Статья на тему: "Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр Воскобовича В.В"
статья (младшая группа) по теме

Федосенко Юлия Васильевна

Сенсорное воспитание детей составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка  в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensornoe_vospitanie_detey.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр Воскобовича В.В

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.

Сенсорное воспитание детей младшего возраста через восприятие

Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Сенсорное воспитание в младшей группе предполагает развитие общих сенсорных способностей, понимаемых как способности к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

На занятиях по сенсорному воспитанию ребенок знакомится с такими образцами, как цвет (красный, желтый, зеленый, синий), геометрическая форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), величина (большой, средний, маленький).

В овладении сенсорными эталонами как средством восприятия можно выделить несколько этапов:

Этап – появление предметных предэталонов, когда при восприятии одного предмета другой используется в качестве образца (например, треугольные предметы называют крышами). Обычьно это происходит на третьем году жизни. Последующие этапы характерны для четвертого года жизни ребенка.

Этап – переход от использования предэталонов к применению собственно эталонов; средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а образцы их свойств (основные цвета, геометрические фигуры, величина).

Этап – более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство с оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических фигур, отдельными параметрами величины.

Процесс развития сенсорных способностей включает не только усвоение эталонов, но и действия по их использованию.

Существует три вида действий по использованию сенсорных эталонов. Самыми простыми являются действия идентификации, т.е. установления тождества какого – либо качества воспринимаемого объекта эталону.

Наиболее трудными для дошкольников являются действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, “раскладывание” их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.

Развитие сенсорных способностей дошкольника сконцентрировано в одном возрастном этапе, во второй младшей группе, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее сенситивен для развития восприятия. Сенсорные задачи, как правило, включены в интересную для детей деятельность (игру, экспериментирование, продуктивную деятельность). Здесь дети оказываются перед необходимостью выделять то или иное свойство предмета, что является значимым для успешного выполнения данной деятельности. Другими словами, интерес к усвоению эталонов возникает у самих детей, так как знание эталонов определяет успех игровой или практической деятельности. При таком подходе постепенно у детей появляется собственный познавательный интерес, который приходит на смену игровому интересу. В результате ребенок начинает пользоваться эталонами представлениями для анализа свойств предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоив сенсорные эталоны, дети могут использовать их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств вещей.

На занятиях по сенсорному воспитанию решаются задачи по развитию начальных форм сотрудничества детей друг с другом. Это одно из необходимых условий активизации познавательного интереса дошкольников. Детям предлагаются специальные задания, при выполнении которых они вступают в отношения сотрудничества – согласования и соподчинения действий.

Младшие дошкольники могут взаимодействовать друг с другом попарно при работе со знакомым материалом. Выделяются два основных типа сотрудничества: по роли (функции) и по правилу (чередование действий, разделенность операций и т.п.).

Сенсорное восприятие цвета.

Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но все это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспитание. Психологические исследования показывают, что без такого воздействия восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.

Сначала в определении цвета большую роль играет промеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или что они разные.

Когда малыш научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу (к настоящему восприятию цвета), а затем к обучению его названиям цветов.

На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).

Особенно важна цветовая характеристика дидактического материала. Цвет характеризуется двумя измерениями: светлотой и чистотой. Он может быть темным или светлым (хотя это один и тот же цвет). Вторым измерением цвета является его чистота, которая зависит от примеси серого цвета. Малейшая примесь серого делает цвет “грязным”.

Подбирая дидактический материал, также необходимо стремится к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то одинаково насыщенным, ярким должен быть и оранжевый, и желтый, и синий, и т.д. В противном случае ребенок с нарушением цветового зрения может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность. Тогда светло-красный и светло-зеленый предметы он отнесет к одной группе, а темно-красный объединит с темно-синим или темно-зеленым.

Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Сенсорное восприятие формы.

Форма является одним из основных признаков предмета. Не выделив и не опознав форму, невозможно узнать предмет.

