Конспект занятий по сказкам
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Коспект занятий по сказкам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятий по сказкам.34.94 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


ПО СКАЗКАМ:


«РЕПКА», «ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Подготовила: 

воспитатель
Гузева М.С.

МКДОУ «ЦРР – Детский сад счастливое детство»

^ Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи: 

1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки. Познакомить  с некоторыми народными оборотами речи. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).

3) Учить детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения.

4) Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

5) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Первый используемый вид модели – сериационный ряд (сказка «Репка»).

Второй вид – двигательное моделирование (сказка «Лиса, заяц и петух»).


^ Материал и оборудование: Книжки-сказки «Репка» и «Лиса, заяц и петух», посылка, бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам. У каждого ребенка – конверты с набором условных заместителей к сказке «Репка» ( шесть полосок разной длины, один желтый круг) и конверты, в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета. Фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага.


^ Приемы и методы: Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке «Репка», подвижная игра «Лиса и зайцы», дидактическая игра «Почтальон».


^ Ход занятия: 


1. Дети играют в группе. Заходит почтальон и вручает воспитателя посылку и бандероль. С ребятами подходит к столу и вскрывает бандероль, достает книжку «Репка».

Воспитатель: ^ Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.

Читает детям письмо: Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки? Кот Леопольд.


2. Воспитатель: ^ Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами е читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют: репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за свои столы, сядьте, возьмите конверт, на котором нарисована полоска. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания воспитателя).

Воспитатель: ^ Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером).

Чем они похожи? (Цветом).

Какого они цвета? (Оранжевого).

Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг).

^ Какого цвета? (Желтого).


3. У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска.

Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную – дед самый высокий).

^ Какую возьмем по размеры полоску для бабки? Почему? (Покороче, чем у деда – бабка ниже ростом, и т.д.).


Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему именно эти полоски. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).

Воспитатель рассказывает детям сказку, а они составляют. Дети сначала кладут репку, затем полоску – деда, полоску – бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.


Воспитатель: ^ Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбираем желающего). Артем будет рассказывать, а все ребята следят по своим полоскам и помогают. (Один ребенок рассказывает сказку).

Воспитатель: ^ Хорошо, сказка получилась интересная. (Физминутка). 

Отодвиньте все полоски на край стола. Мы не открыли посылку. Посмотрим, что в ней?


4. Вместе с детьми берем посылку и располагаемся на ковре. Открываем и вынимаем книгу «Лиса, заяц и петух» и настольный театр.

Воспитатель: ^ Еще одну сказку прислал кот Леопольд. Называется она? (Ответы детей). И еще настольный театр. Рассказываем сказку и расставляем героев сказки.

Воспитатель: ^ Дети, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет). Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т.д.)

А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка).

Почему не помогли зайчику волк и медведь? (Они струсили и убежали).

^ Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок – он смелый, храбрый).

Воспитатель: Интересная сказка? (Да).

Кто назовет присказку к этой сказке?


(Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила, 

Лиса лычки драла, 

Лиса лапотки плела – это еще не сказка – присказка, сказка вся впереди!)


Подвижная игра «Лиса и зайцы».


5. Воспитатель: ^ Садитесь, дети за столы и возьмите конверт, на котором нарисован круг. Выньте все, что есть в конверте. (Выполняют задание).

Какие геометрические фигуры? (Круги). ^ Чем они похожи? Чем отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).

Эту сказку будем составлять по цвету. Для каждого героя сказки – круг определенного цвета. Для зайца, – белый, почему? Лиса, – какой круг, почему? Волк, – какой круг, почему? Медведь, – какой круг, почему? И петушок, – какой круг, почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного). Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного цвета, какого? Почему? (Избушка лисы – ледяная, (голубая), зайца – лубяная (коричневая, из бревен ).
6. Воспитатель: ^ А теперь слушаем сказку и составляем.

Рассказывает сказку, а дети составляют, используя двигательный вид моделирования.


Воспитатель: Молодцы дети, правильно справились с заданием. А теперь давайте сами по очереди расскажем и покажем эту сказку. Хорошо ребята, я вижу, что вы все справились с заданием. Надо отослать ответ коту Леопольду о том, какие наши любимые сказки и как мы их рассказываем и составляем. Я напишу письмо, а вы нарисуете своих любимых героев из сказок.


