Создание проекта
проект по теме

Кузнецова Ольга Васильевна

Методические рекомендации по созданию проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_pedagoga.docx27.45 КБ
Файл создание проекта666.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность педагога

(методические рекомендации)

  1. Что такое проект ( что означает, для чего нужен , как использовать этот метод, виды проектов)-2,3 слайд

В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом»

Проект – описание конкретной ситуации, которая должна быть

улучшена, и конкретных шагов по её реализации.

  1. Организация и выполнение проектной работы -4 слайд
  • анализ проблемы;
  • формулировка темы;
  • постановка цели;
  • определение задач;
  • выбор средств достижения цели;
  • анализ ресурсного обеспечения проекта (баланс задач и условий);
  • поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
  • оценка полученных результатов и выводов.
  • презентация и обсуждение результатов
  1. Требования к формулировке темы проекта -5 слайд

Название проекта должно быть запоминающимся, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.

  1. Алгоритм построения темы– 6 слайд
  2. Стратегия исследования (от темы к цели) – 7 слайд

Цель-это осознанное представление результата деятельности по проекту. Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и, по возможности, решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

6.Основные требования к формулировке цели таковы:- 8 слайд

  • достижимость в рамках этого проекта;
  • безусловность, так как для  проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ;
  • предусматривание итогового результата проекта;
  • соответствие   компетентности,   подготовленности,   финансово-экономическим,   материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.

7.Структура цели исследования – 9 слайд

Определение цели — важный момент процесса проектирования и нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, чего именно хочешь добиться. Псевдоцели (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов.

8.Тактика исследования – 10 слайд

9.Задачи проекта- 11 слайд

В работе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, часто трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполняются специфическим смыслом.

Задача - это частная цель или миницель. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения.

Раздел «Цели и задачи» можно считать прописанным, если он соответствует условиям:

  • описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;
  • цель является общим итогом проекта, а задачи - промежуточными, частными результатами;
  • ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;
  • по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;
  • цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;
  • постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения;
  • ясное и четкое изложение, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.

10.Основные этапы проекта – 12 слайд

Подготовительный (разработка концепции и механизмов реализации проекта, изучение литературы )

Основной (получение, обработка и систематизация экспериментальных данных) Оформление результатов (публикации, отчеты)

Внедрение (организация работ по использованию полученных данных, рекомендации)

Содержание и механизм реализации

Основной компонент проектирования - выбор содержания, форм, методов деятельности по проекту. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач. Подбор технологического инструментария предполагает, что вы достаточно подробно прописываете: в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.

Если содержание представляет собой монолит, не разделенный на части, то это затруднит работу по проекту, так как деятельность носит всегда разноплановый характер. Содержание проекта, как главы в книге, должно строиться из больших и малых элементов - частей. В качестве элементов структуры используются: блоки, направления, ступени, модули. Для небольших проектов такого деления можно и не делать (если проект сам по себе состоит из одного модуля или направления). Если же мы структурируем содержание, то нужно продумать «вертикальные» и «горизонтальные» связи между частями. Чтобы разобраться, можно все содержание сначала представить в виде схемы, так как это позволяет легче представить «что», «где», «в какой последовательности» будет проводиться при реализации проекта. Составление схем - дело не обязательное, но полезное. Схема (или текстовая информация) работы по проекту и план действий являются базовыми понятиями в технологии разработки содержания и механизма реализации, так как достаточно четко показывают: что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.

Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить: - 13 слайд

  • полная ясность направлений, в которых будет работать проект;
  • четкость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей;
  • доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы;
  • из раздела понятно как, с кем, когда и где будет проходить/реализовываться проект;
  • естественность логической цепочки: проблема => цель => задача => метод;
  • нет «воды», то есть ненужных описаний, приложений и прочего отягощения текста.

Оценка результативности проекта

Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта. Показатели - инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его эффект. Показатель - это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение.

Примерные ориентиры для оценки выполнения проекта. -14 слайд

Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий, др.).

Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел - научился, не знал - узнал, не имел - приобрел и т. п.; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, походы, акции, др.), характер реализованных инициатив, др.).

Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).

Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации).

Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).

Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).

Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не дает заметного эффекта. Критерии эффективности призваны:

        выражать действенность всех видов, форм и методов реализации проекта;

        отражать качество управленческой и содержательной деятельности.