Простейшие виды различения предметов по форме становится возможны для детей очень рано, в возрасте уже нескольких месяцев. Но на протяжении детства восприятие формы претерпевает ряд существенных изменений.

Действие ребенка с реальными вещами окружающего мира начинаются еще в младенческом возрасте, но в течении детства они существенным образом меняются и усложняются, становятся осмысленными и целенаправленными. С возрастом ребенка переходит от примитивных действий типа манипуляций с предметом к более сложным, так называемым продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, конструированию и др.

Глубокие качественные изменения, происходящие на протяжении детства в зрительном восприятии формы, заключаются в том, что ребенок переходит постепенно от примитивных форм анализа фигуры, состоящих в вычленении в ней отдельных составляющих частей, к более сложному анализу объектов, заключающемуся в сравнении, сопоставлении воспринимаемого объекта (целиком или отдельных его частей) с другими объектами или с предложенным образцом.

Большое влияние на развитие зрительного анализа формы оказывает, в частности, конструктивная деятельность детей. Практика конструирования у дошкольников – это, как правило, работа с каким – либо строительным материалом. Обычно отмечают два вида конструктивной деятельности детей дошкольного возраста:

  1. Свободное конструирование – это такое конструирование, при котором ребенок не связан никаким внешним образцом: из имеющегося материала ребенку представляется возможность строить все, что он захочет. В процессе такого конструирования ребенок может неоднократно менять свой замысел и объединять отдельные элементы как угодно.
  2. Конструирование по образцу. В качестве образца при этом ребенок получает рисунок, на котором обозначены контуры всех элементов, составляющих данное изображение. Поскольку контуры формы, цвет и расположение отдельных элементов указаны, задача ребенка при этом виде конструирования состоит в том, чтобы воспроизвести в своей конструкции то, что изображено на рисунке. Этот вид в самостоятельной деятельности встречается редко и обычно имеет место лишь на занятиях.

Только одной практики конструирования по образцу недостаточно для того, чтобы сформировать также качество восприятия, как зрительный анализ формы. Для развития восприятия необходимо организовать практическую деятельность ребенка, поставить его перед необходимостью анализа предложенной конструкции по форме.

Исследованиями было показано, что процессы восприятия, имеющие место при анализе формы предмета, могут рассматриваться как своеобразные ориентировочные действия, обслуживающие действия практические и находящиеся с ними в сложных отношениях. Первоначально, на более низких стадиях развития, эти ориентировочные действия тесно связаны с практическими, исполнительскими действиями, затем, в процессе развития, они все больше отдаляются от исполнительской деятельности и складываются в относительно самостоятельную систему ориентировочно – исследовательской деятельности, при помощи которой осуществляются предварительное ознакомление с объектом, обследование его и подготовка к практическим действиям с ним.

Таким образом, действия с предметом направляют развитие восприятия, но, становясь все более точным, восприятие, в свою очередь, выполняет по отношению к практическим действиям ориентирующую и регулирующую функцию. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость обеих этих частей действия – ориентирующей и исполняющей – говорит о необходимости внимания к каждой из них.

Характер ориентировочно-исследовательской деятельности на протяжении детства меняется. Движения по обследованию предмета из беспорядочных и хаотичных постепенно становятся все более целенаправленными, планомерными. Вместе с тем основную роль в процессе обследования начинает выполнять глаз, а не рука, как это было раньше. Благодаря этому действие становится более быстрым. Однако, как показывают исследования, без специального обучения ребенок довольно поздно научается правильно сопоставлять между собой отдельные, наиболее характерные признаки фигуры и, опираясь на них, правильно находить форму среди других.

Лишь к четырем годам дети научаются делать элементарные вещи по образцу. Это говорит о том, что сложный анализ, заключающийся в сопоставлении объектов, в течение длительного времени остается у детей – дошкольников на относительно низкой ступени развития.

