Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательному развитию детей в группе раннего возраста «Твердое-мягкое» с элементами экспериментирования.
    план-конспект занятия (младшая группа) на тему

    Маскаева Елена Васильевна

    Конспект занятия по познавательному развитию детей в    

          группе раннего возраста «Твердое-мягкое» с  

                      элементами экспериментирования.

     

    Маскаева Е.В.

     

    Цель: формировать знания о качестве предметов

     

    Задачи:

    Образовательные:

    - Учить способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование;

    - Закреплять умение различать и называть качества предметов: «мягкий»- «твердый»;

    - Активизировать в речи детей слова «мнется», «нельзя мять»;

    - Упражнять в рисовании пальчиком на манке предмет круглой формы;

    Развивающие:

    - Продолжать развивать каналы восприятия.

    - Обогащать тактильные ощущения детей;

    - Способствовать развитию мелкой моторики и ориентировки в пространстве;

    Воспитательные:

    - Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

    - Приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться;

    - Создать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы;

    Материалы и оборудование: Игрушка (медведь ,машина , рюкзак детский, контейнеры с ватой  и камешками, , цветные коврики с жёстким и мягким наполнителем, цветные тарелочки с манкой, чашечки с водой , аудиозапись, магнитофон.

    Предварительная работа:

    - Знакомство с ватой.

    - Игра: «Чудесный мешочек»

    - Рисование на песке

    - Обследование мягких и твёрдых предметов

    - Дидактическая игра «Разноцветные коврики»

     

    Ход непрерывно-образовательной деятельности

    .Организация детей: стоя на ковре

    Воспитатель: Ребята отгадайте загадку

     Бурый он и косолапый,
    Ловит рыбу мощной лапой.
    А ещё он любит мёд!
    Кто сластёну назовёт? (Ответы детей) Правильно, это Мишка. Я скажу вам по секрету, что Мишка сегодня собирался к нам приехать в гости, но никак не проснется. Давайте разбудим Мишку вместе?

    Игра «Разбудим мишку»

    Мишка просыпается, (дети потягиваются)

    К детям собирается.

    Вымыл ножки, (поглаживание ног)

    Застегнул сапожки

    И коленочки потер,

    Как учил его бобер, (массируют колени)

    Вымыл носик, (поглаживание носа)

    Глазки, (проводят указательным пальцем по линии бровей)

    Ушки, (растирание правой и левой мочки уха)

    Вытерся – и стало сухо! (проглаживают два раза ладонями от плеча до локтей. Разводят руки в стороны)

    Воспитатель: Молодцы! А вот он уже и едет, слышите? (За дверями раздаётся сигнал машины).

    Пойду, открою дверь. (Мишка с рюкзаком на машине въезжает в группу)

     

    Мишка: Здравствуйте!

    Воспитатель: Здравствуй, Мишка. Ребята, давайте поздороваемся с Мишкой. (Дети здороваются).

    Воспитатель: Мишка, будь любезен, подходи к нам, расскажи, как доехал.

    Мишка: Я из леса в гости к вам спешил.

    Рюкзак красивый захватил,

    Белочки просили передать:

    Не скучать, всем поиграть.

    (Воспитатель берёт у Мишки рюкзак и открывает его)

    Воспитатель: Очень красивый рюкзак! Можно посмотреть, что в нём лежит?

    (Мишка кивает головой. Воспитатель достаёт контейнеры на каждого ребенка.

    Организация детей: дети сидят за столами, поставленными буквой «П»

    (В каждом контейнере лежит кусочек ваты и камешек. Воспитатель показывает демонстрационный кусочек ваты)

    Воспитатель: Что это?

    Дети: Вата

    Воспитатель: Ребята, а как можно узнать мягкая вата или нет? Что с ней надо сделать?

    Дети: Вату надо взять в руки и помять.

    Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, каждый по кусочку ваты. Помните его руками. Мнётся она или нет?

    Дети: Да, мнётся.

    Воспитатель: Значит вата, какая? Потрогайте ее, сожмите, какая она? (мягкая, белая). Попробуйте оторвать кусочек и подуть на него.

    Летает? Полетела. Значит она мягкая, легкая, воздушная. Какая же вата?

     

    Дети: Мягкая. (3-4 индивидуальных ответа).

    Воспитатель: Положите, пожалуйста, вату в коробочку.

    Воспитатель: Посмотрим, что же еще лежит там? (Ответы детей) Это – камешки. Мишка хочет, чтобы мы камешки тоже помяли ладошками. Возьмите камешки в руки. Маша, сколько у тебя камешков?

    Настя: Один.

    Воспитатель: А у тебя, Леша, сколько?

