«Значимость образовательной среды ООД в рамках вариативного образовательного процесса для осуществления развития личности по индивидуальной траектории»
статья на тему

Луконина Мария Валериевна

Выступление на педагогическом совете 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2015-16_individualnyy_podhod.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Значимость образовательной среды ООД в рамках вариативного образовательного процесса для осуществления развития личности по индивидуальной траектории»

        Для осуществления качественного, полноценного развития личности каждого ребенка важнейшим условием является создание такой образовательной среды, которая обеспечивает участникам образовательного процесса возможности развития в зависимости от уровня познавательной активности, самостоятельности, психологических особенностей.

        Образовательная среда ООД должна быть комплексной (охватывающей множество взаимосвязанных областей) и гетерогенной (охватывающей  широкий спектр педагогических воздействий) и отвечать принципу персональной адекватности, то есть обеспечивать возможности развития всех субъектов образовательного процесса с учётом их индивидуальных особенностей.

        Таким образом, мы создаем особую образовательную среду, которая является:

  • развивающей, включающей образовательные технологии, методы и приемы, которые определяются целями и задачами познавательного, физического, эмоционального и социально-коммуникативного развития детей;
  • адаптивной, то есть отвечающей индивидуальным особенностям, реальным возможностям и образовательным потребностям каждого ребенка;
  • здоровьесберегающей, когда каждый ребенок находится в психологически комфортной обстановке, получает все виды поддержки, что снижает тревожность, а своевременная смена видов деятельности предупреждает утомляемость;
  • рефлексивной, при которой происходит оценка собственной деятельности на основе саморефлексии;
  • коммуникативной, обеспечивающей взаимодействие взрослого и ребенка, ребенка с другими детьми, тем самым удовлетворяя свою потребность в контакте с другими людьми и формируя модели поведения в различных си- туациях;
  • информативной, обеспечивающей возможность овладения детьми информацией через максимально полное использование информационных ресурсов.

        Я считаю, что в индивидуальном подходе нуждаются все дети, без исключения. Ведь нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Поскольку каждый ребенок единственный и неповторимый в своей индивидуальности, я считаю, что по-настоящему действенным образовательный процесс становится только при учете «внутренних условий» каждого воспитанника. Поэтому  очень важно выявить наклонности и способности ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха и уверенность в своих силах. Посредством мониторинга и тестирования я выявляю уровень развития каждого своего воспитанника, анализирую причины затруднений, прогнозирую темп его продвижения вперед, намечаю  и решаю конкретные задачи, которые обеспечивают дальнейшее развитие личности.

        Осуществляя индивидуальный подход, мы с Еленой Александровной находим «ключик» к каждому ребенку и достигаем желаемого результата – обеспечиваем максимально возможный уровень развития его интеллекта, культуры, физических и нравственных качеств.

         Именно знание индивидуальных возможностей воспитанников помогает мне правильно организовать образовательную деятельность, основной формой которой является интеллектуальная игра.

        При проведении  интеллектуальной игры  я опираюсь  на такие показатели:

- характер переключения умственных процессов (гибкость или стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);

-уровень знаний и умений (осознанность, действенность);

-работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость)

-уровень самостоятельности и активности;

-отношение к обучению;

-характер познавательных интересов;

- уровень волевого развития.

        Приведу конкретные примеры.

Макару и Вове – подвижным детям, часто отвлекающимся от основного задания, задаю дополнительные вопросы, предлагаю интересные  промежуточные задания, активизирующие их внимание, а ребенку, который медленно и неуверенно действует (Деме  или Ване ), помогаю так: предлагаю наглядный материал, задаю  вопросы-помощники,  подводящие к решению, к выполнению заданий и т. д.

С удовольствием приведу примеры индивидуальных заданий на интеллектуальных играх.

На пример на интеллектуальной игре по обучению грамоте, я приготовила задания с различной степени сложности. Для детей, которые только начали читать  приготовила слоги, для детей у которых есть навык чтения слов – односложные слова,  для Ивы. и Даши  двухсложные слова,   для Демы  и Тимофея задание «Найди знакомую букву». Я предложила детям выбрать себе задание: тот кто уверен в своих силах, возьмите карточку с длинным словом и прочитайте, по своему желанию можете взять карточку со слогами или с коротким словом. Мягко предлагаю Деме и Тимофею помочь мне разложить буквы в разные корзины, дети выполняют задание, прошу «сильных» детей помочь, тому кто испытывает затруднение.