Наблюдения за действиями детей при конструировании показывают, что первоначально ориентировка в условиях происходит также с помощью внешних действий с объектами или их заместителями. Так, прежде чем осуществить конструирование, ребенок осматривает, ощупывает объект, Таким образом, он как бы производит моделирование последующего практического решения задачи.

Однако не всегда и не все дети производят такие действия правильно и хорошо. Поэтому процесс овладения зрительным анализом фигуры в естественных условиях, без специального обучения, идет неравномерно и с большим количеством ошибок. Но если моделирование воспринимаемого объекта будет складываться не Стихийно, а под систематическим руководством взрослого и если при этом ребенку будут даны адекватные средства и способы такого моделирования, то оно может достигнуть значительно более высокого ровня развития и на его основе смогут сложиться у ребенка адекватные приемы чисто зрительного анализа сложной формы.

Если детей дошкольного возраста целенаправленно обучать способам анализа фигуры, дав им для этого определенные средства, то умение анализировать сложные формы, выделять в них отдельные элементы, а на этой основе выполнять конструирование по образцу возникает у ребенка значительно раньше и формируется значительно более быстрыми темпами.

Сенсорное восприятие величины.

Особый характер носит восприятие величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов.

Усвоение системы мер и способов их использования – особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя ее применение вполне возможно).

Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака – это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступаю представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других (“большой”, “маленький”, “самый большой” и т.д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух – трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Для совершенствования глазомера необходимо учить детей решению все более сложных глазомерных задач. Простой глазомерной задачей, доступной для детей трех лет, является выбор на глаз большего (или меньшего) предмета из двух, затем – выбор предмета по образцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему). Еще сложнее произвести глазомерное “сложение” – подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. Наконец, на протяжении дошкольного возраста дети могут научиться соизмерять на глаз не только величины отдельных предметов, но и отношения между ними, т.е. овладеть зрительной оценкой пропорций.

В процессе обучения детей способам обследования величины предметов полезно научить их пользоваться простейшей меркой, выступающей в качестве промежуточного средства при переходе от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию. Так, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер.

Сенсорное воспитание детей младшего возраста” с использованием развивающих игр Воскобовича.

Внедряю игры Воскобовича, к которым разработано методическое сопровождение в виде сказок Фиолетового Леса. Эта технология представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича. С помощью его игр можно решать большое количество образовательных задач. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное детям и взрослым.

Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в “долгоиграющий восторг”.

Фиолетовый Лес – это своего рода виртуальный, несуществующий мир и его внутренний вид зависит от фантазии и творчества взрослого (Фиолетовый Лес можно сделать из фанеры, ковролина, пенопласта, нарисовать на ткани или стене). Важно, чтобы при этом реализовался принцип функциональности.

По сути, Фиолетовый Лес – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или на вертикальной стене – коврографе.

Фиолетовый Лес представляет сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя.

Например: “Чудо – соты” – это чудо острова. Герой: пчелка Жужа и ее друзья.

Ребенок слушает сказку или историю, становится действующим лицом события, проживает таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем препятствия, добивается успехов. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.

Сказка – методика представляет собой модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не квадратами, треугольниками и трапециями, а с нетающими льдинками Озера Айс, разгадывают в месте с малышом Гео секреты “чудо цветка”.

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование и функционирование отдельных участков коры головного мозга, связи между ними и движениями рук.

Сенсорное развитие развивается лучше у детей дошкольного возраста, если придерживаться в работе нового неизвестного ребенку, сказки, истории, которые естественно сопровождаются детской помощью, где есть трудности, препятствия, которые могут быть ими преодолены.

Технология “Сказочные лабиринты игры” – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала.

Каждый комплект имеет двойное название:

1 .Название ведущей игры – “Чудо – цветик”;
2. Второе является образным и связано с сюжетом сказок Фиолетового Леса.

