Родительское собрание "На пути к школе".
материал на тему

Родительское собрание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей-подготовительной группе.

Тема: «На пороге школы».

Форма проведения: практикум, дискуссия.

Цель: формирование активной педагогической позиции родителей, вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями по вопросу «школьная готовность».

Подготовительный этап:

- провести тест среди дошкольников «Хочу ли я в школу?» (Приложение).

-оформить стенд «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе».

-подготовить карточки к игре «Стереотипы родительского поведения».

-подготовить два стенда для вышеописанной игры: «Позитивные фразы», «Негативные фразы».

Эпиграф: «Приступая к учению ребенка, надобно иметь в виду, что дитя независимо от учения развивается с каждым днем и развивается сравнительно так быстро, что месяц или два в жизни шестилетнего ребенка приносят более перемен в его душевном и телесном организме, чем потом целый год в возрасте от 10 до 15 лет». (К.Д. Ушинский).

Ход собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители. Тема нашего собрания выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш малыш впервые отправится в первый класс. Много волнений и переживаний связано с этим событием. Далее предложить родителям выполнить задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением. На столах лежат цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать (по желанию) свой ответ. (На столах лежат: красная полоска – сильное беспокойство, желтая полоска – умеренное беспокойство, зеленая полоска – ощущение радости, чувство уверенности).

От кого или от чего зависит улучшение вашего состояния или что должно измениться, чтоб вы чувствовали себя спокойнее? (Ответы родителей).

Обратите внимание – на демонстрационном стенде информация о факторах успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе:

  1. Физическое здоровье детей.
  2. Развитый интеллект ребенка.
  3. Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.
  4. Выносливость и работоспособность.
  5. Умение ребенка читать и считать.
  6. Аккуратность и дисциплинированность.
  7. Хорошая память и внимание.
  8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Задание родителям: выберите, на ваш взгляд, четыре самых главных фактора. Пронумеруйте их по степени значимости. (Выбрать две пары родителей из тех, у кого старшие дети уже учатся в школе, и у кого только готовятся к школьному обучению). После того, как задание будет выполнено, организовываем небольшой диспут по данной теме.

Сообщение воспитателя: о готовности к школе.

Небольшое сообщение об аспектах готовности к школе: физической готовности и психической (а также о ее составляющей: интеллектуальной, социальной, волевой и мотивационной готовности), и о способах формирования в детях той или иной готовности.

По завершении выступления выслушать вопросы родителей и дать на них ответы.

Предлагаю узнать, а что же думают дети о школьном обучении, чувствуют ли они себя готовыми к школе. Знакомлю родителей с результатами теста для дошкольников «Хочу ли я в школу?».

На формирование у ребенка отношения к школе, к школьному обучению и позиции себя в качестве ученика очень большое влияние оказывают стереотипы воспитания в семье, что выражается в отношении к ребенку, в конкретных фразах, которые иногда мы бросаем, не задумываясь, как это отразится на психическом состоянии ребенка. Одним словом можно убить в ребенке желание что-либо делать, а другим вселить уверенность. Предлагаю следующее упражнение: раздаю родителям карточки с фразами родителей, адресованные ребенку, и поместить на один из двух стендов: «Позитивные фразы» - «Негативные фразы» (по мнению родителей). По ходу упражнения сразу обсуждать тот или иной выбор. (Приложение).

Очень важно не исказить веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовым» облаком облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело – с верой в свои силы и возможности, с готовностью испытать себя. Чтобы сформировать такую веру, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, родители сами должны сохранять спокойствие и уверенность в своем ребенке. Дома следует продолжать готовить ребенка к школе, но не перегружая его. Больше общайтесь с ребенком, отвечайте на его вопросы и сами задавайте. Читайте, пересказывайте, сочиняйте, фантазируйте. Очень полезно обсуждать ситуации, которые могут произойти с ребенком в школе. Предлагаем вам памятку «Рекомендации родителям будущих первоклассников», а также «Примерный перечень знаний и умений будущего первоклассника» (раздать родителям), в приемной группы оформлен стенд «Скоро в школу», где размещено очень много информации по подготовке ребенка к школе, обращайтесь к ней, знакомьтесь, надеемся, что она будет для вас полезной.

В конце собрания используется прием «Тройная оценка» с использованием тех же цветных листочков, с которыми работали ранее. Родители поднимают нужный листочек в соответствии со своими ощущениями (зеленый – собрание было полезным для меня, я узнала много нового, желтый – я получила ответы лишь на некоторые волнующие меня вопросы, красный – ничего нового для себя не узнала). Вместе пытаемся определить вопросы, которые родители хотели бы обсудить на следующем собрании.

Приложение.

Тест для дошкольников «Хочу ли я в школу?».

Обратиться к ребенку: «Если бы кто-то говорил за тебя, согласишься ты с этими словами?» - зафиксировать ответ в таблице. Если согласится – поставить плюс, если нет – минус.

