«Система работы педагога по ознакомлению дошкольников с книжной культурой»
методическая разработка на тему
Проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что и отразилось на чтении взрослых и детей. Одной из ведущих особенностей развития образования является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно- техническую информацию, но и гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, систему нравственно- эстетических понятий. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_semenova1.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Система работы педагога по ознакомлению дошкольников с книжной культурой»
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению, как к процессу, сегодня актуально как никогда.
Проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что и отразилось на чтении взрослых и детей. Одной из ведущих особенностей развития образования является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно- техническую информацию, но и гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, систему нравственно- эстетических понятий. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования.
За последнее время наблюдается, в детском саду замедлилось вхождение дошкольников в книжную культуру, значительно снизился интерес к книге.
К сожалению, родители в силу своей занятости не уделяют должного внимания чтению с детьми книг, составлению рассказов и сказок.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Всё чаще первое знакомство детей с книгой происходит через Интернет и телевидение.
Дошкольный возраст самый активный для влечения ребёнка в читательскую деятельность. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное значение об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. Однако, опыт практической работы в детском саду показывает негативные явления в отношении ребёнка и книги.
Недостатки в результатах:
ребенок старшей группы не проявляет интереса к художественной литературе. В процессе наблюдения за воспитанниками в их свободной деятельности было выявлено: только 3-4 ребенка занимают свое свободное время рассматриванием книг в книжном уголке;
ребенок не понимает на слух тексты различных жанров детской литературы.
дети затрудняются объяснять причины поступков героев; имеют слабое представление, зачем нужны книги.
воспитанники не различают жанры художественных произведений (сказки, рассказы, стихотворения);
затрудняются называть названия знакомые сказок и рассказов, их авторов;
читать наизусть знакомые стихотворения;
нет навыков получать удовольствие от прослушивания и чтения книг.
Недостатки в основном образовательном процессе:
в организации непосредственной образовательной деятельности не регулярно используется чтение художественной литературы (один раз в неделю)
Недостатки в условиях:
отсутствие квалифицированных кадров
оформление книжного уголка для самостоятельного чтения и рассматривания не вызывает у ребенка желания самостоятельно работать с книгой, не красочно оформлен книжный уголок;
в книжном уголке представлены недостаточное количество книг разных жанров (отсутствие загадок, коллекции сказок с красочными иллюстрациями, мультимедийных пособий);
несистематизировано выстроена работа с местной библиотекой (не используются ресурсы библиотеки)
нежелание родителей участвовать в повышении интереса детей к приобщению их книжной культуре, в проектной деятельности по информированию о значимости книги и ее ценности.
Противоречия: организация работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой возможны при условии формирования у ребенка заинтересованности к книге, однако оснащение материально технической базы, отсутствие квалифицированных кадров, позиция современных родителей демонстрирующих негативное или равнодушное отношение к педагогическому процессу и его результату не позволяет решить эти условия.
Актуальность темы:
- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, художественно- эстетическому вкусу.
- Формирование у детей интереса и любви к книге , потребность в чтении, воспитание будущих читателей.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Выявленные противоречия и актуальность темы помогли обозначить проблему, решение которой позволит устранить недостатки в образовательном процессе: возникает необходимость создания такой системы в работы, которая способствует возникновению интереса детей к книжной культуре.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков в работе с книгой. Так как главные воспитатели ребенка это родители, необходимо, чтобы они были не наблюдателями, а участниками педагогического процесса. ФГОС создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности: «взаимодействие с родителями по вопросам образовании ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность».
Профессиональная проблема:
Оптимизация системы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Целевые ориентиры | Конкретизация цели в соответствии с возрастом и темой | Пример проявления качества (умения, представления и др) в действии и речи ребенка |
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др; способен выбирать себе род занятий. Участников по совместной деятельности | Ребенок средней группы овладевает основными культурными способами деятельности: умеет слушать сказки, рассказы, стихи, запоминает небольшие считалки, стихи, проявляет интерес к книге и иллюстрациям. | Называют любимые сказки «Три поросенка», «Жихарка», «По щучьему велению», «Царевна лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Читают наизусть: «Муха-цокотуха», стихи А.Барто, «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки где вы были...». По иллюстрациям узнают сказки «Бременские музыканты». «Красная шапочка», «Винни пух» |
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к различным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. | Ребенок средней группы обладает установкой положительного отношения к миру: появляется навык бережного отношения к книге Участвует в совместных играх: | Дети без напоминания сами изъявляют желание помочь в ремонте книг или иллюстраций. д/и «Найди любимую сказку», «Книжкина больница», «Угадай сказку», «В какой сказке есть зайчик (волк, медведь и т.п.) |
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты. | Ребенок 5 лет способен договариваться, учитывая интересы и чувства других | Дети группируются по интересам и рассматривают книги о машинах, самолетах, военной технике, роботах, динозаврах, атрибутах косметики, цветах. |
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельность, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. | Ребенок 5 лет обладает развитым воображением: может следить за развитием действия, сопереживать герою, объяснять поступки персонажей и последствия их поступков | Драматизируют с помощью взрослого небольшие сказки Колобок»,» Теремок», «Репка», отрывки сказок «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» |
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. | Ребенок средней группы достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, может строить речевые высказывания в ситуации общения. | Рассказывают о содержании сюжетных картинок : дидактические игры »Обсуди поступок», « Найди съедобный гриб», « Переходим улицу» |
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. | Ребенок 5 лет контролирует свои движения и управляет ими. | В двигательных паузах выполняют движения под текст стихотворения, потешек, песенки. |
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. | ||
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать обьяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает злементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | Ребенок 5 лет проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется причинно- следственными связями ребенок знаком с произведениями детской литературы: | Почему Аленушка не утонула? Почему Карлсон с крыши не падает? Почему берега кисельные? д/и «Путешествие в прошлое», «История книги», «Технология создание книги» Называют любимую сказку читают наизусть понравившееся стихотворение, считалку; по картинке книги называют произведени;, инсценируют с помощью взрослого небольшие сказки |
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Достижение новых образовательных результатов при построении процесса приобщения дошкольников к книжной культуре- основа превалирующих принципов ФГОС ДО. Чтобы решить проблему нужно внести изменения в образовательном процессе для достижения результатов.
