Развивающая среда по образовательной области: речевое развитие
консультация на тему

Канаховская Елена Николаевна

Примерный перечень материалов для центра грамотности (коммуникация)- все возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_-_kopia.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный перечень игрового материала и пособий

для первой младшей группы

Речевое развитие

Наименование

Количество

Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов

Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.)

Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки

Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);

Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);

Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками

  Картинки в соответствии с темами комплексно-тематического планирования

 Картотеки:

  • упражнений артикуляционной гимнастики; 
  • упражнений дыхательной гимнастики;
  • пальчиковой гимнастике.

Словесные дидактические игры

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки

Предметные картинки.

Различные виды театров.

Картинки:

а) с изображением явлений природы; 
б) предметами домашнего обихода; 
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); 
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); 
д) с изображением размера, величины, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); 
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

 Дидактические игры на правильное употребление предлогов.

Модели для обучения рассказыванию

Альбомы с детским словотворчеством, книжки – самоделки

Сенсорные дощечки.

Игры на формирование словаря и грамматического строя речи  соответствии с возрастом и задачей).

Примерный перечень игрового материала и пособий

для второй младшей группы

Речевое развитие

Наименование

Количество

Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;

Книги с обычной листовой структурой;

Эстампы на темы русских народных сказок.  

Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям

Картинки в соответствии с темами комплексно-тематического планирования

 Картотеки:

  • упражнений артикуляционной гимнастики; 
  • упражнений дыхательной гимнастики;
  • пальчиковой гимнастике.

Словесные дидактические игры

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки

Предметные картинки. Сюжетные картинки

Различные виды театров.

Картинки:

а) с изображением явлений природы; 
б) предметами домашнего обихода; 
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); 
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); 
д) с изображением размера, величины, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); 
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

Дидактические игры на правильное употребление предлогов.

Модели для обучения рассказыванию

Альбомы с детским словотворчеством, книжки – самоделки

Пособия для звукобуквенного анализа слова

Сенсорные дощечки.

Игры на формирование словаря и грамматического строя речи соответствии с возрастом и задачей).

Примерный перечень игрового материала и пособий

для средней группы

Речевое развитие

Наименование

Количество

Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;

Альбомы дополняются по темам: «Российская армия»,  «Труд  взрослых», «Цветы», «Времена года»;

Открытки для рассматривания по произведениям

Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;

Оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др

Материал для ремонта книг

  Картинки в соответствии с темами комплексно-тематического планирования

Картотеки:

  • упражнений артикуляционной гимнастики; 
  • упражнений дыхательной гимнастики;
  • пальчиковой гимнастике.

Словесные дидактические игры

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки

Предметные картинки. Сюжетные картинки для составления описательных рассказов (средняя гр.),

Различные виды театров.

Картинки:

а) с изображением явлений природы; 
б) предметами домашнего обихода; 
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); 
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); 
д) с изображением размера, величины, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); 
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

 Дидактические игры на правильное употребление предлогов.

Модели для обучения рассказыванию

Альбомы с детским словотворчеством, книжки – самоделки

Пособия для звукобуквенного анализа слова

Игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков)

Сенсорные дощечки.

Игры на формирование словаря и грамматического строя речи  соответствии с возрастом и задачей).

Примерный перечень игрового материала и пособий

для старшей группы

Речевое развитие

Наименование

Количество

Книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);

Портреты писателей:

М. Горький, С. Михалков, Б. Житков, Л. Толстой,  Н. Носов,  К. Чуковский;

 Книги, рекомендованные программой

Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми

Энциклопедии («умные» книжки), словари

Наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов

Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин)

Картинки в соответствии с темами комплексно-тематического планирования

Картотеки:

  • упражнений артикуляционной гимнастики; 
  • упражнений дыхательной гимнастики;
  • пальчиковой гимнастике.
  • заданий на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

Словесные дидактические игры

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки

Предметные картинки. Сюжетные картинки для составления описательных рассказов серии сюжетных картин для составления рассказов

Различные виды театров.

Картинки:

а) с изображением явлений природы; 
б) предметами домашнего обихода; 
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); 
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); 
д) с изображением размера, величины, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); 
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; 
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); 
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); 
ж) с изображением синонимов; 
з) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

Модели для обучения рассказыванию

Альбомы с детским словотворчеством, книжки – самоделки

Пособия для звукобуквенного анализа слова

Игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

Сенсорные дощечки.

Игры на формирование словаря и грамматического строя речи  соответствии с возрастом и задачей).

Примерный перечень игрового материала и пособий

для подготовительной группы

Речевое развитие

Наименование

Количество

Книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):

Стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью

2-3 сказочных произведения

Издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;

Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;

Книги, которые дети приносят из дома

Книги на школьную тематику

Тематические альбомы для рассматриванияЭто могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др

Иллюстрации художников к книгам;

Портреты известных детских писателей, поэтов

Библиотечка по книжкам – малышкам

Картинки в соответствии с темами комплексно-тематического планирования

Картотеки:

  • упражнений артикуляционной гимнастики; 
  • упражнений дыхательной гимнастики;
  • пальчиковой гимнастике.
  • заданий на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

Словесные дидактические игры

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки

Предметные картинки. Сюжетные картинки для составления описательных рассказов серии сюжетных картин для составления рассказов  

Различные виды театров.

Картинки:

а) с изображением явлений природы; 
б) предметами домашнего обихода; 
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); 
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); 
д) с изображением размера, величины, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); 
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; 
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); 
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); 
ж) с изображением синонимов; 
з)  с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

л) с изображением антонимов, многозначных слов; 

м) с изображением действий (глаголы с приставками)

Дидактические игры на правильное употребление предлогов.

Модели для обучения рассказыванию

Альбомы с детским словотворчеством, книжки – самоделки

Пособия для звукобуквенного анализа слова

Игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

Сенсорные дощечки.

Игры на формирование словаря и грамматического строя речи  (соответствии с возрастом и задачей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ».

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»....

Развивающая среда по образовательной области: физическое развитие

Перечень материалов для центра двигательной активности....

Развивающая среда по образовательной области:познавательное развитие

Примерный перечень материалов для строительно-конструктивного центра...

Развивающая среда по образовательной области:познавательное развитие

Примерный перечень материалов для уголка природы в группах д/сада....

Консультация для педагогов "Наполняемость предметно-пространственной среды по образовательной области "Речевое развитие"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании...

Организация развивающей среды по образовательной области "Физическое развитие"

Роль специального отбора матерьялов и оборудования в развитии здоровья дошкольников....

Коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Речевое развитие» для ребенка ОВЗ (ТНР) из комбинированной группы

Коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Речевое развитие» для ребенка ОВЗ (ТНР) из комбинированной группы...