Положение о смотре-конкурсе проектов «Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников» Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь! и методические рекомендации к созданию проекта
методическая разработка по коррекционной педагогике

Жарикова Галина Иосифовна

Положение о смотре-конкурсе  проектов «Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников» Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moy_rebenok.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           

Положение о смотре-конкурсе  проектов «Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников»

                                         Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь!

1. Цель: Актуализация возможностей семьи в деле развития,  воспитания и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществление единства требований ДОУ и семьи.

2. Участники конкурса: учителя-дефектологи, педагог-психолог, музыкальный руководитель

3.Порядок проведения конкурса:

3.1. Время проведения: октябрь 2013г. - апрель 2014г.

3.2. Презентация: 29 апреля 2014г.

3.3. Подведение итогов: 30.04.2014г.

4. Критерии оценки:

1. Безопасность и сохранение здоровья детей.

2. Соответствие содержания теме, возрасту  и возможностям детей с конкретными нарушениями в развитии.

3. Соблюдение принципов педагогики.

4. Логическая согласованность всех разделов педагогического проекта.

5. Направленность педагогического  проекта  на решение конкретной деятельностной педагогической проблемы.

6. Соответствие масштаба реализации  проекта  реальной ситуации, педагогическим и управленческим возможностям автора.

7. Практическая проработанность содержания занятий, используемых в практике.

8. Эффективность используемых методов и приемов в развитии и коррекции детей.

9. Разнообразие видов и форм деятельности.

10. Рациональное взаимодействие родителей и детей.

 11. Наличие четких критериев реализации проектной идеи, возможности их практического использования в работе с детьми с ОВЗ и получение динамических результатов.

12. Индивидуальность, неповторимость.

13. Оригинальность работы (новизна идей и способов, путей их разработки).

14. Стиль, грамотность изложения.      

15. Качество оформления работы.

16. Презентация.

5. Жюри конкурса. Комиссия в составе: председатель – заведующий Бурашникова Н.А.;

Члены: заместитель заведующего Жарикова Г.И.,

Воспитатели: Галиуллина Г.М., Гарафеева З.М., Максимова Г.А., Байгалина Н.В., Кулясова Е.Е., Шаяхметова З.Ф.

6.  Подведение итогов.

Итоги подводятся по результатам оценки  по 5-ти балльной системе.

Победители награждаются дипломами.

   

                       

               Методические рекомендации по созданию

                                    Проекта  

        «Программа психолого-педагогического

           сопровождения семей воспитанников»

       

          Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь!

               

Пояснительная записка.

   

    Процесс обучения детей с отклонениями в развитии имеет существенную специфику. Она проявляется в более низком уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на НОД для воспитанников, преимущественном использовании наглядных методов обучения.

      Коррекционная работа ставит своей целью исправления присущих детям  с ограниченными возможностями здоровья недостатков путем применения специальных педагогических средств, стимулирующих компенсаторные процессы развития. Педагогические приемы позволяют ослабить или преодолеть дефекты ребенка, сформировать новые положительные качества.

       Работа дефектологов направлена на развитие психических процессов. Психическое развитие ребенка тесно связано с проявлением интереса к окружающей действительности и стремлением познать свойства и качества предметов. Интерес ко всему новому является основой развития любознательности, а в дальнейшем и познавательной деятельности.

      Процесс создания и совершенствования форм организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ возможен на основе взаимодействия и сотрудничества субъектов образовательной работы: специалиста, ребенка и родителей. Одним из значимых факторов в такой работе выступает активное и целенаправленное привлечение родителей к участию в обучении ребенка.

Очевидным оказывается тот факт, что для коррекции и развития детей с нарушениями, их социальной адаптации необходимо сначала изменить поведение находящихся рядом взрослых. Работа с родителями должна стать неотъемлемой частью коррекционной работы, тщательно планироваться и  осуществляться регулярно и целенаправленно.

Формируя у родителей основу заинтересованности совместной работы, необходимо убедить их, что ребенок должен чувствовать себя уверенно при общении с взрослыми и сверстниками. Надо объяснить родителям, что на взрослых лежит ответственность за создание мотивации к играм и занятиям дома.

Работа с родителями должна рассматриваться с позиции их воздействия на мотивационную сферу ребенка. Такое воздействие может осуществляться в двух направлениях: непосредственно через личностно значимую деятельность для ребенка и через личностно значимых субъектов (родителей). Эффективность коррекционной работы будет выше, если нас - педагогов будут понимать, помогая своим детям, социально значимые, близкие люди – родители.

     

Тема: «Мой ребенок. Я могу ему помочь!»

Направленность: совместная реализация образовательного процесса ДОУ и семьи.

