Консультация для воспитателей: «Применение эффективных методик при заучивании стихотворений с дошкольниками»
консультация на тему

Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

В современных условиях у детей, в особенности, дошкольников, выявляется все больше речевых нарушений, которые заметно ограничивают их общение со сверстниками и взрослыми: бедный словарный запас, недостаточное понимание значения и смысла слов, преобладание в активном словаре детей глаголов и существительных и малое использование слов, характеризующих признаки, качества и состояния предметов. Необходимо учить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, грамотно рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. При этом процесс такого обучения должен быть развивающим, занимательным и интересным для них. И в такой работе одним из ведущих направлений развития речи детей дошкольного возраста является заучивание стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_zauch_stihov.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

          В современных условиях у детей, в особенности, дошкольников, выявляется все больше речевых нарушений, которые заметно ограничивают их общение со сверстниками и взрослыми: бедный словарный запас, недостаточное понимание значения и смысла слов, преобладание в активном словаре детей глаголов и существительных и малое использование слов, характеризующих признаки, качества и состояния предметов. Необходимо учить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, грамотно рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. При этом процесс такого обучения должен быть развивающим, занимательным и интересным для них. И в такой работе одним из ведущих направлений развития речи детей дошкольного возраста является заучивание стихотворений.

        Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является средний – 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память ребенка. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет можно целенаправленно учить дошкольника запоминанию стихотворений наизусть. Причем учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя "событий", в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного участия в событиях. В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. В классических стихотворениях, рекомендованных для чтения детям, встречается огромное количество устаревших, редких слов, необычных для разговорной речи морфологических форм и синтаксических конструкций. В конечном итоге, при чтении таких стихотворений, дошкольники «слышат» знакомые слова на месте устаревших и редких слов и при воспроизведении стиха неизвестное ранее и непонятное слово могут заменить своим собственным, новым. Например, «Затянулась Буратиной (бурой тиной) гладь старинного пруда» в песенке черепахи Тортиллы.

У дошкольников определенную трудность в освоении и восприятии художественного текста вызывает нарушение обычного порядка слов, даже при условии того, что ребенку известны их значения. Детьми неправильно понимается смысл высказываний, в которых определение следует за определяемым словом, нарушается порядок «субъект – действие – объект» и т.д.

Еще одним важнейшим компонентом в работе по заучиванию стихотворений с детьми пятого года жизни, кроме знаний особенностей восприятия и отбора произведений, является использование определенных методов и приёмов, способствующих лучшему запоминанию и четкому воспроизведению заученного материала дошкольниками.

Перед заучиванием стихотворения наизусть перед педагогом стоят следующие задачи:

Добиться хорошего запоминания стихов – развивать у детей способность к длительному удержанию произведения в памяти.

Учить детей выразительно читать стихотворения.

Обе выделенные задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения. Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать наглядно-иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Метод может применяться одновременно с иллюстративным или без него.

Согласно методу иллюстраций, содержание одной, двух или четырех строк стихотворения обозначается определенной картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Так через зрительные опоры — картинки для детей материализуется содержание стихотворения. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.

Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений

На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации.

Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.

Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией.

С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.

Структура занятий

Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т. д.

Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.

За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.

Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.

Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается, чтобы они произнесли весь текст ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет). Как в процессе разъяснительной беседы, так и при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения.

Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.

Обычно заучивание не занимает всего времени, отведенного на занятие. Оставшееся время посвящают другой деятельности, учитывая принцип тематического единства: дети повторяют выученные ранее стихи, слушают еще раз какое-либо прозаическое произведение, можно провести знакомое им упражнение или организовать игру по технике речи.
Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8-10 повторений, но желательно делать это не на одном и том же занятии, а на нескольких. «Чтобы поддержать интерес детей к запоминаемому и, следовательно, улучшить результаты запоминания, очень важно менять и форму повторения». На занятии заученное стихотворение можно читать по частям, в лицах, включать в игру «Угадай, кто читает?»; в дальнейшем его повторяют при подходящих обстоятельствах (на других занятиях, на праздниках, в быту, в игре). В результате стихотворение сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им, используется в устной речи.

