Роль утреней эмоционально - стимулирующей гимнастики в формировании здорового образа жизни дошкольников.
статья на тему

Сорокина Валентина Полинарьевна

Ранний возраст - важный период в формировании человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль  утреней эмоционально - стимулирующей  гимнастики в формировании здорового образа жизни дошкольников.

                                               

                                                Сорокина Валентина Полинарьевна,

        воспитатель

                                            МБДОУ ДС №61 «Семицветик»,

               г. Старый Оскол

АННОТАЦИЯ.

Ранний возраст – важный период в формировании человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. Ведь именно в раннем возрасте ребенок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период  идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим .Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является  создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

Ключевые понятия: эмоционально – стимулирующая гимнастика, здоровьесберегающие технологии, сохранение здоровье.

Основными задачами в работе с детьми раннего возраста мы считаем физическое воспитание, развитие речи. Здоровый ребенок – это счастье родителей. Разве найдутся на свете мать и отец, которые не хотели  бы видеть своего малыша крепким, выносливым, подвижным?

К сожалению, таким он не может стать сам. С ребенком необходимо заниматься. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Очень важно вовремя научить  малыша правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными  предметами , владеть кистями и пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением.

Движение- основа  восприятия  и переработка информации   об окружающем мире. Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, песенками, прибаутками, музыкой, решаются  задачи речевого развития  ребенка:

  • прогрессирует понимание речи;
  • обогащается активный словарь;
  • начинается фразообразование;
  • усложняется наглядно- действенное мышление;
  •  развивается мышечная система  и двигательные  навыки;
  • формируется эмоционально- волевая сфера.

Уровень сформированности  двигательных навыков  ребенка раннего возраста является показателем нормального или патологического развития.

На протяжении многих лет занимаемся проблемой физического воспитания дошкольников. Мы изучили разные формы организации оздоровительных мероприятий и разработали систему  утренней эмоционально  - стимулирующей гимнастики.

Многие дети поступают в детский сад с ослабленным здоровьем, и имеющие хронические заболевания. У них  проявляется отставание познавательных процессов:  восприятия, внимания,  памяти, мышления. Одним присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, раздражительность.  Другим воспитанникам свойственны заторможенность, апатичность. Такие дети часто отстают в физическом развитии.

Отставание сказывается:

-  в нарушении общей и мелкой моторики;

-в общей скованности и замедленности в выполнении движений;

-в замедленности процесса освоения новых движений;

- в нарушении осанки ,плоскостопии.

К здоровьесберегающим технологиям относятся:

*утренняя эмоционально – стимулирующая гимнастика;

* физкультурные занятия;

 *физкультминутки;

* подвижные игры;

* пальчиковая гимнастика.

Эмоционально - стимулирующая гимнастика позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус  на весь день. По своей структуре она проста и доступна детям. Игры с движениями доставляют  детям удовольствие,  не требуют сложного оборудования. Гимнастика представляет собой систему физических упражнений .

*Элементы логоритмии,  способствуют регуляции дыхания, закрепляют двигательные навыки и правильному произношению.

*Пальчиковая гимнастика, включающая активные упражнения и игры для пальцев рук.

В каждом комплексе имеются упражнения на дыхание.  У детей  дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, поэтому дыхательные упражнения им особенно полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.  Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Формируем умения дышать только через нос. Глубокий медленный выдох поможет  ребенку расслабиться, успокоиться, справиться с волнением, раздражительностью. В заключительной части гимнастики используются особые упражнения – это релаксация , которая дает возможность расслабить мышцы ног, рук, туловища. Она позволяет успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Чтобы  гимнастика давала результаты, необходимо выполнять определенные условия:

- играя  с ребенком, надо чувствовать себя партнером, участником игры, радуясь вместе с ним, незаметно помогать ему при затруднениях;

-сопровождать движения стихотворным текстом, так как  ритм, рифма не только воспитывают слуховое внимание и восприятие, но и организуют ритм и темп движения;

-текст  произносить четко, эмоционально, с повторением;

- играть против желания ребенка недоступно.

Таким образом, утренняя эмоционально-стимулирующая гимнастика- это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на решение оздоровительных, а так же воспитательных и образовательных задач. Она  помогает детскому организму проснуться, поднимает мышечный тонус, улучшает настроение и  положительно настраивает ребенка на весь предстоящий день. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье, как полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Список литературы

1. « Самые маленькие в детском саду» Авт.- сост. В.Сотникова ЛИНКА-ПРЕСС, 2010

2.Харченко Т. Е Утренняя гимнастика в детском саду Москва. Мозаика – Синтез, 2011

3.Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педагогическому совету "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"

Презентация к педсовету  "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников". ОО "Здоровье".  Раскрыто понятие ЗОЖ. Значение питания в формировании ЗОЖ дошкольников. ...

Презентация "Формирование здорового образа жизни дошкольников, в ходе реализации проекта "К здоровой семье, через детский сад""

В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития....

«Формирование здорового образа жизни дошкольников» "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскол

Наша эпоха - эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека явл...

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

Презентация в ДОУ "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"

Питание детей 2-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физичес...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»

Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове...