Игры и задания, активизирующие творческое воображение.
материал на тему

Лухнова Лариса Сергеевна

Приведённые ниже задания не имеют непосредственного отношения к РТВ-ТРИЗ-технологии, но позволяют развивать те качества воображения, которые заложены в задачах нашего проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и задания, активизирующие творческое воображение.

      Проблема создания системы творческих заданий для дошкольников по изобразительной деятельности в детском дошкольном учреждении  проявилась в 2012 г

       Мы начали работу по изучению возможностей использования ТРИЗ-РТВ-технологии в рамках обучения изобразительной деятельности. Первый же анализ имеющейся литературы (методических рекомендаций, публикаций в педагогических СМИ) выявил проблему: в массовой практике использование РТВ в ИЗО часто подменяется работой по обучению детей нетрадиционным техникам изображения. При этом сама организация занятий зачастую остаётся классической – объяснение техники, использование образцов, единое для всех детей задание. Вторая тенденция  отношения к изодеятельности в рамках занятий, построенных на базе ТРИЗ - технологии в том, что детям в качестве рефлексии при решении творческий задачи предлагают нарисовать своё решение. При этом обучающий момент не имеет для педагога ценности – важно просто получить детский рисунок имеющимися в арсенале малыша средствами. Таким образом, стало очевидным, что задачи, которые решают эти подходы, находятся в явном противоречии с задачами РТВ-ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании. Эта тактика не обеспечивает формирования навыков исследовательской деятельности и самостоятельной работы с проблемами.

     В результате проведенного исследования мы пришли к выводу: одно из главных направлений в обучении нетрадиционным техникам изображения – помочь  детям понять, что в нетрадиционной технике  есть скрытые  ресурсы.  Ресурс- это то, что помогает решить творческую задачу. И если рассматривать  тему занятия по изодеятельности как творческую задачу, то удачный выбор ресурса – основа для успешного её решения.

В качестве основы для построения системы творческих заданий мы взяли принцип построения программы по обучению изобразительной деятельности Т.А. Сидорчук (см. Сидорчук Т.А.  Технология обучения дошкольников решать творческие задачи – Ульяновск, 1996.) Согласно этой программы система работы слагается из 2-х основных направлений:

  1. Обучение детей непосредственно технике: традиционной и нетрадиционной (в программе это называется репродуктивным блоком).
  2. Задание творческого характера (продуктивный или творческий блок).

Основные нетрадиционные техники, обучение которым осуществляется воспитателями в группах на традиционных занятиях: рисование свечой, «пушистое рисование», рисование на мокрой бумаге или «по – мокрому», рисование на мятом листе, «кляксография», «монотипия»,  «точечный рисунок», «объемное рисование» (прямо из тюбика с краской), печатание, «набрызг», процарапывание («Граттаж»), «ниткография», рисование пальчиками и ладошками, создание коллажей, объёмная аппликация (бумага, песок, ракушки, яичная скорлупа, различные крупы,  вата, нитки и др.)

Проанализировав стили искусства, с которыми знакомились дети на доступном для их восприятия уровне, изучив возможности методов и приемов РТВ, проведя анализ материалов, наработанных педагогами-практиками, работающими с детьми дошкольного возраста, мы сделали копилку игр и упражнений  для развития творческого мышления и воображения детей, которые использовали  в своём исследовательском проекте. Приведённые ниже  игры и задания организовывались как целое занятие, как часть занятия, в свободное время для индивидуальной работы, а также для анализа уровня развития воображения. Эти игры и упражнения созданы для развития  творческого воображения, фантазии детей при ознакомлении с искусством средствами РТВ, ТРИЗ - технологии.

Игры и задания, активизирующие творческое воображение.

Приведённые ниже задания не имеют непосредственного отношения к РТВ-ТРИЗ-технологии, но позволяют развивать те качества воображения, которые заложены в задачах нашего проекта.

Игры с точкой. 

