Кукольный театр – как средство художественно-эстетического развития дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему

Кулаго Наталья Николаевна

Кукольный театр – как средство художественно-эстетического развития дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulago_tezisy_22.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

“Кулаго Наталья Николаевна, воспитатель ГБОУ школа №695 «Радуга» ОДО

Кукольный театр – как средство художественно-эстетического развития дошкольников

В детстве человек обладает особенной способностью ярко и цельно воспринимать окружающий мир. При этом маленький ребёнок одарён врождённым талантом не просто слышать звуки и видеть цвета, но и переживать их нравственное влияние, откликаться на их воздействие. Этот дар теряется позднее в процессе взросления, однако его сложно удержать и развить, если предоставить человеку возможность, как можно раньше жить и действовать в мире цветов, звуков, запахов. Воспитателю, организующему такую возможность, важно понимать, что именно благодаря художественной деятельности силы переживания в ребёнке получают свою поддержку.

 Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии.  Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счёт образов внешних.  Именно эту важную функцию выполняет в детском саду кукольный театр.

Действующие, движущиеся куклы вызывают в ребёнке «представления о живом», вызывают внутреннюю подвижность. Притягательность театра кукол для зрителей напрямую связана с тем, что пребывающее в неподвижном состояние объёмное изображение, картина на наших глазах приходит в движение. И движение это не механическое, случайное, но внутренне целесообразное и, поэтому, можно сказать, живое. Картинка не просто движется, а «оживает» на глазах зрителя, что необычайно сильно воздействует на внутреннюю жизнь ребёнка. Большую роль в таких переживаниях играет богатая детская фантазия.

Содержательной основой кукольного спектакля, показываемого воспитателями детям, обычно является народная сказка, и кукольный театр оказывается своеобразной формой её преподнесения. Дети при этом переживают сказочные образы несколько иначе, чем при обычном ежедневном прослушивании сказки.

Показ кукольного спектакля организуется воспитателями. При этом требуется значительная работа, в частности для разработки сцены, на которой будет разворачиваться сказочное действие. Как правило, сцена организуется на одном – двух столах, а основным материалом создания ландшафта, на котором будет разворачиваться сказка, выступают ткани разных цветов и разнообразный природный материал. Дети могут принимать участие в этой своеобразной стройке. Такая совместная подготовка даёт им сильный импульс для разыгрывания впоследствии своих собственных кукольных спектаклей. Большое внимание должно быть уделено куклам, персонажам спектаклей, выразительности их образов. Все куклы изготавливаются вручную. (Стоячие, куклы марионетки). Выбор того или иного вида кукол для театрализации конкретной сказки, а затем их изготовление, является сложным творческим процессом. Важным условием при создании театральной куклы является её прообразность, избегание внешней детальной проработанности, но, вместе с тем, хорошая продуманность внутреннего содержания персонажа. Аналогичное требование предъявляется к природному ландшафту. Его простота и выразительность, а также характерная цветовая гамма, понятные ребёнку, будят его воображение, позволяют неосознанно проникать в моральную суть сказки. Куклы оставляют достаточно большое поле для деятельности детского воображения.

Кукольный театр длится 10 – 20 минут. Проходит в определённое время дня и в определённом месте.

Эти спектакли разыгрываются детьми. Импульс к такой игре, своеобразной детской художественно – творческой деятельности ребёнок получает от целого ряда совместных занятий с воспитателями и, в первую очередь, от кукольных спектаклей, показанных взрослыми. Дети, благодаря развитой способности к подражанию, а также простоте выразительных театральных средств, используемых самими воспитателями, многое перенимают из просмотра кукольных спектаклей.

  Вместе с тем, дети часто и охотно импровизируют. Также спектакли устраиваются детьми во время свободной игры, т.е., тогда, когда ребёнку предоставляется большое пространство для самовыражения в тех видах деятельности, которые он выбирает сам по своему желанию.

Для того, чтобы кукольный спектакль мог состояться, в распоряжении детей должно быть достаточное количество природного материала, лоскутов ткани разнообразного цвета и фактуры и, конечно, сами театральные куклы.

Сказка в такой увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяя ему лучше понять и осознать его, учит верить в силу добра и справедливости. Через сказочные образы педагог может найти путь к эмоциональной сфере ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Кукольный театр как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста

Кукольный театр — искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация  для педагогов.  В консультации раскрыто влияние  дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников, виды дидактических игр, методика использования дидактических игр в р...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Консультация для педагогических работников "Кукольный театр как средство развития личности дошкольников"

В статье описаны цели, задачи и содержание театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста...