Эссе "Я - педагог"
статья на тему

Людмила Дмитриевна Панова

Эссе "Я - педагог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagog.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 106»

344020, г. Ростов-на-Дону, ул. Брестская 11/100, тел. (863) 252 26 45

ЭССЕ НА ТЕМУ

«Я – ПЕДАГОГ»

Воспитатель МАДОУ № 106

Панова Людмила Дмитриевна

Ростов-на-Дону

2016 г.

Я – педагог

Еще с детского сада знала, что буду воспитателем. Возможно, просто любила своего педагога Татьяну Александровну. А может, чувствовала, какой магнетической силой обладает ее улыбка, как много для нас значат ее одобрение или порицание, как нам интересно все, что мы делаем вместе. Стать таким же важным и нужным человеком в судьбе своих воспитанников — эта мечта вела меня, как путеводная звезда, прямо к будущей профессии. И вот я воспитатель, педагог. На меня смотрят десятки блестящих детских глаз — с любопытством, радостью, в вечном ожидании чуда. Им, как воздух, нужны мои забота, внимание и любовь. В ответ я получаю те же чувства, но многократно усиленные, зашкаливающие по интенсивности и искренности.

Доказывать каждый день

Так значит ли это, что я уже окончательно состоялась в избранном мной деле, которое считаю своим призванием? Достаточно ли, как пасечник, собирать в соты мёд детской любви и привязанности, деловито подсчитывать урожай и почивать на педагогических лаврах? Нет, конечно, нет.

Вспоминаю сцену из советской киноклассики — замечательного фильма Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника». Принципиальный диалог происходит там между Ильей Семеновичем — учителем милостью Божьей и Светланой Михайловной — педагогом опытным, с большим стажем, но уже успевшей позабыть о сути своей профессии под гнетом рутины и усталости.

— Им отдаешь себя всю до капли, а они… — с обидой говорит учительница.

— Что у нас есть, чтоб отдать, — вот вопрос, — парирует учитель Мельников.

— Это кому я буду доказывать?

— Им! Каждый день, каждый урок. А если не можем, давайте заниматься другим ремеслом, где брак дешевле обходится.

И хотя я работаю с дошкольниками, а не со старшеклассниками, но понимаю и разделяю всю глубину заявленной проблемы. Чтобы представлять истинную ценность для детей, педагог должен быть содержательным, интересным, знающим и умеющим человеком. Расти и совершенствоваться без устали, не бояться новизны, эксперимента, поиска. Но никогда не ставить опыты в такой хрупкой и прекрасной области, как внутренний мир ребенка. Образно говоря, «не размахивать руками» —  быть максимально бережным и осторожным, когда дело касается детской психики, ее открытости и уязвимости.

Ты ― чудо!

Мне очень близко высказывание выдающегося педагога-новатора Василия Сухомлинского: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово, нужно настроиться самому на тон этой струны».

Да, каждый ребенок — личность, и это безусловный факт. На этом фундаменте построены все современные педагогические концепции, о приоритетности индивидуального подхода в образовании и воспитании написаны тонны учебников. Ни один студент педвуза не сдаст экзамена по профильному предмету, если забудет упомянуть о нем или не сумеет обосновать его применение в своей будущей работе.

Но вот экзамены сданы, и наступает реальная практика. А значит, испытания для молодого педагога продолжаются — но уже не в искусственно смоделированных, а в настоящих жизненных ситуациях. Меня окружает пара десятков детей, и все они действительно разные. Это хорошо, но очень трудно.

Например, я сама всегда была активным ребенком, да и по сей день мало что изменилось — разве что стала чуточку рассудительнее и мудрее. И мне кажется, что питомцы мои — такие же активные непоседы, которым хочется все увидеть, услышать, потрогать и испытать в деле. Но ведь наверняка среди шустрых, громких и смелых затаились тихие, робкие и медлительные. Они не менее талантливы, чем первые, но требуют иного подхода и даже иного стиля коммуникации.

И это уже моя задача, как педагога, — не проглядеть их. И ни в коем случае не позволить своим личным качествам деятельного, быстро соображающего холерика тиранить нежные и медленно раскрывающиеся цветы задумчивого флегматика или мечтательного меланхолика. Тут мне придется призвать на помощь весь свой педагогический такт, всю психологическую проницательность: ни тени раздражения, ни единой командирской нотки!

Я должна точно определить ведущий канал восприятия ребенка и с опорой на него выстроить стратегию его личностного развития. Следуя заветам академика Вадима Петровского, взаимодействовать с воспитанником по принципу «Не над, не рядом, а вместе!» Только так у дошкольника возникнет чувство безопасности и доверия к миру, а его творческие способности расцветут в благоприятной и дружественной среде.

Как справедливо замечает врач-психотерапевт, автор бестселлеров по популярной психологии Владимир Леви, от того, какой образ «Я» утвердится в период раннего детства, зависит все будущее человека, успех или неуспех во всех сферах жизни. Поэтому все высокие разговоры останутся пустыми звуками, если в жизни ребенка не будет взрослого, который скажет:

«Ты хорош уже тем, что живешь на свете. Такого, как ты, никогда не было, нет и не будет. Ты — капля росы, успевающая отразить солнце, И это чудо. Ты — чудо!»

Конечно, дома маленький человек должен услышать это от самых близких людей — родителей. А в дошкольном учреждении эту истину будет транслировать педагог. То есть я.