Участники проекта: педагоги (сколько человек), медицинские работники (сколько человек),  родители (сколько человек), дети… (какие конкретно, сколько), вспомогательный персонал (например, помощник воспитателя), административный персонал.

Характер участия: сотрудничество.

Предпосылки:  

- осуществление  единства требований ДОУ и семьи;

- формирование у родителей воспитанников способности быть полноценным субъектом воздействия на ребенка;

- организация двустороннего «пространства» для эффективной коррекционной работы с  детьми с проблемами в развитии;

- возможность  результативного и  динамичного развития воспитанников.

Вид проекта:  исследовательский, практико-ориентированный,

по продолжительности – среднесрочный,

по количеству участников – групповой,  

по целевой установке – общественно-полезный.

Предназначение: для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья  (для всех видов нарушений в развитии детей).

Продолжительность: октябрь 2013г. - апрель 2014г.

Подход к реализации:  комплексный.

Актуальность: 

     В современном мире все больше растет понимание семьи как фактора, определяющего не только развитие ребенка, но и развитие всего общества. Но семье нужно оказывать помощь в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы в развитии.

В дошкольной практике широко используются различные формы работы с семьей, но не всегда эта работа приносит желаемый  результат.

С целью выявления запросов и ожиданий родителей и педагогов в коррекционной работе детского сада было проведено анкетирование. В целом родители и педагоги высоко оценили коррекционную деятельность ДОУ, однако педагоги ожидают большего участия родителей в работе с детьми, родители же считают, что педагоги делают для детей достаточно, но при этом признаются, что сами нуждаются в квалифицированной помощи специалистов ДОУ.

Изучив эту проблему, мы поняли, что нужно менять традиционный подход к коррекционной работе дошкольного учреждения с семьей. Знакомство с результатами обследования, разовое присутствие на индивидуальных и фронтальных занятиях, выполнение домашних заданий, консультации и другие формы работы с семьей не дают родителям необходимых знаний и умений работы с ребенком по закреплению навыков, полученных в дошкольном учреждении.

   Поэтому было принято решение создать новую форму работы с семьями наших воспитанников. Содержание этой работы заключается в коррекционно-развивающих занятиях «педагог + родитель», «ребенок + родитель», «родитель + ребенок + педагог», на которых специалист, занимаясь, с родителями или детьми, одновременно информирует родителей о сложности, природе возникновения дефекта, обучает их способам его устранения и закрепления. Затем родитель имеет возможность заниматься с ребенком под руководством педагога, который в процессе занятия ему помогает, направляет, подсказывает; а далее уже применить наработанные навыки  самостоятельно в домашних условиях.

 

      Цель проекта:     Актуализация возможностей семьи в деле развития,  воспитания и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществление единства требований ДОУ и семьи.

       

     Задачи:

     - в работе с педагогами:

1. Повышение творческой активности  и  педагогического мастерства.

2. Создание условий для  тесного контакта и совместной коррекционной работы  всех специалистов.

3. Использование в работе нетрадиционных форм работы с семьей.

4. Расширение зоны профессиональной компетентности.

5. Проявление умения вовлечь родителей в процесс эффективного динамичного  развития  своего ребенка с ОВЗ.

     - в  работе с родителями:

1. Активный поиск сфер внедрения компетентностного подхода в образование детей дошкольного возраста.

2. Формирование новой философии работы с семьей, предполагающей разделение обязанностей и прав.

3. Развитие педагогической культуры родителей через распространение психолого-педагогических и физиолого-гигиенических знаний.

4. Обеспечение необходимыми технологиями совместной деятельности в системе «дети – родители – педагоги» на активной, деятельной  основе.

5. Актуализация работы с семьей, измеряемой количественными и качественными признаками (тесное взаимодействие, сотрудничество, партнерство, доверие).

     - в работе с детьми с ОВЗ:

1. Формирование личности ребенка.

2.  Обогащение его интеллекта.

3. Развитие отношений через эмоциональные контакты.

4. Коррекция и компенсация нарушений в развитии.

5. Положительная динамика в физическом и психическом развитии.

   

Этапы работы:

I этап – подготовительный (I половина октября):

создание условий, необходимых для реализации проекта:

- подготовка помещения;

- оснащение методическим материалом и оборудованием;

- анкетирование родителей,

- мониторинг.

II этап - организационный (II половина октября):

- разработка рабочей программы совместной коррекционно-развивающей деятельности «Мой ребенок. Я могу ему помочь!»;

- составление графика проведения занятий и  рабочего плана.