 На каждой  интеллектуальной игре по развитию математических способностей я готовлю разные по уровню сложности задания. Недавно мы путешествовали на планету  «Арифметические задачи», и задания были такие : 1 подгруппа- придумывали  сами условия для задачи, вторая подгруппа записывала решение задач самостоятельно с помощью цифр, третья подгруппа считала и записывала ответ, а для детей таких как Дёма ,  Тимофей. я приготовила наглядный материал, счетные палочки и решали задачи с помощью наглядности.

В ходе математической игры  я предложила детям  варианты заданий:

– по уровню сложности, например, дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором было три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй группе – из 5 палочек; третьей группе – из 6 палочек. Это упражнение вызвало интерес, большую активность у детей. Одна группа старалась помочь другим, и наоборот.

– по уровню творчества, например, задания с геометрическими фигурами (счетными палочками) на развитие воссоздающего и творческого воображения, дидактические игры “Танграм”, “Волшебный круг”, “Колумбово яйцо” и др.

Дети очень любят играть в дидактическую игру «Пройди по камешкам»

(Я предлагаю  разложить  по порядку камни от 1до 10, от 10до 20, от 20-30) И в дидактической игре я использую индивидуальный подход, Дети, кто в совершенстве знает числа первого и второго десятка, предлагаю разложить дорожку используя числа третьего десятка,  Деме  и Тимофею   построить дорогу из чисел  первого десятка)

На интеллектуальных играх по естествознании   и природному миру я так же готовлю дифференцированные задания. Наши дети просто обожают проводить опыты, эксперименты, детская лаборатория для них - «Волшебная комната».

     Работа в лаборатории проводится в игровой форме. Детям, кто находится в средней группе второй раз, я предлагаю ведущую роль в экспериментировании, дети становятся юными «учеными». Мальчики и девочки с удовольствием сами  проводят опыты с водой, снегом, льдом,   песком, воздухом, сами выдвигают гипотезы, делают соответствующие выводы, зарисовывают ход и результат экспериментов. Детям первого года обучения предлагаю мнемотаблицы, карточки.

        На своих интеллектуальных играх я часто использую логические задания.  Но и логические игры готовлю разной степени сложности. Дети очень любят упражнения на классификацию (картинки)

        Например, по обучению грамоте мы не просто читаем с детьми слова, а можем прочитать слова с помощью стрелок, символов, от большой буквы к маленькой, с помощью цифр. Эти задания я использую на индивидуальных занятиях со способными детьми как Даша, Тася .

        Даже в разучивании стихотворений я использую индивидуальный подход Тася , Даниэла . могут не только выучить длинное, сложное стихотворение, но и с легкостью как  артистки интонировать и инсценировать его. А таким воспитанникам как Дема . и Тимофей, я выбираю легкие стихи, используя  жесты и движения для лучшего запоминания.

Вывод:

Несомненно,  образовательная среда ООД в рамках вариативного образовательного процесса имеет решающее значение для осуществления успешного развития личности каждого малыша.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Конкурс вариативности образовательной среды группы ."

Предлагаю оформление групповой комнаты с учетом ФГОС....

Статья "Исследование вариативности образовательной среды дошкольной образовательной организации"

В статье рассматривается развитие в отечественной науке теоретических представлений о вариативности образовательной среды и формирование ее нормативной базы начиная с 80‐х годов прошлого века. Показан...

«Вариативная образовательная среда как условие развития самостоятельности дошкольника»

laquo;Вариативная образовательная среда как условие развития самостоятельности дошкольника» Согласно ФГОС дошкольного образования вариативность – одна из важнейших характер...

Технология построения социокультурного пространства как средство создания вариативной образовательной среды в ДОУ

Актуальность темы заложена в Федеральном Государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) дошкольного образования. Одной из задач ФГОС дошкольного образования (далее ДО) является формирование со...

Открытое мероприятие «Организация совместной деятельности педагога с детьми. Вариативная образовательная среда как условие развития самостоятельности дошкольника (работа с «Доской выбора», «Лесенкой успеха».

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего возраста«Космическое путешествие»Образовательные задачи:- Продолжать знакомить дошкольников с профессиональной деятельностью космонавтов, побуждать ...

CОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация. Статья посвящена содержанию и технологии моделирования вариативной образовательной среды в соответствии с задачами комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоро...