Музыкальное воздействие на личность ребенка
статья по теме

Ситдикова Дина Ринатовна

Музыкальное воздействие на личность ребенка

Музыка окружает нас повсюду. Музыка вошла в каждый дом, она звучит  по радио, на телевидении, ее слушают и взрослые и дети. Разобраться в  этом потоке разнообразной по направлениям и стилям музыки очень трудно,  особенно детям. Современное акустическое пространство буквально перенасыщено различными шумами, полезными и вредными звуками, вибрациями разного качества, разнообразной музыкой и, наконец, чистыми, незамысловатыми природными звуками.

Мы ее слышим в рекламах, в магазинах, в автобусах, в кафе, в кино и т.д. Невозможно представить фильм, который не будет сопровождаться музыкой. Музыка  создает  образы героев, образы природы. Слушая, к примеру, пьесу «Аквариум» из  сюиты «Карнавал животных», которую написал Шарль  Камиль Сен-Санс, даже закрыв глаза, мы сразу представляем образы искрящейся воды, переливы волн, многообразие морских существ и рыб, живущих в прозрачной морской стихии. А, слушая пьесу  «Кукушка в глубине леса», из той же сюиты, невольно переносишься в чащу леса, где остаешься наедине с природой и слышишь удивительные лесные звуки и кукование кукушки.

Таким образом, когда мы слышим какие-либо музыкальные произведения, в нашем воображении предстают различные картины. Как говорил,  Кабалевский  Дмитрий Борисович мы можем увидеть музыку, но какое влияние она оказывает на личность ребенка? Именно этой теме посвящена данная статья.

 Прекрасно, когда дети окружены классической музыкой великих композиторов. Еще древние философы описывали положительное терапевтическое влияние музыки на человека, указывая, что музыка может разбудить богов. Человек возвеличивался музыкой. Платон утверждал, что музыка - это союзник в нашем стремлении приводить в порядок и гармонию любую дисгармонию ума. Пифагор утвердил музыку как точную науку. Последователи Пифагора разработали методику музыкальной психотерапии, включавшую в себя ежедневную программу песен и музыкальных пьес, говоря о том, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею». Музыка использовалась для избавления от ярости и гнева и считалась главным средством для воспитания гармоничной личности. Аристотель считал, что  музыка должна приносить радость и удовлетворение, утверждал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, формируя личность.  

Следует рассмотреть, какое влияние на личность оказывает современная музыка?

В психологии существует такой термин как «СЛУХОВОЙ ПУТЬ» («Царственный путь») . Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути. Например: скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет известный слуховой путь. Результат его — сильное раздражение и неприятное ощущение, желание немедленно прекратить этот звук.
Если мы слышим звуки духового оркестра, который исполняет марш, то нам хочется идти, двигаться или хотя бы двигать ногой или рукой в такт музыке. Слуховой путь этих звуков заранее известен. Он проходит через слуховой канал к центру движения руки или ноги, к центру сердечно-сосудистой деятельности, стимулирует центры положительных эмоций, вызывает подъем духа, человек улыбается (центры движения губ, глаз) и оканчиваться этот путь может в центре удовольствия.
Похоронный марш имеет совершенно другой слуховой путь. Проникая в мозг, звук раздражает центр сердечной деятельности, возбуждает память о раннее пережитых днях, действует на клетки мозга, отвечающие за слезо-выделение, человек может заплакать, расстроиться, он чувствует сердечную боль и т. д.


Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца человека (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма всего человеческого организма. Некоторые произведения, даже отдельные музыкальные фразы, проникая через ухо в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры, снимают состояние стресса, унимают боль, способствуют росту растений, улучшению процессов обмена.
Одно из направлений современной музыки, а именно рок – музыка имеет особое воздействие на мозг человека и его организм в целом. Такая музыка способна вызвать: агрессивность, ярость, гнев, депрессия, страхи, состояние транса различной глубины, склонность к самоубийству. Неспособность принимать решения , непроизвольное движение мышц, музыкальная мания (желание постоянного звучания рок-музыки), развитие мистических наклонностей.