Предполагаемые результаты

Результаты проекта — это то, что предполагалось достичь, воплотив проект в жизнь. По объему этот раздел лаконичен, так как по существу результатом каждого грамотного, обоснованного проекта являются его цели и задачи. Напомним, что цель - это образ предполагаемого результата. При описании результатов следует руководствоваться требованиями к формулировке блока целей и задач: конкретность, реальность, достижимость. Эффективность проекта оценивается по его результативности. Одна из заповедей авторов любого проекта: «Проект начинается с цели. А цель с вопроса: «Чего же я хочу добиться?». Значит проектирование начинается с осмысления результата».

Финансовое обоснование проекта -15 слайд

Основное внимание при составлении бюджета следует уделить вопросам:

  • Сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта?
  • На какие цели будут израсходованы средства?
  • Какие средства есть в наличии у организаторов проекта?
  • Какова материально-техническая база?
  • Какие    дополнительные      источники        финансирования       можно    найти (конкурсные средства  государственных  структур  и  общественных  фондов;   бюджетные  поступления;  взносы - членские,   родительские;   средства учредителей;   благотворительные   пожертвования;   спонсорские отчисления; доходы от разрешенной законом деятельности; труд добровольцев; прочие, не запрещенные законом поступления)?
  • На какие цели будут израсходованы средства, собранные для реализации проекта?

Как правило, бюджет готовится после продумывания самого проекта. Бюджет должен содержать реальную финансовую информацию, если возможно - сделайте поправки на инфляцию, определите временные рамки бюджета.

Бюджет проекта обязательно должен быть «трехколоночным», где в первой колонке указываются имеющиеся у заявителя средства, во второй — запрашиваемые средства, в третьей — общая сумма расходов. Как правило, соотношение между имеющимися и запрашиваемыми по проекту суммами должно быть 50 % на 50 %.

  1. Требования к содержанию и структуре проектной работы- 16 слайд

Титульный лист содержит: - 17 слайд

• полное название учреждения

• название проектной работы;

• фамилия, имя, отчество автора;

• год написания.

 Во введении: формулируется суть проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность, степень ее разработанности в науке. 

Постановка проблемы (введение) -18 слайд

 актуальность проекта определяется его значимостью. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть.

Схема формулирования проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (предложения-штампы: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов...»).

В этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения.

Одной формулировки недостаточно, требуется аналитическое осмысление, проблему необходимо представить в количественных и качественных показателях, ее структурных характеристиках.

В этом разделе важно также выделить сферы применения проекта, его функциональное назначение, стратегию, как основной способ решения проблемы.

Раздел «Постановка проблемы» можно считать качественно прописанным, если:

  • он описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта;
  • ясно, какие обстоятельства побудили написать проект;
  • проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;
  • исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;
  • масштабы проекта разумны (не делает попытки решить все мировые проблемы сразу);
  • проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические источники;
  • проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;
  • нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов, интересен для чтения и краток;
  • четко определен способ решения проблемы.

Основная часть работы может содержать один или несколько разделов, в которых: излагаются теоретические аспекты проблемы. Обоснование способа решения проблемы (достаточно, чтобы было обосновано использование известного способа решения проблемы, или способ был скомпонован педагогом из нескольких известных, или явился результатом адаптации известного способа решения похожих проблем); описываются методика исследований, результаты проведенных  экспериментов, или методика и результаты расчетов, или методика и результаты проектирования, анализ полученных результатов.

Содержание теоретического  и практического разделов определяются в зависимости от соответствующей предметной области и темы  проектной работы.

В заключении подводятся итоги проектной работы, формулируются важнейшие выводы и даются рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику.

Оценка проекта. Определение основных критериев, подлежащих оценке. Перечень показателей и способов оценки.

Список использованных источников и  литературы включает в себя:

• нормативные правовые акты;

• научную и научно-техническую литературу, материалы периодической печати.

В список литературы включаются источники, изученные слушателем  в процессе подготовки работы, в том числе и  те, на которые он ссылается.

