Самообразование
учебно-методический материал на тему

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_samoobrazovaniyu_moy.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по самообразованию музыкального руководителя

Тема: Здоровьесберегающие технологи в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.

                                                                                  Исполнитель:

Музыкальный руководитель

Артемьева Галина Александровна

2014-2015 г.

Содержание:

1.Введение. Актуальность темы…………………………………….

2. Цели и задачи проводимой работы…………………………………….

3. Пути решения проблемы: принципы, методы и приемы,    здоровьесберегающие технологии, используемые с детьми……………………………………………………………………….

4. Результативность проводимой работы. ……………………………...

5.Приложение…………………………………………………………………

6. Список использованной литературы………………………………….

1.Введение. Актуальность темы.

      Дошкольный возраст- самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.

      На Руси пение сопровождало человека в различных жизненных ситуациях: с песней он радовался, грустил и работал. К.Д. Ушинский писал: «В песни есть не только нечто оживляющие и освежающее человека, а есть нечто воспитывающее душу и в особенности чувство». Эту особенность песни необходимо использовать педагогом, музыкантом для целостного развития ребенка.

    Песни помогают объединять детей общим настроением, воспитывать у них эстетическое восприятие, эстетические чувства, такие как, патриотизм, гуманное отношение к окружающему миру.

     Пение- самый массовый и доступный для детей исполнительский вид музыкальной деятельности, а голос- это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент. Пение в дошкольном возрасте играет большую роль. Оно может оказывать сильное влияние на настроение детей и их развитие, улучшает самочувствие, укрепляет здоровье. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В. М. Бехтерев; И. П. Павлов. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу [ 15]  

     Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения ( а значит и улучшение обмена веществ), дыхания ( значительно сокращается частота заболеваний дыхательной системы, носоглотки). Процесс пения помогает ребенку приобрести определенные навыки в развитии голоса, способствует формированию личности, развитию музыкального вкуса, содействует укреплению здоровья ( развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему), помогает устранению дефектов речи. В пении происходит общее развитие ребенка

- формируются его высшие психические функции, развивается речь.

        Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

        Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов- теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, выстроила систему развития певческих навыков детей дошкольного возраста. В основе своей работы по развитию певческих навыков лежат идеи детского музыкального воспитания К. Орфа; В. В. Емельянова; а так же методические рекомендации Т.М. Орловой; С. М. Бекиной м других современных педагогов.

        Для обучение детей пению используются различные педагогические технологии: личностного- ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, исследовательской деятельности, развивающего, проблемного обучения, информационно- коммуникативные и другие. Это, несомненно, позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию на занятиях творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся. Но самыми востребованными технологиями в развитии певческих навыков являются здоровьесберегающие.

         Забота о здоровье детей- важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с  дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии ( дыхательная гимнастика, распевки, артикуляционная гимнастика, игровой массаж и др.), используемые в образовательной области «Музыка» при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные способности  детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребенка.

          Новизна данной темы заключается в использовании здоровьесберегающих технологии в игровой форме в непосредственно образовательной области область «Музыка» во время певческой деятельности.

                 

2. Цели, задачи проводимой работы

Цель: Использование здоровьесберегающих технологий, включенных в процесс работы над песней, обеспечивающих каждому ребенку укрепление физического здоровья; формирование и развитие у детей певческих умений и навыков.

Задачи:

  • Развивать певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей;
  • Развивать музыкальные способности ( эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально- слуховые представления, чувство ритма);
  • Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры ( эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально- хоровые умения и навыки) [ 15];
  • Развивать музыкальный слух( различать интонационно точное и неточное пение, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок), использую здоровьесберегающие технологии;
  • Развивать певческий голос, укреплять и расширять диапазон певческого голоса с помощью здоровьесберегающих технологий;
  • Обучать детей исполнению песен: в быту, в непосредственно образовательной деятельности, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента;
  • С помощью здоровьесберегающих технологий повысить адаптивные возможности детского организма( активизация защитных свойств, устойчивости к заболеваниям) [2];
  • Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей с использованием здоровьесберегающих технологий.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих технологий, методов и приемом обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей.