    Дима: Один.

    Воспитатель: Сколько камешков у Леши, Артема ,Маши, всех детей вместе? (много)

    Воспитатель: А сейчас все вместе помнём камешки. Их можно мять? Мнутся камешки или нет?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Ребята, если камешки не мнутся, значит они какие?

    Дети: Твёрдые.

    Воспитатель: Послушайте, я постучу камешком по столу. Вот какой громкий звук: тук-тук-тук. Давайте вместе скажем громко: тук-тук-тук. А теперь ватой постучу. Почему звука ваты не слышно? Потому что вата, какая? (мягкая). А камешек, какой? (твердый)

    Воспитатель: Теперь положите камешки обратно в контейнер.

    Мишка: Какие вы молодцы! Знаете твердые и мягкие предметы.

    (Воспитатель делает вид, что Мишка шепчет что-то ему на ухо.)

    Воспитатель: Мишка говорит что ребятки устали и хотят поиграть.

    « Физкульт- минутка»

     Мы ногами топ,  топ, топ!                      Топают ногами.

     Мы руками  хлоп, хлоп, хлоп!              Хлопают руками.

    Мы глазами миг, миг, миг.                     Моргают глазами.

    Мы плечиками чик, чик, чик.                Поднимают и опускают плечи.

    Раз – сюда, два - туда,                            Повороты в стороны.

    Повернись вокруг себя.                          Кружатся.

    Раз – присели, два – привстали.            Приседание.

    Руки кверху все подняли.                      Подняли руки вверх.

    Раз - два, раз - два,

    Заниматься нам пора.

     

    Воспитатель: Вот мы маленько отдохнули и сейчас сядем за столы и будем проводить опыт с камешком и ватой. Положите камешек на блюдце, наберите в ложечку воды и полейте его. Что стало с ним? Вся вода с камешка стекла на блюдце. А теперь положите вату на блюдце и так же полейте ее водой. Что стало с ватой? Она вся промокла и стала мокрой. Давайте сделаем вывод: какой же камешек? – твердый, крепкий, тяжелый, не боится воды. А вата - мягкая, белая, легкая, воздушная и впитывает в себя воду.

     

    Воспитатель: Мишке понравились разноцветные коврики в нашей группе. Он спрашивает: что вы с ними делаете? (играем) Ребята, покажем Мишке, как мы играем?

    Дидактическая игра «Разные коврики»

    Организация детей: стоя на ковре

    Пока будет играть музыка - мы будем бегать между ковриками, не наступая на них. Как только музыка закончится, вы встанете на тот коврик, который вам понравится больше всего. Игра повторяется 2 раза. Воспитатель задает сопутствующие вопросы детям: На каком коврике ты стоишь: на твердом или мягком? А какого он цвета? (3-4 индивидуальных ответа)

     

    Продуктивная деятельность: «Рисование орешков на манке»

    Организация детей: стоя за столами

    Воспитатель: Какие Вы ребята молодцы! Справились с заданием. Только вот Мишка у нас собрался обратно в лес , а там его ждут белочки. Они ждут угощение от вас Давайте мы с вами нарисуем много орешков, чтобы всем Белочкам в лесу хватило. Подойдите к тарелочкам. Какой формы орешек? Нарисуйте в воздухе пальчиком круг. А теперь давайте на манке нарисуем такой же круг. (дети рисуют на манке)

    Рефлексия

    Воспитатель: Спасибо тебе, Мишка, что поиграл с нами!

    Мишка: Пожалуйста! Мне и самому понравилось у вас в гостях. Можно я к вам ещё буду приезжать?

    Дети: Да.

    Мишка: А теперь мне пора возвращаться домой. До свидания, детвора! (Ребята прощаются, жмут Мишке лапу, воспитатель интересуется у детей какая лапа у мишки: твердая или мягкая)

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по познавательной деятельности с элементами экспериментирования

    Конспект занятия по познавательной деятельности с элементами                   

                                   экспериментирования.

      Тема: Игры с Губкой

    Цель: создание условий, необходимых для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    Образовательные:

    - познакомить со свойствами губки,

    - учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость,

    - учить детей добывать  знания о предмете и исследовать его  путём  опытной деятельности.

    Развивающие:

    - развивать координационные движения обеих рук.

    Воспитательные:

    - воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

     
    Предварительная работа: знакомство с губкой, беседы о гигиене, об использовании губки, рассматривание картинок.

    Материал и оборудование: игрушка – Губка, пластмассовая игрушка – Медведь в мыльной пене, большой таз с водой, маленькие губки, одноразовые тарелочки на каждого ребёнка, салфетки, кроватка и пеленка.