В приложениях может быть представлена:

• учебно-программная документация;

• нормативная документация;

  • методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, описание применяемых технологий
  1. Требования к оформлению проектной работы – 19 слайд

Требования к оформлению проекта

  • Проект отпечатан, аккуратно оформлен.
  • Титульная   страница   содержит   название   проекта,   данные   об   авторе,   принадлежность учреждению/организации, год и место составления.
  • Если проект больше пяти страниц по объему, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.
  •  Если   в тексте    использованы    цитаты, обязательны сноски на источники, если авторы использовали литературу — в конце приложен библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места издания и года издания.
  •  Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы   разделены на смысловые абзацы.
  • Проекты в печатном виде оформляются в формате А4, в электронном варианте - на дискете, которая обязательно подписана.
  • Авторы обязательно оставляют у себя экземпляр проекта, так как проекты не рецензируются и не возвращаются.
  •         В  тексте  программы  употребляются  только  те  понятия,   которые  можно  однозначно истолковать, как можно меньше научных и профессиональных терминов.
  • Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста — описания проекта.
  • Форма написания проекта должна быть доступной и интересной тому, кого мы хотим заинтересовать им.
  • Финансовые документы    (сметы, бланки, описания, комментарии    к   бюджету и др.) прилагаются в конце проекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность педагога

Слайд 2

Проект (от лат. р rojectus , букв.- брошенный вперед) 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план .

Слайд 3

Проект представляет собой «ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией»* *(Новиков, Д.А. Модели и механизмы управления научными проектами в вузах [Текст] / Д. А. Новиков, А.Л. Суханов. – Москва: Институт управления образованием РАО, 2005. – 80 с.)

Слайд 4

Алгоритм проективной (проектной) деятельности

Слайд 5

Требования к формулировке темы проекта

Слайд 6

Алгоритм построения темы проекта Изменение качества А у Б в условиях В (Например: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народного фольклора ») Педагогические условия изменения качества А у Б (Например: «Педагогические условия развития музыкальности у дошкольников ») А как Б (Например: « Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей» )

Слайд 7

Как определить цель исследования Тема Противоречие Проблема Цель

Слайд 8

Основные требования к формулировке цели :

Слайд 9

Структура цели исследования

Слайд 10

Тактика исследования

Слайд 11

Задачи проекта Задача - это частная цель или миницель . Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения. Основные требования к формулировке задач: описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке; цель является общим итогом проекта, а задачи - промежуточными, частными результатами; ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации; по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача; цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению; постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения; ясное и четкое изложение, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.

Слайд 12

Основные этапы проекта

Слайд 13

Контрольные характеристики основного раздела

Слайд 14

Примерные ориентиры для оценки выполнения проекта.

Слайд 15

Финансовое обоснование проекта

Слайд 16

Титульный лист

Слайд 17

Постановка проблемы (введение)

Слайд 18

Требования к содержанию и структуре проектной работы

Слайд 19

Оформление проектной работы

Слайд 20

ЖЕЛАЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология создания проекта"

В презентации раскрыта технология создания проекта: методы и приемы технологии; модель "Трех вопросов" - опора на опыт детей по теме; решение проблемной ситуации по образовательным областям....

Алгоритм создания проекта

Шаг 1: Определение цели•Чему вы хотите научить детей, какие формировать знания, навыки.•Расположите цели в порядке от самой важной до менее важной.•Спросите себя, почему я выбрала эту цель  ...

Методическая разработка Развитие поисково – исследовательской деятельности через создания проекта «Карта России глазами детей»

Цельспособствовать развитию поисково–исследовательских навыков через проектную деятельность на примере проекта «Карта Росси глазами детей»Задачи1.     Исследовать теоретические асп...

Алгоритм создания проекта (по материалам методической литературы)

Сегодня в нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования, социального проектирования. Проектные технологии активно востребованы так называемым «третьим сек...

Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Литературный калейдоскоп» и методические рекомендации к созданию проекта

Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Литературный калейдоскоп» и методические рекомендации к созданию проекта...

Положение о смотре-конкурсе проектов «Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников» Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь! и методические рекомендации к созданию проекта

Положение о смотре-конкурсе  проектов «Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников» Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь!...

Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Цветок для мамочки» и методические рекомендации к созданию проекта

Положение о смотре-конкурсе  педагогических проектов  «Цветок для мамочки» и методические рекомендации к созданию проекта...