3. Пути решения проблемы: принципы, методы и приемы,  здоровьесберегающие технологии, используемые с детьми.

       В основе обучения детей пению использую следующие общепедагогичекие принципы: воспитывающего обучения, доступности, постепенности, последовательности и систематичности, наглядности, сознательности, прочности. Все эти принципы выполняются постоянно и одновременно.

       При обучении детей пению развиваю все вокальные навыки: вокальные установки, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации. К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат.

        Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Не следует позволять детям исполнять песни с большим диапазоном.

         Песенный репертуар включает в себя:

- упражнения для развития певческого голоса и слуха;- детские песни для различных видов музыкальной деятельности ( слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением.

В непосредственно образовательной деятельности перед разучиванием или исполнением песен провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. На своих занятиях я использую гимнастику, дыхательные упражнения, распевание. Данные упражнения позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки  и музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.

        Система музыкально- оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки- распевки

        Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливаю голос к пению. Например:

Доброе  утро!

Доброе утро!

Улыбнись скорее!                                      Поворачивают друг к другу

И сегодня весь  день                                  Разводят руки в стороны 

Будет веселее.                                             Хлопают в ладоши

Мы погладим лобик,                                 Выполняют движения по тексту

Носик и щечки.

Будем мы красивыми,                               Постепенно поднимают руки вверх       

Как в саду цветочки!                                   «фонарики»

Разотрем ладошки                                      Движения по тексту             

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем                              Потирают ладошки 

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова,                                        Разводят руки в стороны

Будьте все здоровы!

Цель распевания- подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. В моей практике я использую распевки здоровьесберегающую  наравленность.

Задачи: предупреждать заболевание верхних дыхательных путей, укреплять голосовые связки детей, подготовить их пению.

        Валеологические песни- распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке [2]. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и  приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, подготавливают голосовой аппарат к пению.

         В работе над развитием певческих навыков мне большую помощь оказывают методические пособия: «Учите детей петь» Т. М. Орловой; «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» Г. П. Стуловой; «Развитие музыкальных способностей детей» М. А. Михайловой; «Методика музыкального воспитания в детском саду » Н.А. Ветлугиной; «Систем музыкально- оздоровительной работы в детском саду:  занятия, игры, упражнения» О. Н. Арсеневской.

        Короткие песенки- упражнения дети осваивают на слух, сравнивают отдельные звуки по высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже. Попевки помогают детям понять движение звуков и т.д. Так же могут использоваться упражнения направленные на правильное певческое формирование гласных и правильное произношение согласных звуков.

   Таким образом, вокальные упражнения позволяют добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, подготовке голосового аппарата к исполнению песни, развивают музыкальный слух, а так же поднимают настроение.

Дыхательная гимнастика

            Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. В своей работе я  использую упражнения дыхательной гимнастики  А. Н. Стрельниковой, которые повышают показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Например:

«Насос»(«накачиваем шины»)

По шоссе летят машины-

Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

(Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения опущена вниз; руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и расслаблены. На счет "раз" слегка наклоняемся вниз- руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, голова опущена- вдох. Опускаются вниз верхняя часть туловища, т.е наклон осуществляется за счет округленной спины, ноги прямые. «Два»- выпрямились, но не полностью, т.е спина не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулившись,- выдох ушел пассивно.)

«Цветок» ( упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.п.- стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем через рот, губки «трубочкой», медленно выпуская воздух.

«Собачка»( закаливание зева)

И.п- стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждение зева.( как это делает собачка)

«Лягушка» (Оздоровительное упражнение для верхних дыхательных путей )

К нам лягушка прискакала,              Шлепают ладошками по коленям.

Тихо- тихо прошептала:

-Ква-а-а! Ква-а-а!                               Шлепают ладошкой по рту.  

Услыхали комары,                             Гладят носик.

Засмеялись:

-Хи-хи-хи!                                           Произносят на выдохе.

Мошки услыхали,

Громко зажжужали:

-Ж-ж-ж!                                               Барабанят ладошками по груди.