7. Дети переходят к столам, на которых находятся: бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры. Рисуют, кто, чем хочет (по желанию).
МКДОУ «ЦРР Детский сад – Счастливое детство»


^ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО СКАЗКЕ:

«ЗАЯЦ - ХВАСТА» 

(для детей старшего дошкольного возраста)

Подготовила: 

воспитатель

Гузева М.С.

МКДОУ «ЦРР Детский сад – Счастливое детство»

^ Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.


Задачи: 


  1. Предложить детям вспомнить названия русских народных сказок; характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок.

  2. Учить характеризовать произведение; совершенствовать интонационную выразительность речи, поупражнять в образовании существительных с суффиксом – «ищ».

  3. Уметь самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения двигательной модели сказки по ходу ее изложения.

  4. Развивать мышление и воображение, память; умение подбирать заместители по заданному признаку (цвет одинаковый, но геометрические фигуры разные).

  5. Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

  6. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.



^ Материалы и оборудование: Книжка – сказка «Заяц – хваста», иллюстрации к этой сказке, игрушки, имеющие отношение к этой сказке ( пластмассовые зайчики, фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей сказки), у детей – конверты с более мелкими заместителями.


^ Приемы и методы: Беседа с детьми, рассказывание сказки воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы с пластмассовыми зайчиками, драматизация отрывка «диалог тетки вороны и зайца – хваста, специальные речевые упражнения. Подвижная игра «Зайцы на полянке» или «На лесной лужайке».


^ Ход занятия: 

1. Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, Русские народные сказки? Дети перечисляют. За каждый правильный ответ вручается игрушечный зайчонок.

^ А как обычно начинаются русские народные сказки? (Жил – был, жили – были).

Рассказываю о том, что многие сказки имеют сказочную концовку. Привожу пример: «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!» Прошу детей сначала всем вместе повторить концовку, затем 2-3-им детям.

Воспитатель: ^ А теперь послушайте, какие слова я сейчас назову: книжица, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? (О больших предметах).

Назовите другие слова, похожие на эти. (Самоварище, тараканище).

^ Послушайте, дети, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц – хваста»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». Прошу детей повторить цитату, выделить слова с суффиксом – «ищ». Ответы детей.

Воспитатель: ^ Должно быть, в сказке «Заяц – хваста» идет речь о зайце – великане?


2. Рассказываю сказку детям, спрашиваю, все ли слова понятны? Отмечаю похвалой тех, чье внимание привлекли слова: кокорина (коряга), гумно (помещение, в котором крестьяне хранили зерно).

Воспитатель: ^ Итак, что же, в этой сказке жил действительно заяц – великан? (Нет).

Охарактеризуйте зайца. (Ответы детей: сначала хвастун, трусишка – увидев тетку ворону, испугался, а потом храбрец).


3. Воспитатель: Напоминаю детям еще раз диалог тетки вороны и зайца – хваста, и с помощью детей драматизирую этот отрывок. (Физминутка).


4. Воспитатель: ^ Пройдите, пожалуйста, за свои столы, сядьте, возьмите конверты с условными заместителями персонажей сказки.

Размещаю на фланелеграфе крупные фигурки – заместители. Уточняю с детьми, какая фигурка кого будет обозначать. 

^ Какие геометрические фигурки вы видите? Дети перечисляют геометрические фигуры: овал – заяц, круги – зайцы, треугольник – ворона, прямоугольники – собаки.

^ Какого они цвета? (Все они желтого цвета). Есть у нас еще и деревья, какие? Гора, забор, коряга, какого они цвета? (Гора, забор, коряга – коричневого, а деревья – зеленого).


5. Воспитатель: ^ Каждому персонажу сказки мы дали фигурку – заместителя; а сейчас я буду рассказывать сказку, а вы мне ее с помощью условных заместителей разыграете.

Воспитатель хвалит детей, затем просит, чтобы они по очереди, еще раз, самостоятельно рассказали и показали сказку.


6. Приглашаю детей встать, обойти столы, на которых стоят пластмассовые зайцы, и подойти ко мне.

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите мне на кого, по вашему мнению, похожи пластмассовые зайчики, которые стоят на некоторых столах? На зайца – хваста или на зайца – горемыку из сказки «Лиса, заяц и петух»? (Ответы детей).
МКДОУ «ЦРР Детский сад – Счастливое детство»


^ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО СКАЗКЕ:

«ТЕРЕМОК» и «КУРОЧКА РЯБА»

(для детей старшего дошкольного возраста)


Подготовила: 

воспитатель

Гузева М.С.

