ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию дошкольников (изобразительная деятельность)
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Котова Ольга Алексеевна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

педагога дополнительного образования по изодеятельности О. А. Котовой

по художественно-эстетическому развитию дошкольников

раразработана в соответствии с:

-  основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

-  основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 42, утвержденной заведующим Матросовой Т.В., Приказом № 12   от «28» августа 2015г. муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 42 станицы Новопокровской муниципального образования Новопокровский район;

-  парциальной образовательной программой художественно-эстетического развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, представляющей собой вариант проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО;

-  методическими пособиями по изодеятельности Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду»;

-  методическими пособиями для воспитателей Мусиенко С. В. «Оригами в детском саду», Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких», Давыдова  Г. Н. «Пластилинография для малышей».

Образовательная программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей в процессе приобщения к культуре, формирования опыта художественной деятельности и общения, развития уникальной личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovat_programma_kotova.docx98.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 42 СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

по художественно-эстетическому развитию дошкольников

(изобразительная деятельность)

Разработчик: Котова Ольга Алексеевна

педагог дополнительного образования

по изобразительной деятельности


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:        

1.1. Пояснительная записка        

Цели и задачи реализации образовательной программы по художественно-эстетическому развитию дошкольников (изобразительная деятельность).        

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы        

1.2 Целевые ориентиры освоения программы на разных возрастных этапах дошкольного детства.        

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности в области «Художественно-эстетическое развитие» (изодеятельность).        

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        

2.1 Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».        

2.2 Описание форм, методов и средств реализации программы.        

2.3 Проектирование образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) по возрастным периодам.        

2.4 Организация совместной деятельности взрослых и детей.        

2.5. Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьями воспитанников.        

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.        

3.1 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка        

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды        

3.3 Материально-техническое обеспечение        

3.4 Комплекс методического обеспечения.        

ПРИЛОЖЕНИЯ:        


ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. Переосмысление роли и задач образования в период раннего и дошкольного детства, происходящее во всем мире, связано с выявлением образовательного потенциала детей раннего и дошкольного возраста, факторов, влияющих на развитие детей, краткосрочных и долгосрочных эффектов условий жизни и образовательных стратегий на ранних этапах развития, их влияния на биографию отдельного человека, значения для стабильного развития общества и экономики в целом.

Все это требует разработки инновационных программ раннего и дошкольного образования, соответствующих современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта. Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент.


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:

1.1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. 

Приобщение личности к миру художественно-эстетической деятельности во все времена являлось традиционным приоритетом образования. Общество и культура, являясь существенными составляющими личностного развития, конструируют его национальный художественно-эстетический контекст, превращающий их в целостность.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, детская художественно-эстетическая деятельность не только реализует традиционно присущие ей функции, но и рассматривается в качестве уникального средства, содействующего развитию творческого потенциала личности, ее социализации и индивидуализации.

В современном мире искусство представляется социально значимым средством межкультурной коммуникации и механизмом социализации, поскольку обладает возможностью подключать человека к существующим в обществе ценностям, нормам и культурным значениям.

В художественно-эстетической деятельности возникает феномен причастности человека к миру других людей и, вместе с тем, понимание уникальности каждой человеческой жизни. На основе общей эмоциональной направленности ребенка на привлекательное, яркое, красивое и необычное в его сознании постепенно складывается позитивная эстетическая доминанта. Переживая эстетические чувства, ребенок соотносит свое отношение к действительности с теми социальными нормами, которые он уже освоил. Пробуждая чувство, искусство раскрывает беспредельное многообразие душевных состояний ребенка (переживаний, настроений) и посредством их повествует об окружающей жизни. В основу проектирования программы положены концептуальные идеи, предполагающие личностно-смысловое общение детей и взрослых, осуществляемое художественными средствами; наличие творческой доминанты художественно-эстетической деятельности; ориентацию на мотивы и эстетические потребности ребенка на каждом возрастном этапе; многопозиционное освоение искусства в игровой деятельности (позиции автора, режиссера, интерпретатора, критика и т. п.); формирование эстетического отношения к миру через механизмы эмпатии и рефлексии на основе широкого художественно-культурного контекста; движение от всеобщих способов художественной деятельности к их видовому своеобразию и жанровой специфике; освоение искусства на полихудожественной основе, обеспечивающее его целостное восприятие и формирование художественно-эстетической картины мира.