В заключении выше сказанного, следует сделать акцент на том, что многогранно отражая жизнь, выражая передовые идеи, высокие благородные чувства, музыка хорошего качества (классическая, музыка для детей, народная музыка) может оказать громадное воспитательное воздействие на нравственный облик детей, на их мировоззрение. Здесь возникает необходимость творческого подхода музыкального руководителя к работе с детьми. Он не должны оставлять без внимания то, что звучит за окном детского сада или школы. Музыкальный руководитель должен  помочь детям выбрать лучшее  из потока разнообразных музыкальных направлений.  Воспитывать с раннего детства музыкальный вкус, стараться как можно шире открыть для ребенка прекрасный мир музыки.

 

 

     Литература:

1.Асафьев Б.В. «Избранные статьи о музыкальном  просвещении и образовании»- Л. :Музыка,1975.-с.48,112,113,117.        

2.Апраксина О.А. Современные задачи музыкального воспитания в школе/ музыкальное воспитание в школе, в.10-М. :Музыка,1975.-с.7,8.

3.Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Рок музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия - М.: Проблемы информационной культуры вып. 4, 1997. – 104с.

4.Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Ценности в музыке и влияние музыки на личность [Электронный ресурс]. URL: http://www. referat.yabotanik.ru/muzyka/cennost...

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воздействие на личность ребенка

Музыка окружает нас повсюду. Музыка вошла в каждый дом, она звучит  по радио, на телевидении, ее слушают и взрослые и дети. Разобраться в  этом потоке разнообразной по направлениям и стилям музыки очень трудно,  особенно детям. Современное акустическое пространство буквально перенасыщено различными шумами, полезными и вредными звуками, вибрациями разного качества, разнообразной музыкой и, наконец, чистыми, незамысловатыми природными звуками.

Мы ее слышим в рекламах, в магазинах, в автобусах, в кафе, в кино и т.д. Невозможно представить фильм, который не будет сопровождаться музыкой. Музыка  создает  образы героев, образы природы. Слушая, к примеру, пьесу «Аквариум» из  сюиты «Карнавал животных», которую написал Шарль  Камиль Сен-Санс, даже закрыв глаза, мы сразу представляем образы искрящейся воды, переливы волн, многообразие морских существ и рыб, живущих в прозрачной морской стихии. А, слушая пьесу  «Кукушка в глубине леса», из той же сюиты, невольно переносишься в чащу леса, где остаешься наедине с природой и слышишь удивительные лесные звуки и кукование кукушки.

Таким образом, когда мы слышим какие-либо музыкальные произведения, в нашем воображении предстают различные картины. Как говорил,  Кабалевский  Дмитрий Борисович мы можем увидеть музыку, но какое влияние она оказывает на личность ребенка? Именно этой теме посвящена данная статья.

 Прекрасно, когда дети окружены классической музыкой великих композиторов. Еще древние философы описывали положительное терапевтическое влияние музыки на человека, указывая, что музыка может разбудить богов. Человек возвеличивался музыкой. Платон утверждал, что музыка - это союзник в нашем стремлении приводить в порядок и гармонию любую дисгармонию ума. Пифагор утвердил музыку как точную науку. Последователи Пифагора разработали методику музыкальной психотерапии, включавшую в себя ежедневную программу песен и музыкальных пьес, говоря о том, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею». Музыка использовалась для избавления от ярости и гнева и считалась главным средством для воспитания гармоничной личности. Аристотель считал, что  музыка должна приносить радость и удовлетворение, утверждал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, формируя личность.  

Следует рассмотреть, какое влияние на личность оказывает современная музыка?