Согласно ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Изменения в содержании:
Воспитательно-образовательная деятельность по знакомству с книжной культурой должна строиться:
- в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;
- с ориентиром на мотивацию детей к самостоятельной деятельности;
- в процессе взаимодействия с родителями ребенка;
Образовательный процесс, направленный на ознакомление с книжной культурой, строится на основании перспективного планирования по следующему принципу:
- непосредственная образовательная деятельность
- образовательная деятельность в режимных моментах
- самостоятельная деятельность детей
- индивидуальная работа с ребенком
- взаимодействие с семьей воспитанника
Содержание образовательного процесса реализуется через виды деятельности:
- двигательная (двигательные паузы под текст стихотворения, потешек, песенки; физкультурное занятие)
- игровая (дидактическая игра «Найди любимую сказку», «Книжкина больница». Цель игры: определить знаком ли ребенок с произведениями детской литературы. «Угадай сказку», «В какой сказке есть зайчик (волк, медведь и т.п.)» цель игры: развивать желание рассматривать красочные иллюстрации книги.)
- познавательно-исследовательская (дидактическая игра «Путешествие в прошлое книги», «Процесс создание книги», «История книги» Цель игры: познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги в древности и настоящее время. Прививать интерес и любовь к книге и процессу чтения.
- Восприятие художественной литературы (инсценировка небольших произведений с помощью взрослого, игры- драматизации отрывок из знакомых сказок, заучивание стихотворений и потешек, чтение литературных произведений. Цель обучения: помочь детям понять содержание произведения, выразительно исполнять выбранную роль, развивать память ребенка.
Изменения в средствах обучения и воспитания:
Согласно ФГОС дошкольное образовательное учреждение самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, спортивные, оздоровительные оборудование, инвентарь, инструментарий для реализации общеобразовательной программы.
Для более успешной организации работы по ознакомлению с книжной культурой следует использовать:
- демонстрационные и наглядные средства обучения (сюжетные картинки, схемы) с целью выявления особенности понимания логики изображенного на картинках сюжета и построение связного рассказа при предъявлении картинок;
- художественную литературу, познавательные книги, детские энциклопедии;
- видеофильмы, мультимедийные пособия;
- технические средства обучения: компьютер, проектор.
Педагоги используют разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми:
- выразительное чтение и рассказывание воспитателя,
- пересказывания занимательного эпизода.
Одним из методов образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, является метод моделирования. При ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихотворениями воспитатель вместе с детьми их моделирует. Что позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках. Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется модель «Волшебные кружочки». После рассказывания воспитателем сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол, каждому ребенку раздается листок с нарисованными кружочками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в персонажей сказки. Воспитатель напоминает содержание и героев сказки, обсуждая с детьми их образы.
Пример: сказка «Репка»
Первый кружок превращаем в репку.
- Репка какая? (большая, жёлтая, круглая).
- У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом.
- Пришел дед. Стал репку тянуть. Дед какой? (старый, усатый) нарисуйте во втором кружке усы. Это будет дед.
- Позвал дед бабку. Бабка какая? (старенькая, в платочке). Нарисуйте в третьем кружке треугольник. Это будет бабка и т. д.
Когда модель будет готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, отмечая их особенности, показывая каждый свой кружочек. В последующей работе данные модели используются для рассказывания сказки детьми в совместной деятельности, а также в самостоятельной деятельности. Эти модели дети забирают домой, и рассказываются помощью их сказку родителям дома.
Также, для моделирования сказки, используем геометрические фигуры. Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру.
Пример сказка «Колобок»
Колобок- маленький желтый кружочек,
Медведь- большой коричневый кружочек,
лиса- средний оранжевый кружочек и т.д.