Создание программы обусловлено потребностью в систематизации накопленных в науке и практике теоретических знаний, а также недостаточностью современных разработок в практике использования эффективных средств художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

В программе предлагаются конкретные способы художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Образовательная программа по художественно - эстетическому развитию дошкольников (изодеятельность) разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г.;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).

Образовательная программа по художественно - эстетическому развитию дошкольников (изодеятельность) разработана в соответствии с:

  • основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
  • основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 42, утвержденной заведующим Матросовой Т.В., Приказом №   от «28» августа 2015г. муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 42 станицы Новопокровской муниципального образования Новопокровский район;
  • парциальной образовательной программой художественно-эстетического развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, представляющей собой вариант проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО;
  • методическими пособиями по изодеятельности Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду»;
  • методическими пособиями для воспитателей Мусиенко С. В. «Оригами в детском саду», Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких», Давыдова  Г. Н. «Пластилинография для малышей».

Образовательная программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей в процессе приобщения к культуре, формирования опыта художественной деятельности и общения, развития уникальной личности ребенка.

Цели и задачи реализации образовательной программы по художественно-эстетическому развитию дошкольников (изобразительная деятельность).

Цели:

  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;
  • сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования;
  • формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
  • обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
  • создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (программ дошкольного и начального общего образования);
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
  • создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
  • ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности;
  • амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму;
  • развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
  • воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
  • создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира;
  • формирование эстетической  картины мира и основных  элементов «Я-концепции».

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

В основу разработки и реализации программы положены следующие принципы:

Общепедагогические принципы:

1. Принцип культуросообразности: построение универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций.

2. Принцип систематичности и последовательности: определение содержания эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».

3. Принцип развивающего характера художественного образования.

4. Принцип природосообразности: постановка задач художественно-эстетического развития с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.

5. Принцип интереса: корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

  1. Принцип эстетизации предметно-развивающей среды
  2.  Принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с возрастными особенностями познавательного развития детей
  3. Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности
  4. Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы являются:

        Деятельностный подход, согласно которому, деятельность рассматривается как основа и условие развития психики ребенка. В художественно-эстетическом развитии детей интегрирована художественная и эстетическая деятельность. Эстетической деятельностью можно назвать специфически человеческую форму активного отношения к жизни, содержание которой составляет эстетическое познание и созидание на основе освоения и развития личных форм культуры. Художественная деятельность выступает как наиболее специфическая область эстетической деятельности, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему предметных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта);

Полихудожественный подход, предполагающий интеграцию различных видов искусств для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Направлен на приобретение детьми духовно-эмоционального опыта, вложенного в искусство народов Земли; восприятие и создание художественных образов; полноценное творчество и сотворчество детей и взрослых.

1.2 Целевые ориентиры освоения программы на разных возрастных этапах дошкольного детства.

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка.

Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего художественно-эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

От 3 до 4 лет.

В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено ребенком. В аппликации дети учатся располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине.

От 4 до 5 лет

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей.

Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с художественно-эстетической деятельностью, у мальчиков и девочек. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами. Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз.

От 5 до 6 лет

В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

В части программы, формируемой участниками образовательных отношений:

  • умеет выполнять следующие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание, размазывание;
  • рисует пластилином следующими методами - шариковым, жгутиковым, капельным;
  • действует по образцу воспитателя;
  • действует по словесному указанию воспитателя;
  • ориентируется на листе бумаги;
  • не выходит за контур рисунка;
  • размазывает пальчиком пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;
  • смешивает разный по цвету пластилин;
  • пользуется специальной стекой-печаткой;
  • создает выразительные образы посредством полуобъёма и цвета;
  • анализирует свойства используемых в работе материалов.

От 6 до 7 лет

В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков. Используя в аппликации природный материал, дошкольники создают фигурки людей, животных, героев литературных произведений. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

В части программы, формируемой участниками образовательных отношений:

  • познакомиться с искусством оригами;
  • научиться приемам работы с бумагой в технике оригами;
  • называть и различать основные геометрические фигуры и базовые формы оригами;
  • следовать устным инструкциям и изготовлению поделок по технологическим схемам,
  • самостоятельно создавать изделия в технике оригами; составлять композицию, дополняя поделку различными деталями (декорировать);
  • улучшить свои коммуникативные способности и приобрести навыки работы в коллективе;
  • развить внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности в области «Художественно-эстетическое развитие» (изодеятельность).