Занятия планируется проводить в вечернее время с …..до ….. Периодичность – 2 занятия в месяц;

- проведение презентации для  родителей «Новая форма коррекционной работы с семьей»  (знакомство с коррекционно-развивающей средой, целями, задачами проекта, организацией деятельности по проекту, данные мониторинга и ожидаемые результаты).

III этап - развивающий - (ноябрь - I неделя апреля):

- реализация рабочей программы совместной коррекционно-развивающей деятельности «Мой ребенок. Я могу ему помочь!» (информирование родителей о дефектах, проблемах и т.д.; разработка индивидуальных планов работы с семьей; проведение  занятий в соответствии с индивидуальным планом семьи)

IV этап – аналитический (II неделя апреля - IV неделя апреля):

- проведение мониторинга совместной коррекционной деятельности с целью выявления эффективности проекта.  

     - обобщение материалов и результатов работы - сравнительный анализ:

(Что получилось? Добились ли результата? Что можно было бы изменить? Что понравилось?   и др.)

V этап – презентационный (29 апреля 2014г.)

(материалы оформить в виде слайдов или видеоклипов)

Ожидаемый результат: В результате проделанной работы ……….

              Критериями эффективности работы по реализации проекта можно считать:

- повышение эффективности коррекционно-развивающей работы;

- вовлечение родителей в активную совместную деятельность с детьми и педагогами;

- формирование мотивации родителей по преодолению проблем в развитии;

- психолого-педагогическая грамотность родителей;

- овладение элементарными навыками коррекционного воздействия на ребенка с положительными результатами;

- удовлетворение запроса родителей по воспитанию здорового ребенка.

- достижение положительных эмоционально-нравственных взаимоотношений родителей и детей

Немаловажное значение в реализации проекта «Мой ребенок. Я могу ему помочь!» отводится возможности оказать коррекционную помощь большинству количеству нуждающихся в ней детей, так как в дальнейшем, на уже созданной проектом базе, возможно развитие сферы оказания коррекционных услуг детям микрорайона, не посещающим детские сады, и воспитанникам других дошкольных учреждений по запросам родителей.

Вариативность:

- по составу специалистов (один  или несколько)

- по используемому материалу;

- по тематике;

- по количеству составляющих частей.

Возможные формы и методы работы: издание буклетов, мини-книжек,   анкетирование, диалог, этюд-беседа, групповая дискуссия,  видеокоррекция (решение проблем), «Круглый стол» - обмен опытом родителей, совместные действия, метод имитации педагога, эссе «Каким я хочу видеть своего ребенка», письмо ребенку о любви, лечебная педагогика, экспериментирование, шпаргалка для родителей, домашние уроки по заданию педагога, мастер-класс, тренинг, тематическая выставка, день открытых дверей,  семинары-практикумы, выпуск газеты,  игры и игровые ситуации, упражнения, задания,  картинки, схемы, фото- и иллюстративный материалы (использовать формы  работы в логической последовательности и усложнением).

   Коррекционно-развивающая программа  «Мой ребенок. Я могу ему помочь!»

Цель: ….. (указать конкретно)

Например: Формирование психологического здоровья, профилактика эмоционально-волевых и  речевых нарушений у детей с ДЦП.

 Или:  Преодоление проблем в психическом развитии ребенка с ЗПР.

Или: Коррекция эмоциональной сферы…

Или: Развитие социально-коммуникативных умений…

Или:  Коррекция психофизического состояния ребенка с аутизмом при  помощи различных видов музыкальной деятельности.  

Рабочий план:

дата

Тема

Форма проведения

Место и время проведения

Участники

Разработки занятий

Занятие (встреча) № 1. …… (название из рабочего плана)

Оборудование: например, мягкая игрушка- заяц, корзинка с маленькими мячами и т.д.

Содержание: например: Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме. Развитие общей и мелкой моторики. Формирование эмпатии. Развитие произвольного внимания

Ход:

Литература.

Приложение. (анкеты, памятки, буклеты,  фотоматериалы, работы детей и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Школа малоопытного педагога-психолога «Организация психолого – педагогического взаимодействия с семьями воспитанников»

Ребёнок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.В. А. Сухомлинский...

Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.

Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....

Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Литературный калейдоскоп» и методические рекомендации к созданию проекта

Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Литературный калейдоскоп» и методические рекомендации к созданию проекта...

Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Цветок для мамочки» и методические рекомендации к созданию проекта

Положение о смотре-конкурсе  педагогических проектов  «Цветок для мамочки» и методические рекомендации к созданию проекта...

Положение о смотре-конкурсе проектов для воспитателей «Мы играем» и методические рекомендации к созданию проекта

Положение о смотре-конкурсе проектов для воспитателей «Мы играем» и методические рекомендации к созданию проекта...

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...