МКДОУ «ЦРР Детский сад – Счастливое детство»              

^ Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи: 1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки. На основе построения наглядной модели (сериационный ряд и двигательное моделирование). Сохранить некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.

2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирать их по величине, форме, цвету.

3) Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

4) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.


Первый используемый вид модели – сериационный ряд (сказка «Теремок»).

Второй вид – двигательное моделирование (сказка «Курочка Ряба»).


^ Материал и оборудование: Книги – сказки: «Теремок» и «Курочка Ряба», кукольный театр к сказке «Теремок», ширма, шапочки-маски для драматизации сказки «Курочка Ряба», фланелеграф с крупными фигурками – заместителями персонажей двух сказок.

У детей: конверты с более мелкими фигурками – заместителями к этим сказкам.


^ Приемы и методы: Показ кукольного театра – сказки «Теремок», драматизация сказки «Курочка – Ряба», беседа с детьми, игровые упражнения – присказки к сказке, подвижная игра «Замри».


^ Ход занятия:


1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, сказку, которую я вам сейчас покажу (дети смотрят кукольный театр сказки «Теремок») и скажите мне, знакома она вам или нет? (Да, знакома!, называют сказку). Да, действительно, вы все знаете эту сказку «Теремок». Нравится она вам? (Да!) Назовите мне персонажей этой сказки? (Дети перечисляют, всего 8 и еще домик – «Теремок»).

^ Давайте дадим характеристику каждому персонажу, обратите внимание, что каждый герой автором уже немного охарактеризован (муха – горюха, комар – пискун и т.д.).

Воспитатель: ^ Кто из вас вспомнит и назовет присказку к этой сказке? 

( По синему морю корабль бежит).

Серый волк на носу стоит,

А медведь паруса крепит.

Заюшка кораблик за веревку ведет,

Лисичка из-за кустика хитро глядит:

Как бы зайку украсть,

Как бы веревку сорвать… - 

это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.


2. Воспитатель: ^ Подойдите, пожалуйста, к столам и возьмите конверты, в которых лежат фигурки – заместители. (Дети подходит к своим столам, берут конверт, достают фигурки – заместители). Давайте посмотрим, какие они? (Размещают их на фланелеграфе).

Какой формы, размера, цвета? (Квадраты разного цвета и размера).

^ Еще есть теремок. Какого он цвета? (Желтого).

Воспитатель: Приготовьтесь. Будем составлять, и рассказывать сказку «Теремок». (Дети по очереди рассказывают и составляют сказку).

^ Как вы думаете, с какого квадрата мы начнем, какой возьмем потом и т.д. (От самого маленького до самого большого).

Когда дети закончили рассказывать и составлять сказку, спрашивает, понравилось ли им так работать со сказкой? Почему? (Необычно, интересно).


3. Воспитатель: А сейчас, уберите свои фигурки в конверты и приготовьтесь смотреть и слушать еще одну сказку.

Дети драматизируют сказку «Курочка – Ряба».

^ Знакома вам эта сказка? (Да!)

Назовите мне персонажей сказки. (Дети перечисляют: дед, баба, курочка – Ряба, мышка, яичко).

Сколько их? (5 ).

Какие они?


4. Воспитатель: Давайте пройдем к своим столам и достанем из конвертов фигурки – заместители персонажей этой сказки. Подумайте и покажите мне, какая фигурка – заместитель кого будет означать? (Дети достают из конвертов фигурки – заместители и называют, кто кого будет означать).

^ Здесь есть геометрические фигурки, какой формы, какого цвета? Дети: зеленый квадрат – дед, оранжевый прямоугольник – баба, фиолетовый треугольник – курочка, серый кружок – мышка, белый и желтый овалы – яйцо. Уточнить ответы детей.


Воспитатель: ^ Начинаем рассказывать и показывать сказку. Будьте внимательны, т.к. будем рассказывать по очереди. Спросить детей рассказать и показать сказку. Дети рассказывают сказку с помощью условных заместителей.

^ Молодцы! Я вижу, что вы все правильно справились с заданием.

Понравилось оно вам? Почему? (Ответы детей).


5. Воспитатель: Вот и нашим сказкам конец, кто нас слушал – молодец! А еще, какие концовки знаете?  Дети называют по желанию: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают», «И я там был, мед, пиво пил. По усам текло, в рот капли не попало».
МКДОУ «ЦРР Детский сад – Счастливое детство»



Конспект занятия

Петя хвастался, смеялся,

Чуть лисе он не достался

по театрализованной деятельности

(для детей старшего дошкольного возраста)


Подготовила:

воспитатель
Гузева М.С.