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей.

Основная задача педагогической диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности.

Диагностика детского развития и образовательного процесса проводится два раза в год: сентябрь, май. Диагностика образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка и формулируется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

С помощью средств диагностики образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения диагностики преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности. Результаты изобразительной деятельности, конструирования и художественного труда материализуются в форме конкретного продукта (рисунка, коллажа, модели), объективно отражают динамику художественного и общего развития детей, визуализируют сложный, противоречивый, многоаспектный процесс формирования эстетических эмоций, художественного вкуса и общей культуры каждого ребенка.

Данные о результатах педагогической диагностики заносятся в таблицу, где определяется уровень освоения программы: высокий, средний, низкий. (Приложение 1)


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

  • развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
  • развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
  • приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности.

Эстетическое отношение к миру опирается прежде всего на восприятие действительности разными органами чувств.

Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.

Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.

В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Образовательная программа по художественно – эстетическому развитию дошкольников (изодеятельность) занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является одним из приоритетных направлений.

Программа рассчитана на четыре года обучения детей 3-7 лет, предусматривает расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка - дошкольника:

  1. ый год обучения — дети 3-4 лет (младшая группа);
  2. ой год обучения — дети 4-5 лет (средняя группа);
  3. ий год обучения — дети 5-6 лет (старшая группа);
  4. ый год обучения — дети 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Нагрузка определена в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (от 15.05.2013г, № 26)

НОД проводится по расписанию занятий по изодеятельности (Приложение 2).

Учебный план НОД в области «Художественно-эстетическое развитие (изодеятельность) (Приложение 3).

Система образовательной деятельности предусматривает чередование одного занятия в неделю по лепке/аппликации и одного по рисованию (первый, второй год обучения), по одному занятию по лепке/аппликации и по два занятия по рисованию в неделю (третий, четвертый год обучения).

Занятия по лепке и аппликации во всех возрастных группах чередуются каждую неделю.

В старшей группе одно занятие в неделю по рисованию проходит в первую половину дня, второе – во вторую.

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений (дополнительное образование) - кружки «Пластилиновая сказка» и «Бумажный квадратик», составлена с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов; расширяет и углубляет содержание образовательных областей обязательной части образовательной Программы ДОУ, раскрывает виды деятельности, методики, формы организации образовательной работы на основе авторских программ и педагогических технологий:

В старшей группе один раз в неделю во второй половине дня проходит занятие детей в кружке «Пластилиновая сказка» (рисование пластилином). Длительность занятия – 25 мин.

В подготовительной группе один раз в неделю во второй половине дня проходит занятие детей в кружке «Бумажный квадратик» (освоение техники оригами). Длительность занятия – 30 мин.

План непрерывной образовательной деятельности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изодеятельность) (Приложение 4).

Все занятия по изобразительной деятельности проводятся в соответствии с перспективно - тематическим планом, составленным педагогом дополнительного образования на год, по всем возрастным группам. (Приложение 5).

Кружковые занятия по пластилинографии и оригами проводятся в соответствии с перспективным планом, составленным педагогом дополнительного образования на год. (Приложение 6, Приложение 7).

Перспективно - тематическое планирование (Приложение 8) образовательной деятельности соответствует определенным педагогическим требованиям:

  • обеспечение единства целей, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно - образовательного процесса;
  • разумное сочетание различных методов и форм работы;
  • соответствие содержания возрасту и индивидуальным особенностям детей;
  • реальность плана, его систематичность и последовательность;
  • согласованность плана педагога дополнительного образования с планом работы всего дошкольного учреждения.

2.2 Описание форм, методов и средств реализации программы.

Методы, используемые для реализации рабочей программы с детьми старшего дошкольного возраста:

словесный метод: беседа, чтение рассказов загадок, художественное слово, использование образцов педагога, физкультминутки;

информационно – рецептивный метод: рассматривание картин, иллюстраций, наблюдения, экскурсии, образец воспитателя, показ воспитателя, объяснения;

репродуктивный метод: повтор, работа с эскизами, выполнение формообразующих движений рукой, работа по образцам;

исследовательский метод (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов) направлен не только на самостоятельность, но и на развитие фантазии и творчества. Здесь ребенок выполняет не какую – либо часть, а всю работу;

частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти);

метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений;

объяснительно-иллюстративный (демонстрация поделок, иллюстрации);

творческий (творческие задания, эскизы).