Лягушка не стерпела,

Громко так запела:

- Ква-а-а! Ква-а-а!                               Громко проговаривают слова.

      Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, петь песни- приходится выдыхать воздух чаще.

Основные задачи дыхательных упражнений в непосредственно образовательной деятельности область «Музыка»:

  • Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
  • Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох- длинный выдох).
  • Тренировать силу вдоха и выдоха.
  • Развивать продолжительный вдох.

  Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увлечение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть- под музыку.

         При разучивании упражнений я сначала показываю его с пояснениями, затем предлагаю  детям повторить упражнения вместе со мной, контролируя каждого ребенка.

         В качестве речевого материала использую сначала гласные звуки, потом слоги, слова, фразы. Постепенно продолжительность речевого выдоха у детей возрастает.

        Дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающие воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Игровой самомассаж

       Тысячи лет назад тибетские ученые врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы самомассажа полезны не только больному, но и здоровому человеку.

        Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Обучение простейшим массажным приемам проводится в игре.

         Использование игрового массажа М. Картушиной повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата.

          Цель-обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влияет на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник и.т. д.

         Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру( от кистей рук к плечу и т. д.)

  1. Проводя массаж определенных частей тела, используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания.
  2. Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые растирания. Большой палец рук связан с легкими и печенью; указательный- с пищеварительным трактом; средний- с сердцем, кровообращением; безымянный- с нервной системой и здоровьем в целом; мизинец- с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности.
  3. Массаж головы улучшает кровообращение, снимает головную боль.( данное упражнение не рекомендуется выполнять детям с повышенным внутричерепным давлением, глазным, артериальным давлением, с заболеваниями нервной системы головного мозга).
  4. Самомассаж ушей выполняется разогретыми трениями ладонями и пальчиками- потереть, подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки и .т.д.

Веселые потешки для самомассажа:

Самомассаж «Ножки устали»

(Дети выполняю самомассаж  по показу воспитателя, соответственно тексту.)

Мы ходили, мы бежали,

Наши ноженьки устали.

Сядем на дорожку,

Погладим наши ножки,

Пошлепаем ладошками,

Пощиплем их немножко,

Кулачками постучим,

Снова встанем, побежим!

«Две тетери»

На лугу, на лугу                              Дети гладят животик по часовой стрелки.

Стоит миска творогу.                     «Бегают » пальчиками по телу.   

Прилетели две тетери,                     Щиплют двумя пальцами.     

Поклевали, улетели                          Машут руками.

Игровой массаж тела «Зайка»

Зайка белый прибежал                     Дети легко постукивают пальцами по          

И по снегу прыгать стал                  ступням ног.

Прыг- скок, прыг- скок!

Непоседа наш дружок.

Зайка прыгнул на пенек,                   Дети шлепают ладошками по коленям.

В барабаны громко бьет:

Бум- бум- тра- та- та!

Зимой погода- красота!

А в лесу такой мороз!                          Дети хлопают ладошками по плечам.

Зайка наш совсем замерз.

Лапками- хлоп- хлоп!                           Хлопают в ладоши

Ножками- топ- топ!                               Топают

Носик – трет- трет- трет,                      Поглаживают крылья носа

Ушки- мнет- мнет- мнет.                      Пощипывают ушки

Прыгай выше, зайка,                             Легкие прыжки.

Зайка-попрыгай-ка!

Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка качественных движений органов артикуляции.

Задачи артикуляционной гимнастики:

  • Формировать артикуляцию различных звуков;
  • Закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах.
  • Совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ.
  • Увеличить объем слуховой памяти и внимания
  • Учить выделять сильные доли в цепочке слогов.
  • Совершенствовать дикцию;
  • Развивать  чувства ритма;

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, развивать мимику, а так же выразительную дикцию.

        Артикуляционную гимнастику я провожу по системе Емельянова В.В. Эти упражнения развивают певческий голос, способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

  • Работа с языком ( покусывать кончик языка, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку)
  • Работа с губами ( покусывать зубами верхнюю и нижнею губу, оттопыривать нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу.