Детям предлагается нарисовать 2-3 точки и рассказать, что напоминает каждая из них,  какое у них настроение. Представить, что они пришли в гости друг к другу, нарисовать, о чем они будут разговаривать и т. д. Нарисовать много точек и  попутешествовать с ними и с карандашиком.

Игры с линией.  

Это сочинение и моделирование  мини сказочек. Например: жила- была линия (описывается ее характер, а дети изображают его при помощи линии), рассказывается, во что она умела превращаться, какие приключения с ней произошли. Всё это схематично отражается детьми на бумаге.

Игры  с геометрическими фигурами. В основе стиля кубизм – правильные геометрические формы (круг, треугольник, квадрат…) Дорисовывание готовых геометрических фигур.

Игры «Коллаж».

Детям предлагается листок, где наклеен кусочек ткани  необычной формы. Дети должны увидеть зерно будущей работы и создать коллаж, используя различные другие материалы.

Игра «Забывчивый художник».

Детям предлагается закончить рисунок, который забывчивый художник начал, но не довёл до конца. И теперь не помнит, что хотел нарисовать. Ребята рисуют картинки по заданным элементам.

Игра «Создай новый цвет»

Ребёнок экспериментирует с цветом, изменяя и смешивая тона. Изображает заданный объект созданным цветов, придумает рассказ о его особенностях (настроении, способе существования и т.д.)

Игры  с пятном.

На листе бумаги  акварелью рисуются пятна, детям предлагают нарисовать пятна  у себя на листах, дорисовать мелкие детали и рассказать, что получилось

Игры с кляксой.

Сделать кляксу на бумаге. Что получилось? На что похоже? Как дорисовать?

Рисование при помощи пальцев.

 Пальцем ставится пятно, затем дорисовывается предмет. Каждый палец имеет свой цвет, дети интересно располагают пятна на листе бумаги и дорисовывают сюжет. Также организуется  и рисование при помощи ладошки, ступни ребенка. Это различные варианты птиц, клоуны, одуванчик, деревья, рыбка, осьминожка, животные, ежик  и т.д. (см Н.В.Дубровская.  Рисунки, спрятанные в пальчиках. «Детство- пресс» 2003). Дети знакомятся со стилем экспрессионизма.

Рисование эмоций:

 настроение, радость, грусть, веселье, задумчивость. Основная идея – передача душевного состояния через цвет.

Рисование музыки

Можно рисовать под музыку с закрытыми глазами, затем рассмотреть полученные изображения и при необходимости дети дорисовать  сюжет. Второй вариант – дети передают сочетание красок, ассоциативно вызванное музыкой. Третий – дети представляют себе картинку на фоне музыкального сопровождения, затем её рисуют.

 Игра «По кругу»

Сидя в кругу детей, один ребенок начинает рисовать, затем передает другому продолжить рисунок, не называя своего замысла.

Рисование запаха

Ребенку предлагают передать запах в рисунке.

Использование вышеописанных нетрадиционных техник для создания работ в стиле абстракционизм.

Игры и задания, основанные на моделях ТРИЗ-РТВ-технологии.

Обучение основам изобразительной деятельности предполагает также и формирование системы специальных знаний о гармонии, перспективе, стилях, жанрах большого искусства. Некоторые модели ТРИЗ-РТВ-технологии могут быть использованы как основной инструмент для формирования этих знаний. Кроме того, эти модели служат основой для создания творческих задач, которые предлагается решить детям.

Морфологический анализ

С помощью модификаций МА возможно создание  фантастических объектов в стиле сюрреализма. Основной принцип создания образа – сочетание фантастических и реальных элементов.

В этом случае используются 2 модификации метода морфологического анализа: морфологическая дорожка и Круги Луллия. Реальный объект (цыплёнок, кубик, мячик, зайчик) гуляет по морфологической дорожке (модель вводится в практику работы с дошкольниками с 2,5 лет), преобразовываясь по какому-либо признаку: меняет цвет, форму, размер, объединяется с разными другими объектами. Рисование при помощи трафаретов. Разрешение противоречия: как нарисовать объект, который попал на границу между двумя формами (зайчик стал и как шарик, и как кубик). Модель «Круги Луллия используются в работе с дошкольниками старше 3-хлетнего возраста. В данном случае с их помощью создаются фантастические образы путём слияния двух объектов или их частей (половинок).