Методы, используемые для реализации программы с детьми младшего дошкольного возраста:

  • игровой момент;
  • художественное слово;
  • показ;
  • беседа;
  • задание;
  • объяснение;
  • рассматривание;
  • поощрение.

Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в процессе реализации программы:

  • тренировочные игры и упражнения, регулирующие силу сжимания пальцев рук (способствует более точной координации движений рук);
  • создание атмосферы доброжелательности (психологическая комфортность);
  • психогимнастика, психологические этюды (для высвобождения эмоций, связанных с эмоциональными переживаниями);
  • релаксация (для преодоления внутреннего напряжения);
  • использование физминуток, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики;
  • зрительная гимнастика (для профилактики заболеваний глаз).

2.3 Проектирование образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) по возрастным периодам.

Проектирование образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в младшей группе. Образовательные задачи:

  • развитие эстетических эмоций, обогащение художественных впечатлений, создание игровых и дидактических ситуаций для восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства (книжные иллюстрации, мелкая пластика, народные игрушки, посуда, одежда);
  • обеспечение перехода каждого ребенка с доизобразительного этапа на изобразительный и создание условий для появления осмысленного образа (с учетом индивидуального темпа развития); установление ассоциаций между реальными предметами, явлениями, существами и их изображениями (мячик, дорожка, цветок, бабочка), называние словом;
  • формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности; расширение художественного опыта в процессе экспериментирования с различными материалами (краски, тесто, пластилин, бумага, фольга, песок) и инструментами (карандаш, фломастер, кисть мел, стека);
  • создание условий для творческого освоения детьми художественных техник разных видов изобразительной деятельности (лепки, рисования, аппликации); содействие формированию обобщенных способов создания художественных образов и простейших композиций;
  • ознакомление с доступными изобразительно – выразительными средствами (цвет, линия, пятно, форма, ритм) в разныз видах изобразительной и декоративно – оформительской деятельности;
  • поддержка творческих проявлений детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей.

Проектирование образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в средней группе. Образовательные задачи:

  • развитие эстетического восприятия и творческого воображения; обогащение детей художественными впечатлениями; ознакомление с произведениями изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства; формирование первого представления о дизайне; знакомство с «языком искусства» на доступном уровне;
  • расширение тематики детских работ (природа, бытовая культура, человек, сказочные сюжеты), поддержка желания изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, радугу, снегопад, град) и яркие события общественной жизни(праздники, фестивали);
  • осмысление взаимосвязи между объектами (в окружающем мире, фольклоре, художественной литературе) как темы для изображения; самостоятельный поиск замыслов и сюжетов; выбор способов и средств их воплощения в разных видах изобразительной деятельности;
  • расширение художественного опыта детей; содействие развитию «умной моторики» и дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки;
  • содействие формированию эмоционально-ценностного отношения у окружающему миру; стимулирование интереса к выражению своих представлений и эмоций в художественной форме;
  • создание оптимальных условий для развития уникальной личности ребенка, ее свободного проявления в художественном творчестве.

Проектирование образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в старшей группе. Образовательные задачи:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия  произведений искусства; ознакомление с произведениями и художественным «языком» разных видов изобразительного (живопись, графика, скульптура)  и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • развитие эстетического восприятия и творческого воображения, обогащение зрительных впечатлений, приобщение к родной и мировой культуре, формирование эстетических чувств и оценок, воспитание художественного вкуса, формирование эстетической картины мира;
  • обогащение содержания художественной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; расширение тематики для свободного выбора детьми интересных сюжетов о своей семье, жизни в детском саду, о бытовых, общественных и природных явлениях с пониманием различных взаимосвязей и причин событий как ключевой идеи сюжета.
  • поддержка интереса к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений;
  • обогащение художественного опыта детей; содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки;
  • развитие способностей к осмысленному восприятию и творческому освоению формы, линии, цвета, объема, пропорций, композиции как особого «языка искусства» и его изобразительно-выразительных средств;
  • содействие осмыслению связей между формой и содержанием произведения в изобразительном искусстве; между формой, декором и функцией предмета в декоративно-прикладном искусстве;
  • создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно – выразительными средствами, свободного интегрирования разных видов художественного творчества;
  • содействие формированию эстетического отношения к окружающему миру и «Я-концепции»; создание оптимальных условий для развития целостной личности ребенка и ее свободного проявления в художественном творчестве.