  1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
  2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
  3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
  4. Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
  5. Интересно, что в школе дают на завтрак?
  6. Когда я пойду в школу, буду хорошо учиться.
  7. Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
  8. Мне кажется, в школьной жизни больше интересного, чем в детском саду.
  9. Мне хочется в школу, потому что многие знакомые ребята уже учатся.
  10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.

Результаты:

1-3 балла – ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. Взрослым следует задуматься.

4-8 баллов – да, хочет в школу, только уточним, для чего? Если больше баллов в вопросах 1,2,3,4,5 – ребенок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если в вопросах 6,7,8,9,10 – ребенок вполне представляет себе основное предназначение школы и оно не вызывает пока негативных переживаний.

9-10 баллов – прекрасно, если ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие 10 лет.

Фразы для игры «Стереотипы родительского поведения».

 «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся! Никто тебя жалеть не будет!»

«Что же ты у нас такой бестолковый? Как же ты учиться будешь? Наверное, будешь двоечником!»

«Будешь плохо учиться – отдадим тебя в школу для дураков!»

Подобные фразы могут вызвать чувство неверия в свои силы, страх перед учебой, утрату желания идти в школу.

«Знаешь, как мы тебя будем любить, если ты станешь отличником!»

Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит, и уверенности в себе. Родительская любовь должна быть безусловной.

«Учись так, чтоб мне за тебя краснеть не приходилось!»

Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.

«Ты обещаешь мне не драться в школе, не бегать, а вести себя тихо и спокойно?»

Не надо ставить перед ребенком невыполнимых задач, не толкайте его на путь заведомого обмана.

«Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!»

Под постоянной угрозой наказания у ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям, развиться комплекс неполноценности.

«Если будешь хорошо учиться, мы купим тебе новый телефон (планшет, велосипед и т.д.)»

Подкуп недопустим. Ребенок должен понимать, что он учится ради получения новых знаний, а не ради новой покупки.

«Подумаешь, дрался и двойку получил! Подумаешь, грубо разговаривал! Ты все равно у меня самый лучший, красивый, способный. Никого не слушай!»

Похвала должна быть уместной. Получив одобрение плохого поступка, ребенок будет продолжать в том же духе, вызывая непонимание родителей, но ведь это вы ему дали руководство к исполнению.

«Что у вас за учительница такая?  Где её нашли и чему она вас учит?»

«Вот папа съездит завтра в школу и разберется с учительницей, почему тебе опять двойку поставили!»

Нельзя ставить под сомнение авторитет учителя. Все спорные вопросы решать с учителем не при ребенке.

Позитивные фразы, вселяющие в ребенка уверенность в своих силах, и понимание того, что у него есть поддержка:

«В школе у тебя появится новая интересная работа, как у нас с папой»

«Не переживай, у тебя все получится»

«Не бойся трудностей, ты справишься, если потребуется наша помощь, мы всегда тебе поможем»

«Если что-то не получится, не расстраивайся, ты позанимаешься и в следующий раз обязательно справишься!»

Памятка. «ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА».         

  1. Свое имя, отчество и фамилию, свой возраст (желательно дату рождения).
  2. Свой домашний адрес.
  3. Свой поселок, его главные достопримечательности, реки нашего поселка.
  4. Страну, в которой живёт.
  5. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию. Рассказать о братьях (сестрах), на сколько они старше или младше.
  6. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  7. Домашних животных и их детёнышей.
  8. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
  9. Транспорт наземный, водный, воздушный.
  10. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
  11. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  12. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  13. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т.д.)
  14. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
  15. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
  16. Различать гласные и согласные звуки.
  17. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
  18. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
  19. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
  20. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

 Рекомендации родителям будущих первоклассников:

  • Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
  • Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
  • Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
  • Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
  • Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
  • Приучайте ребёнка к самостоятельности.
  • Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.
  • Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.
  • По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.
  • Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
  • Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.

Литература:

  1. Арнаутова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. // Дошкольное воспитание. 1998, №6.
  2. Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний. // Воспитатель ДОУ. 2007, №5.
  3. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2004.
  4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. М.: ВАКО, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Идем в школу с радостью"

Презентация для родительского собрания в ДОУ на тему "Идем в школу с радостью!" способствует:выработке новых навыков взаимодействия с ребенком  - будущим первоклассником;развитию коммуникативных ...

Тематическое родительское собрание "Скоро в школу"

Даны представления о понятии "готовность к школе", знакомство родителей с критериями готовности ребенка к школе, дана возможностьоценить степень готовности   ребенка к школе....

Родительское собрание. Подготовительная к школе группа. Тема: «Неразлучные друзья - бабушка, дедушка, мама, папа и я”

- Родительское собрание «Неразлучные друзья» состоит из пословиц и поговорок, загадок из сказок. Родители знакомятся с Законом воспитания, делятся  своей родословной, родители участву...

Презентация к родительскому собранию "Скоро в школу"

Год составления - 2012 год. Автор: заместитель заведующего по ВОП Казакова Оксана Александровна...

Родительское собрание ""Путь к здоровью ребенка лежит через его семью"

Цель: познакомить родителей с основными факторами укрепления физического и психологического здоровья детей в семье....

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....