        Упражнения на артикуляцию проводятся в игровой форме, что усиливает интерес к упражнениям.

Артикуляционные упражнения:

«Язычок проснулся» (толкать языком в правую и левую щеку);

«Язычок покажись»( покусывать кончик языка);

«Зубы кусаются» ( покусывать зубами верхнюю и нижнею губу)

«Чистые зубки» ( провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

«Улыбка»( улыбнуться).

Артикуляционную гимнастику я провожу под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно- голосовыми упражнениями.

Артикуляционная гимнастика по продолжительности составляет 2- 3 минуты перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, спина прямая, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, и если есть возможность, свое лицо в зеркале.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры- развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. Игры позволяют разминать, массировать пальчики  и ладошки, благотворно воздействуют на все внутренние органы.

       В непосредственно образовательной области область «Музыка»  я использую пальчиковые игры Е. Железновой; В. Коноваленко; О. Узоровой . Они развивают двигательные качества, развивают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно- ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Например:

«Кошка»

Задача: Развивать координацию речи и движения.

Посмотрели мы в окошко-                    Пальцами обеих рук делаю «окошечко»

По дорожке ходит кошка                     «бегают» указательным и средним

                                                                 Пальцами правой руки по левой руке                    

С такими усами!                                    Показывают «длинные усы»

С такими глазами!                                 Показывают «большие глаза» 

Кошка песенку поет,                             Хлопки в ладоши        

Нас гулять скорей зовет!                      «зовут» правой рукой.

Речевые упражнения

    Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется.

    Речевые игры эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительностями музыки.

    Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование  речевых игр в непосредственно образовательной деятельности область «Музыка» эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Например:

«Лиса по лесу ходила»

Задача: Развитие ритмичности, координации, внимания.

Лиса по лесу ходила,                 Дробный шаг по кругу

Звонко песни заводила.             На последний слог- разворот лицом в круг

Лиса лычки драла,                     Хлопки- тарелки

Себе лапотки сплела.                Поочередное выставление ног на пятку.

«Дождик: Кап!» (ритмическая речевая игра)

Задача: Развитие ритмичности, координации, внимание.

Птица: кар, ка, кар!                     Ритмично хлопают в ладоши             

Дождик: кап, кап, кап!               Хлопают ладонями по коленям

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп!          Топают переменно ногами

Дети: ха- ха-ха!                          Вытягивают руки вперед ладонями вверх

Мама: ах, ах, ах!                        Качают головой, держась за нее руками

Дождик: кап, кап, кап!              Хлопают ладонями по коленям

Туча: бах- бах, бах!                   Топают ногами.

        Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми- все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкотерапия-

 Важная составляющая  музыкально- оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно- игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Музыкотерапия проводиться педагогами ДОУ в течении всего дня- детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для непосредственно образовательной деятельности, свободной деятельности .

Примерный список музыкального материала, при использовании музыкотерапии в ДОУ представлен в таблице №1

Таблица №1 использование музыкотерапии в ДОУ

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности. Классика

1.И.С. Бах. «Прелюдия до мажор»

2.И.С. Бах «Шутка»

3. И. Брамс. «Вальс»

4. А. Вивальди «Времена года»

5. Д. Кабалевский «Клоуны»

6. Д. Кабалевский «Петя и волк»

7. В.А Моцарт «Маленькая ночная серенада»

8.В.А. Моцарт «Турецкое рондо»

9. И.Штраус « Полька Трик- трак»

Детские песни

1. «Антошка» В. Шаинского

2. «Бу-ра-ти-но» Ю. Этин

3. «Веселые путешественники» М. Старокадомский

4. «Все мы делим пополам» В. Шаинского

5.  «Да здравствует сюрприз!» Ю.Этин

6. «Если добр ты» Б. Савельев

7. «Песенка о волшебниках»  Г. Гладков

8. «Настоящий друг» Б. Савельев

Музыка для пробуждения после дневного сна

1.Л. Боккерини «Менуэт»

2. Э. Григ «Утро»

3.Ф. Мендельсон «Песня без слов»