В части программы, формируемой участниками образовательных отношений (кружка «Пластилиновая сказка»), образовательные задачи следующие:

  • познакомить с новым способом изображения – пластилинографией;
  • освоить простейшие действия с пластилином – раскатывание, сплющивание, вытягивание, размазывание;
  • освоить основные приемы применения пластилина в рисовании картин (шариковый, жгутиковый, капельный), создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых объектов на горизонтальной поверхности;
  • учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе для выразительности (косточки, перышки, семена и т. д.).

Проектирование образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в подготовительной группе. Образовательные задачи:

  • дальнейшее развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формирование эстетического отношения к окружающему миру; создание условий для воплощения в художественной форме личных представлений, переживаний, чувств;
  • ознакомление детей с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, сказочный, исторический); разнообразии его видов (ландшафтный, автомобильный, интерьерный, мебельный, театральный и др.);
  • обогащение художественного опыта детей; расширение содержания художественной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития старших дошкольников;
  • создание условий для дальнейшего освоения детьми базовых техник рисования, аппликации, лепки; поддержка желания детей по своей инициативе интегрировать разные виды художественно-продуктивной деятельности (аппликация + рисование, лепка + конструирование);
  • развитие творческого воображения;
  • поддержка стремления детей к самостоятельному созданию новых художественных образов и композиций;
  • развитие специальных способностей к изобразительной деятельности; совершенствование технических умений;
  • поддержка интереса к изображению объектов реального и фантазийного мира с натуры, по представлению и собственному замыслу, с более точной передачей формы, строения, пропорций, фактуры, характера и настроения создаваемых образов;
  • развитие композиционных умений: размещение объектов в соответствии с общим творческим замыслом и с учетом особенностей формы, величины, динамики составляющих элементов; создание композиций в зависимости от темы и сюжета; планирования работы;
  • создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно – выразительными средствами; поддержка самостоятельного художественного творчества с учетом возрастных и гендерных особенностей, индивидуальных способностей каждого ребенка.

В части программы, формируемой участниками образовательных отношений (кружка «Бумажный квадратик»), образовательные задачи следующие:

  •  познакомить детей с основными базовыми формами оригами;
  •  обогащать словарь ребенка специальными терминами;
  •  формировать умения следовать устным инструкциям;
  •  обучать различным приемам работы с бумагой;
  •  создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

2.4 Организация совместной деятельности взрослых и детей.

Современная практика и основные тенденции развития дошкольного образования, определенные ФГОС ДО, ставят перед педагогом профессиональные задачи, требующие широких психолого-педагогических знаний о ребенке-дошкольнике и закономерностях его развития. О дошкольном детстве в целом, способности учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, реализовывать деятельностные технологии организации совместной работы взрослого и детей, самих детей и строить развивающее образование.

Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.

В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.

Совместная деятельность взрослого и детей направлена на становление первичной ценностной ориентации и социализации.

Особенностью реализации принципов построения воспитательно-образовательной работы с детьми является педагогическое взаимодействие как уникальный вид педагогической деятельности, наполненный, социальным смыслом и направлен (родителем и педагогом) на целостное развитие личности. Педагогическое взаимодействие понимается как процесс, происходящий между педагогом (родителем) и ребенком в ситуации непосредственного педагогического общения, а также в ситуации предвосхищения.

Основными формами работы взрослого с детьми являются: НОД, интегрированная деятельность, индивидуальная деятельность, групповая, подгрупповая, творческая деятельность, экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность, игровые упражнения, рассматривание иллюстраций в соответствии с календарным планом, самостоятельная деятельность, кружковая работа.

Взаимодействие может протекать в форме прямого общения, в процессе непосредственного контакта между взрослым и ребенком или в косвенной, опосредованной форме, осуществляемой через предлагаемые особым образом мотивированные действия, через объекты природной среды, предметы пространственного окружения, через других людей (детский коллектив, партнеров по деятельности) или сказочных персонажей.

Основной формой совместной деятельности взрослых и детей в изодеятельности является продуктивная деятельность.