     
    Методы и приёмы: показ, объяснение, художественное слово, элементарный опыт,

    Ход деятельности.

    Воспитатель вносит куклу Катю.(сюрпризный момент)
    -Здравствуйте ребята, я сегодня шла к вам в гости и по дороге испачкалась, упала в лужу.
    Вос-ль: Ребята ,а вот интересно откуда появилась у нас лужа? Правильно растаял снежок  и получилась лужица, идет дождик. Откуда идет дождь ,снег. Правильно с тучки . А давайте присядем и   покажем  Кате откуда берутся лужи, откуда идет дождь,

    Меня узнает каждый,

    Со всеми я дружу!

    И как играть со мною

    Сейчас я покажу.

    Воспитатель раздаёт маленькие губки всем детям. Проводится игра.

    Воспитатель: Хотите поиграть с губкой? Берите по одной губке.

    Мелкая моторика «Играем с губкой».

    Хотите буду бантиком,      сжимание губки посередине двумя пальцами

    Могу я быть гармошкой,      сжимание губки двумя руками

    А можете вы просто           сжимание губки двумя руками

    Прижать меня ладошкой.

    Воспитатель:

    - Ребята, а где можно встретить губку, и для чего она нужна? А какая губка: тяжёлая или легкая? Мягкая или жёсткая?
               

       « Физкульт минутка»

     Мы ногами топ,  топ, топ!                      Топают ногами.

     Мы руками  хлоп, хлоп, хлоп!              Хлопают руками.

    Мы глазами миг, миг, миг.                     Моргают глазами.

    Мы плечиками чик, чик, чик.                Поднимают и опускают плечи.

    Раз – сюда, два - туда,                            Повороты в стороны.

    Повернись вокруг себя.                          Кружатся.

    Раз – присели, два – привстали.            Приседание.

    Руки кверху все подняли.                      Подняли руки вверх.

    Раз - два, раз - два,

    Заниматься нам пора.

     

    - А что будет, если её поместить в воду? Она утонет? Пойдёмте со мной. Проверим это. - Посмотрите, утонула губка или нет? (нет, плавает на поверхности воды, как лодочка)

    - Посмотрите, а сейчас она утонула? А почему? (впитала воду, стала тяжёлой, утонула, лежит на дне) .

    Сюрпризный момент

    Появляется пластмассовый Медвежонок, весь в мыльной пене (младший воспитатель)

    Мне губка мыться помогла,
    За водичкой побежала.

    В глаза мои попало мыло…

    К вам она не заходила?

    Воспитатель и дети рассказывают Медвежонку, как они весело играют с губкой. Губка вспоминает про Медвежонка, просит помощи детей.

    Я про Мишеньку забыла,

    Извини, что не домыла.

    Помогите мне, ребятки,

    Приготовьте воду в кадку.

    Воспитатель. Девочки и мальчики, давайте поможем губке помыть медвежонка. Берите свои губки и подходите ко мне.

    Дети губками набирают воду из тарелочек, носят её и сливают в тазик-кадку медвежонка, поливая его.

    Воспитатель хвалит детей.

    Вы и губки вместе с вами

    Мыть медведя помогали.

    Все довольны, он умыт,

    Ну, а банный день закрыт.

    Мишеньку завернем в пеленочку и положим отдыхать после баньки.

    Баю, баю, баю, бай,

    Спи, Мушутка, засыпай.

    Рефлексия: Ребята, вам понравилось играть с губкой? А какая губка?

    Воспитатель: Губке тоже очень понравилось с вами играть, но ей пора идти. Говорите до свидания ей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

    В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

    Конспект занятия по познавательному развитию в группе раннего возраста «Едем в гости к бабушке»

    Занятие по познавательному развитию, в программные задачи которого  входит: развитие  способности детей понимать речь, отмечать характерные особенности животных (имеют хвост, лапы, глаза и т...

    Конспект занятия по познавательному развитию в группе раннего возраста_У нас в гостях Снегурочка

    Занятие призвано дать детям начальное представление о том, кто такая Снегурочка, ввести детей в мир новогодней сказки. В ходе занятия дети прослушивают отрывок из сказки "Снегурка", рассматривают иллю...

    конспект занятия по познавательному развитию в группе раннего возраста " День рождение у Матрешки"

    в конспекте раскрываются такие задача формирования первичных представлений о русской деревянной матрешке...

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...

    Конспект занятия по познавательному развитию детей в группе раннего возраста «Твердое-мягкое» с элементами экспериментирования.

    Конспект занятия по познавательному развитию детей в          группе раннего возраста «Твердое-мягкое» с...