В психологии существует такой термин как «СЛУХОВОЙ ПУТЬ» («Царственный путь») . Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути. Например: скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет известный слуховой путь. Результат его — сильное раздражение и неприятное ощущение, желание немедленно прекратить этот звук.
Если мы слышим звуки духового оркестра, который исполняет марш, то нам хочется идти, двигаться или хотя бы двигать ногой или рукой в такт музыке. Слуховой путь этих звуков заранее известен. Он проходит через слуховой канал к центру движения руки или ноги, к центру сердечно-сосудистой деятельности, стимулирует центры положительных эмоций, вызывает подъем духа, человек улыбается (центры движения губ, глаз) и оканчиваться этот путь может в центре удовольствия.
Похоронный марш имеет совершенно другой слуховой путь. Проникая в мозг, звук раздражает центр сердечной деятельности, возбуждает память о раннее пережитых днях, действует на клетки мозга, отвечающие за слезо-выделение, человек может заплакать, расстроиться, он чувствует сердечную боль и т. д.


Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца человека (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма всего человеческого организма. Некоторые произведения, даже отдельные музыкальные фразы, проникая через ухо в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры, снимают состояние стресса, унимают боль, способствуют росту растений, улучшению процессов обмена.
Одно из направлений современной музыки, а именно рок – музыка имеет особое воздействие на мозг человека и его организм в целом. Такая музыка способна вызвать: агрессивность, ярость, гнев, депрессия, страхи, состояние транса различной глубины, склонность к самоубийству. Неспособность принимать решения , непроизвольное движение мышц, музыкальная мания (желание постоянного звучания рок-музыки), развитие мистических наклонностей.

В заключении выше сказанного, следует сделать акцент на том, что многогранно отражая жизнь, выражая передовые идеи, высокие благородные чувства, музыка хорошего качества (классическая, музыка для детей, народная музыка) может оказать громадное воспитательное воздействие на нравственный облик детей, на их мировоззрение. Здесь возникает необходимость творческого подхода музыкального руководителя к работе с детьми. Он не должны оставлять без внимания то, что звучит за окном детского сада или школы. Музыкальный руководитель должен  помочь детям выбрать лучшее  из потока разнообразных музыкальных направлений.  Воспитывать с раннего детства музыкальный вкус, стараться как можно шире открыть для ребенка прекрасный мир музыки.

     Литература:

1.Асафьев Б.В. «Избранные статьи о музыкальном  просвещении и образовании»- Л. :Музыка,1975.-с.48,112,113,117.        

2.Апраксина О.А. Современные задачи музыкального воспитания в школе/ музыкальное воспитание в школе, в.10-М. :Музыка,1975.-с.7,8.

3.Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Рок музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия - М.: Проблемы информационной культуры вып. 4, 1997. – 104с.

4.Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Ценности в музыке и влияние музыки на личность [Электронный ресурс]. URL: http://www. referat.yabotanik.ru/muzyka/cennost...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воздействие телевидения на развитие личности ребенка

Воздействие телевидения на развитие личности ребенка...

Организация игры и ее воздействие на гармоничное развитие личности ребенка

Период бодрствования детей в дошкольном учреждении складывается из многообразной деятельности:1. организованные учебные занятия,2. труд,3. развлечения,4. самостоятельная и целенаправленная двигательна...

Презентация "Художественное-эстетическое воспитание, как процесс воздействия на развитее личности ребенка." (тестопластика)

Дети от природы наделены яркими способностями. Чтобы ребенок мог развить свою фантазию и утолить своё любопытство, важно создать художественно-эстетическую развивающую среду.   Цель художест...

Выступление «Прогрессивное воздействие предметно-развивающей среды на личность ребенка»

Одним из определяющих факторов воспитания и развития детей является предметно – развивающая среда. Проблемно – насыщенная, открытая к изменениям предметно – развивающая среда помогае...

Выступление «Прогрессивное воздействие предметно-развивающей среды на личность ребенка»

Одним из определяющих факторов воспитания и развития детей является предметно – развивающая среда. Проблемно – насыщенная, открытая к изменениям предметно – развивающая среда помогае...