Под продуктивной деятельностью в дошкольной педагогике подразумеваются репрезентирующие (моделирующие) виды деятельности, доступные дошкольнику. Это рисование, конструирование, лепка, аппликация и различные синтетические, комплексные формы. Во многом, продуктивная деятельность в дошкольном детстве переплетается с сюжетной игрой. Но, в тоже время, продуктивные виды деятельности имеют существенное отличие от сюжетной игры. Содержания, предлагаемые взрослым ребенку для осуществления педагогически целенаправленной продуктивной деятельности, можно разделить на четыре вида: работа по образцам, работа с незавершенными продуктами, работа по графическим схемам, и работа по словесному описанию цели.

2.5. Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьями воспитанников.

Основные цели и задачи.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям (законным представителям), воспитателям и педагогам ДОУ необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • изучение отношения педагогов и родителей (законных представителей) к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • знакомство педагогов и родителей (законных представителей) с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в детском саду;
  • поощрение родителей (законных представителей) за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Формы взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями:

  • использование стендов, стеллажей для демонстрации работ по рисованию и лепке с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности;
  • индивидуальные беседы;
  • родительские собрания;
  • консультации;
  • анкеты;
  • семинар-практикум;
  • мастер-классы;
  • публикации на сайте детского сада;
  • папка-передвижка;
  • памятки;
  • полезные советы;
  • выставки.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Для успешной реализации программы в доу обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержка ДОУ и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ДОУ:

  • принцип культуросообразности: построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
  • принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
  • принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  • принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
  • принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
  • принцип развивающего характера художественного образования;
  • принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
  • принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Педагогические условия программы необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста:

  • формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
  • создание развивающей предметно - пространственной среды для НОД по рисованию, лепке, аппликации, для занятий пластилинографией и оригами, и самостоятельного детского творчества;
  • ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для художественно - эстетического развития детей. Помещения ДОУ должны быть оформлены с художественным вкусом; выделены зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной деятельности детей. («Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» ОДОБРЕНА решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), стр.53)

Одним из важных условий освоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста является создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Учитывая эмоциональность дошкольников, место для художественно - эстетической деятельности оформлено так, чтобы привлечь детей и стимулировать их творческое саморазвитие.

Уголок изодеятельности выполняет разные функции, однако, прежде всего, питает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей.

Набор предлагаемых материалов для сенсорного насыщения художественно - творческой деятельности разнообразен и достаточен, т. к. ребенок должен иметь возможность выбора необходимого материала для реализации замысла. Разнообразие материалов способствует созданию условий для свободного экспериментирования, умелого сочетания разных художественных техник. Если детям предоставлены время и возможности свободно экспериментировать с материалами, открывать для себя новое, опробовать идеи, у них формируется основа для успешности и повышения самооценки.

В уголках изодеятельности дети могут пробовать разные средства, рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются разнообразными материалами: тестом, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов.

Образовательная программа обеспечивает ребенку опыт творчества на основе разнообразия материалов. Серия альбомов для детского художественного творчества позволит накопить опыт изображения и научиться затем выражать собственные замыслы в разных видах деятельности.

В дизайн интерьеров групп включены элементы культуры - живописи, литературы, музыки, театра. В групповой комнате с целью развития эстетического восприятия детей и ознакомления с универсальным языком искусства (средствами художественной выразительности) помещены произведения как народного, так и профессионального искусства: жанровая живопись, произведения декоративно-прикладного искусства.

В групповых комнатах организованы «мини - мастерские», где находятся поделки, отличающиеся особенностями модели, сборки или разнообразием использованных в работе материалов. В мини-мастерской с целью развития художественной практики располагаются готовые образцы, фотографии коллективных и индивидуальных работ детей, коллекции предметов, наборы открыток для рассматривания, материалы для опытнической деятельности (бумага разной фактуры, разного цвета, палитры).

В приемных находятся стенды для размещения детских работ по художественно-эстетическому развитию детей.