«Я мыслю ― следовательно, я существую!»

Ведущим направлением своей деятельности я, как педагог дошкольного образования, считаю интеллектуальное развитие воспитанника. Мы живем в особое время — каждый год на свет рождаются новые высокие технологии, затем так же стремительно устаревают, и им на смену приходит нечто еще более грандиозное. Лицо мира меняется с неконтролируемой скоростью. Обыватель получает в руки конечные продукты научно-технического прогресса, об устройстве которых чаще всего не имеет никакого представления. В условиях нарастающего информационного шума на человека давят гигабайты разномастных данных, которые не в состоянии переработать даже самая умная голова.

Известно, что у каждой медали есть оборотная сторона, а все блага прогресса потенциально опасны. Однако со временем человеческая цивилизация вырабатывает технику безопасности в обращении с ними. Я глубоко убеждена, что достойно принять вызовы будущего сможет только человек с развитой когнитивной сферой. Поэтому я делаю ставку на интеллект.

Обучение — это всегда работа, но в случае дошкольного образования она облечена в занимательную форму дидактической игры. Я не «вкладываю» в воспитанника обязательный комплекс знаний, умений и навыков, подобно тому как программист «скармливает» готовый код умному компьютеру. Нет, мы добываем знания эвристическим путем, в совместном диалоге.

Моя задача — поставить проблему и мотивировать детский коллектив на ее решение. Я создаю на занятиях такие условия для познавательной активности, когда результат может быть достигнут только в социальном взаимодействии. Одновременно дети учатся договариваться, продуктивно разрешать намечающиеся конфликты, приходить к компромиссу. Побочные выгоды такой методики — «прокачка» коммуникативных навыков, развитие эмпатии, терпимости к чужому мнению.

В каждом тематическом занятии учитываются психофизиологические особенности развития дошкольников, соблюдается дифференцированный подход. Я полагаю, что слухи о детях индиго сильно преувеличены. Мозг человека формировался тысячелетиями, поэтому не надо «форсировать гениальность» ребенка и нарушать законы физиологии.

Надо учить, учить всех: способных и неспособных, здоровых и не очень, но последовательно, системно, профессионально ― руководствуясь принципами активности и проблемности, наглядности, систематичности и последовательности, научности и доступности. И не только книжному знанию, но и ручному труду. Самообслуживанию. Социальному поведению. С опорой на опыт знаменитых педагогов, с необыкновенной осторожностью к истощению того небесконечного ресурса, каким является детская психика.

«Мы с вами, обогащенные второй сигнальной системой, в состоянии связывать факты и строить умозаключения. Дано ли это от природы? С рождения? Получится ли «само»? Нет. Не получится, ― констатирует кандидат биологических наук Александра Львова. ― Из вполне здорового, генетически нормального ребенка, прожившего в обедненной среде до определенного возраста, Декарта, как ни бейся, не вырастишь. И наоборот ― ребенок с не слишком хорошими природными задатками, помещенный в обогащенную, развивающую среду, может раскрыться самым удивительным образом».

Уже упомянутый Сухомлинский говорил о том, что в педагогике порой целые годы отделяют посевы от всходов, то есть усилия воспитателя от результатов его деятельности. Мой результат ― это мои выпускники. Я радуюсь, когда вижу плоды своих трудов во вполне осязаемых успехах моих ребят: в развитии их памяти, логики, навыков системного мышления, в овладении устной и письменной коммуникацией. Результаты мониторинга подтверждают, что все мои воспитанники овладели навыками практико-познавательной деятельности на уровне, соответствующем их возрастной категории.

А напоследок я хочу упомянуть о проблемах подрастающего поколения, которые я вижу наравне с другими моими коллегами. Ведь мне бы меньше всего хотелось, чтобы мое эссе напоминало сладкую вату, ― я пишу о вещах, которые мне действительно важны и о которых я намерена говорить серьезно.

Ни для кого из нас не секрет, что некоторые дети сейчас испытывают дефицит родительского внимания. Нет, их, конечно, любят, прекрасно одевают, вкусно кормят и рано покупают дорогие гаджеты. Зато душевных разговоров, семейных посиделок и совместных игр становится катастрофически мало. Возникла даже целая родительская философия на эту тему: «Ребенка надо не напрягать, а развлекать». Причем развлекать опять же посредством модной высокотехнологичной игрушки.

Но почему-то оказывается, что гениальные гаджет-дети порой не могут не только сами завязать шнурки, но и связно рассказать о том, что с ними произошло. А позже с невероятным трудом осваивают навыки даже не каллиграфического, а простого быстрого письма. Что у них короткое внимание и плохая память.

Опасно ли это? Да. По прогнозам аналитиков IT-отрасли, объем игрового контента VR (так называемой «виртуальной реальности», которую совсем скоро будут обеспечивать пользователю особые  технические устройства) за ближайшие три года увеличится на 20,5 миллиарда долларов. Это огромные деньги и гигантский бизнес.

За этими циферками  ― часы-сутки-месяцы сидения в «очках счастья», замещающих реальность иллюзией. Потребителя этого праздника надо готовить уже сегодня. И где их столько набрать? Правильно! Это наши дети.

Вот чтобы этого не произошло, давайте растить их правильно ― умными, думающими, увлеченными, всесторонне развитыми. Чтобы их жизнь была интереснее и богаче любого виртуала. Я отвечаю за это. Ведь я ― педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...