В последнее время большую популярность в методике развития речи получила мнемотехника.

Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Методика обучения дошкольников заучиванию стихотворений на основе мнемотехники дает возможность одновременно развивать все психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и интеллект. Позволяет детям освоить различные способы обработки поступающей информации.

Важнейшая задача данной методики – научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании, в т.ч. и содержание поэтических произведений.

Приемом для разучивания стихотворений по мнемотехнике является мнемотаблица. Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, стихотворения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа или стихотворения. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей, используются при обучении составлению рассказов, при пересказах художественных текстов, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Исследования психологов подтверждают, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8-10 раз повторить стихотворение, но не на одном занятии, и раза 2-3 припомнить в дальнейшем. С помощью мнемотаблиц-схем возможна материализация содержания стихотворения для детей. Поэтому использование в работе по заучиванию стихотворных произведений мнемосхем значительно помогает детям вспоминать сюжет и не перепутать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память ребенка: существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.

Еще одним интересным методом заучивания стихотворений с дошкольниками среднего возраста является «рассказывание» стихов руками.

Рассказывать стихи можно не только руками, но и всем телом в процессе движений. Такой способ заучивания и воспроизведения стихотворных произведений вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

Использование такого метода на занятиях по развитию речи в процессе совместной деятельности дошкольников со взрослыми и сверстниками снимают у детей зажатость, неуверенность, часто связанные с речевым или другим дефектом и личностными комплексами.

Педагог может показывать готовые движения или придумывать их вместе с детьми. При этом сопровождать можно не только содержание строки, но и каждое слово в ней.

Посредством заучивания стихотворений наизусть у детей развивается память, речь, воспитывается любовь к художественному слову, обогащается восприятие детей лучшими образцами поэзии. Разнообразие методов и приемов по заучиванию стихотворению помогут сделать этот процесс для детей наиболее интересным и не трудным.

Литература

Алексеева, М.М. Методика работы с художественной литературой в детском саду : Учеб. пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1998. – 400 с.

Алябьева, Е. А. Как научить ребенка запоминать стихи: метод. пособие/ Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 96 с.

Градусова Л.В. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста/ Л.В.Градусова, Н.И. Левшина, И.С. Дементьева: учеб. пособие / под ред. Л.В.Градусовой.- Магнитогорск: МаГУ, 2010.-96с.

Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высших учебных заведений / З. А. Гриценко. – М.: Академия, 2008. – 313 с.

Круглякова, Т. Как дети читают стихи: восприятие стихотворного текста дошкольником/Т. Круглякова//Детский сад: теория и практика. – 2013. - №6.

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Сказка»  г. Баймак

Консультация для воспитателей:

«Применение эффективных методик при заучивании стихотворений с дошкольниками»

                                                                                       Подготовила:

                                                                           Учитель-дефектолог

                                                                           Хайбуллина А.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей. Методы заучивания стихотворений с дошкольниками.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе....

Консультация для воспитателей "Применение массажера "Су-джок" в коррекционной работе с дошкольниками"

Методика использования массажного шарика "Су-джок" в коррекционной работе с детьми имеющими речевые нарушения....

Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР

Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР (РМО учителей - логопедов)...

Консультация для воспитателей и родителей. Методы заучивания стихотворений с дошкольниками

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе...

Правила заучивания стихотворения с дошкольниками

Стендовая информация для родителей в ДОУ...

Консультация для воспитателей и родителей. Методы заучивания стихотворений с дошкольниками

Родителям на заметку. Советы по оформлению детской домашней библиотеки«Книжки в Вашем доме» Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил кн...

Семинар – практикум для педагогов «Методика заучивания стихотворений с дошкольниками».

Семинар – практикум для педагогов «Методика заучивания стихотворений с дошкольниками»....