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

Материалы и инструменты: листы белой и тонированной бумаги разных форматов; альбомы для детского художественного творчества, рулоны обоев на бумажной основе, белый и цветной картон, фольга цветная на бумажной основе и двусторонняя, цветная бумага, иллюстрации из журналов, цветных газет, буклеты, календари, картонные коробки, спичечные коробки для создания композиций-миниатюр, досточки для лепки, пластилин, тесто (соленое, сдобное, заварное), кисти разных размеров (круглые, плоские, флейцы), краски гуашевые, краски акварельные, краски акриловые (для педагога), цветные и простые карандаши, фломастеры, пастель, гелевые ручки , ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий), клей, клеящие карандаши, клеевые кисточки,  стеки, зубочистки, степлер и канцелярский нож, ватные палочки, губки и мочалки разных размеров, ткань грубого плетения, тряпочки, штампики, колпачки фломастеров, стаканчики для воды, подставки для кистей, салфетки бумажные и тряпичные

Бытовой и бросовый материал: фантики на бумажной основе, трубочки для коктейля, зубочистки деревянные и пластиковые, упаковки из-под молочных продуктов, парфюмерные флаконы, аптечные пузырьки, картонные коробки, пуговицы, бусины, бисер, тесьма, ленточки, кружева, лоскутные ткани, проволока мягкая

Природный материал: осенние листья, семена подсолнечника, арбуза, тыквы, гороха, фасоли и др. плодов, крылатки клена и ясеня, шишки (еловые, сосновые, пихтовые), желуди, каштаны, орехи, косточки, скорлупа грецкого ореха, ягоды шиповника, камешки и ракушки, перья и пух (птичий, тополиный), палочки, веточки , злаки, хвоя, сухостой.

3.3 Материально-техническое обеспечение

Оборудование: музыкальный центр, бумбокс, мультимедийная установка, экран, ноутбук, мольберты, фланелеграф, столы, полки для выставочных экземпляров.

Тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи» и др.)

Дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции («Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.).

Дидактические платы для ознакомления с декоративно-прикладным искусством: «Гжель», «Хохлома»

Серия альбомов для детского творчества («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Писанки»)

3.4 Комплекс методического обеспечения.

  1. Веракса Н. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программы дошкольного образования
  2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (художественно-эстетическое развитие): учебно-методическое пособие. Изд-во:- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.-208с., переработанное и дополненное
  3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. (Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»): учебно – методическое пособие - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016 – 216 с., перераб. и доп.
  4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. (Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»): учебно – методическое пособие - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016 – 152 с., перераб. и доп.
  5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. (Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»): учебно – методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015 – 152 с., перераб. и доп.
  6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.  Подготовительная к школе группа, - М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016 – 112 с.: цв. вкл.
  7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. - М.:  Мозайка - Синтез, 2016 – 128 с.: цв. вкл.
  8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. - М.:  МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2016 – 96 с.: цв. вкл.
  9. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа. - М.:  МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2016 – 112 с.: цв. вкл.
  10. Мусиенко С.В. «Оригами в детском саду», - СПб.: Литера, 2004г.
  11. Соколова С. В. Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей.- Спб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
  12. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей» Детский дизайн-3.- М.: Издательство «Скрипторий», 2007
  13. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» Детский дизайн-2.- М.: Издательство «Скрипторий», 2007

Интернет-ресурсы:

  1. http://stranamasterov.ru
  2. http://vospitatel.com.ua
  3. http://dohcolonoc.ru
  4. http://www.maam.ru
  5. http://www.moi-detsad.ru
  6. http://www.solnet.ee
  7. http://pochemu4ka.ru
  8. http://dob.1september.ru
  9. http://doshvozrast.ru
  10. http://nsportal.ru/detskiy-sad
  11. http://dovosp.ru


ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1.Карты диагностики художественно-эстетического развития детей по изодеятельности.

Приложение 2. Расписание НОД по изобразительной деятельности.

Приложение 3. Учебный план по изодеятельности.

Приложение 4. План НОД по изодеятельности.

Приложение 5. Перспективно-тематическое         планирование по         изобразительной деятельности

Приложение 6. Перспективный план занятий кружка «Пластилиновая сказка»

Приложение 7. Перспективный план занятий кружка «Бумажный квадратик»

Приложение 8. Перспективно-тематическое планирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Непосредственная образовательная деятельность образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» направление «Изобразительная деятельность» Лепка «Веселый колобок»

Вызвать интерес к созданию образа по мотивам сказки колобок»;Учить детей воспроизводить знакомое литературное произведения;Учить детей лепить разными способами: круговыми движениями ладоней;Продолжать...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя

конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Ежик» Возрастная группа: старшая

данное занятие составлено для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования: оттиск скомканной бумагой. Использовалась литература Д.Н. Колдина "Рисование в детсом саду&qu...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность. Рисование» Тема: «Снег идет»

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»          Раздел «Изобра...