Игры «Да-Нет»

Линейная, плоскостная и объёмная (пространственная) «данет» помогает в освоении детьми разных видов перспективы (линейной, прямой, обратной), правил композиции,  представлений о цвете и его характеристиках (холодные, теплые тона, цвета спектра,  тон, полутон, цвета и оттенки). В объектной загадке в качестве объекта может выступать знакомое произведение искусства, например, живописи («Я загадала картину»).

Через  «этажи Эвроритма» можно рассмотреть с детьми назначение инструментов, различных материалов для передачи образа. Например, поселив в «Волшебный домик» баночку или тюбик с краской, выяснить назначение различных видов красок (масло, краска водоэмульсионная), отличие  понятий «писать картину, рисовать плакат, печатать изображение».

Системный оператор (СО) является универсальным средством, с помощью которого можно детально исследовать особенности объекта или сюжета (его структуру, внешние признаки как явные, так и скрытые,  придумать историю развития объекта или событий, обсудить  наиболее рациональные техники исполнения работы).

Системный анализ позволяет создать разные варианты передачи образа на уровне подсистем (как изобразить необычные глазки, грустный взгляд, радость в глазах, довольный носик и т.д.), на уровне надсистем (где находится наш герой, как с помощью надсистемы передать настроение или мысли героя), на уровне выделения свойств (какие техники позволять передать «пушистость» медвежонка?)

Модель противоречий

Детям предлагают подобрать к объекту или явлению противоположные характеристики, придумать, когда так бывает, отобразить в рисунке. Сначала дети учатся придумывать содержание рисунка с одной характеристикой (например, один ребёнок рисует, когда снегопад – это хорошо, а другой – когда плохо). На втором этапе в содержании рисунка должны сочетаться обе характеристики: и хорошо, и плохо. Можно использовать готовые «противоречивые» образы из художественной литературы. Например:

как нарисовать картинку к стишку: «Шёл высокий человек низенького роста?»

Типовые приемы фантазирования (Волшебники).

Можно изменить весь объект, его части,  свойства, место нахождения. Образ встречается с Волшебником, который его преобразовывает. Например: волшебник Размера ещё больше уменьшил Дюймовочку. Дети ищут способ, как изобразить маленькую девочку на большом листе  бумаги, не нарушая правил композиции. Или волшебник Увеличения свойств усилил свист Соловья-разбойника. Как изобразить такой мощный свист?

Волшебник «Наоборот» изменил характеры сказочных героев на противоположные. Как теперь изобразить доброго Волка и злую Красную Шапочку?

Используя авторскую методику А. А. Нестеренко «Страна загадок» дети придумывают (в парах или индивидуально) загадки о предложенном объекте, а остальные изображают то, что представили себе в отгадке.

Приемы «Точка зрения» и «Синектика» 

Детям предлагается создать изображение, глядя на проблему глазами другого героя: как этого зайца видит капризная ёлочка? Нарисуй такую кошку, которая привела в изумление мышку.

Данная система работы осуществлялась в течение одного учебного года и позволила выяснить следующие тенденции.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры – драматизации в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей.

Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дош...

Конспект игры-фантазии для развития творческого воображения и речи детей пятого года жизни на содержании музыки М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки»).

Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музы­кальных произведений.Задачи:обогащение представлений детей о «птенцах» и «невылупившихся птенцах»;активизац...

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

 Игры и задания, способствующие развитию фантазии, воображения и творческих способностей.

Игры и задания, способствующие развитию фантазии, воображения и творческих способностей....

Игры и игровые задания на развитие творческого воображения детей

Формирование творческой личности с развитым воображением – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. И наиболее эффективное средство для этого – ...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей 3-6 лет

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, в игровой деятельности -актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.Дошкольник живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются реал...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Игра - не только любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.Ист...