Задачи развивающей среды сенсорного воспитания следующие:

1. Развить у ребенка сенсорное восприятие, желание узнать новое.
2. Развивать наблюдательность.
3. Развивать воображение, мышление.
4. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических представлений) речевых умений.
5. Построение педагогического процесса, способствующего сенсорному развитию детей в иге.

Для эффективного решения образовательных задач по технологии “Сказочные лабиринты игры” очень важно оснастить группу играми и пособиями, которые концентрируются в одном месте – “игровой центр”. В этом игровом центре мы и создали плоскостной Фиолетовый Лес, заселили его персонажами сказок и развивающими играми.

Выводы.

В технологии интеллектуального творческого развития детей, (умственного развития). Сказочные лабиринты игры сказано, задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, и не в быстром темпе, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условии для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Именно в играх, обобщение со взрослыми и сверстниками на занятиях, именно здесь происходит сенсорное развитие ребенка.

Заключение.

Есть мнение, что восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы. Может показаться, что развивать восприятие не нужно. Однако это не так: умение воспринимать само не образуется, значит, действиям восприятия детей нужно учить. Одними из первых об этом говорили Я. Коменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель. Последний даже разработал методику развития восприятия у младенца с первых дней его жизни.

Окружающий мир многообразен, его познание требует включения в процесс восприятия разных анализаторов: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса – и сенсомоторных действий. Это позволит ребенку выделить широкий спектр свойств предметов и объектов окружающего мира, познать их с разных сторон.

Работа по развитию восприятия должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т.п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Процесс восприятия (рассматривания, вслушивания) надо сопровождать словом. Воспитатель называет качества предметов и явлений (шарик круглый, гладкий, красный; музыка веселая, грустная, тихая, громкая; звуки, длинные, короткие). Дети, воспринимая предметы и явления, одновременно запоминают и словесные обозначения их качества. Это подводит их к обобщению: круглыми могут быть разные предметы; у всех животных голова круглой формы, но “круг разный”, как говорят дети. Они высказывают свои суждения о свойствах предметов, а, запоминая разнообразные свойства, приобретают способность самостоятельно выделять их в предметах, которые привлекли их внимание.

Проявление самостоятельности, стремление поделиться своими впечатлениями с детьми и взрослыми следует поощрять.

Чтобы сенсорный опыт накапливался и обогащался планомерно и постоянно, необходимо научить детей действовать в определенной последовательности, т.е. организовывать перцептивное восприятие предметов и объектов по заранее продуманному плану. Только тогда у детей будет складываться отчетливые образы – представления о предметах и явлениях. Постепенно в результате воспитательно-образовательной работы у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей. Его следует осуществлять с первых дней жизни ребенка. Если этого не происходит, то возможна задержка в накоплении жизненного опыта, в развитии восприятия, что неблагоприятно отражается на умственном развитии ребенка в целом, формировании разнообразных видов детской деятельности.

Итак, ведущие направления педагогической работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста именно с непосредственного восприятия начинается процесс познания, процесс умственного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

«Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр Воскобовича В.В»

В нашем дощкольном учреждении создана развивающая среда "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича и широко используется в разных возрастных группах....

Сенсорное воспитание детей младшего возраста с с использованием развивающих игр Воскобовича В. В.

Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание  детей младшего возраста с использованием развивающих игр Воскобовича В. В."...

Проект "Сенсорное воспитание детей раннего возраста с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича"

Способствовать формированию у дошкольников сенсорных эталонов посредством использования развивающих игр В.В. Воскобовича.Цель проекта конкретизируется в следующих задачах:· Разработка перспекти...

Отчёт по самообразованию на тему: «Сенсорное воспитание детей младшего возраста через дидактические игры»

Отчёт по самообразованию за 2020-2021у.г. воспитателя группы №8 Сёмкиной Д.СТема самообразования: «Сенсорное воспитание детей младшего возраста через дидактические игры»В 2020-2021 учебном...