По выстроенной модели дети повторяют сказку.
Уровень достижения навыков образовательных результатов отслеживается картами анализа деятельности детей, педагогов, результатами анкетирования родителей. По результатам контроля планируется необходимая коррекция и дальнейшая деятельность детей:
- проведение бесед,
- чтение или рассматривание книг с иллюстрациями,
- игровые моменты.
Следующий метод- метод наблюдения:
- Наблюдение за детьми во время игровой и самостоятельной деятельности. Цель: выявление недостатков в выражении мысли, установление интереса ребенка при выборе книги, и желания заняться рассматриванием или чтением.
- Наблюдение во время театрализованной деятельности. Цель: выявить уровень владения ребенка связной речью.
- Опрос- беседа
- беседа с детьми. Цель: определить отношение ребёнка к художественной литературе, выявление литературных интересов.
1. У вас дома есть книжный уголок?
2. Ты любишь слушать, когда тебе читают книги?
3. Кто тебе читает книги?
4. Какие книги ты любишь слушать про каких героев?
5. Есть у тебя любимая книга?
6. Кто твой любимый герой?
7. Какие сказки ты знаешь?
8. Ты хочешь научиться читать?
Изменения в контроле:
Главное направление- освоение связной монологической речи. Дети пятилетнего возраста начинают строить самостоятельно высказывания, состоящие на первых порах лишь из нескольких предложений. Уровень речевого развития детей пятого года жизни можно выявлять по методике, разработанной для младшей группы, однако добавляются и усложняются задания.
Пример: методика обследования связной речи детей старшей группы (по Стребелевой.)
1. Методика «Расскажи». Цель диагностики: Выявить уровень развития связной речи. Оборудование: сюжетные картинки серии «Дождик».
2. Методика «Расскажи стихотворение» Цель диагностики: выявление уровня развития связной речи.
Результат оценки сравнивается с допустимыми критериями для того, чтобы воспитатель планировал индивидуальную работу.
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые изменения условий:
- Овладение новыми инновационными методиками.
- повышение компетентности и профессионализма педагогов
- Педагоги проходят курсы повышения квалификации по теме «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой».
- участвуют в районных и окружных методических объединениях, педагогических чтениях по данной теме.
- выступают с данной проблемой на советах педагогов, родительских собраниях и конференциях.
- демонстрируют знания методов и приемов по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой на открытых занятиях для коллег и в дни открытых дверей для родителей.
Научно- методические изменения условий:
- Разработка методичек и буклетов для детей и родителей, методические рекомендации для воспитателей. «Читать полезно!» -для детей дошкольного возраста, «Что читать детям?” - для родителей.
- проведение акции « Подари книгу»
- доступность интернет- ресурсов
- разработка и проведение консультации для родителей «Роль чтения книг в жизни дошкольника»
- проведение итоговых тематических мероприятий с приглашением родителей.
Материально- технические изменения условий:
- обогащение предметно-развивающей среды;
- подбор детских книг разного жанра,
- пополнение медиотеки современными цифровыми ресурсами, видео и мультимедийных материалами по теме;
- приобретение инновационных технологий и оборудования.
Нормативно- правовые изменения условий :
- Приказ Минобрнауки России № 30384 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- внесение изменений в годовой план работы дошкольного образовательного учреждения в образовательной области «Речевое развитие».
- Положение о конкурсе между группами «Лучшая книжная библиотека».
- заключение договора о сотрудничестве с местной библиотекой.
Информационные изменения условий:
Своевременное информирование воспитателей о проведении курсов повышения квалификации, появлении новых диагностических методик и методических разработок в образовательной области «Речевое развитие».
Организационные изменения условий:
Организация и проведение педагогических советов по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, семинаров- практикумов, мастер- класс, открытых мероприятий в ДОУ с целью закрепления практических навыков педагогов в организации НОД и образовательной деятельности в режимных моментах по развитию речевого творчества дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий опыт работы по экологическим играм в системе использования ИКТ при ознакомлении дошкольников с флорой северного края (Архангельской области). Воспитатель МБДОУ № 27 «Сказка» корп.2 - Старицына И.В.
ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В результ...
Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой
Организация работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой в дошкольной организации...
Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой
Задачи и методы работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой...
план-конспект по ознакомлению дошкольников с книжной культурой
План конспект по ознакомлению дошкольников с книжной культурой на примере произведения Шарля Перро " Золушка"....
Перспективный план работы по знакомству дошкольников с книжной культурой в старшей группе
Задачи:Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки...
Перспективный план работы с родителями по знакомству дошкольников с книжной культурой.
Совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, выставки, досуги, развлечения и т.п.)Консультирование (стенды, буклеты, памятки, папка – передвижка и т.п.)Интерактивные фо...
«Лепбук, как современное средство работы педагога по ознакомлению дошкольников с миром профессий»
laquo;Лэпбук» — это не просто методическое средство, помогающее закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты. htt...