4.  В. Моцарт «»Сонаты

5.К. Сен- Санс «Аквариум»

6.Ф. Лист «Утешение»

7. М. Мусоргский «Рассвет на Москва- реке»

Музыка для релаксации

1. Т. Альбиони «Адажио»

2.И. С. Бах « Ария из сюиты №3»

3.Л. Бетховен «Лунная соната»

4. К. Глюк «Мелодия»

5. К. Дебюсси «Лунный свет»

Колыбельные

1. Н. Римский- Корсаков «Море»

2. Г. Свиридов «Романс»

3. К. Сен- Санс «Лебедь»

4.Результативность проводимой работы.

      Описанные выше здоровьесберегающие технологии я постоянно использую в своей непосредственно образовательной деятельности перед началом работы над песенным репертуаром. В результате дети стали лучше, качественнее осваивать музыкальный материал, наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повысились показатели их общего физического развития. Ребята стали более раскрепощенными. Воспитанники нашего детского сада поют теперь не только на непосредственной образовательной деятельности, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в городских конкурсах.

   Об увеличении уровня развития певческих способностей свидетельствуют результаты диагностики в сравнении за 2 учебных года. Высокий уровень развития певческих навыков увеличился. Низкий уровень - понизился.

    Сравнительная диагностика уровня развития музыкальных способностей  за 1 год ( 2014-2015у.г;) показала следующие результаты:

                                                           

      Пение

Высокий

20%

30%

Средний

50%

60%

Низкий

30%

10%

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Музыка» с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим  строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход непосредственной образовательной деятельности, его содержание и методы.

    Работая систематически в течение года по «формированию певческих навыков  детей старшего дошкольного возраста», я добилась существенных результатов. По результатам диагностики, я сделала вывод:

  • Дети стали эмоциональны и раскованны на занятиях, праздниках и развлечениях.
  •   У детей сформировались певческие навыки: они умеют владеть интонацией, петь выразительно в различной динамике.
  •   В сопровождении фортепиано дети чисто интонируют, развита дикция, артикуляция.
  •  Умеют понимать содержание текста и эмоционально передавать свое отношение к песне.
  •   Научились петь различно, начинать и заканчивать музыкальную фразу одновременно, мягко пропевать окончания слов, легко определяют звуковысотное положение мелодии.
  •  Голоса детей приобрели естественно звучание, появилась певучесть, звонкость, высокое, светлое звучание, появилась заинтересованность к индивидуальному исполнению.

        Воспитанники ДОУ активно участвовали в открытых занятиях, концертной деятельности, фестивалях, смотрах – конкурсах,что свидетельствует о качественной работе над развитием певческих навыков детей.

Вывод: Здоровьесберегающие технологии : валеологические распевки, комплексы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, пальчиковые игры, речевые упражнения, релаксации , их систематическое использование, формируют устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала. Перечисленные виды упражнений играют важную роль  в охране детского голоса, профилактике заболеваний, связанных с дыханием.

Список использованной литературы :

1.  Абелян Л. «Забавное сольфеджио» (учебное пособие для детей дошкольного возраста), С. П., 1992.

2.     Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.

3.     Ветлугина Н.А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'', М., ''Просвещение'', 1989г

4.     Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.:Сфера,

2008г.

5.     Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры.''СПб, 1999 г.

6.     Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М.:Сфера, 2004г.

7.     Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.

8.     Кисилёва Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.:Аркти, 2005г.

9.     Кокина Н.А. Реализация образовательной области «Музыка» в соответствии с ФГТ.// Справочник музыкального руководителя.2012.№0.

10.  Метлов Н.А. ''Музыка детям'' :Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. - М., ''Просвещение'', 1985 г.

11.  Михайлова М.А. Развитие способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

12.  Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет'', М., ''Просвещение'', 1987 г.

13. Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.

14.Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009

15. Радынова О.П. « Музыкальное воспитание дошкольников», М.: Издательский центр «Академия», 2000.

16.   Стулова Г.П. ''Развитие детского голоса в процессе обучения пению'', М., Издательство ''Прометей'', МГПУ им. В.И.Ленина,1992

17.   Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...