МКДОУ «ЦРР Детский сад – Счастливое детство»
Программное содержание: Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.


Методические приёмы:


  1. Отгадывание загадок.

  2. Изображение у зеркала « Изобрази настроение».

  3. Драматизация сказки.

  4. Заключительный танец.




Ход занятия. 

Педагог встречает детей под знакомую им музыку словами:

Сказка долгожданная в гости к нам спешит,

Музыка знакомая об этом говорит.

Сказка вам, ребята, приготовила загадки.

Что это за герои – узнайте в отгадках.


Он хвастливый очень-очень,

Ходит гордо, между прочим.

Хвастунишка в лес попал,

Чуть совсем там не пропал. (Петушок.)


Дети по просьбе воспитателя изображают перед зеркалом различное состояние петушка (гордый, испуганный), затем имитируют все вместе движения, которые соответствуют каждому его настроению.


Очень юркая она,

Быстро говорит слова,

Но гордится так собой,

Что, же это за герой? ( Сорока).


Дети имитируют движение сороки (быстрые, ловкие), голосом торопливым ведут монолог.


Очень старая, большая,

Петушку совет давала,

Голос грубый, очень низкий,

Вы узнали кто она? ( Ворона).


Дети двигаются на корточках, переваливаясь медленно, тяжело, имитируя взмах крыльев.


1.
Очень хитрая она,

Чуть не съела петуха. ( Лиса).


Дети двигаются плавно, ступают легко, взгляд у них хитрый, голосок в монологе ласковый.


Очень храбрый и отважный,

Спас от смерти хвастуна,

У него ружьё большое,

Догадайтесь, кто он, друзья? (Охотник).


Дети идут уверенным шагом, вскидывают ружьё и прицеливаются.


Петя без хвоста остался,

Чуть лисе он не достался,

Догадались вы, друзья.

Кто на смех поднял Петуха? (Птичий двор).

Вас она повеселит! Дети, по желанию, изображают любого обитателя птичьего двора, представляя его по- своему.


Далее педагог предлагает поиграть в эту сказку. Для этого, детям раздаются карточки, где изображены герои, роли которых они будут исполнять. Карточки по количеству детей с рисунками героев: петуха, вороны, сороки, лисы, охотника, обитателей птичьего двора – кур, гусей, уток и т.д. Если кому из детей не понравится герой , которого он должен изобразить, воспитатель предлагает решить эту ситуацию другим детям (например, поменяться с ролями с кем- нибудь). Далее воспитатель вносит элементы костюмов; дети наряжаются, размечают игровое пространство: лес, птичий двор; устанавливают декорации; ёлки, речку ( голубая ткань) и т. д. Проводится драматизация. Роль автора исполняет педагог. 

По окончании звучит «Танец маленьких утят», т все герои танцуют этот весёлый танец.

Заканчивает занятие педагог словами под знакомый музыкальный мотив:

Постарались вы, ребята,

Верю, сказка очень рада.

В путь пора ей собираться.

И с ребятами прощаться.

К нам же сквозь пургу и вьюгу

Сказка новая спешит,

Вам подарит радость встречи,
«МКДОУ «ЦРР – Детский сад»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи

Конспект занятия по развитию речив подготовительной к школе группена тему:«Рассматривание картины «Школа»...

Конспектзанятия "Снегири на ветке рябины"

Цель: Учить детей рисовать  птиц. Задачи: Учить детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах – снегире;      Закреплять умения детей делать на...

КОНСПЕКТЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

В ходе занятия дети закрепляют знания о различных видах транспорта....

Конспектзанятия ФЭМП "Путешествие в космос" в формате сидим дома(с 06.04 по 10.04.2020г.)

КонспектНепосредственной образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийна тему: «Путешествие в космос» для детей средней гру...

Конспектзанятия поФЦКМ Дорожные знаки

Конспект занятия в разновозрастной группе по формированию целостной картины мира «Дорожные знаки»Цель: совершенствовать представления о дорожных знаках.Задачи: Образовательные:...

Конспектзанятия по окружающемумиру "Овощи и фрукты"

КОНСПЕКТ НОД В МЛАДШЕЙ ГРУППЕПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМПО ТЕМЕ: «ФРУКТЫ И ОВОЩИ».Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследо...