыт м...

«Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А.Нежновой)».

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения....